Программа социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель




Скачать 320.43 Kb.
НазваниеПрограмма социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель
страница1/2
Бреус Е Д
Дата конвертации20.10.2013
Размер320.43 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
Программа

социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения»

Составитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры социальной психологии РГУ,

Бреус Е.Д.
В современной психолого – педагогической литературе обсуждаются способы общения с трудными учениками. Но, практически, отсутствуют работы, в которых бы рассматривался вопрос об учителе как трудном партнере общения. В нашей программе мы трактуем понятие «трудный партнер» с позиций психологии толерантного общения( В.А. Лабунская). Учитель как трудный партнер общения – это, прежде всего, субъект интолерантного общения. Как известно, такой субъект обладает рядом особенностей, среди которых первое место занимает объектное отношение как к себе, так и к другому. Другая особенность «трудного партнера» общения заключается в том, что он редко сознательно выбирает способы общения, разрушающие само общение, личность другого; не всегда осознает последствия своих действий, поступков; недостаточно осознает себя как субъекта общения, в том числе затрудненного. Трудный партнер не признает свободу, уникальность, ценность другого человека, он стремится доминировать над ним, проявляет неприязнь, враждебность, отчужденность, нетирпимость. Поэтому трудный партнер разрушает не только личность другого, но и свою собственную В этой связи перед учителями встает задача проявлять устойчивость, толерантность к разрушительным воздействиям трудного партнера, в качестве которого может выступать как коллега, так и ученик. Одновременно, перед учителем встает задача осмысления своего личностного потенциала с позиций тех особенностей, которые характерны для трудного партнера.

Толерантное отношение к трудному партнеру является основой приобретения им субъектности и формирования у него толерантной системы отношений к коллеге и ученикам: принятия, терпимости, дружелюбия, уважения, признания индивидуальности, непохожести и т.д.

Цель социально – психологического тренинга: формирование толерантного отношения к трудному партнеру на основе осознания учителем себя как субъекта толерантного – интолерантного общения.

Задачи:

1. Осознание причин интолерантного педагогического общения:

1.1. Изменение представлений о другом как единственном источнике затрудненного общения.

1.2. Осмысление себя, как трудного партнера общения.

1.3.Осознание равной меры собственной ответственности и ответственности партнера в возникновении и разрешении ситуаций интолерантного взаимодействия.

2. Коррекция стереотипов восприятия себя и другого в качестве трудных партнеров общения.

3.Формирование мотивации к толерантному отношению к трудному партнеру общения.

4. Развитие навыков толерантного общения с трудным партнером.

Общие рекомендации по подготовке и проведению тренинга.

Важным этапом подготовки тренинга является формирование состава тренинговой группы. Состав участников группы определяется рядом факторов. Личностными особенностями педагога, характером заявленных им проблем, а также особенностями взаимоотношений с другими предполагаемыми участниками группы. В условиях реального школьного коллектива существует своя сложившаяся система формальных и неформальных взаимоотношений, особенности которой необходимо учитывать при формировании группы тренинга. Очень важно минимизировать влияние тех факторов, которые могли бы спровоцировать нежелательные процессы в групповой работе. Для этого следует строго соблюдать принципы и правила формирования групп тренинга:

Принципы формирования группы тренинга в условиях реального коллектива:

1. Количественный состав группы от 8 до 12 человек.

2. Закрытость группы (отсутствие наблюдателей).

3.Равный профессиональный статус (невозможность присутствия представителей руководящего состава организации).

4. Добровольность участия в группе.

5.Конфиденциальность информации (никакая информация личностного характера не выносится за пределы группы).

6. Присутствие от начала до конца.

В ходе подготовительного этапа можно использовать следующие психодиагностические процедуры: собеседование, интервьюирование, тестирование.

Собеседование с потенциальными участниками тренинговой группы проводится только с согласия педагога, при его определенной заинтересованности в работе с ним психолога. Собеседование включает информацию о целях, характере, возможностях социально-психологического тренинга, о применении видеосъемки в ходе тренинга, о режиме, формах и принципах работы в тренинге. Выясняется наличие или отсутствие мотивации для участия в тренинге.

Интервью и тестирование проводится только с теми педагогами, у которых существовала или появилась мотивация к участию в тренинговой работе.

Полустандартизированное интервью (приложение) направлено на получение социально-демографических данных и на выявление существующих проблем в педагогическом общении. Сюда же входят вопросы, позволяющие получить данные социометрического характера, которые необходимо учитывать при формировании состава тренинговой группы.

В программе тренинга используются методы групповой дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения. В процессе тренинга используется видеозапись ситуаций интолерантного общения с последующим ее анализом. В ходе тренинга разбираются конкретные ситуации интолерантного общения участников данной группы, выявленные в процессе подготовительного этапа. Используемые схемы анализа направлены на осознание причин, вызывающих собственные затруднения в общении и затруднения партнера. После анализа и осознания причин интолерантного общения партнеров, каждая ситуация обязательно доигрывается с учетом обратной связи от партнера.

В ходе тренинга используются методы экспресс-диагностики (в начале и в конце тренинга, а также в конце каждого дня). По форме проведения - это мини-анкеты и устный опрос, связанный с подведением итогов дня. Экспресс-диагностика позволяет отслеживать уровень осознания причин интолерантного общения и динамику эмоционального состояния участников тренинга в течение дня. Кроме того, на этом этапе используется метод включенного наблюдения тренера за поведением участников группы. Он позволяет соотнести уровень осознания причин интолерантного, затрудненного общения с реальными изменениями у участников тренинговой группы, происходящими на поведенческом уровне.

Технико-методическое оснащение: телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, видеокассеты, бумага, ручки, раздаточный материал.

Тренинг рассчитан на 24 учебных часа. Режим работы может регулироваться возможностями группы. Могут быть использованы различные варианты: 3 дня по 8 часов; 5 дней по 4-5 часов. Режим работы дня: настроечная часть – 30мин.; тематические части 2.5 – 3 часа; перерывы 10-15мин.; подведение итогов 30мин.

Основные понятия с которыми будет работать группа: трудный партнер; представления о себе и другом как источнике интолерантного взаимодействия; толерантное общение; интолерантное общение, толерантное отношение к трудному партнеру.

Основные этапы и темы работы тренинговой группы.

Знакомство. Основными задачами этого этапа являются:

выявление и согласование целей участников и ведущего тренинговую группу; cоздание безопасной психологической атмосферы общения;

формирование мотивации к активному участию в групповой работе;

обеспечение осознания участниками группы собственной ответственности за процесс и результат групповой работы.

Этап знакомства представляет собой многоступенчатую процедуру, которая может занимать довольно продолжительную по времени часть групповой работы. Это связано с тем, что именно на этом этапе необходимо добиться от участников группы осознания собственной ответственности за тот процесс общения, который будет складываться в течение тренинга, и за результат собственной и групповой работы.

Поэтому первый этап знакомства (30 мин.) – это знакомство с принципами и правилами работы в группе, с целями и задачами работы тренинговой группы, а также с целями каждого участника группы. Задачей ведущего на этом этапе является информирование участников тренинга о целях, задачах принципах, правилах работы и организация группового обсуждения полученной информации с целью выработки и принятия целей и норм групповой работы. Обсуждаются принципы добровольности участия, активности и открытости участников, конфиденциальности личностной информации, равенства позиций участников, принцип работы «здесь и теперь», ответственности участников, личной защищенности, присутствия от начала до конца.

Следующая процедурная часть этапа знакомства включает различные варианты представления участниками себя группе (20-30 мин.). Представление собственного имени или псевдонима, рассказ о себе в любой форме, например, от имени собственной вещи, ответы на вопросы участников группы и т.п. Кроме информационной функции эта часть знакомства выполняет функцию эмоциональной настройки и снятия напряжения.

Экспресс-диагностика (5-10 мин.). В целях экспресс-диагностики используется следующий прием. Участников группы просят ответить письменно, каков процент ситуаций интолерантного общения в их профессиональной деятельности инициирован их партнерами, и каков процент таких ситуаций инициируют они сами. Ведущий собирает заполненные бланки и сохраняет их до момента повторной диагностики. Как правило, среди педагогов преобладают представления о партнере как основной причине практически всех возникающих ситуаций интолерантного общения. Очень редко встречаются ситуации обратного порядка. В конце тренинга данная процедура повторяется. После повторной диагностики ведущий раздает участникам их первоначальные варианты ответов и просит сравнить результаты. Для участников группы (результаты которых имеют значительные различия) сравнение своих ответов является моментом осознания изменения своих представлений о себе и о другом как источнике причин интолерантного общения.

1.Тема: «Представление о себе и другом как трудном партнере общения»

Основной целью реализации указанной темы является осознание возможности каждого из партнеров в равной степени детерминировать процесс интолерантного общения; осознание тех личностных характеристик, которые могут затруднять процесс общения, переводить его в форму интолерантного взаимодействия.

Начало реализации темы начинается с выполнения следующего этапа процедуры знакомства «Знакомство участников с представлениями о себе как о партнере профессионального общения» (30 мин.). Процедура: каждому из участников предлагается найти в себе: а) качества, помогающие в профессиональном общении, облегчающие процесс принятия личности другого и б) качества, затрудняющие принятие партнера, а также вызывающие трудности у партнера в процессе профессионального общения. Затем каждый участник рассказывает группе о своих качествах. Выполнение этого упражнения предполагает осознание того, что каждый из присутствующих обладает качествами, которые не только помогают в общении, но могут и затруднять его. На этом этапе, как правило, возникают затруднения при поиске собственных качеств, затрудняющих общение других. Именно этот момент является ключевым в обсуждении того, что в себе осознают, и чего не осознают участники группы. Именно с этого упражнения начинается коррекция представления о себе как трудном партнере профессионального общения. Вопросы для анализа: какие качества характеризуют участников нашей группы? Какие качества труднее найти в себе – помогающие в общении или затрудняющие его? Сравните количественный и качественный состав названных качеств. Можно ли найти в своем окружении такого человека, который никогда и никому не создавал трудностей в общении?

Упражнение «Трудный партнер» (30 - 40 мин.)

Процедура: участников группы просят представить конкретного человека из ближайшего окружения в педагогическом общении, которого они могли бы отнести к категории «трудный партнер». Затем на листке бумаги каждый участник должен написать все его негативные характеристики, которые затрудняют общение с ним. После этого ведущий просит участников группы написать все позитивные характеристики, которыми обладает данный партнер.

Затем ведущий выписывает на доску в два ряда все негативные и позитивные характеристики, которые написаны участниками.

Вопросы для анализа: Сравните количественный и качественный состав перечисленных позитивных и негативных характеристик. Какие характеристики легче актуализируются в сознании при оценке трудного партнера? Сравните качественный состав негативных характеристик трудного партнера и себя как трудного партнера из предыдущего упражнения. Какие выводы можно сделать о личностных особенностях партнеров интолерантного педагогического общения?

Мини – лекция: «Личностные характеристики трудного партнера» (20 мин.)

Используется как способ подведения итогов двух предыдущих упражнений. Ведущим обобщаются характеристики личности, выделенные участниками группы, как характеристики партнера интолерантного общения. Полученный перечень ведущий дополняет теми характеристиками, которые не были названы, но которые были выявлены в ряде исследований отечественных ученых.

Личностные и социально-психологические характеристики педагога как трудного партнера интолерантного общения: непривлекательная внешность и мимика, монотонность речи, медлительность, интровертированность, отклонения в состоянии здоровья, негативный эмоциональный фон (мрачность, злость, раздражительность, равнодушие), безразлично-негативное отношение к учащимся, авторитарный или либерально-попустительский стиль деятельности. Недостаточный уровень коммуникативной компетентности; монологичность, холодность, отчужденность в общении. Эгоцентрическая мотивация и направленность, низкий уровень эмпатии и доверительности. Оценочная коммуникация и стремление к оценочному поведению. Стремление избегать кооперативных форм поведения и использовать конкурентные. Отсутствие способности понять партнера, встать на его позицию, сопереживать ему, действовать с ним сообща. Невоспитанность, беззастенчивость, отчужденность, застенчивость. Искусственность внешнего выразительного поведения.

Таким образом, социально-психологический портрет личности учителя как трудного партнера включает следующие характеристики. Низкий уровень развития коммуникативных способностей, подавление другого на основе монологической установки, дистантное, отчужденное, авторитарное отношение к другому, оценочность, связанная с безапелляционностью и консерватизмом; обвинительная позиция в общении; обезличивание партнера; эгоцентризм, крайние формы выражения застенчивости и беззастенчивости; слабость Я, приводящая к тревожности и неуверенности, нетерпимость по отношению ко всему тому, что не соответствует представлениям учителя.

Кроме того, учеными выявлена общая тенденция у учеников и у педагогов при описании своих представлений о трудном партнере, которая выразилась во внешнеобвинительной позиции. Большинство учеников и учителей видят основу интолерантного общения в характеристиках и особенностях поведения друг друга. Обратная ситуация встречается в очень редких случаях. Такая неравная позиция является отражением субъект-объектного интолерантного вида взаимодействия. Таким образом, интолерантное общение детерминировано, в первую очередь, неравенством представлений о себе и другом как трудном партнере общения, что проявляется в форме внешнеобвинительной позиции одного субъекта по отношению к другому, т.е. снятием с себя таким образом ответственности и перекладыванием ее на другого.

Упражнение «Представление партнера группе» (1 час) позволяет решить сразу несколько задач: 1) осознание того, на основании чего формируется у каждого из участников группы представление о партнере по общению; 2) осознание того, на что каждый из участников группы ориентирован в партнере в первую очередь: на формальные данные (возраст, стаж работы, должность); на его внешность; на внутренние личностные характеристики (интересы, ценности, вкусы); 3) осознание собственных способов представления партнера группе (оценочные или безоценочные высказывания); 4) осознание ответной реакции и чувств партнера на собственные способы рассказа о нем; 5) осознание собственных чувств в позиции говорящего и в позиции слушающего. Перечисленные пункты являются основой схемы анализа.

Процедура: группа делится на пары (в пару объединяются наименее знакомые люди), в течение 5 минут каждый участник пары в беседе со своим партнером должен выяснить как можно больше информации о нем. Затем, в течение минуты каждый участник должен представить всей группе своего партнера. Эта часть работы записывается на видеопленку. Анализ видеозаписи производится для каждой пары отдельно. Внимание группы при этом обращается на динамику невербального поведения обоих партнеров (и говорящего, и воспринимающего), отражающего их внутреннее состояние и отношение, а также на используемые речевые формы представления партнера.

Вопросы для анализа участникам ситуации: слушающему - Расскажите о динамике своего состояния. В какие моменты напряжение росло, в какие уменьшалось? Говорящему - В какие моменты представления партнером вас группе Вы испытывали наибольшие затруднения? Как по Вашему мнению в это время чувствовал себя партнер? Что бы сейчас хотелось изменить в способе представлении партнера? Остальным участникам – Какова структура речевого представления партнера группе? Какие речевые формы использовал говорящий? Как можно охарактеризовать невербальное поведение слушающего? Какие невербальные средства общения говорят о различных состояниях партнеров? Какие вербальные и невербальные формы поведения партнеров затрудняли общение, какие – нет?
  1   2

Похожие:

Программа социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель iconПрограмма Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик
Социально – психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических...
Программа социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель iconПрограмма спецкурса «Основы толерантного педагогического общения» Составитель: доктор психологических наук
«другой – иной», «свой – чужой», «друг – враг». Осмысление этих понятий предполагает опору на совокупность знаний, раскрывающих существующие...
Программа социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель iconПрограмма Социально психологического тренинга: «формирования толерантных гендерных установок у подростков»
Социально – психологического тренинга: «формирования толерантных гендерных установок у подростков»
Программа социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель iconПрограмма социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников»
И потому социализация этих видов социальных отношений на этапе младшего школьного возраста является практически ориентированной самостоятельной...
Программа социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель iconТренинговая программа "формирование толерантного отношения младших школьников к медицинским процедурам"
Основной целью предлагаемой программы является формирование у детей навыков адекватного эмоционального реагирования на медицинские...
Программа социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель iconПрограмма Социально-психологического тренинга «Гармонизации доверительных отношений к себе и другим у учителей»
Поэтому названной проблеме остается скромная роль присутствия лишь в семейных и некоторых видах межличностных отношений, типа отношений...
Программа социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель iconВ. Ю. Плеханов Программа социально-психологического тренинга
...
Программа социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель iconИстория формирования социально-психологических идей Глава Методологические проблемы социально-психологического исследования
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Программа социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель iconПрограмма «Развитие ценностного отношения учителей к толерантному педагогическому общению» Составитель Рюмшина Л. И
«Развитие ценностного отношения учителей к толерантному педагогическому общению»
Программа социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель icon«Формирование толерантного сознания молодежи в условиях  библиотеки как составляющая духовно-нравственного  воспитания». 
...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница