Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога)




НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога)
страница1/8
Дата конвертации15.11.2013
Размер0.88 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования РС (Я)
Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения МО РС (Я)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ


(СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА)

Якутск

2012
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога).
Данные рекомендации предназначены для всех субъектов образования, участвующих в подготовке, сопровождении и проведении единого государственного экзамена: педагогов- предметников, классных руководителей, администрации школ, педагогов-психологов, выпускников школ и их родителей.
ВВЕДЕНИЕ

Единый государственный экзамен - это экзамен, одновременно являющийся выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вуз (с 2009г.). ЕГЭ сдают только выпускники полной общеобразовательной средней школы, задания ЕГЭ выполнены в виде теста.

Для ЕГЭ характерны две особенности:

1. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются как в школьном аттестате, так и в качестве вступительного экзамена в вуз;

2. Все тесты ЕГЭ состоят из однотипных заданий, для оценки ЕГЭ используется единая шкала, позволяющая по уровню подготовки сравнивать всех учащихся.

Сравнительный анализ традиционного экзамена и ЕГЭ выявил следующие отличия:

Особенности

Традиционный экзамен

Единый государственный экзамен

Кто оценивает

Знакомые ученику педагоги

Незнакомые эксперты

Оценивается

Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи отражается на оценке

Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать

Содержание экзамена

Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.)

Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала

Фиксация результатов

На письменном экзамене - на том же листе, на котором выполняются задания. На устном - на черновике

Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов

Возможность исправить собственную ошибку

На устном экзамене можно исправить ошибку во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном - при проверке собственной работы

Практически отсутствует

Влияет на оценку

Большое влияние оказывают субъективные факторы (контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д.)

Оценка максимально объективна

Стратегия деятельности во время экзамена

Унифицированная

Индивидуальная

Критерии оценки

Известны заранее

Уточняются уже после завершения экзамена

Информация о результатах экзамена

На устном экзамене - практически сразу, на письменном - в течение нескольких дней

Через более длительное время


Для успешной подготовки и прохождения выпускниками школ процедуры ЕГЭ необходимо психолого-педагогическое грамотно интегрированное сопровождение, в которое должны быть включены субъекты образования: педагоги-психологи, учителя–предметники, классные руководители, администрация ОУ, родители выпускников. Его цель - формирование готовности учащихся к сдаче ЕГЭ.
Особенности ЕГЭ обусловливают следующие трудности у учащихся

(по Е. Шрагиной)

  • Познавательные: недостаточный объем знаний, недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями, неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета.

  • Личностные: недостаток информации о процедуре, отсутствие возможности получить поддержку взрослых, повышенный уровень тревоги.

  • Процессуальные: недостаточное знакомство с процедурой экзамена, отсутствие четкой стратегии деятельности.

  • Психологические:

разочарование в себе и близких людях; усечение в коммуникациях – до глубокого погружения (ухода) в себя; потеря веры в свое достойное настоящее и успешное будущее; эмоциональная расторможенность, не исключающая ярких агрессивных реакций; когнитивный ступор; утеря личностной значимости и ценности собственной жизни.



  1. Рекомендации педагогам-психологам

1.1.Акценты в работе с учителями предметниками

  • учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся;

  • четкая и подробная информация о процедуре ЕГЭ;

  • сосредоточенность на позитивных сторонах и преимуществах учащегося;

  • безоценочное суждение;

  • активное слушание;

  • привлечение потенциала родителей при подготовке и проведении ЕГЭ.

1.2.Акценты в работе с классным руководителем

  • согласованность действий всех участников образовательного процесса, требования выверены, единые;

  • актуализация положительной мотивации родителей на участие в образовательном процессе ребенка;

  • конструктивное взаимодействие семьи и школы;

  • координация деятельности участников образовательного процесса, которая направлена на подготовку к ЕГЭ.

1.3.Акценты в работе с родителями

  • актуализация веры родителей в способности и возможности своего ребенка;

  • восприятие ребенка через призму его успешности;

  • атмосфера понимания, уважения и конструктивной поддержки;

  • совместная деятельность при подготовке к экзамену;

  • осознание того, что действительной ценностью является жизнь и здоровье ребенка, а не количество баллов по ЕГЭ.

  • 1.4.Акценты в работе с выпускниками

  •   освоить особенности процедуры ЕГЭ;

  • отработать навыки поведения на экзамене;

  • освоить приемы самоконтроля и саморегуляции;

  •   сформировать адекватные установки;

  • снизить уровень тревоги до оптимального;

  • снять напряжение и страх перед тестированием;

  •    выработать индивидуальный стиль работы на ЕГЭ;

  • учитывать следующие особенности детей:


1.4.1. Правополушарные дети

Краткая психологическая характеристика

Правополушарные - таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

Основные трудности, возникающие при сдаче Единого государственного экзамена

Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать информацию. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты. То есть деятельность, связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути.

Стратегии поддержки

Для того чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (заданиях типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора (к заданиям типа В и С).
1.4.2. Дети-синтетики

Краткая психологическая характеристика

Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

Основные трудности, возникающие при сдаче Единого государственного экзамена

Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Стратегии поддержки

Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности - от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь? В начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.
1.4.3. Тревожные дети

Краткая психологическая характеристика

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности, возникающие при сдаче Единого государственного экзамена

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки

Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.

Задача взрослого - создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».
1.4.4. Неуверенные дети

Краткая психологическая характеристика

Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания).

Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Основные трудности, возникающие при сдаче Единого государственного экзамена

Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче Единого государственного экзамена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

Стратегии поддержки

Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).
1.4.5. Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

Краткая психологическая характеристика

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети - это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

Основные трудности, возникающие при сдаче Единого государственного экзамена

ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

Стратегии поддержки

Психические функции формируются через наличие внешних опор. Соответственно, на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.

Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога) iconСоветы по психологической подготовке к единому государственному экзамену выпускников и их родителей
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога) iconС. В. Неделина Психологическая подготовка выпускников
Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену (для методической и психологической служб школы, учителей,...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога) iconПодготовка к государственному экзамену по специализации 1-24 01 02 01
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам специальности «Правоведение» в их подготовке к сдаче государственного...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога) iconТеоретический материал геграфия россии
Основу содержания егэ составляет обязательный минимум содержания образования по географии. В пособиях по подготовке к единому государственному...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога) iconМетодические рекомендации психолога при подготовке к егэ советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога) iconАнкета.  Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу»
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога) iconПрограмма психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену
Экзамены представляют собой нелегкую и неприятную, но неизбежную составную часть нашей жизни. В школе мы сталкиваемся с экзаменационной...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога) iconКак правильно подготовиться к экзамену (советы психолога)
Формирование подобных психотехнических навыков будет полезно абсолютно всем школьникам старших классов
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога) iconМетодические рекомендации для подготовки к экзамену в форме компьютерного тестирования в адаптивной среде аст-тест Нижний Новгород 2009
Физическая культура: Методические рекомендации для подготовки к экзамену в форме компьютерного тестирования в адаптивной среде аст-тест...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога) iconМетодические рекомендации для подготовки к экзамену в форме компьютерного тестирования в адаптивной среде аст-тест Нижний Новгород 2009
Нормативно правовое обеспечение образовательного процесса: Методические рекомендации для подготовки к экзамену в форме компьютерного...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница