Нашего исследования: «Конструирование модели теремка»




Скачать 171.25 Kb.
НазваниеНашего исследования: «Конструирование модели теремка»
Дата конвертации06.10.2013
Размер171.25 Kb.
ТипИсследование
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Городской Дворец детского (юношеского) творчества»

Научное общество учащихся «Поиск»


Научное направление «Декоративно-прикладное искусство»

«Конструирование модели теремка»

Косарев Константин Андреевич, 1 класс, школа № 132

Детское объединение: клуб интеллектуального развития «Эврика»

Руководитель: Зюзина Наталья Олеговна,

педагог ДО, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 132»
Омск 2011

Содержание

Введение 3

Глава 1. Определение условий, необходимых для

моделирования теремка для животных 4

1.1. Изучение биологических, поведенческих и пищевых

особенностей животных из сказки «Теремок» 4

1.2. Вычисление площади теремка 6

Глава 2. Моделирование теремка для животных 8

2.1. Изучение осведомленности наших одноклассников о

принципах домостроительства в сказках 8

2.2. Поэтажная планировка теремка 9

Заключение 9

Список литературы по теме исследования 10

Приложения 11

Актуальность темы. Очень часто в сказках причиной ссор и споров между животными является жильё: его наличие или отсутствие. Например, в сказке «Лиса и Заяц» Лиса выгнала Зайца из его дома потому, что ее дом растаял потому, что не был рассчитан на теплую погоду. В сказке «Три поросенка» от того, на сколько прочным и надежным был дом, в котором жили поросята, зависела их безопасность. Самая популярная сказка, связанная с прочностью и надежностью жилья называется «Теремок». Значит, тема постройки прочного и надежного жилья для животных в сказках является актуальной.

В природе дикие животные не живут в жилье, предназначенном для человека. Мы решили смоделировать такую ситуацию, для того чтобы выяснить: на сколько это возможно.

Проблема. Можно ли построить жильё для животных из сказки «Теремок», соответствующее всем принципам домостроения: прочное, надежное, безопасное для проживания?

Тема нашего исследования: «Конструирование модели теремка»

Цель исследования: построить модель жилья для животных из сказки «Теремок».

Задачи:

1. Изучить биологические и поведенческие особенности животных из сказки.

2. Рассчитать площадь теремка.

3. Провести опрос одноклассников об их осведомленности о принципах домостроительства в сказках.

4. Построить модель теремка, соответствующего принципам домостроения.

Перспективы исследования темы. Исследование темы может иметь следующие перспективы: изучение принципов домостроения для людей с целью построения моделей безопасного жилья для человека; изучение поведенческих особенностей животных с целью исследования возможности их совместного проживания; изучения темы сказочного домостроения.

Глава 1. Определение условий, необходимых для моделирования теремка для животных

Мы определили, что жилье для животных должно быть прочным, надежным и безопасным для проживания.

Для того, чтобы оно было именно таким, необходимо изучить биологические и поведенческие особенности животных и рассчитать доступным нам способом площадь теремка.
1.1 Изучение биологических, поведенческих и пищевых особенностей животных из сказки «Теремок»

Цель данного параграфа – изучить условия, которые нужно создать жильцам-животным в новом теремке.

1. Мы нашли сказку «Теремок» в библиотеке, но оказалось, что она имеет несколько вариантов пересказа: русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого, А. Нечаева, М. Булатова, К. Ушинского, О. Капицы, А.Н. Афанасьева, В. Даля и литературные сказки С. Маршака, А. Усачева, Е.И. Чарушина, В. Бианки.

Мы прочитали и сравнили их по названию, составу героев, виду жилья и полученные данные занесли в таблицу. (Приложение 1)

Наш вывод. У разных авторов различный численный состав героев (от 6 до 10), в качестве жилья использовались теремок, лошадиная голова, кувшин (горшок), гриб. Самое большое разнообразие вариантов пересказа мы нашли у А.Н. Афанасьева, у него и самый разнообразный состав животных. Самые разнообразные сюжеты в действиях героев, их характерах мы заметили в литературных сказках Маршака С.А., Усачева А.А., Чарушина Е.И., Бианки В.

Из всего разнообразия вариантов пересказа сказки мы выбрали сказку в обработке А.Н. Толстого «Теремок», потому что в ней содержится традиционный сюжет и традиционный состав животных.

Значит, в нашей работе мы изучаем возможность построить новый дом для мухи, комара, мышки, лягушки, зайца, лисы, волка и медведя.

2. В сказке не замечается поведение животных, особенности их внешнего вида, питания, традиционные сказочные характеры. Мы считаем, что эти особенности являются важными, если животные будут жить вместе.

Мы изучили биологические и поведенческие особенности животных. Для этого мы читали энциклопедии, книги писателей-натуралистов. Мы определили, какие условия необходимо создать для каждого животного в отдельности и данные занесли в таблицу. (Приложение 2)

Наш вывод. Теремок – дом, в котором будут предусмотрены подвальное помещение, бассейн, помещения различных размеров с разными выходами и разного назначения: кладовые, гнездовая камера, помещения с различным температурным режимом. Размеры жилья должны учитывать размеры животных каждого в отдельности и всех вместе.

3. Мы исследовали цепи питания животных. Это важно потому, что жизнь животных в теремке должна быть безопасной. Данные о том, какую пищу животные предпочитают, мы взяли из энциклопедий. На основе исследования мы составили схему «Цепи питания». (Приложение 3). Мы разделили животных на группы: 1 группа - насекомые (комар, муха); 2 группа - растительноядные звери (заяц, мышь); 3 группа – хищные животные (волк, медведь, лиса, лягушка). Цепи питания мы показали стрелками от того, кто охотится, к тому, на кого охотятся.

Наш вывод. Лягушка охотится на насекомых. Значит, лягушка и муха и комар не могут жить рядом. Хищники охотятся на растительноядных животных и лягушку. Значит, хищники могут представлять опасность для животных. Так как в естественных условиях одни животные являются добычей других животных, мы при моделировании жилья должны предусмотреть отдельные входы для животных, чтобы избежать возможности случайных встреч.
1.2 Вычисление площади теремка

В сказке теремок не учитываются размеры теремка. Разве такое может быть, чтобы животные одно за другим входили в теремок, а место в нем все еще оставалось для других жильцов?

Цель данного параграфа – рассчитать площадь теремка с учетом размеров жильцов.

Для расчета площади необходимо изучить, что такое площадь, методы (способы) измерения площади, последовательность вычислений и произвести вычисления, чтобы получить результат.

1. Площадью называется величина, характеризующая размер геометрической фигуры. Определение площадей геометрических фигур - одна из древнейших практических задач. В словаре мы нашли следующее определение площади, которое может быть нами понято: «Площадь – это та часть поверхности, которую фигура занимает на плоскости».

2. Изучив литературу, мы нашли 8 способов измерения площади. (Приложение 4) Мы сравнили методы определения площади с тем, что мы уже умеем делать, и поняли, что ни один из предложенных методов мы применить не сможем полностью. Значит, нам нужно найти свой метод подсчета площади, но он должен быть строго математическим.

3. Мы определили следующую последовательность вычисления площади теремка:

1) Выбрать единицу измерения.

2) Установить в данных единицах, какая площадь должна приходиться на каждое животное в отдельности.

3) Определить общую площадь теремка с учетом того, что он будет иметь подвальное помещение, бассейн, помещения первого этажа и чердак.

4) Определить площадь каждого этажа.

4. Для вычисления площади за основу берем размеры животного. За единицу измерения мы принимаем размеры зайца. Назовем единицу измерения «Дом зайца». «Дом зайца» - это площадь, которая необходима зайцу для обустройства лежки (пусть это будет 1 квадратный метр).

Мышка в 5 раз меньше зайца, но ей нужна нора, которая позволяла бы ей свободно перемещаться. Ее нора содержит гнездовую камеру и 1 – 2 кладовые. Значит, если 1 нора мышки – это 1 «Дом зайца», то 4 норы займут 4 «Дома зайца».

Лиса в 2 раза крупнее зайца, ей необходимо несколько камер в норе, которые должны быть достаточно просторными и превышать ее размеры примерно в 2 раза. Значит, размеры одной камеры должны быть не меньше 3 «Домов зайца». И если камер будет 2 или 3, то лиса в теремке должна занять 9 «домов зайца».

Волк в 3 раза крупнее зайца, но его логово не намного превышает размеры самого животного. Значит, ему для проживания необходимо занять помещение, которое по площади составит 4 «Дома зайца».

Медведь больше зайца в 4 раза, ему для обустройства берлоги на зиму не нужно слишком просторное жилье, значит площадь, которую займет медведь в берлоге, может составить 5 – 6 «Домов зайца».

Размеры комара и мухи настолько малы, что этих насекомых можно не учитывать при расчете общей площади теремка.

Посчитаем площадь общую площадь первого этажа теремка, если там будут жить заяц, волк, медведь и лиса. Площадь первого этажа составит 1 + 9 + 4 + 6 = 20 «Домов зайца».

Подвальное помещение разделят мышь и лягушка. Если мышка занимает 4 «Дома зайца», то лягушка может занять 20 – 4 = 16 «Домов зайца». В эту площадь входит площадь бассейна и суши, которую сможет занимать лягушка.

Если теремок состоит из подвала, помещений первого этажа и чердака, то его общая площадь составит 20 + 20 + 20 = 60 «Домов зайца» или 60 квадратных метров. А площадь одного этажа – 20 квадратных метров.
Глава 2. Моделирование теремка для животных

Мы определили, что жилье для животных должно быть прочным, надежным и безопасным для проживания. Для того чтобы оно было именно таким, мы изучили биологические и поведенческие особенности животных и вычислили доступным нам способом площадь теремка.

В данной главе мы опишем поэтажную планировку теремка, которую мы сделали на основе наших вычислений.

Вместе с папой мы построим макет теремка с учетом всех наших вычислений.

2.1 Изучение осведомленности наших одноклассников о принципах домостроительства в сказках

Цель опроса – выяснить осведомленность учеников 1 класса о принципах домостроительства в сказках и общежития в многоквартирном доме.

Методы исследования – устный опрос одноклассников.

Участники исследования – 12 учеников 1Г класса школы № 132.

Вопросы, которые использовались для опроса:

  1. Какие виды сказочного жилья Вы знаете?

  2. Какие правила-общежития нужно соблюдать в многоквартирном доме?

Выводы по результатам:

  1. Наши одноклассники хорошо знают виды сказочного жилья. Самые распространенные ответы: теремок (жилье для дочерей царя и животных), избушка (жильё для деда и бабы, а еще для Бабы-яги), дворец или замок (жильё для царей и их семьи). Были предложены и совсем неожиданные ответы: башмак, цветы, пень и пещера. Значит, наши одноклассники знают как русские народные сказки, так и сказки других народов. Но описать, как должен выглядеть теремок никто не смог.

  2. Наши одноклассники хорошо знают правила общежития: не стучать, не шуметь, не кричать, не прыгать, не звонить в дверь. Но никто не назвал самый простой ответ: дружить с соседями, помогать им.

    1. Поэтажная планировка теремка

Цель данного параграфа – описать расположение комнат-камер для животных на каждом этаже теремка.

1. Подвал. В подвальном помещении живут лягушка и мышка. Нора мышки располагается справа от входа в подвал, в углу. Нора состоит из 4 камер: 2 кладовых, основной камеры и гнездовой камеры. Из норы предусмотрен один выход на улицу. Бассейн для лягушки расположен слева от входа и находится возле стены дома. Бассейн имеет овальную форму и заполнен водой на один метр. Остальная часть подвала засажена болотными растениями и злаками.

2. Первый этаж. Состоит из 4 комнат. Предусмотрено 6 разных выходов на улицу. Логово волка и берлога медведя занимают угловые комнаты этажа и имеют один выход. Лежка зайца занимает угловую комнату у входа и имеет один выход. Нора лисы имеет несколько выходов в дом и на улицу и занимает большую часть этажа.

3. Чердачное помещение комнат не имеет, имеет один выход на первый этаж дома. Здесь можно разместить комара и муху в зимнее время.

Заключение

Мы сконструировали теремок для животных.

Для этого мы читали сказку теремок в разных пересказах и разных авторов, рассматривали иллюстрации в книгах, изучали жизнь диких животных, научились рассчитывать площадь жилья, рисовали поэтажную планировку.

Мы выступили на уроке изобразительного искусства перед одноклассниками и рассказали о том, как можно сконструировать теремок.

В результате, наши одноклассники теперь знают, как мог выглядеть теремок в сказке.

Список литературы по теме исследования

1. Волки. Первое знакомство. Кристина Уилздон. – М., 2008.

2. Лисицы. Первое знакомство. Эдвардс Барнард. – М., 2008.

3. Медведи. Первое знакомство. Катерин Лукас. – М., 2008.

4. Теремок. Русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого. – М., 1982.

5. Теремок. Русская народная сказка в обработке А.Нечаева. – М., 1989.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Vulpes


Приложения

Приложение 1.

Сравнительный анализ сказки «Теремок» в пересказе различных авторов



п/п

Автор обработки, пересказа, автор

Название

сказки

Вид

жилья

Состав героев

Примечание

1.

Толстой А.Н.

Теремок

горшок

муха, комар, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь

Животные построили новый дом

2.

Нечаев А.

Теремок

теремок

мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь




3.

Булатов М.

Теремок

теремок

мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь




4.

Капица О.

Теремок

теремок

муха, блоха, комар, мышка, лягушка, заяц, волк, медведь




5.

Даль В.И.

Теремок мышки

лошади-ный остов

мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь

Медведь всех раздавил

6.

Афанасьев А.Н.

1 вариант

Терем мухи

терем

муха, вошь, блоха, комар, мышка, ящерка

лиса, заяц, волк, медведь




Афанасьев А.Н.

2 вариант

Терем мухи

лошади-ная голова

мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь




Афанасьев А.Н.

3 вариант

Терем мухи

горшок

муха, комар, мышь, лягушка, заяц, лиса, собака, волк, медведь




7.

Маршак С.А.

Терем-теремок

теремок

Добрые герои: петух, мышка, лягушка, ёж.

Злые герои: лиса, волк, медведь.

Литературная сказка-пьеса.

Добрые герои побеждают злых.

8.

Усачев А.А.

Грибок-теремок

гриб

муравей, мышь, бабочка, воробей, заяц

Литературная сказка

9.

Чарушин Е.И.

Теремок

теремок

мышка, лягушка, заяц, волк, медведь

Литературная сказка. В ней все герои – дружная семья

10.

Бианки В.

Теремок

Дупло дуба

дятел, скворец, сыч, белка, куница, пчелиный рой, медведь

Жили в дупле по очереди, так как друг друга из него выгоняли.


Приложение 2.

Биологические особенности животных и особенности их размещения в теремке

Название класс

Размеры, внешний вид

Биология и поведение

Питание

Рекомендации для размещения в теремке

Комар насекомое

Длина 4 -14 мм

Живет в водоемах, в сырых затемненных местах. Зимой малоактивен, в состоянии оцепенения.

Кровь позвоночных, нектар цветочных растений.

Около бассейна, в темном прохладном месте.

Муха насекомое

Длина тела 6-8 мм

Дневной образ жизни, зимует в фазе куколки, личинки, взрослого насекомого

Всеядна, предпочитает жидкую пищу.

Зимой необходим покой в прохладном месте.

Мышь (зверь)

Длина тела 10-13 см

Активна ночью. Летом делает гнезда в дуплах деревьев. Зимой живет в норах. Норы имеют 2-3 входа, гнездовые камеры и 1-2 кладовые.

Семена деревьев, ягоды, побеги растений, насекомые. Делает запасы семян на зиму.

Подвальное помещение с 2-3 выходами и 1 кладовой

Лягушка (земноводное)

Длина тела 6-13 см

Живет в постоянных достаточно вместительных водоемах. Активна почти круглые сутки. Охотится на суше, греется с 12 до 17 часов. Зимует в тех же водоемах.

Насекомые, личинки, жуки.

Необходим бассейн с незамерзающей водой.

Заяц (зверь)

Длина тела 57-68 см, вес – 4-6 кг

Живет в степях, в лесной зоне на полянах, вырубках, лугах. Активен в сумеречные и ночные часы. Летом лежка – ямка, при сильной жаре – временные норы, зимой лежку делает на снегу.

Травянистые растения и молодые побеги деревьев и кустарников. Зимой питается семенами и ветошью трав, объедает кору деревьев.

Специальных условий проживания не требуется. В жару необходимо обеспечить прохладным помещением.

Волк (зверь)

Длина тела 160 см, масса – 60 – 62 кг

Живет и в тундре, и в полупустыне. Избегает густых лесов. Логовом служит естественное убежище.

Питается животной пищей: зайцами, мышами, лягушками. Из растительных кормов - ягоды и грибы.

Необходимо в доме укромное, небольшое по площади помещение для устройства логова.

Лисица (зверь)

Длина тела 60 – 90 см, масса – 6-10 кг.

Живет на открытой местности в норе, которая имеет несколько входных отверстий, которые ведут в гнездовую камеру. Активна утром и поздно вечером

Питается растительной и животной пищей: грызуны, птицы, плоды, ягоды.

Необходимо несколько небольших по размеру комнат с несколькими входами

Бурый медведь (зверь)

Длина тела – 120-200 см, масса 300 кг.

Лесное животное. Активен утром и вечером. С осени залегает в берлогу, которую строит под защитой бурелома в ямах. Во время спячки нельзя тревожить.

Всеяден. Один из самых крупных и опасных наземных хищников.

Зимой тихое и сухое место для спячки.

Приложение 3.

Схема: «Цепи питания животных».


Комар Лягушка

Муха Лиса

Заяц Медведь

Мышь Волк

Приложение 4.

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПЛОЩАДИ

Название метода

Что нужно делать?

Что нужно уметь делать?

1. Весовой. Используется для небольших предметов.

Контур фигуры переводят на кальку, вырезают и взвешивают. Затем рассчитывают площадь фигуры.

Уметь рассчитывать пропорции, взвешивать, вырезать по контуру фигу-ру.

2. Планиметрический.

С помощью планиметра рассчитывают площадь в соответствии с инструкцией.

Уметь пользоваться планиметром.

3. Определение площади с помощью палетки. Исполь-зуется для небольших предметов.

На фигуру накладываем клетчатое поле с известным масштабом и считаем количество уместившихся квадратов.

Уметь изготовлять и пользоваться палеткой.

4. Метод эталонов.

Используется принцип деления сложной геометрической фигуры на несколько простых, площадь рассчитывается по формуле, затем находится сумма площадей всех фигур.

Уметь вычислять площадь простой фигуры одним из методов, делить сложную фигуру на простые.

5. Определение площади с помощью миллиметровой бумаги. Используется для небольших предметов.

Фигуру вычерчивают на миллиметровой бумаге и подсчитывают сначала число сантиметровых квадратиков, потом миллиметровых.

Уметь считать в пределах 1000 и больше.

6. Практический метод.

Вписать изображение предмета в данную фигуру, или описать вокруг этой фигуры, или наложить на нее фигуру, площадь которой можно легко вычислить.

Уметь вычислять площадь простой фигуры одним из методов, уметь вписывать фигуру в окружность.

7. Математический метод расчета площади

Площадь рассчитывается по линейным размерам, связывающей площадь с его линейными размерами. В большинстве случаев используются два показателя – длина и ширина.

Знать формулу нахождения площади, уметь умножать одно число на другое.

8. Метод Монте-Карло.

Помещаем искомую фигуру в область известной площади и случайным образом бросаем N точек. Тогда , где N0 - количество точек, попавших на фигуру с площадью S0

Сложный для понимания метод.

Похожие:

Нашего исследования: «Конструирование модели теремка» iconКонструирование и оптимизация парал
Конструирование и оптимизация параллельных программ. - Но- восибирск: Ин-т систем информатики имени А. П. Ершова СО ран
Нашего исследования: «Конструирование модели теремка» iconПрограмма дисциплины «Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Нашего исследования: «Конструирование модели теремка» iconКонструкторы конструирование заданий на противоречие элемента
Напомним: чтобы сделать конструктор заданий по модели, нужно разделить модель на части. Предъявляя одни части и скрывая другие, мы...
Нашего исследования: «Конструирование модели теремка» iconАктуальность темы исследования
Вот такие отрывочные сведения, стали отправной точкой нашего исследования. Ребята нашей школы решили узнать как можно больше об истории...
Нашего исследования: «Конструирование модели теремка» iconНашего исследования «История Василёвской школы». Мы заинтересовались этим вопросом неслучайно
Тема нашего исследования – «История Василёвской школы». Мы заинтересовались этим вопросом неслучайно
Нашего исследования: «Конструирование модели теремка» iconПрограмма по внеурочной деятельности учащихся «Математика и конструирование»
Программа по курсу «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей...
Нашего исследования: «Конструирование модели теремка» iconШкольные прозвища Исследовательская работа Комментарии к презентации
«Школьные прозвища». Почему мы обратились к данной теме? Идея возникла после нашего выступления «Активный лексикон шестиклассника»...
Нашего исследования: «Конструирование модели теремка» iconПояснительная записка   Дисциплина «Конструирование рекламы и основы информационного дизайна»
Дисциплина «Конструирование рекламы и основы информационного дизайна» читается студентам заочного факультета, обучающимся по специальности...
Нашего исследования: «Конструирование модели теремка» iconПостроение табличной информационной модели
Таблицами можно выразить и статические и динамические модели. Таблицами можно выразить модели в различных предметных областях: математические...
Нашего исследования: «Конструирование модели теремка» iconТребования к финансовой модели
Финансовая модель должна быть создана в формате Microsoft Excel (версия 97 или более поздняя), кроме случаев, когда иное согласовано...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница