Этап «Посиделки»




Скачать 149.73 Kb.
НазваниеЭтап «Посиделки»
Дата конвертации12.10.2013
Размер149.73 Kb.
ТипДокументы
Коррекционная работа
Занятие 1

Цель: заключение «контракта», знакомство подростков друг с другом.

1.Добровольность участия.

2.Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ

тот, который выражает твоё мнение.

3.Не выносить информацию за приделы круга. Не обсуждать после занятий.

4.Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.

Каждое правило обсуждается с детьми, и все обещают соблюдать эти правила. Затем вывешивается плакат с правилами, где каждый ставит свою подпись.
Упражнение 1. «Введение имени»

Участники рассказывают историю – быль или не быль, которая связана с его именем, чтобы его легко было всем запомнить. Все участники знают, что они могут выбрать вымышленное имя.

Упражнение 2. Каждый по очереди произносит своё имя, но с разной интонацией.

Упражнение 3. На интенсивное физическое воздействие.

Группа сидит на стульях в круг. Один из участников стоит в центре, он должен объявить, кто меняется местами. Например: «меняются те, кто в чёрных ботинках». Водящий должен успеть занять временно освободившееся место. Оставшийся без стула, становится водящим.

Упражнение 4. «Штанга»

Закройте глаза. Представьте, что поднимаете очень тяжёлую штангу, напрягите все мышцы. А теперь бросьте её, расслабьтесь.

Групповая рефлексия, для осмысления результатов.

Занятие 2.

Цель: установить доверительные внутригрупповые взаимоотношения.

Упражнение 1. «Тропа доверия»

Правила игры:

-все действия выполняются на время

-все задания командные, игроки соревнуются не друг с другом, а с «идеальным временем»

-время и названия этапов отмечаются в маршрутном листе.

Этап 1. «Посиделки»


Перед дальней дорогой принято присесть на дорожку, но непросто так, а чтобы у каждого кто-то сидел на коленках и каждый сидел у кого-то на коленках.

Этап 2. «Номерки»


Всем участникам прикрепляются номера, их задача – как можно быстрее выстроиться по порядку номеров. Произносить вслух ничего нельзя, свой номер снимать и смотреть нельзя. За нарушение – 10 секунд штрафа, за оскорбительные высказывания – 20 секунд.

Этап 3. «Лабиринт»


5 стульев расставляются в шахматном порядке. Капитан должен пройти

между стульями с завязанными глазами. Команда должна помогать капитану, подсказывая ему, куда идти. За касание стула или другого игрока

штраф10секунд.
Этап 4. «Верёвочка»

Стул ставим на стол и привязываем к нему шнур, чтобы он оказался на высоте груди среднего по росту игрока. Все должны оказаться с другой стороны верёвки, которую можно преодолевать только сверху. Никакими предметами пользоваться нельзя. За нарушения игроки возвращаются на исходную позицию.

Этап 5. «Испорченный телефон»


Игроки встают в затылок друг другу. Последнему показывается карточка со словом. Он должен коснуться плеча впереди стоящего и невербально передать информацию. За каждое слово – 10 секунд штрафа.

Этап 6. «Зоопарк»


Игрокам раздаются карточки, на которых написаны различные животные.

Нужно подавать звуковой сигнал, характерный для этого животного и услышать, кто ещё кричит так же, и сбиться с ним в «стаю». Если кто – то оказался не в своей семье – штраф 10 секунд.

Групповая рефлексия, для осмысления результатов.

Занятие 3.

Цель: повышение групповой сплочённости.

Упражнение 1. «Рукопожатие»

Игроки делятся на две команды, становятся напротив друг друга, выстраиваются в затылок. Каждый должен поприветствовать всех соперников.

Упражнение 2. «Слепой и поводырь»

Группа разбивается на пары «слепой – поводырь». Задача «поводыря» - познакомить «слепого» с комнатой. Затем участники меняются ролями.

Обсудить: не было ли страшно, могли ли доверять друг другу.

Упражнение 3. «Несмеяна»

Один из участников застывает в центре круга с безразличным лицом, задача остальных – «оживить». Прикосновения исключаются.

Упражнение 4. «Морское дно»

Совместное рисование на одном листе большого формата.

Групповая рефлексия для осмысления результатов.
Занятие 4.

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения договариваться и согласовывать свои действия с действиями других.

Упражнение 1. «Живая картина»

Дети создают сюжетную сценку и замирают. Водящий угадывает название.

Упражнение 2. «Сиамские близнецы»

Дети садятся за стол очень близко друг к другу. Каждый ребёнок ложит свою левую руку на правую руку соседа и начинают рисовать на одном листе. Обсудить: было ли комфортно, что мешало, помогало.
Упражнение 3. «Головомяч»

Дети ложатся на живот парами, между головами ложим мяч или шарик. Нужно встать, не уронив мяч, руками не трогать.

Упражнение 4. «Штанга»

Групповая рефлексия для осмысления результатов.

Занятие 5.

Цель: отреагирование гнева и агрессивности.

Упражнение 1. Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева

Через движение.

Попросите детей подумать о той ситуации (человеке), которое вызывает наибольшее чувство гнева. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях, затем пусть дети начнут совершать движение так, чтобы максимально выразить испытываемые чувства.

Обсудите с детьми:

-что они чувствовали во время выполнения упражнения;

-изменилось ли их состояние после выполнения.

Упражнение 2. Галерея негативных портретов.

А) Попросите детей представить, что они попали на выставку. На ней выставлены фотографии людей, которые вызывают злость. Выберите любой из них, мысленно выразите свои чувства

Обсудите с детьми:

-как менялось их состояние в процессе выполнения упражнения;

-что понравилось, что нет.

Б) Инструкция та же. Попросите ребёнка представить, что человек на портрете делает то, что злит его. Пусть дети представят себя говорящими с этим человеком.

Обсудите с детьми:

-что они чувствовали в ходе выполнения упражнения;

-какими они видят себя.

В) Попросите детей разбиться на пары. Инструкция та же.

Далее детям проговаривают вслух партнёру:

-что не нравится в человеке, представленном на портрете

-что хочется сделать в ответ этому человеку.

Обсудите с детьми:

-легко или трудно было говорить о своих чувствах партнёру.

Упражнение 3. «Нервно-мышечная релаксация»

Групповая рефлексия для осмысления результатов.
Занятие 6.

Цель: отреагирование гнева и агрессивности.

Упражнение 1. Рисование (лепка) собственного гнева.

Для выполнения понадобятся листы бумаги, краски, фломастеры (пластилин, глина). Попросите ребёнка подумать о ситуации (человеке), которая вызывает чувство гнева и попробовать изобразить её на рисунке.

Важно обсудить: - что изображено на рисунке;

-что чувствовал ребёнок, когда рисовал свой гнев;

-изменилось ли его состояние, когда он полностью порисовал рисунок;

-что ему хочется сделать с этим рисунком.

Упражнение 2.Осознавание гнева через сенсорные каналы.

Сначала попросить каждого ребёнка высказаться на тему: «Что такое гнев, злость?». Потом каждый высказывается на тему: «Как возникает гнев, с чего начинается?» «А что вам нравится в злости?» Затем обсудить: если бы гнев имел цвет, вкус, то каким бы он был? А какой гнев на слух? А если гнев потрогать, то какой он?

Упражнение 3. Письма гнева.

Попросите ребенка подумать о том человеке, который вызывает у него злость. Попросите написать письмо этому человеку. Важно, чтобы ребенок полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них. После этого спросите его, что ему хочется сделать с письмом.

Обсудить с ребенком – трудно ли было писать письмо; - все ли он высказал; - изменилось ли его состояние после написания письма.

Упражнение 4 «Нервно – мышечная релаксация».

Групповая рефлексия для осмысления результатов.

Занятие 7.

Цель: отреагирование негативных эмоций через движение.

Упражнение 1 «Высвобождение гнева»

Ребёнок должен сильно ударять по подушке или мягкому стулу. Можно выкрикивать слова.

Упражнение 2 «Вулкан»

Ведущий становится в центре – «вулкан» рядом с ним 2-3 ребёнка – «лава». Вулкан начинает игру: Стоит высокая гора – вулкан, на её склонах живут люди. Они строят дома, стирают, танцуют, играют. (Дети показывают, что делают люди). Вот вулкан просыпается и взрывается, падают камни, лава нагоняет людей, пойманных приводят к вулкану.

Упражнение 3 «Крокодил на болоте»

По ковру раскладываются «кочки» - различные геометрические фигуры. Дети – охотники, они ловят крокодила, как можно тише прыгая с кочки на кочку. Крокодил ловит шумящих и неосторожных охотников.

Упражнение 4 «Обзывалки»

Детям предлагается по кругу обзывать друг друга необидными словами (названиями овощей, фруктов). Обижаться нельзя! Закончить игру хорошими словами.

Групповая рефлексия для осмысления результатов.

Занятие 8.

Цель: усиление позиций «эго».

Упражнение 1 «Лепим скульптуру»

Один из подростков становится «глиной», а остальные «скульпторами». Нужно слепить скульптуру под названием «доброта» (ответственность, ненависть, уверенность).

Упражнение 2 «Мои права»

Обсудить с подростками понятия «собственные права, права человека», что способствует повышению уверенности в себе. Затем ребятам предлагается написать «Декларацию о правах подростков».

Упражнение 3 «Железнодорожная касса»

Представьте себе, что вы на вокзале и через 15 минут отходит поезд. В кассе остался один билет, вам необходимо убедить кассира, чтобы он продал билет. Проводится обсуждение: кому бы кассир продал билет? Кому бы не продал? Почему?

Упражнение 4 «Штанга»

Групповая рефлексия для осмысления результатов.

Занятие 9


Цель: усиление «Эго». Психологическая коррекция детских обид.

Упражнение 1 «Будешь! Не буду!»

Дети разбиваются на пары, берутся за руки, один из участников тянет к себе другого: Будешь! Второй дергает на себя: Не буду! Затем меняются ролями. Обсуждение: чем отличается просьба от требования? Как себя чувствовали при выполнении.

Упражнение 2 «Детская обида»

Вспомните случай из детства, когда были сильно обижены. Опишите свои переживания, выразите отношение к обиде в настоящее время. Желающие рассказывают всем о своих чувствах.

Упражнение 3 «Копилка обид»

Участники рисуют копилку и помещают в неё все обиды. Затем обсуждают, что с этим делать. Как в дальнейшем относиться к обидчику? И прощение обиды.

Упражнение 4 «Штанга»

Групповая рефлексия для осмысления результатов.

Занятие 10


Цель: повышение рефлексивности участников.

Упражнение 1 «Говорящие ладошки»

Дети разбиваются на пары, берутся за руки и закрывают глаза. С помощью рук надо: познакомиться с друг с другом, затеять спор, поссориться, помириться, попросить извинения. Обсуждение: какие ощущения испытывали, какие приятные, какие нет.

Упражнение 2 «Волшебный магазин»

Вы попали в волшебный магазин, где можете приобрести любые качества характера. Но платить надо своими качествами. Обсуждение: сложно расставаться со своими качествами? Как себя чувствовали в процессе игры?

Упражнение 3 «Закончи предложение»

  • «Счастливее всего я, когда…»

  • «Хуже всего мне, когда…»

  • «Не могу понять, почему я…»

  • «Моя жизнь была бы лучше, если бы я…»

  • «Главное, что я хотел бы в себе изменить, - это…»

Результаты в группе не обсуждаются.

Групповая рефлексия для осмысления результатов.

Занятие 11


Цель: обучение ребёнка навыкам контроля и управления собственного гнева

Упражнение 1. Мышечная релаксация с использованием глубокого дыхания и визуальных образов.

Расслаблению способствует медленное и глубокое дыхание. Расслаблять мышцы надо в последовательности:

-руки;

-шея;

-живот;

-ноги;

-голова.

Ребёнок удобно сидит или лежит:

-делает глубокий вдох;

-на задержке дыхания сильно напрягает мышцы участка тела, и представляет того человека, на которого разозлился;

-на выдохе в виде облачка выдыхает свой гнев.

Затем отдыхает. Упражнение с каждым участком повторить два раза. Обсудить: как менялось состояние в процессе работы.

Занятие 12


Цель: обучение ребёнка навыкам конструктивного поведения в проблемной ситуации.

Упражнение 1. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации.

Можно использовать тестовый материал Розенцвейга.

Детям предлагается придумать различные варианты поведения, возможные в ситуации, изображённой на картинке. И придумать историю к картинке в зависимости от выбранного поведения. Ребёнок видит различные варианты поведения и прослеживает его последствия.

Упражнение 2. наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру.

В начале выбрать наименее конфликтную ситуацию обсудить (написать) возможные варианты поведения, обсудить последствия каждого. Позитивный вариант закрепить в ролевой игре.
Упражнение 3. Блокнотик самонаблюдения

Реальная ситуация, произошедшая с тобой.

Что ты чувствовал? Что ты думал при этом?

Что тебе хотелось сделать? Что ты сделал на самом деле?

Знак (символ), если удалось проявить позитивный навык.


Упражнение 4. «Карта поведения»

На каждого ребёнка заводится «Карта поведения». С ней ребёнок посещает все школьные занятия. Она отражает успехи детей по наработке навыков конструктивного поведения. Также карта позволяет подключить к коррекции учителей. Для начала, формулируются 1-2 цели поведения и записываются в карту. Обсудить: что получилось, что было трудно, почему?

Групповая рефлексия для обсуждения результатов.

Занятие 13


Цель: обучение вхождению в ресурсное состояние.

Упражнение 1. «Я чувствую себя хорошо…»

Назовите ситуации, в которых чувствовали себя хорошо, запомните чувство, которое при этом возникает, доставай его, когда пожелаешь.

Упражнение 2. «Аукцион»

По типу аукциона предлагается как можно больше ситуаций, помогающих справиться с плохим настроением.

Упражнение 3. «Вверх по радуге»

Участники закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что взлетают вверх по радуге, а выдыхая, съезжают вниз. Обсуждение: как пользоваться своим ресурсным состоянием, решать проблемы можно с помощью ресурсов.

Упражнение 4. Нервно-мышечная релаксация.

Групповая рефлексия для осмысления результатов.

Занятие 14


Цель: формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения.

Упражнение 1. «Корабль среди скал»

Дети образуют большой круг, обозначая берега. А в середине круга – море, в нём есть скалистые утёсы (стулья). Выбирается «корабль» и капитан, который должен провести корабль среди скал. Капитан ведёт корабль, держа за руку и отдавая команды. Обсудить: чувствовал ли корабль себя в безопасности, что было трудным для капитана, что сделать по – другому.

Упражнение 2. «Трио»

Для игры понадобятся пустые коробки. Три игрока становятся в шеренгу, который посередине, ставит ноги в коробки. Стоящий справа ставит левую ногу в коробку с правой ногой «центрального», стоящий слева – правую ногу. Обсудить: что было труднее всего, что помогло справиться.

Упражнение 3. «Групповой портрет»

Разбейтесь на группы, каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники. Свой портрет рисовать нельзя, договоритесь, кто чей портрет рисует. Обсудить: что чувствовал, когда рисовали тебя; когда ты рисовал другого ребёнка; как определили, кого, где рисовать.

Упражнение 4 «Штанга».

Групповая рефлексия для осмысления результатов.

Занятие 15


Цель: формирование осознавания эмоционального мира и чувств других людей, и развитие эмпатии

Упражнение 1.Работа с фотографиями.

Для работы необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Предлагается рассмотреть фотографии и определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек. Попросите детей придумать историю, которая произошла с этим человеком, позволяющую понять причины данного состояния. Обсудить: испытывали ли дети подобные чувства и при каких обстоятельствах

Упражнение 2. Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций.

Детям раздаются карточки с названиями чувств, они должны вспомнить ситуацию, в которой они испытывали подобное чувство. Затем каждый ребёнок должен пластически изобразить это чувство (некоторым проще изобразить через рисунок). Задача остальных – отгадать. После завершения попросить детей объяснить: как они понимают слова на карточках, что значат эти чувства, возникало ли подобное чувство в их жизни.

Упражнение 3.Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от их лица.

Детям раздаются карточки с названием предметов и явлений природы. Задача каждого – изобразить и придумать небольшой рассказ от лица этого предмета. Задача остальных отгадать. История рассказывается после того, как предмет отгадан.

Упражнение 4. «Я грустный (радостный) когда…»

Детям рассказывается история о чувстве, в которой присутствуют животные герои мифов или люди, при определённых обстоятельствах испытывающие чувство, о котором пойдёт речь. Затем спросить: о каком чувстве идёт речь, переживали ли они данное чувство.

- если бы мы могли видеть чувство, то каким бы оно было;

  • если бы мы могли его потрогать, то, какое бы оно было на ощупь;

  • какое было бы на вкус, как оно звучит, какой был бы запах.

Групповая рефлексия для осмысления результатов.
Занятие16.

Цель: развитие позитивной самооценки

Упражнение1. «Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания»

Один ребёнок усаживается на «горячий стул», остальные дети, опираясь на ассоциации, описывают и высказывают представления о том, каким был ребёнок в раннем детстве: любимая одежда, еда, игрушки, какой был характер. После этого ребёнок говорит, что совпало, что не совсем. Все желающие могут побывать на горячем стуле.

Упражнение 2. «Мне в тебе нравится…»

Дети сидят в кругу и передают клубок соседу со словами «Мне в тебе нравится…» Каждый участник, передавая клубок, оставляет у себя часть нити так образуется замкнутый круг. Затем клубок передаётся в другую сторону с теми же словами. Обсудить: что было трудно, что чувствовали, когда нить объединила

Упражнение 3.«Хвасталки»

Попросите детей вспомнить три своих поступка или качества, которыми они гордятся. Затем попросите представить их в виде рисунков. После этого каждый выходит в центр круга и рассказывает о том, чем гордится, группе. Дети говорят: «я очень рад за тебя».

Упражнение 4. Копилка хороших поступков.

Попросите детей вспомнить о хороших поступках, которые они совершили на прошедшей неделе. Пусть запишут наиболее значимые и похвалят себя.

Групповая рефлексия для осмысления результатов.
Занятие 17.

Цель: повышение самооценки, усиление Эго.

Упражнение 1. «Сказка»

У каждого из нас есть свой «Дракон». Это наши недостатки, с которыми мы миримся. Однажды каждый решается убить своего дракона. Но вместо одной головы вырастают три, и мы живём со своим драконом и миримся с ним.

Ребятам предлагается нарисовать своего дракона и придумать сказку о том, как они победят своего дракона. На написание истории даётся 30 мин. Единственное условие – герой должен действовать как человек, уверенный в себе. Желающие могут рассказать свои истории.

Для борьбы с драконом всем нужны друзья, способность их находить зависит от того, насколько мы умеем видеть хорошее в окружающих.

Групповая рефлексия для осмысления результатов.

Занятие 18.

Упражнение 1. «Подводная лодка».

Цель: переоценка личностных качеств.

Представьте, что ваша группа- экипаж подводной лодки, в котором все знакомы друг с другом настолько, насколько вы сами знакомы. Лодка погружается на дно, и спасутся только те три человека, которые успеют по команде выскочить за дверь.

Упражнение 2. «Ассоциации»


Цель: получение обратной связи.

Один человек выходит из комнаты, остальные договариваются, кого из детей они задумают. Водящий возвращается и задаёт вопросы о загаданном: каким деревом, цветком, птицей, животным мог бы быть этот ребёнок.

Групповая рефлексия для обсуждения результатов.


Занятие 19.

Цель: через обсуждение типичных проблем других подростков выбрать и закрепить модели поведения и способы реагирования в конфликтных ситуациях.

Упражнение 1. «Как живётся агрессивному ребёнку».

Занятие начинается с коллективного сочинения сказки, имеющей такое начало: «Утром я проснулся жутко агрессивным…». Далее группа делится на две команды, одной нужно найти доказательства того, что агрессивному человеку живётся легко, а другой команде – что трудно. По окончании игры ведущий подводит к выводу, что агрессивному человеку жить непросто. Затем описываются типичные ситуации, участники придумывают, как её разрешить.

Групповая рефлексия для осмысления результатов.

Занятие 20.

Цель: подведение итогов, прощание.

Обсудить, как изменилось внутреннее состояние и внешнее поведение детей. Какие чувства они испытывали вначале занятий? Изменились ли они сейчас? Изменилось ли поведение, межличностное общение? Что далось труднее всего?

На прощание обязательно обменяться добрыми пожеланиями.

Похожие:

Этап «Посиделки» iconСценарий развлечения «Осенние посиделки»
Ведущая:  Дорогие ребята, дорогие гости! Начинаем праздник «Осенние посиделки», посвящённый красоте этого времени года и его богатым...
Этап «Посиделки» icon2 2 Этап 1: Выявление проблемы
Этап 2: Определение групп населения, которые затронуты проблемой в наибольшей степени, и сбор  
Этап «Посиделки» iconХимик
Уважаемые выпускники! Закончился еще один важный этап вашей жизни – этап получения высшего профессио
Этап «Посиделки» iconКонкурс «Папа, мама, я спортивная семья!» проводится в 2 этапа: этап муниципальные конкурсы этап областной конкурс «Папа, мама, я спортивная семья!»
...
Этап «Посиделки» iconКонкурс. Защита антиреклам. V этап
Ш этап. Работа в группах. Подготовка к защите антиреклам алкоголя, табакокурения, сквернословия, наркотиков (рисунки, плакаты)
Этап «Посиделки» iconПравительство российской федерации
Российской Федерации отдельный этап инвестиционного проекта «Восстановление аэропорта Грозный «Северный», 2 этап», не включенный...
Этап «Посиделки» iconОсенние посиделки

Этап «Посиделки» icon«Осенние посиделки»          

Этап «Посиделки» icon« Осенние посиделки»  Цель: 

Этап «Посиделки» iconОтчет о научно-исследовательской работе по Государственному контракту от «07» июля 2009 г. № 02. 740. 11. 0270 по теме: «Разработка методик и создание биохимических коллоидных систем для ветеринарно-биологических и зоотехнических направлений»
Этап второй: «Выбор направлений исследований и этап предварительных исследований по мембранным коллоидным системам»
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница