Программа Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик




Скачать 349.46 Kb.
НазваниеПрограмма Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик
страница1/3
Дата конвертации16.11.2013
Размер349.46 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Программа
Социально – психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов».
Разработчик программы Кожухарь Галина Сократовна, канд. психол. наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии МГППИ.
Теоретическую и методологическую основу программы составили современные положения конфликтологии и психологии конфликта, разработки зарубежных и отечественных авторов по проблеме толерантности, фундаментальные положения технологий группового тренинга, теории личностно-ориентированного образования, учебной деятельности, синтетического контекстного обучения, акмеологический подход к развитию личности.

Цель тренинга – создание условий для становления и развития толерантной позиции учителя в межличностных отношениях как важнейшей детерминанты конструктивного разрешения педагогических конфликтов.

Программа тренинга предназначена для работников системы образования и, прежде всего, для учителей начальной и средней школы.

Основные методы, использованные в программе: групповая дискуссия, ситуационно-ролевые игры, психогимнастика.

Продолжительность тренинга составляет три дня по восемь часов. Всего двадцать четыре (24) часа. Содержание программы рассчитано на динамичную работу группы. При слабой динамике количество упражнений может быть сокращено.

Количество участников – 12-15 человек.

Структура программы включает следующие блоки.

Первый блок называется «Педагогические конфликты: функции, виды, стратегии поведения». Его цель – осознание участниками сути педагогических конфликтов, их функций, видов, а также собственных стратегий поведения в них, оптимизация стратегий поведения, расширение поведенческого репертуара в разрешении конфликтов, повышение гибкости реагирования.

Второй блок – «Техники профилактики и разрешения школьных конфликтов» - знакомит членов группы с современными техниками, приемами, способами оптимизации общения как профилактики конфликтов и их урегулированию по конструктивному типу.

Третий блок, под названием «Толерантная позиция в конструктивном разрешении педагогических конфликтов», направлен на осознание, становление и развитие толерантной позиции учителя как основы конструктивного разрешения конфликтов.

Каждая смысловая часть программы тренинга реализуется по следующей схеме. Во-первых, осознание участниками своих реальных психологических особенностей как первичное самоопределение. Во-вторых, перспективное моделирование – создание идеального образа личности и процесса взаимодействия в конфликте. В-третьих, рефлексия – анализ и осознание актуального и потенциального, реального и идеального. В-четвертых, самоопределение - осознанный выбор измененной психологической реальности.

Применение конфликтных ситуаций как базовых при моделировании процессов взаимодействия в целостной тренинговой программе предполагает опору на некоторые принципы. Ведущий группы обеспечивает фасилитацию процесса группового взаимодействия с целью осознания и формулировки участниками этих принципов. С точки зрения влияния на развитие личности в конфликтной ситуации, наиболее важными из них представляются следующие.

1. Конфликт следует рассматривать и анализировать в рамках более широких отношений - в контексте педагогического общения и учебной деятельности.

2. Педагог принимает и несет ответственность за исход и последствия разрешения конфликтной ситуации для его участников.

3. В конфликте «учитель - ученик» приоритетны потребности и интересы учащихся, связанные с их личностным развитием.

4. Следует учитывать равноценность внутренних позиций участников конфликта при их статусной неравнозначности, если рассматривается конфликтная ситуация «ученик - учитель».

5. Продуктивным для разрешения конфликта является соотнесение ситуационных характеристик с психологическими особенностями личности его участников как внешних условий, выявляющих и обостряющих внутренние противоречия.

6. Существенная детерминанта саморазвития педагога – его самоопределение в процессе общения и взаимодействия, а также направленность на проявление и развитие компетентности в общении и в разрешении конфликтов как совокупности качеств, необходимых зрелому профессионалу.

7. Принцип поиска «базового противоречия» - предполагает анализ проблемного поля сходных ситуаций и выявления исходного противоречия, которое может являться источником различных, на первый взгляд, проблемных ситуаций.

8. Толерантная позиция учителя в разрешении педагогических конфликтов является основой их конструктивного разрешения.

В качестве базовых категорий, обеспечивающих осознание механизмов поведения в конфликте, выделены «эмоции/переживания» и «потребности/интересы». Конструирование тренинга направлено на реализацию единства содержательной и процессуальной составляющих процесса активного обучения, что должно способствовать развитию совокупности компонентов психологической готовности к эффективному разрешению педагогических конфликтов: межличностного, инструментального и гностического.

Итак, структура программы тренинга включает три блока:

1. «Педагогические конфликты: функции, виды, стратегии поведения».

2. «Техники профилактики и разрешения школьных конфликтов».

3. «Толерантная позиция в конструктивном разрешении педагогических конфликтов».
Содержание программы тренинга

Блок 1. (Первый день).

«Педагогические конфликты: функции, виды, стратегии поведения».
1. Целеполагание и знакомство. Ведущий рассказывает о цели тренинга и его структуре, решаются организационные моменты, оглашаются принципы участия в социально-психологическом тренинге (активности, исследовательской позиции, объективации поведения, партнерского общения). Учителя представляются и осуществляют первичное самоопределение, сформулировав свои ожидания и цели участия в тренинге.

2. Упражнение 1. Знакомство. Цель – знакомство через осознание проявлений личностных особенностей в конфликте. Использование выявленных особенностей как индивидуальных мотиваторов саморазвития в контексте тренинга. Ход упражнения. Группа делится по парам. В паре каждый по очереди называет два качества, которые ему помогают успешно разрешать педагогические конфликты и два качества, которые рассматриваются им как препятствующие конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Затем все участники каждой пары представляют своего партнера, называя те качества, которые он перечислил (вначале помогающие, затем – мешающие). Обсуждение направлено на осознание своих индивидуальных особенностей, выявление типичных для группы качеств, выступающих как групповой ресурс конструктивного решения конфликтов и качеств, с которыми связана потребность изменения, саморазвития, самосовершенствования. 1

3. Упражнение 2. Цель – выявление и осознание основных функций конфликта. Инструкция участникам: «Пожалуйста, приведите по две-три ассоциации, которые первыми приходят вам на память, когда вы слышите слово конфликт». Ход упражнения: члены группы называют ассоциации и записывают их на листе ватмана или на доске. Затем все приведенные примеры классифицируются на основании тех признаков, которые смогут выделить участники. Обсуждение. Ведущий группы просит учителей выделить общую характеристику, которая могла бы находиться в основе всех ассоциаций (например, таких как ссора, драка, разногласие, напряжение, развитие и др.), а также назвать те группы, на которые расклассифицировали примеры. В результате групповой дискуссии формулируются некоторые выводы. Например: 1). В основе любого конфликта находится противоречие, которое должно достичь определенной степени обострения. 2). Главная функция конфликта заключается в разрешении противоречия. 3). На обыденном уровне сознания конфликт ассоциируется с негативными характеристиками, в которых проявляется его деструктивная функция. 4). Конфликт способен выполнять конструктивную функцию развития, личностного роста его участников.

4. Упражнение 3. Цель – знакомство с классификациями педагогических конфликтов. Ход упражнения. Учителям дается задание вспомнить наиболее значимую конфликтную или проблемную ситуацию, произошедшую за последние две недели. Затем каждый по кругу рассказывает коротко свою историю. Ведущий просит выделить признаки, по которым услышанные рассказы можно было бы объединить в группы. Обсуждение. В групповой дискуссии рассматриваются разные основания для типологий педагогических конфликтов (конфликты деятельности, мотивационные, дидактические, поведенческие, межличностных отношений и др.). Приведенные примеры соотносятся с классической типологией школьных конфликтов: «учитель –ученик», «учитель – родитель», «учитель – учитель», «учитель – администратор», «ученик – ученик». Обсуждаются общие и специфические причины их возникновения.

5. Психогимнастика. Упражнение 4. Цель – поддержание и восстановление работоспособности. Ход упражнения. Участники становятся в круг. Первый начинает какое-либо движение. Второй повторяет движение предыдущего человека и добавляет свое движение, и так далее. Последний участник группы должен повторить все движения и завершить демонстрацией своего образца поведения. Обсуждение. По окончании упражнения можно задать вопрос о том, какое настроение было у членов группы, какие возникли трудности, как они преодолевались индивидуально, какова была общегрупповая реакция на трудности отдельных участников, от каких факторов зависит согласованность групповой работы и сплоченность.

6. Информация от ведущего группы о проблеме толерантности, ее актуальности в современных социокультурных условиях и, в частности, в системе личностно-ориентированного образования. Участники знакомятся с предварительным определением данного понятия и его границами.

7. Упражнение 5. Цель – осознание стратегии поведения, выбираемой спонтанно в игровой ситуации конфликтного взаимодействия. Инструкция: «Пожалуйста, выберите себе пару и встаньте рядом, держась за руки, лицом ко мне (ведущему). Предлагаю вам короткую игру, условия которой следующие. По моей команде «начали» вы приступаете к игре. За один удар рукой по своему бедру участник зарабатывает один доллар. Руки размыкать нельзя, разговаривать запрещено, игра невербальная. По команде «стоп» вы заканчиваете игру». Если учителя задают дополнительные вопросы, инструкция повторяется еще раз в той же формулировке с добавлением, что можно действовать на основании собственного понимания. Ход упражнения. Участники играют в течение 4-5 минут, в то время как ведущий внимательно наблюдает и фиксирует все варианты поведения в заданной ситуации. Обсуждение: после окончания игры каждая пара делится теми переживаниями, чувствами, которыми сопровождалось выполнение задания, а также мыслями, возникшими в данном процессе и по окончании действия. Ведущий задает вопросы о том, проявил ли кто-то из игроков толерантность, возможна ли она в ходе данной игры, и если да, на основании каких признаков это можно подтвердить. После высказываний всех членов группы тренер просит запомнить сказанное с целью включения данного материала в дальнейшее обсуждение.

8. Психодиагностика стратегий поведения в конфликте по тесту К. Томаса (см. Прил. 1). Цель – выявление и осознание индивидуального и группового профиля стратегий поведения в конфликте. Ход диагностики: после инструкции члены группы заполняют бланки ответов, затем по ключу подсчитывают результаты.

9. Информация от ведущего (Прил.2). Цель – теоретическое знакомство с некоторыми положениями, раскрывающими особенности конфликта, классификацией стратегий поведения в конфликте и их психологическими характеристиками.

10. Психологическая интерпретация результатов диагностики и соотнесение их с выводами по игре (Упр. 2). Обсуждение. 1. Известные теперь членам группы стратегии поведения в конфликте соотносятся с теми реакциями, которые они продемонстрировали в игре (как правило, это либо соперничество, либо компромисс; реже встречаются избегание и приспособление). Ведущий задает вопрос о том, как бы в этой игре выглядело сотрудничество, и участники разрабатывают три рекомендации, способствующие достижению сотрудничества в образовательном процессе: 1) выявление интересов всех сторон, 2) выработка общей цели совместной деятельности, 3) отбор адекватных средств и способов достижения цели. 2. Как индивидуальный профиль каждого участника тренинга, так и групповая тенденция реагирования в конфликте, анализируется с точки зрения вероятности проявления разных стратегий поведения, и возможных результатов реализации основных функций обучения и воспитания. Формулируется вывод о том, что при внедрении личностно-ориентированного обучения в иерархии стратегий поведения в конфликте у учителей должны доминировать сотрудничество и компромисс при умении гибко использовать все типы поведения. 3. Рассматриваются особенности реагирования в ситуации дефицита времени и устойчивые личностные особенности предпочтения той или иной стратегии поведения в конфликте. Чаще члены группы приходят к выводу, что в экстремальной ситуации они соперничают или избегают. Устойчивые тенденции варьируют от группы к группе и анализируются либо как потенциальный ресурс (если сотрудничество и компромисс не попадают в средний или высокий уровень выраженности), либо как актуализированные возможности конструктивного решения конфликта. Проявления каждого типа поведения соотносятся с толерантной/интолерантной позицией в разрешении конфликтов.

11. Завершение групповой работы. Цель - подведение итогов за день. Получение обратной связи от группы. Ход завершающего упражнения. Учителям предлагается по очереди по кругу выбросить на пальцах в системе баллов от 1 до 10 балл, отражающий: а) их эмоциональную удовлетворенность от проведенного дня, б) полезность информации и опыта с точки зрения возможностей практического применения в педагогической деятельности. Прощание до следующего дня.
Блок 2 (Второй день).

«Техники профилактики и разрешения школьных конфликтов».
12. Целеполагание и самоопределение на день. Цель – мотивация участников, повышение уровня осознания в процессе групповой работы. Ход обсуждения. Ведущий сообщает основную цель и задачи, которые он собирается реализовать в течение дня. Учителя сообщают о своих ожиданиях, пожеланиях и целях, связанных с предстоящим тренингом.

13. Упражнение 6. Цель - создание атмосферы непринужденности, работоспособности, сокращение дистанции. Инструкция. Станьте, пожалуйста, на свободное пространство. Сейчас мы будем здороваться друг с другом, используя свой собственный способ невербального приветствия. Поздоровавшись с одним человеком, вы, встречаясь со следующим, применяете приветствие, которое продемонстрировал ваш предыдущий партнер. Если какая-либо пара использует одинаковые приветствия, для последующих участников надо придумать новый способ. Ход упражнения. Учителя приветствуют друг друга в течение 5-7 минут. Обсуждение может затрагивать следующие вопросы: как чувствовали себя учителя, какие из приветствий особенно запомнились и понравились, почему, какие факторы влияют на установление контакта и желание или нежелание его поддержать, как это связано с толерантной позиции личности.

14. Упражнение 7. «Картография конфликта» (1). Цель – обучение технике изменений образа конфликта как основы его конструктивного разрешения. Инструкция: 1. Выразите проблему, которая связана с вашей педагогической деятельностью одной фразой (В чем проблема?) 2. Выявите и назовите, тех, кто вовлечен в конфликт (главных участников). 3. Как вы думаете, каковы их подлинные потребности (нужды). Перечислите основные потребности всех участников, в том числе и ваши. 4. Как вы думаете, каковы подлинные опасения вашего партнера и ваши собственные? Перечислите их. Ход упражнения. Участники вспоминают конфликтную ситуацию и основную проблему, связанную с ней. Затем каждый индивидуально заполняет схему «картография конфликта» (Прил. 3). Далее группа делится по парам или тройкам, где проводится анализ эффективности разрешения конфликта с помощью данной техники. Обсуждение. В общем круге рассматриваются влияние осознания потребностей и опасений партнера и своих собственных на изменение образа конфликта в позитивную сторону как основы для его решения. Делаются выводы о различном содержании образа себя, партнера и ситуации. Переход от схематичного и упрощенного образа другого человека к приближенному к реальности психологическому содержанию является одним из существенных моментов работы с образом конфликта.

15. Упражнение 8. «Мой враг – мой друг» (2). Цель: объективация представлений о себе и о партнере в конфликте, видение не только негативных, но и позитивных характеристик оппонента. Инструкция: «Представьте конфликтную ситуацию, которая произошла или могла бы произойти у вас в школе. Возьмите чистый лист бумаги и разделите его на две половины вертикальной чертой. В левой части листа запишите особенности оппонента, которые, по Вашему мнению, способствовали появлению и развитию конфликта. В правой части продолжите список положительными качествами, которые могут явиться продолжением его отрицательных особенностей. Обсуждение. Учителя анализируют в начале в тройках, а затем в группе, отрицательные качества и их позитивное продолжение, выявляют, как изменение понимания функций качеств влияет на восприятие конфликта и возможности его разрешения. В групповой дискуссии обсуждаются возможности применения данного способа работы с конфликтом и его ограничения. (Прил.4).

16. Упражнение 9. «Открытое предъявление чувств» (в упражнении использована схема М. Розенберга). Цель: приобретение умений и навыков открыто, корректно предъявлять любые чувства, как позитивные, так и негативные. Инструкция: разделитесь по парам и вспомните конфликтную ситуацию из сферы педагогического общения. Восстановите чувства, которые вы в ней пережили. Опишите партнеру вашу реальную реакцию в ситуации и попробуйте отреагировать, выразив отрыто чувства по следующей схеме.

Схема искреннего выражения чувств:

  1. Описание наблюдаемого факта. Фраза начинается со слов: «Когда я вижу (слышу и т.п.).

  2. Называние чувства, которое породили действия партнера по общению («Я чувствую…»).

  3. Описание потребности, которая находится за чувствами («потому что мне необходимо…; Я нуждаюсь …»).

  4. Просьба к партнеру по общению в этой конкретной ситуации («Пожалуйста, мне хотелось бы, чтобы Вы (ты) …»).

В обсуждении концентрируется внимание на ответной реакции, которая спонтанно проявляется у партнера по общению в первом случае и при искреннем выражении чувств по предложенной схеме. Формулируется вывод о возможностях открытого предъявления чувств с целью установления глубоких отношений взаимопонимания и для профилактики конфликтов. (Пример искреннего выражения чувств по схеме см. Прил. 5).

17. Упражнение 10. Цель – обучение конструктивному разрешению конфликта по определенной схеме его анализа. Ход упражнения. Члены группы вспоминают значимые конфликтные ситуации и выбирают одну из них (или ведущий дает собственную заготовку). Затем все участники делятся на группы по количеству оппонентов. Каждая подгруппа описывает конфликт из позиции той стороны, которую они представляют по следующей схеме:

1. формулировка проблемы;

2. выявление интересов;

3. возможные решения;

  1. альтернативы;

  2. разрешение (исход) конфликта.

Далее подгруппы в общем круге представляют свои наработки. Обсуждение: рассматриваются вопросы, связанные с расширением контекста понимания проблемы, изменением образа оппонента и конфликта в целом, расширением возможностей конструктивного исхода конфликта по общей стратегии «выиграть – выиграть», в отличие от стратегии «победить – проиграть». Результаты обсуждения и сформулированные выводы соотносятся с характеристиками толерантной установки и позиции, приводятся примеры возможных проявлений толерантности при разрешении конфликта по данной схеме.

18. Ситуационно-ролевая игра. Цель – закрепление знаний и практических умений разрешения конфликта по рассмотренной схеме анализа. Ход игры: желающие разыграть ролевую игру демонстрируют протекание конфликта, проанализированного в предыдущем задании с учетом данных, выявленных по схеме анализа конфликта. Наблюдатели отслеживают вербальные и невербальные элементы поведения участников игры, которые способствуют конструктивному разрешению конфликта, либо препятствуют ему, фиксируют целенаправленное применение схемы анализа и информации, полученной на ее основе. Обсуждение. Участники игры выражают чувства и описывают их динамику в соответствии с разворачиванием конфликта. Наблюдатели дают обратную связь игрокам об эффективности примененных ими приемов, способов, схем и т.п. Анализируются проявления всеми участниками толерантной позиции в общении и разрешении конфликта: игроками в процессе ситуационно-ролевой игры, наблюдатели в процессе обсуждения.

19. Групповая дискуссия на тему «Толерантная позиция в разрешении конфликтов». Цель – обобщение теоретических знаний и практического опыта конструктивного разрешения конфликтов на основе толерантной позиции по отношению к оппонентам и самому конфликту. Обсуждение предполагает раскрытие следующих вопросов: субъективного переживания собственной позиции как толерантной, объективных характеристик проявления данной позиции во внешних поведенческих признаках, влияния толерантной позиции и соответствующей установки на динамику конфликтных взаимоотношений и исход конфликта.

20. Упражнение 11 (заключительное). Цель – эмоционально-рациональная интеграция опыта конструктивного разрешения конфликта на основе толерантной позиции. Инструкция: сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого он в руках, будет называть имя человека, которому он хочет передать этот мяч и произносить слова: « для меня толерантная позиция это …, а для тебя?» и так далее. У каждого из нас мяч может оказаться в руках несколько раз. Ход упражнения: члены группы становятся в круг. Мяч в руках у ведущего. Он начинает первым и заканчивает упражнение после нескольких повторений определения толерантной позиции. Прощание до следующего дня.
  1   2   3

Похожие:

Программа Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик iconПрограмма тренинга «Развитие учителя как толерантной личности»
...
Программа Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик iconКак предотвратить конфликты?
Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. В ходе...
Программа Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик iconПрограмма Социально психологического тренинга: «формирования толерантных гендерных установок у подростков»
Социально – психологического тренинга: «формирования толерантных гендерных установок у подростков»
Программа Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик iconПрограмма социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников»
И потому социализация этих видов социальных отношений на этапе младшего школьного возраста является практически ориентированной самостоятельной...
Программа Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик iconПрограмма социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель
«Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения»
Программа Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик iconВ. Ю. Плеханов Программа социально-психологического тренинга
...
Программа Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик iconФормирование диалогической позиции будущего учителя в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального
Программа Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик icon                                                                                                             А. Л. Ритс 
...
Программа Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик icon  восстановительные технологии как способ разрешения  межличностных конфликтов учащихся  Яковлев Д. В.,  научные руководители: Нездолей Л. А., Полунина М. С.,  
В  условиях  современной  школы      деятельность  педагогических  коллективов   
Программа Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик iconКонспект психологического тренинга для детей подросткового возраста на тему «дружба»
Цель: формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница