«Психологическая компетентность педагога» Автор составитель: Баркова О. Б. г. Ногинск




Скачать 219.88 Kb.
Название«Психологическая компетентность педагога» Автор составитель: Баркова О. Б. г. Ногинск
Баркова О Б
Дата конвертации22.10.2013
Размер219.88 Kb.
ТипРеферат
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3.


Практико-ориентированный проект по теме:

«Психологическая компетентность педагога»


Автор составитель: Баркова О. Б.

г. Ногинск

2011г.

Содержание работы:

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования психологической компетентности.

1.1. Концептуальная модель психологической компетентности учителя.

1.2. Субъективный контроль как системообразующий фактор развития индивидуальной психологической компетентности учителя.
Глава 2. Проблема психологической компетентности в контексте современного психологического знания.

2.1. Коммуникативная компетентность как стержневая характеристика учителя.

2.2. Социальная компетентность и профессиональная деятельность учителя.

2.3. Тенденции развития психологической компетентности.
Глава 3. Профессиональная психологическая компетентность как фактор профессиональной успешности учителя.

3.1. Влияние психологической компетентности на успешность педагогической деятельности.

3.2. Психологическая компетентность как условие персонализации учителя в профессиональной деятельности.
Заключение.

Список литературы.


1.

Введение:


Динамика социально- экономических , социально-политических и социально –психологических преобразований в современном мире предъявляет особые требования к психологическим ресурсам человека как субъекта жизнедеятельности. Это определяется как насыщенностью жизненного пространства и времени жизни человека XXI века, так и кардинальностью трансформации когнитивной, смысловой, эмоциональной и поведенческой плоскостей развития личности.

Сегодня в психологии идёт интенсивный поиск конструктов, адекватно отражающих способность личности быть устойчивой к энтропии окружающей среды, сохранять самоидентичность, успешно развиваться, выходя на необходимый уровень, сохраняя верность смыслам и ценностям человеческого бытия и одновременно поддерживая высокий статус профессионального здоровья. Одним из таких конструктов является понятие «психологическая компетентность».

Проблема компетентности рассматривается в философии, социологии, психологии, педагогике. Вместе с тем до настоящего времени нет целостной теории компетентности, её однозначного определения и понимания механизмов и факторов развития.

Несмотря на актуальность и востребованность изучения проблемы психологической компетентности, а также признание её значимости для моделирования развития человека и организаций, исследования в этой области носят фрагментарный характер и в основном касаются структурных составляющих и частных вопросов влияния уровня компетентности на определённые параметры деятельности и общения.

В контексте реализации компетентностного подхода психологическая компетентность учителя провозглашена как необходимое условие его профессионализма. Эта идея нашла отражение на различных уровнях: нормативном, профессиографическом, а также в узкоспециальных исследованиях, посвящённых педагогической деятельности. Значимость изучения психологической компетентности учителя усиливается в связи с тенденцией психологизации образования в современном мире.

2.
1.1. Концептуальная модель психологической компетентности учителя
Профессиональные задачи, стоящие перед учителем начальных классов, отнюдь не сводятся к знанию общих закономерностей формирования и развития учащегося в ходе учебной деятельности, формальному пониманию того, что обучение ведет за собой развитие. Проблема заключается в том, что учитель начальной школы все это должен уметь делать практически, так как главный «конструктор» развития метапредметных и личностных компетенций именно он. И не понимая, по существу, связь умственного и личностного развития с обучением, решить эту задачу практически невозможно. 

Какой же квалификацией и какими компетенциями должен обладать учитель начальных классов, который будет способен реализовать принципиально новые профессиональные задачи? Представляется, что он должен знать и глубоко понимать детскую психологию, владеть в совершенстве технологиями деятельностного обучения. Учитель должен научиться выстраивать взаимодействие с учащимися и учащихся между собой как совместную учебную деятельность, уметь управлять этой сложной коллективно распределенной формой организации учебной работы.

 Педагог должен постоянно повышать свою психологическую компетентность, которая позволит ему не только правильно оценивать  способности ребенка его состояния, мотивы действий, личностные качества, черты характера, но и подскажут основные стратегии в развитии личности ребенка и социально-психологической адаптации.
1.2. Субъективный контроль как системообразующий фактор развития индивидуальной психологической компетентности учителя.
Психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия

 В психологической компетентности можно выделить несколько взаимосвязанных подсистем:

1. Социально-перцептивной компетентности (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность);
2. Социально-психологической (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу);
3. Аутопсихологической (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью,самоэффективность);
4. Коммуникативной (знания о различных стратегиях и методах эффективного общения);

3.

5. Психолого-педагогической (знания методов осуществления влияния).

Коммуникативные и организаторские способности, стратегию поведения в конфликтной ситуации, готовность к саморазвитию учителей начальных классов исследовали по тестам К. Томаса. В исследованиях принимали участие 236 человек.

Результаты исследования:

У 25% опрошенных обнаружен низкий и ниже среднего уровни развития коммуникативных и организаторских способностей. Данная категория учителей предпочитают ограниченный круг общения, испытывают трудности в установлении контактов с коллегами, учащимися и их родителями; выступая перед аудиторией; не отстаивают свое мнение; тяжело переживают обиды; проявление инициативы в педагогической и общественной деятельности крайне занижено; во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Чуть более 20% педагогов коммуникативные и организаторские способности находятся на среднем уровне. Эти педагоги стремятся к общению, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Немного больше половины учителей обладает высоким и очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, инициативны, предпочитают как в педагогической деятельности, так и в любой создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельное решение. Отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Становятся организаторами различных мероприятий, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Сами ищут такие дела, которые бы удовлетворили  их потребности в коммуникации и организаторской деятельности.

Большинство педагогов, старается избежать конфликтов, зачастую ценой потери собственных интересов. Педагогу важнее сохранить дружеские отношения с человеком, чем добиться решения вопроса в свою пользу. Хорошие отношения позволит сохранить и компромисс, но данный стиль разрешения конфликтов носит временный характер, т.к. не все педагоги готовы изменить свою первоначальную цель. Стиль приспособления бывает эффективен в некоторых конфликтных ситуациях, например в общении с администрацией, с теми, кто наделен властью. Однако, как постоянная модель поведения деструктивен, т.к. приводит нарастанию внутреннего дискомфорта. Только 21% учителей всегда и везде старается найти общие точки соприкосновения и организовать равноправное сотрудничество.

Соперничество в конфликте обнаружено у 2% педагогов. Эта категория учителей предпочитает силовые стратегии: нажать, подавить, заставить партнера уступить своим требованиям, что является неэффективным способом поведения.

4.
Тест «Готовность к саморазвитию» (236чел.)

А – могу совершенствоваться, но не хочу знать себя – 13%
Б – хочу знать себя и могу совершенствоваться – 67%
В – не хочу знать и не могу изменяться – 10%
Г – хочу знать себя, но не могу себя изменить – 10%


Анализ результатов КОС и теста К.Томаса показал, что слабыми местами в развитии психологической компетентности педагогов являются низкие коммуникативные и организаторские способности, несформированность адекватных способов реагирования в конфликтах. Анализ самотеста «Готовность к саморазвитию» позволяет сделать выводы, что большая часть педагогов хотят знать себя и готовы совершенствоваться; 13% учителей могут совершенствоваться, но не хотят знать себя,; 10 % уверены с тем, что изменить себя не смогут; все устраивает и ничего менять в своей жизни не будут тоже 10% исследуемых, т.е. у этих категорий испытуемых не достаточно развита аутопсихологическая подсистема психологической компетентности.
2.1. Коммуникативная компетентность как стержневая характеристика учителя.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. В переводе с латыни она обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в ее успехе, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Это способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

 

Причинами плохой коммуникации могут быть:

5.

1) стереотипы: упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

2) предвзятые представления: склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»); мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же правомочно, как и наше собственное;

3) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение одного враждебно, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;

4) отсутствие внимания и интереса собеседника; а интерес возникает, когда человек осознает значимость информации для себя, возможность с ее помощью получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

5) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов;

6) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

7) неверный выбор стратегии и тактики общения.

 

Стратегии общения:

1. Открытое — закрытое общение.

2. Монологическое — диалогическое.

3. Ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

его нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое — нежелание или неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправданно в случаях: когда есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; в конфликтных ситуациях (здесь открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно). Открытые коммуникации эффективны, если

6.

существует сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позицию другого и в то же время не раскрывает свою. «Истерическое предъявление проблемы» — тот случай, когда человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния»

Тактика общения — это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе знания правил и владения техниками общения. Это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

 

В общении выделяют также следующие позиции:

♦ доброжелательная (принятия собеседника);

♦ нейтральная;

♦ враждебная (непринятия собеседника);

♦ доминирование, или «общение сверху»;

♦ общение «на равных»;

♦ подчинение, или позиция «снизу».

alt

Коммуникативный компонент профессиональной компетентности – это значит.

Педагог должен уметь:

1. вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить

диагностирование личностных свойств и качеств собеседника;

2. вырабатывать стратегию, технику и тактику взаимодействия с людьми,

организовывать их совместную деятельность для достижения

7.

определённых социально-значимых целей;

3. идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам

воспринимается партнёром по общению и относится к нему.
2.2. Социальная компетентность и профессиональная деятельность учителя.
Понятия и факторы, определяющие социально - психологическую компетентность личности.



Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области.

Компетентный человек – это знающий, хорошо осведомлённый о чём-либо

человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания о какой-либо профессиональной области.
Социально-психологическая компетентность личности представляет собой

специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т. д.

Иными словами, социально-психологическая компетентность по своему содержанию напоминает

то, что в своё время называлось мировоззрением. Она позволяет личности

ориентироваться в любой соц. ситуации, принимать верные решения и достигать

поставленных целей.

Антиподом социально-психологической компетентности является некомпетентность,

неграмотность, невежество, суеверие, мистика, оторванная от жизни фантазия.

Социально-психологическая компетентность складывается из коммуникативной, перцентивной

(когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.

Социально - психологическая компетентность делится на 2 вида:

1) Житейская социально – психологическая компетентность – результат социализации, т. е.

адаптации к конкретным условиям. Быть на высоте в вопросах общения,

познания заставляет жизнь. Социально – психологическая компетентность в нормальном обществе

выгодна, потому как ценятся улыбка, вежливая манера общения, культура

общения. В основе этой компетентности лежат бытовые картины мира,

стереотипы, худ. образы, многолетние наблюдения, народный опыт, знания в

той или иной области. Её называют народной мудростью, которая получила своё

выражение в мифологии, фольклоре, пословицах, поговорках, традициях,

8.

событиях, укладе жизни, наблюдениях в виде примет, т. е. в менталитете.

Нередко на соц.-псих. компетентность оказывают влияние предрассудки

(суеверия), особые психологические способности, на которых спекулируют

разного рода шарлатаны (чревовещатели, предсказатели судеб, ясновидцы).

Современная соц.-псих. компетентность связана с необходимостью

адаптации к рыночным отношениям.

Житейская соц.-псих. компетентность проявляется в различных сферах:

семейной (в виде своеобразной науки «ладить»), услуг (круга связей), в

общественных местах (транспорт, дискотеки, стадионы, клубы, театры), в

межнациональных отношениях и т. д. Однако в названных сферах часто

наблюдаются антиподы соц.-псих. компетентности. Так, в сфере услуг

вежливость и внимание проявляются только по отношению к «нужным» людям, а

ко всем остальным – равнодушие, в общественных местах вместо

доброжелательности –агрессия, беспардонность, почтительность – только по

отношению к начальству, а по отношению к остальным – хамство.

2) Профессиональная соц.-псих. компетентность складывается из научных

картин мира и знаний в области общения.

Рассматривая соц.-псих. компетентность, нельзя не сказать о кастовой и

профессионально-преступной компетентности. Первая представляет собой знания

специфической системы общения в замкнутых общностях: политическая элита,

аристократические круги, масонские ложи. Здесь используется свой язык,

основанный на особых нормах, понятных узкому кругу лиц. Вторая говорит о

наличии знаний, используемых преступниками для совершения противоправных

действий. В этой связи следует отметить т. н. соц.-псих. компетентность

мошенников. Представители этой преступной квалификации обладают знаниями и

способностями «работать» на доверии, т. е. входить в доверие к людям и

совершать кражи и афёры.

Соц.-псих. компетентность связана с этическими проблемами, т. к.

базируется на доскональных знаниях о технике овладения «ролевыми масками»,

позволяющими личности скрывать истинное лицо, вести двойной образ жизни,

хитроумною игру, заниматься интригами, даже перейти на нелегальное

положение. В одних случаях это оправдано необходимостью выполнения

служебных функций (деятельность дипломатов, сотрудников спецслужб,

актёров); в др. – ситуациями, которые отрицают прямолинейность и требуют

«святой лжи».

9.

2.3. Тенденции развития психологической компетентности.


Первая тенденция – научно-исследовательский подход к изучению профессиональной личности педагога, отслеживание и анализ психологических особенностей деятельности преподавателя в условиях системы профессионального образования. Все научные исследования в той или иной мере направлены на изучение механизмов развития педагогической компетентности преподавателя через коррекцию и формирование его профессиональных установок.

Вторая тенденция – направленность на оптимизацию учебного процесса в условиях системы дополнительного профессионального педагогического образования. Содержание учебного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования рассматривается как динамичная система взаимодействия преподавателей и слушателей курсов, т.е. как система актов коммуникативной деятельности, которая подчиняется определенным психологическим принципам (эмпатии, идентификации, рефлексивной саморегуляции), а также принципу групповой динамики, с помощью которого реализуются психокоррекционные и психоконструктивные функции взаимодействия. Такой подход позволяет каждому слушателю курсов повышения квалификации выстроить индивидуальную траекторию профессионального и личностного роста с учетом индивидуальных особенностей.

Третья тенденция – оптимизация организационно-педагогических условий обеспечения повышения квалификации и переподготовки преподавателя. К числу данных условий необходимо отнести:

– личностно ориентированную направленность повышения квалификации и переподготовки преподавателей, включающую формирование и развитие педагогической компетентности в условиях профессионального образования (освоение технологий обучения в командах, дистанционного образования и др.);

– обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов к развитию профессионального здоровья преподавателя и овладения педагогом здоровьесберегающими технологиями в образовательном процессе.

Четвертая тенденция связана с определением места процесса аттестации педагогических и руководящих кадров как условия повышения уровня профессионализма и качества образования.

В условиях системы дополнительного профессионального педагогического образования, кроме оценки специальных знаний, в процессе аттестации педагогических и руководящих кадров стремятся оценить и личный потенциал преподавателя, его общекультурный, психолого-педагогический уровни, способность к творчеству.

10.

3.1. Влияние психологической компетентности на успешность педагогической деятельности.

• Профессиональная успешность — это сложное, динамическое, социально-психологическое, генерализованное качество личности, основанное на интеграции когнитивных и эмоционально-волевых процессов и характеризующееся субъективным, эмоционально-оценочным отношением к результатам достигнутого профессионального уровня, индивидуальным восприятием того, насколько полно используются способности человека и насколько широки возможности для самовыражения, предоставляемые конкретной профессиональной деятельностью.

• Психологическая компетентность выступает детерминантой профессиональной успешности преподавателя вуза. Математически доказанная и дополненная качественным анализом детерминантная роль психологической компетентности в профессиональной успешности преподавателя является обоснованием для воздействия именно на психологическую компетентность с целью развития профессиональной успешности.

Динамические преобразования общественной жизни затронули не только структуру и содержание образования, но и личность учителя как субъекта педагогической деятельности, предъявив особые требования к его профессиональной компетентности, личностной социально психологической состоятельности. Современная образовательная ситуация характеризуется открытостью психологической теории и практики, общей психологизацией педагогической реальности, расширением субъектной представленности учителя и ученика в педагогическом взаимодействии. Совокупность теоретического и эмпирического знания, представленного в современной психологии, позволяет сконструировать концептуально новую систему психологической подготовки учителя. В настоящее время проблема личности учителя как субъекта педагогической деятельности, психологически компетентного и способного к саморазвитию, заняла центральное место в педагогической психологии. Тенденции демократизации и гуманизации образования требуют расширения и конкретизации психологической подготовки специалиста в педагогическом вузе. Научная рефлексия обозначенного круга вопросов достаточно широко представлена в работах отечественных и зарубежных исследователей.

3.2. Психологическая компетентность как условие персонализации учителя в профессиональной деятельности.

Концепция личностно-ориентированного обучения подразумевает на уровне глубинных психологических механизмов смену функционально-ролевого взаимодействия на субъектное, личностное, что предполагает не просто новую технологию, но другую философию понимания педагогического

11.

процесса. Если традиционная парадигма позволяет условно поставить знак равенства между профессиональными знаниями и умениями учителя, идейной лояльностью его личности и уровнем педагогического мастерства, что отражено в классических работах по психологии учителя (Ф.Н.Гоноболин, А.И.Щербаков, В.А.Кан-Калик и др.) Это новый парадигмальный ракурс требует рассмотрения степени включенности субъектности педагога в образовательный процесс (В.А.Петровский, Ф.М.Юсупов, И.С.Якиманская и др.).Это позволяет рассматривать характер сущностной успешности педагогической деятельности учителя как операционализацию его субъектности посредством включения индивидуальной системы субъективного профессионального контроля. Свобода педагогического выбора и ответственность за предпринятый выбор - это две стороны проявления субъектности учителя в реальной деятельности. В снятом виде характер субъектности представлен в актах операционализации персонализации учителя как субъекта педагогического взаимодействия. Принцип персонализации выделяется А.Б.Орловым в качестве одного из основных принципов в организации личностного педагогического взаимодействия. По его мнению, "персонализация педагогического взаимодействия требует прежде всего отказа от ролевых масок и фасадов, адекватного включения в это взаимодействия и тех элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.

Потребность быть личностью, потребность в персонализации рассматривается как социальная потребность. "Обеспечивая посредством активного участия в деятельности свое "инобытие" в других людях, индивид объективно формирует в группе содержание своей потребности в персонализации, которая субъективно может выступать как желание внимания, славы, дружбы, уважения, лидерства, может быть отрефлектирована сознанием. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность. Выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференцированной оценки себя как личности, человек в деятельности полагает себя в общность как необходимое условие ее существования.

12.


Заключение.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство – это сплав личностно -деловых качеств и профессиональной компетентности учителя. Учителя – мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив. Так, при разработке урока по конкретной теме, мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить от него. Многие учителя наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности, но эти трудности как бы запрограммированы неумением предвидеть возможные затруднения и предотвратить их системой мер. Конечная цель у такого педагога обычно теряется в суматохе повседневности, поэтому проектирование осуществляется с учётом только ближайших перспектив. Итак, получается, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникативной деятельности – недостатки в развитии конструктивных умений, в частности прогностических. Коренным отличием в структуре рядовых учителей и мастеров является постоянно совершенствующееся знания психологии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию.

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.


13.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. 1. М., 1990.

2. Ананьев Б. Г. Человек как объект познания. Л., 1969.

3. Педагогика. 1996. №1.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1984.

5. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. Кн. для учителя. М., 1990.

6. Козырева О. А. Компетентность современного учителя. Современная проблема определения понятия. Стандарты и модернизация образования. 2004. №2.

7. Корниенко С. Г. Критерии профессионализма учителя. Начальная школа плюс до и после. 2006. №2.

8. Либин А. В. Дифференциальная психология. М., 2004.

9. Леонтьева А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

10. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.

11. Щербакова Т. Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя. Ростов на Дону, 1994.

12.Введенский В. Н. Профессиональная компетентность педагога. Санкт-Петербург, 2004.

13.Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 2006.


14.

Похожие:

«Психологическая компетентность педагога» Автор составитель: Баркова О. Б. г. Ногинск iconИнформационно-коммуникационная компетентность педагога
Основные аспекты икт-компетентности педагога в условиях перехода на новые стандарты
«Психологическая компетентность педагога» Автор составитель: Баркова О. Б. г. Ногинск iconОтчет о работе педагога психолога ксош №2 Ухова Ю. В
Методическая тема: Профилактика, психологическая поддержка и диагностика, развивающейся личности
«Психологическая компетентность педагога» Автор составитель: Баркова О. Б. г. Ногинск iconЛ. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность
Компетентность педагогических коллективов доу – как условие успешной реализации фгт
«Психологическая компетентность педагога» Автор составитель: Баркова О. Б. г. Ногинск iconТезисы
Готовность педагога к профессиональной деятельности обеспечивает, прежде всего, профессионализм как совокупность личностных характеристик...
«Психологическая компетентность педагога» Автор составитель: Баркова О. Б. г. Ногинск iconИнтеллектуальная игра Автор-составитель: учитель начальных классов Величко Е. Н. Моу «сош №20» города Анжеро-Судженска Ход мероприятия
Автор-составитель: учитель начальных классов Величко Е. Н. Моу «сош №20» города Анжеро-Судженска
«Психологическая компетентность педагога» Автор составитель: Баркова О. Б. г. Ногинск iconВысокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отно­ шений
У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере...
«Психологическая компетентность педагога» Автор составитель: Баркова О. Б. г. Ногинск icon© автор-составитель — игорь борис, 2007
Общие стр. 1
«Психологическая компетентность педагога» Автор составитель: Баркова О. Б. г. Ногинск icon    школа гражданского становления 
Автор-составитель: Р. А. Исманов, заместитель директора по воспитательной работе Муниципальной 
«Психологическая компетентность педагога» Автор составитель: Баркова О. Б. г. Ногинск icon«Цветное настроение»
Автор составитель: Ефремова Ю. А. преподаватель технологии и педагог дополнительного образования прогимназии №29
«Психологическая компетентность педагога» Автор составитель: Баркова О. Б. г. Ногинск iconПоказатели оценки компетентности
Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница