Литература 32




НазваниеЛитература 32
страница1/4
Лебедев Максим
Дата конвертации14.11.2013
Размер0.58 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение

Смоленская основная общеобразовательная школа

Переславского муниципального района Ярославской области

РЕФЕРАТ

на тему «Развитие живого мира»

Выполнил: ученик 9 класса

Лебедев Максим
Проверил: учитель биологии

Питерцева Светлана Геннадьевна

июнь 2006

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------------------3
1. Архейская и Протерозойская эры------------------------------------------------------------6

2. Палеозойская эра--------------------------------------------------------------------------------13

3. Мезозойская эра---------------------------------------------------------------------------------19

4. Кайнозойская эра--------------------------------------------------------------------------------26
Заключение------------------------------------------------------------------------------------------30
Словарь терминов----------------------------------------------------------------------------------31
Литература-------------------------------------------------------------------------------------------32

Введение
Жизнь — одно из сложнейших явлений природы. Со времен глубокой древности она казалась людям таинственной и непознаваемой. Приверженцы религиозных идеалистических взглядов считали жизнь духовным, нематериальным началом, возникшим в результате божественного творения. В средние века жизнь связывалась с присутствием в организмах некоей “жизненной силы”, недоступной для познания средствами науки и практики.
Во многих отношениях Земля – обычная планета Солнечной системы: она вращается вокруг своей оси, движется вокруг Солнца в строгом соответствии с третьим законом Кеплера*, на ней есть атмосфера. По массе Земля уступает планетам-гигантам, но является самой «солидной» среди планет своей группы.

Однако Земля все-таки особенная планета. И не только потому, что ее поверхность на 2/3 покрыта водой, и не из-за того, что она имеет сильное магнитное поле, а ее атмосфера – уникальные свойства. На Земле есть жизнь! Причем это не просто феномен существования белковых тел, а жизнь, эволюция которой увенчалась образованием вида Homo sapiens – Человека разумного. Возможно, что на многие десятки световых лет* вокруг Земля, скорее всего, является единственным оазисом разумной жизни во Вселенной. И все уникальные свойства Земли как планеты, ее атмосферы, ее водного покрова – результат действия некоего физического принципа, как бы «подгоняющего» природные условия к возможности появления жизни и ее эволюции, к возникновению Разума на планете.
В некоторых гипотезах (креационизм, панспермия, направленная панспермия) опускается основной вопрос возникновения жизни. Авторы другой группы гипотез пытаются обосновать законы возникновения жизни из неодушевленной материи – абиогенез (автогенез)

1. Креационизм – наука о сотворении жизни богом.

Библия начинается описанием сотворения мира. Она не объясняет, как образовался мир и каким образом на Земле появился человек. Этим занимается наука.

Библия же поэтичным языком напоминает, что все существующее вокруг нас создал для блага и счастья Бог-Творец.
И сказал Бог: «Да и произрастит Земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на Земле». И стало так. И произвела Земля траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел бог, что это хорошо.
Затем Бог сказал: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над Землею, по тверди небесной». (…) И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на Земле».
Потом Бог сказал: «Да произведет Земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их». И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал наконец Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему. (…) И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (…) И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
Первая книга Моисеева:

Бытие, глава 1, стихи 11-31
2. Панспермия – гипотеза о распространении зародышей жизни во вселенной. Перенесение зародышей на Землю могло осуществляться метеоритами или световыми лучами.
3. Панспермия направленная – это гипотеза о перенесении живых организмов на Землю высокоразвитыми неземными цивилизациями.
Абиогенез (автогенез) – теория о возникновении организмов из неживой материи. Живые системы – организмы – развивались на поверхности Земли приблизительно 3,6 млрд. лет (миллиард лет спустя после образования нашей планеты).

I.Фаза химического развития:

Высвобождение электрической энергии в атмосфере Земли действовало на метан, водород, аммиак и воду таким образом, что из них образовывались первые аминокислоты, сложные молекулы, которые стали основой процессов, необходимых для образования жизни и химических реакций. В результате этого появляется органическая материя, главным образом полимеры.

II. Фаза коллоидально-химического развития:

В водоемах скапливаются молекулярные полимеры, а их насыщенный раствор осаждает маленькие капли – коацерваты, - которые растут, развиваются и делятся.

III. Фаза биологического развития:

Часть коацерватов (примитивных организмов), при недостаточном количестве органического питания в окружающей среде, постепенно переходит на автотрофное питание, то есть приобретает способность использовать неорганическую материю и солнечную энергию. Постепенно развиваются организмы, приспособившиеся к фотосинтезу (первые зеленые растения). Они, естественно, становятся пищей для других организмов: бактерий и низших гетеротрофных организмов, которые начали в процессе обычного дыхания использовать полученный из воздуха кислород.
4 млрд. лет назад на поверхность Земли воздействовало интенсивное излучение. В атмосфере не хватало кислорода, ультра фиолетовые лучи сжигали сушу, часто имели место извержения вулканов.

В результате вышеназванных причин жизнь могла образоваться только в воде, которая, вне всякого сомнения, была защитой от излучения. Когда в воде, являвшейся колыбелью жизни, появились клетки, вырабатывающие хлорофилл, который делал возможным фотосинтез, в ней стал накапливаться жидкий кислород. Высвободившийся из морских растений кислород постепенно проникал в атмосферу. 2,5 млрд. лет назад его было в тысячу раз меньше, чем сейчас. 500 млн. лет назад кислорода в атмосфере было столько же, сколько сейчас. Под воздействием радиации его верхний слой преобразовался в озон, поглощающий большую часть смертоносного излучения, защищая тем самым земную кору. Благодаря озону жизнь смогла выйти из воды на сушу.
Обзор геологических эр и периодов


Эра

Период

Эволюция растений

и животных


Кайнозойская эра (период от 65 млн. лет назад до нашего времени)


Четвертичная система

- современные растения и животные
- эволюция человека

Третичная система

- развитие покрытосемянных растений, хвойных
- предки человека, эволюция млекопитающих и птиц


Мезозойская эра

230 – 65 млн. лет назад


Меловой период



- первые покрытосемянные растения, развитие голосемянных растений
- первые птицы и млекопитающие, развитие рептилий и головоногих

Юрский период


Триасовый период



Палеозойская эра

570 – 230 млн. лет назад

Пермский период


- первые голосемянные растения, развитие хвощей, плаунов и папоротников
- первые пресмыкающиеся и земноводные, летающие насекомые


- первые багрянки, водоросли
- первые членистоногие, кораллы, головоногие, трилобиты

Каменноугольный период


Девонский период

Силурский период

Ордовикский период

Кембрийский период


Протерозойская эра

2600 млн. лет назад

- развитие водорослей

- первые животные

- развитие бактерий и синюх

Архейская эра

от 3500 млн. лет назад

- первые водоросли, бактерии и синюхи

- возникновение жизни

Формирование оболочки Земли, возникновение первой земной коры

(Азойская эра)


1. Архейская и Протерозойская эры
В эпоху Возрождения, когда биологическая наука еще очень робко пыталась точными экспериментами опровергнуть библейскую легенду о сотворении мира по велению творца, основной задачей было показать, что живые существа могут зарождаться из земли, из почвы прямо в банке. Но на сегодняшний день, как известно, «жизнь в пробирке» сама по себе возникнуть не может.

Никто не может сказать точно, как образовалась Земля, но многие ученые придерживаются общего мнения. Солнечная система первоначально была облаком газа и пыли, летящим в космосе (астрономам известно много других подобных облаков в галактике). Некая причина, возможно, серия ударных волн от взрыва звезды, привела к тому, что облако под действием своей собственной силы тяготения стало уплотняться. Так был приведен в движение огромный вращающийся шар газа и пыли. Материя устремлялась к центру, делаясь горячей и плотней, чем по краям. Это ядро мощной энергии было зачатком нашего Солнца.

Тем временем фрагменты пыли, вращающиеся вокруг ядра, начали уплотняться, превращаясь в небольшие камни. Затем, разрастаясь, как снежные комья, они образовывали большие валуны, которые со временем выросли в глыбы диаметром в несколько километров. Эти глыбы называются планетезималями. Последние, сталкиваясь, в конечном итоге образовали четыре внутренние каменные планеты – Меркурий, Венеру, Землю и Марс, а также каменные ядра «газовых гигантов» - Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна. Энергия, выделяемая Солнцем (солнечный ветер), сорвала с внутренних планет окружающую их газовую оболочку. Гигантские же планеты находились вне пределов мощного потока солнечного ветра и поэтому сумели сохранить свои плотные атмосферы до наших дней.

На ранней стадии своего существования Земля была такой же бесплодной планетой, какой в наши дни является Луна. Не защищенная атмосферой, она постоянно подвергалась бомбардировкам метеоритами – миллионами каменных обломков, носившихся по молодой Солнечной системе. Они врезались в Землю, «выбивая» на ее поверхности огромные кратеры. Постоянные бомбардировки Земли метеоритами, возможно, стали причиной того, что ее каменная поверхность расплавилась: планета превратилась в один сплошной океан раскаленных, расплавленных горных пород. Со временем бомбардировки ослабли, и поверхность Земли охладилась. Под затвердевшей поверхностью остались пузыри сжатых газов.

Под действием все возрастающего давления водород, углекислый газ, водяной пар и азот прорывались через земную кору на поверхность в виде вулканов. Тысячи извержений бушевали по всему земному шару. Накопленные газы сформировали вокруг Земли новую атмосферу. Из поднимавшегося вверх водяного пара образовались облака, окутавшие планету.

Сначала никакой жизни на Земле не было вовсе, были одни минеральные, газообразные и жидкие вещества, подвергавшиеся разнообразным геохимическим процессам*. Вслед за этим в самых своих простейших формах появилась жизнь со своими уже биохимическими процессами, протекающими в клетках. Некоторые полагают, правда, что какие-то «споры жизни» могли быть занесены на нашу планету из космоса – но там то они откуда взялись? Но как геохимические процессы «превратились» в биохимические, то есть как на основе круговорота минеральных веществ возник круговорот веществ органических? Это и будет ответом на самый важный вопрос: как неживое стало живым.

Обстановка была на Земле сравнима с сущим адом: скалистые горы серо-черного цвета с острейшими вершинами, еще не затронутыми эрозией*, вздымаются над волнующейся морской пучиной. Небо покрыто сплошной пеленой вулканического пепла и тяжелыми черными тучами, между которыми то и дело с треском проскакивают молнии. Из космоса изливаются потоки ультрафиолетовых лучей, убивающих все живое, только вода задерживает их своей толщей.

Именно в таких странных и совершенно не пригодных для жизни (с точки зрения современного наблюдателя) условиях на Земле начали образовываться простейшие органические соединения – небольшие молекулы сахаров, аминокислоты и некоторые другие. Вся обстановка этому способствовала: и высокое содержание особых газообразных веществ, между которыми прямо в атмосфере протекали химические реакции; и отсутствие кислорода – этот химический элемент попросту разрушал бы, окисляя, все получающиеся вещества. И это не просто домыслы: когда подобные условия воспроизвели в лаборатории, были действительно получены многие молекулы, входящие в состав живых организмов.

Потихоньку таких веществ становилось все больше и больше, они из атмосферы попадали в воду. Так в морях образовывался своеобразный «первичный бульон» из простых органических веществ, особенно «густой» у мелких берегов, хорошо подогреваемых солнцем. Многие из молекул содержали определенные количества энергии, «запасенной» в форме химических связей между их атомами. И это было очень важно: ведь появились «неосвоенные» запасы вещества и энергии, которые нужно было как-то «концентрировать», собирать в какие-то более сложные комплексы. Таким способом, образно говоря, природа «приводила в порядок» протекающие через «бульон» энергетические «потоки» - таков один из законов синергетики*. Вследствие этого происходило нарастание сложности круговорота веществ – пока еще геохимического, но уже содержащего в «зачатке» некоторую толику и живого вещества.

Как же это достигалось? Сначала небольшие молекулы собирались в виде так называемых макромолекул, то есть состоящих из очень большого числа атомов, - тех же сахаров, белково-подобных соединений, липидов и так далее. Мало-помалу из них стали формироваться крошечные, в несколько десятков микрон, капельки – коацерваты, которые во множестве стали плавать в том самом «бульоне». Одни из них состояли из одинаковых молекул, другие из разных, в том числе белковых и нуклеиновых; те кому «повезло», оказывались окруженными чем-то вроде мембраны из липидов, что придавало всей капле дополнительную устойчивость. Коацерваты образовывались и распадались, росли и делились; при этом они «питались» другими молекулами, поглощая их через свою поверхность и расщепляя на мелкие составные части – это был прообраз будущего брожения, освоенного позже в полной мере бактериями. И все подобные процессы ученые, среди них наш соотечественник А.И. Опарин, тоже наблюдали в своих лабораториях.

И вот среди коацерватов, этих прообразов будущих живых клеток, началась… биохимическая эволюция. Те капельки «преджизни», которые могли с помощью катализаторов* (из которых потом получились ферменты) более эффективно «питаться» и накапливать больше энергии, получали преимущество. А среди них в особом выигрыше оказывались, несомненно, те, которые были способны передавать свои свойства «потомкам», то есть другим капелькам, на которые распадалась родительская. Такими оказывались коацерватные капли, включавшие в себя молекулы белков и нуклеиновых кислот: белки обеспечивали все процессы «питания», а нуклеиновые кислоты – процессы сохранения и передачи информации от родительских капелек дочерним. То есть у них возникли уже какие-то зачатки наследственности.

Это напоминает примитивнейшие живые организмы, которые нельзя получить, но можно наблюдать в пробирке, - бактерии.

Разумеется, многое из «предбиологической» эволюции пока еще остается непонятным. Например, разных аминокислот в лабораторных условиях получены сотни, а в построении белков у нынешних живых организмов их участвует только 20 – почему? Эти аминокислоты существуют в двух конфигурациях, химики их называют «левыми» и «правыми»: в химических реакциях они получаются в разных соотношениях, а в белках обнаруживаются только «правые» - почему? Роль «записывающего устройства» для генетической информации была закреплена за одной из многих возможных нуклеиновых кислот, знаменитой ДНК (то есть дезоксирибонуклеиновой кислотой) – каким образом и почему? А сложнейший механизм синтеза белков, в который вовлечены молекулы еще одной нуклеиновой кислоты, не менее знаменитой РНК (то есть рибонуклеиновой кислоты) – как он сложился? Вопросы, вопросы, вопросы…

И все-таки ответ на главный из них получен: именно таким образом и при таких условиях на Земле, скорее всего, образовались самые первые простейшие организмы. С них то и началась биологическая эволюция.

Образование живого организма стало действительно ключевым событием в развитие земной биоты. Именно на него выпала функция упорядочения тех потомков энергии, запасенных в органическом веществе, которые вовлечены во всеобщий круговорот на Земле.

Самыми первыми были одноклеточные организмы, очень похожие на бактерий. Эти микроскопические существа сохранились с тех древнейших времен до наших дней, так что мы можем воочию наблюдать, какова была жизнь на самых первых этапах ее становления. От коацервата бактерию отличает более сложное строение: есть цитоплазма, в которой протекают все процессы метаболизма; есть окружающие цитоплазму клеточные стенки; в цитоплазме есть особые тельца рибосомы – своеобразные внутриклеточные «фабрики белка»; наконец, есть свернутая в кольцо тоненькая ниточка ДНК, в которой записана вся генетическая информация об этом организме – так называемый генотип. Не менее важно было «изобретение» ферментов: эти органические молекулы, вне живой клетки неизвестные, служат катализаторами внутриклеточного метаболизма*. С их участием биохимические реакции протекают в доли секунды, а без ферментов они длились бы годами.

Эти первые организмы овладели и настоящим бесполым размножением: они не просто стали «распадаться» на части (у одних – вдоль, у других – поперек), но благодаря ниточке ДНК родительская клетка все свои свойства теперь передавала потомкам без потерь. Наконец, благодаря способности запасать энергию микроорганизмы научились двигаться не по воле стихий, а по своему усмотрению, у некоторых даже образовались для этого специальные «органы движения» - жгутики.

Самые примитивные из этих одноклеточных существ (оказывается, и среди первых есть примитивные), подобно коацерватным каплям, просто поглощали из «первичного бульона» сложные органические соединения и расщепляли их до более простых. Эти организмы были неспособны обходиться без веществ, созданных не ими самими, их называют гетеротрофами. Все они жили в среде без кислорода; напротив, как это не трудно себе представить, для таких организмов свободный кислород был бы настоящим «ядом», поскольку разрушал бы их ферменты.

По мере того как организмы плодились и захватывали жизненное пространство, пищи для них становилось все меньше и меньше: скорости геохимического круговорота было недостаточно, чтобы производить нужные им сложные вещества в достаточном количестве. Тогда-то, наверное, впервые и возникла «борьба за существование» - та самая борьба за пищевой ресурс, которая во многом определила пути всей последующей биологической эволюции.

Естественно, начались поиски новых источников энергии – и оказалось, что «питаться» можно не только органическими, но и простейшими минеральными веществами, самостоятельно строя из них потребную для жизни «органику». Так микроорганизмы первыми освоили биологический синтез углеводов и превратились в автотрофов. Понятно, что они получили значительные преимущества перед первичными гетеротрофами, поэтому к настоящему времени их сохранилось гораздо больше.

Первые «опыты» включения бактерий-автотрофов в общий круговорот веществ в природе были достаточно разнообразны. Основным «строительным материалом» для микроорганизмов стали углекислый газ и водород, а энергию для их «сшивания» в макромолекулы поставляли сера, метан, иногда даже соединения железа, то есть то, что более организованные существа использовать совершенно не способны. В эволюции часто так бывает: она начинает с широкого поиска возможных путей развития, а потом останавливается на тех, которые оказались оптимальными, и вся дальнейшая специализация идет уже по этим «избранным» путям.

Именно такой путь нащупали цианофиты: они освоили фотосинтез, при котором для получения углеводов молекула углекислого газа соединяется с молекулой воды, а энергия черпается из… солнечного света. Для этого они «изобрели» молекулы хлорофилла, которые способны «отнимать» у падающего на них света кванты энергии и передавать их на внутриклеточный биохимический «конвейер», где собираются молекулы углеводов.

Что же это им дало? Во-первых, цианофиты стали использовать огромные запасы одного из самых распространенных веществ на Земле – воды. Во-вторых, они получили доступ к беспредельному количеству световой энергии, поступающей из Космоса. В-третьих, биохимические реакции, происходящие в клетке при фотосинтезе, дают значительно больше энергии, чем любые другие, обеспечивая более высокий уровень жизнедеятельности. Это все дало цианофитам огромное преимущество перед другими видами бактерий. Но не только им, потому что, в-четвертых, - и это крайне важно – в результате метаболизма цианофитов стал выделятся свободный кислород.

…С этаким «неравновесными» системами всегда так: маленькая причина приводит к огромным по своим масштабам последствиям. Ну что, казалось бы, особенного: какие-то микроорганизмы научились извлекать энергию из солнечного света и запасать ее в несколько раз больше, а побочным продуктом их метаболизма стал кислород. Но все дело в том, что этот химический элемент сыграл в развитии жизни на Земле поистине выдающуюся роль. Именно появление кислорода создало предпосылки для развития высших форм жизни, без него вся планетарная биота так и оставалась бы по сей день «бактериальной.

Одной из таких предпосылок стало новшество, которое появилось в метаболизме живых организмов, - дыхание. Дело в том, что дыхание сопровождается выделением большого количества энергии в сравнении с брожением. И это стало своего рода «энергетическим трамплином» для эволюции более сложных организмов: ведь они просто не могли возникнуть на основе метаболизма, ограниченного брожением, не способного обеспечить их полноценное существование!

Появление фотосинтезирующих организмов, умеющих строить свое тело чуть ли не из воздуха, стало предпосылкой для развития «вторичных гетеротрофов», то есть живых существ, питающихся другими же живыми существами. С точки зрения все той же энергетики это оказалось чрезвычайно выгодным и, следовательно, было тут же подхвачено эволюцией: появились самые разные одноклеточные, а затем и многоклеточные хищники. Действительно, много ли толку от поедания отдельных молекул? А тут сразу целый «винегрет» из самых разных необходимых для жизни органических веществ, которые кто-то заботливо собрал как будто специально для тебя…

Еще одной предпосылкой стало развитие озонового слоя вокруг земной атмосферы. Получился он в результате «бомбардировки» космическими лучами атомов кислорода, появившихся в атмосфере, и стал непробиваемой броней для этих самых же лучей. Живые существа оказались под надежной защитой от ультрафиолетового облучения. Благодаря этому жизнь в конечном итоге смогла покинуть свою «колыбель» - водную среду и освоить сушу.

Но вот парадокс: став предпосылкой для развития высших форм жизни, кислород уничтожил условия для возникновения ее низших форм. Ведь в результате был наложен «запрет» на протекание тех химических реакций, благодаря которым образовался «первичный бульон». Вот почему все опыты по зарождению жизни в пробирках были с самого начала обречены на неудачу: в них присутствовала кислородная атмосфера и не было исходных химических соединений. И этим мы также обязаны все тем же цианофитам: воистину, «мышь родила гору»!
Всякому развитию присуща инерция: проще развивать уже приобретенные свойства, нежели заниматься поисками каких-то новых. Это, конечно, ограничивает эволюционные возможности развивающихся систем, но зато служит определенной гарантией успеха по крайней мере на некоторое не слишком отдаленное будущее – ведь используется продукт, уже прошедший испытания. Поэтому дальнейший ход эволюции живого организма представить себе достаточно легко: как бактерии «усовершенствовали» особенности строения и функционирования коацерватных капель, точно также более высокоразвитые организмы сначала закрепили и преумножили те достижения, которые оказались посильны бактериальной клетке.

Прежде всего, вся «после-бактериальная» жизнь стала целиком и полностью «дышащей» и, следовательно, зависящей от кислорода. Но не только зависящей, но и производящей кислород. Ведь именно многоклеточные растения внесли наибольший вклад в накопление атмосферой того количества кислорода, который необходим для существования высших форм жизни – теплокровных животных.

Конечно же, важнейшей задачей эволюции стало дальнейшее совершенствование клетки – в первую очередь, ее усложнения на основе дифференциации* частей, каждая из которых отвечала бы за определенный «участок работы» одноклеточного организма. Здесь эволюция шла одновременно по нескольким основным направлениям, решая разные задачи.

Для начала, потребовалось повысить эффективность производства и накопления энергии в клетке. Это было достигнуто за счет формирования особых органелл: в хлоропластах сконцентрировался весь хлорофилл, а в митохондриях – рибосомы. Их появление долгое время было загадкой: уж очень необычно они вели себя при размножении, делясь вместе с клеткой, словно жили какой-то самостоятельной жизнью.

Совершенно неожиданный ключ к отгадке дало обнаружение в каждой из этих органелл молекулы ДНК, в митохондриях к тому же свернутой в кольцо. Такая молекула есть у бактерий. И теперь считается, что эти важнейшие для жизнедеятельности клетки органеллы некогда были самостоятельными бактериальными клетками. А потом несколько разных «микроклеток» объединились в одну «суперклетку» и каждая из них взяла на себя определенную функцию. Очевидно, эволюция не тратит зря времени на поиски каких-то новшеств, если есть возможность использовать «подручный материал», полученный на каком-то из предшествующих ее этапов.

Важнейшим событием стало обособление ядра, содержащего почти весь генетический материал клетки. При этом отдельные нити ДНК «обросли» защитной белковой оболочкой, в результате чего образовались хромосомы. Благодаря этому была повышена надежность как хранения генетической информации, так и передачи ее от родительской клетки к дочерним. Может ядро является «потомком» еще одной бактериальной клетки, вошедшей в состав формируемой «суперклетки», взявшей на себя роль «хранительницы» генотипа?

Формирование ядра оказало столь сильное влияние на всю жизнедеятельность организмов, что провело своего рода «демакрационную линию» между бактериальной прокариотной клеткой и эукариотной клеткой с ядром. В частности, из-за того что генетическая информация оказалась записанной в разных хромосомах, эукариотные организмы выработали особые, довольно сложные механизмы клеточного деления – митоз и мейоз, в которых особая роль отведена именно «воспроизведению» хромосом. Митоз надежно гарантирует, что все потомство родительской клетки получает один и тот же хромосомный набор и тем самым унаследует полностью всю ее генетическую информацию. А мейоз стал составной частью полового деления, присущего всем высокоорганизованным существам.

Так постепенно в ходе долгой эволюции возник эукариотный организм. Впрочем, «одноклеточным» его можно считать лишь с определенной натяжкой: ведь фактически это «суперклетка», «собранная» из нескольких наиболее просто устроенных прокариотных клеток.

На этом этапе развития живого одним из величайших достижений биологической эволюции стало «изобретение» пола и полового размножения. Самые первые организмы унаследовали от коацерватных капель простое клеточное деление – бесполое размножение. От них оно перешло и к более высокоразвитым животным: даже для некоторых червей способность делиться составляет важную часть их жизненного цикла. А уж про растения и говорить не приходится – те с легкостью могут плодить потомство черенкованием и из корневых отпрысков. Но среди животных именно половое размножение по мере повышения уровня их организации становилось ключевым: у высших беспозвоночных и позвоночных животных оно – единственный способ воспроизводства.

Все это было потом. А пока совершенствование «кирпичиков» живого пошло по уже построенному пути: усложнение за счет сначала объединения, а потм дифференциации отдельных клеток. В результате получился истинный многоклеточный организм, состоящий из множества клеток – от нескольких тысяч до нескольких миллионов, каждая со своим набором органелл.

Поскольку в эволюции никогда не бывает «все сразу», становления многоклеточного организма из одноклеточного тоже происходило постепенно. И оказывается, до настоящего времени в природе в полном здравии существуют «переходные» формы, их легко отыскать и понаблюдать за ними.

В небольших озерцах и прудах летом, если зачерпнуть воды в стакан, можно набрать всякой мелкой живности. Среди прочих там наверняка окажутся подвижные зеленоватые шарики с булавочную головку – вольвоксы. Хотя в естественной системе живой природы их место среди одноклеточных жгутиковых, на самом деле они состоят из многих клеток, связанных между собой тонкими цитоплазматическими мостиками: по сути это не что иное, как колония одноклеточных организмов. Наружный слой шарика составляют клетки со жгутиками: в их обязанности входит передвигать всю колонию. На одном из «полюсов» шара у многих клеток есть особые светочувствительные «глазки» -стигмы: этот «полюс» обозначает переднюю часть колонии. На противоположном «полюсе» находится несколько крупных клеток, назначение которых – размножаться: они дают начало новым колониям вольвокса.

Как видно, это уже некоторое подобие организма, состоящего из многих клеток, к тому же с зачатками «разделения обязанностей» между различными его членами. Налицо объединение клеток в единое целое, их начальная дифференциация в соответствии с выполняемыми функциями, да и все «тело» вольвокса приобретает зачатки деления на передний и задний отделы. Теперь нужно было просто закрепить эти эволюционные новации: сделать эту дифференциацию более глубокой и постоянной.

Следующей ступенью развития настоящего многоклеточного организма стало образование двух отделов его тела – переднего и заднего у животных и нижнего и верхнего у растений. Клетки, выполняющие определенные функции, объединялись в ткани, а весь организм оказался подразделенным на органы, которые «единолично» или объединившись в системы органов (например, проводящая, дыхательная и т.п.), взяли на себя полное обеспечение этих функций.

Но ведь ясно, что сами по себе эти органы, существовать не могут. В результате живой организм, как это и полагается сложной системе, постепенно стал не только более дифференцированным, но и более интегрированным: одно без другого невозможно.

Начиная с этого этапа, пути развития многоклеточных растений и животных окончательно разошлись. Причиной стало то, что растения предпочли оставаться неподвижными, закрепленными в субстрате*, тогда как животные совершенствовались во всем, что связано с подвижным образом жизни. Соответственно этому характер и глубина перестройки растительных и животных организмов оказались разными.
  1   2   3   4

Похожие:

Литература 32 icon  в   жж-ки нашёл такую подборку инет-библиотек
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Литература 32 iconЛитература как прием: 
Э.  Паунда  и  Т.  Элиота,  проза  Д.  Джойса,  литература  американского  Юга - 
Литература 32 iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование. Магистерская программа «Русская литература»
Педагогическое образование на программу «Русская литература» сдают один вступительный экзамен – «Литература – филологический анализ...
Литература 32 iconЛитература -  это важнейшее средство обмена культурными
...
Литература 32 iconЛитература:   Комплект  плакатов  по  устройству  карбюраторов,  литература  по 
Ознакомиться  с  оборудованием:  моделями  карбюраторов,  сборочными  единицами, 
Литература 32 iconЫ: Литературоведение – русская литература и зарубежная литература; Психология; Педагогика; Риторика; Русский язык как иностранный; Речь. Язык. Общение

Литература 32 iconЛитература Образовательное учреждение: моу «Кошки-Шемякинская основная общеобразовательная школа Буинского района рт»
Должность, преподаваемый предмет: Заместитель директора по воспитательной работе, русский язык и литература
Литература 32 iconУчебная литература
В., Просняковой Т. Н. к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1 год обучения)– Самара: Издательство «Учебная...
Литература 32 iconУчебная литература
Просняковой Т. Н. к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» ( 1 год обучения)– Самара: Издательство «Учебная литература»:...
Литература 32 iconЛитература 25   4   Бисфосфонаты 25   4   Механизм  действия 26   4   Основные  и  побочные  эффекты 26   4   Литература 26     4   Терапия анальгетиками системного типа «лестница обезболивания»
Перевод: К. А. Ширанов Научное редактирование: Е. И. Велиев © Европейская ассоциация урологов, 2010
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница