Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов обще­образовательных школ и самостоятельной работы учащихся. Рекомендуется исполь­зовать учебное издание в системах общего, среднего и дополнительного профессио­нального образования




НазваниеМетодические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов обще­образовательных школ и самостоятельной работы учащихся. Рекомендуется исполь­зовать учебное издание в системах общего, среднего и дополнительного профессио­нального образования
страница1/8
Дата конвертации02.10.2013
Размер1.4 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Пособие представляет методические рекомендации по организации внутришколь­ного контроля за преподаванием предметов духовно-нравственной направленности на основе компетентностного подхода и содержит контрольно-измерительные материа­лы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 классы): «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы исламской культу­ры». Внутришкольный контроль обеспечивает выявление успехов и недостатков в ра­боте школы, является информационной основой для анализа работы и реагирования на негативные тенденции в учебно-воспитательном процессе, для закрепления и раз­вития успехов, поддержание полезных инициатив членов педагогического коллектива и учащихся. Таким образом, качество внутришкольного контроля во многом опреде­ляет качество работы образовательного учреждения за преподаванием предметов ду­ховно-нравственной направленности.

Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов обще­образовательных школ и самостоятельной работы учащихся. Рекомендуется исполь­зовать учебное издание в системах.общего, среднего и дополнительного профессио­нального образования.
ВВЕДЕНИЕ

Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести следующие:

необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты;

разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка все более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры позволяет решать эти проблемы;

снижение качества школьного базового образования. Эта проблема тре­бует обновления содержания образования путем включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечествен­ной и мировой культуры;

потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образо­вания, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культу­ры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия явля­лась и является важным фактором формирования культуры, развития государ­ственности, взаимоотношений между разными государствами и народами;

рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90-х годов XX века в России и за рубежом на фоне политических споров о пу­тях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественни­ков, в том числе и молодежи, оказываются проблемы глобализации и сохране­ния традиций. Появляется потребность получения полноценных знаний о на­циональной культуре, знакомства с условиями формирования культурных и ре­лигиозных традиций других народов.

И, конечно же, нельзя недооценивать причины общекультурного и ком­муникативного характера, обусловленные расширением связей с другими наро­дами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России вторую родину, желающие для своих детей пол­ноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в россий­ской культуре.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» строится с учетом обозначенных выше проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению.

Цель комплексного учебного курса - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные культурологические понятия учебного курса: "культурная традиция", "мировоззрение", "духовность (душевность)" и "нравственность" - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой и вклю­чает в себя шесть модулей: "Основы православной культуры", "Основы ислам­ской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культу­ры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики".

В процессе преподавания данного курса учителем должны решаться концептуальные (стратегические: образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи:

ознакомление обучающихся с мировыми религиями;

формирование целостного восприятия мира;

- формирование первичных представлений об особенностях культовой
архитектуры мировых религий;

формирование культуры общения;

воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

воспитание патриотизма;

выработка этических принципов, определяющих качество межличност­ных отношений на основе традиций культуры Отечества;

предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на нацио­нальной и религиозной почве;

формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

возрождение духовных основ семьи;

пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

- формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Условия реализации курса и основные методические рекомендации

Успешное обучение данному курсу возможно при выполнении следующих условий:

учитель, преподающий данный курс, должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, достаточно четко представлять наследие мировых культур, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;

педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, закономерности развития школьников;

педагог должен опираться на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, священные книги и тексты, опыт отцов Церкви и патриархов, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодежи;

широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

привлечение обучающихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

использование разнообразных методов и приемов обучения на уроке и во внеурочной деятельности;

основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

единства образовательного и воспитательного процессов;

рефлексивного обучения;

принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

На основе анализа практики преподавания данного курса, а также других курсов с подобным содержанием можно говорить о предпочтительных методах обучения:

1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;

комментированное чтение;

беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

сократический урок;

короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

чтение фрагментов из Священных книг, притчей, сказок и т.п. с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием;

анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

Отметим, что такой перечень достаточно условен, поскольку у каждого педагога формируется собственный методический опыт изучения тех или иных вопросов курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Обучение детей по программе курса "Основы религиозных культур и светской этики" должно быть направлено на достижение следующих результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и культурным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

развитие логических умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

"ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"

(модули "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры",

"Основы исламской культуры")

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным цели, задачам и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого модуля учебного курса организовано в рамках четырех основных тематических разделов (уроков) Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей.

Первый тематический раздел включает содержательные акценты той или иной религии (духовных ценностей и нравственных идеалов в жизни человека и общества).

'Второй и третий тематические разделы (уроки 2 - 29) дифференцируют

содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей, знакомя обучающихся с духовными основами религиозных культур: традициями, праздниками, ценностями, имеющими место в том или ином обществе.

Четвертый раздел представляет духовные традиции многонационального народа России.

В соответствии с этим содержанием в данных методических рекомендациях представлены вопросы для тематического контроля знаний, умений и способов деятельности обучающихся.

Учебный модуль "Основы буддийской культуры"

Россия - наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм много национального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль "Основы иудейской культуры"

Россия - наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора -главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройстве и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм много национального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль "Основы исламской культуры"

Россия - наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе, нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм много национального и многоконфессионального народа России.
2. КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

2Л. Контрольные измерительные материалы модуля "Основы буддийской культуры"

Инструкция по выполнению работы (для тематического контроля)

Контрольная работа рассчитана на один академический час (45 минут). Из них 7 минут выделяется на организацию, слуховое и зрительное восприятие инструкции по выполнению работы. На непосредственное выполнение заданий контрольной работы отводится 38 минут. Работа состоит из трех частей, вклю­чающих 15 заданий.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов обще­образовательных школ и самостоятельной работы учащихся. Рекомендуется исполь­зовать учебное издание в системах общего, среднего и дополнительного профессио­нального образования iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога)
Данные рекомендации предназначены для всех субъектов образования, участвующих в подготовке, сопровождении и проведении единого государственного...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов обще­образовательных школ и самостоятельной работы учащихся. Рекомендуется исполь­зовать учебное издание в системах общего, среднего и дополнительного профессио­нального образования iconУроки семьи и семейных ценностей Проведение в образовательных учреждениях «Уроков семьи и семейных ценностей» (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов обще­образовательных школ и самостоятельной работы учащихся. Рекомендуется исполь­зовать учебное издание в системах общего, среднего и дополнительного профессио­нального образования iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методические рекомендации предназначены для преподавательского и руководящего состава общеобразовательных школ, дополнительного образования...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов обще­образовательных школ и самостоятельной работы учащихся. Рекомендуется исполь­зовать учебное издание в системах общего, среднего и дополнительного профессио­нального образования iconМетодические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, профсоюзных работников, организаторов и работников...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов обще­образовательных школ и самостоятельной работы учащихся. Рекомендуется исполь­зовать учебное издание в системах общего, среднего и дополнительного профессио­нального образования iconМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования руководителей танцевальных коллективов
Пособие может быть полезным для преподавателей ритмики и музыкальных руководителей дошкольных учреждений, хореографов студий народного...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов обще­образовательных школ и самостоятельной работы учащихся. Рекомендуется исполь­зовать учебное издание в системах общего, среднего и дополнительного профессио­нального образования iconМетодические рекомендации по изучению и внедрению в практику преподавания программы
Методические рекомендации предназначены для приобретения навыков работы с программой Скайп. Программа может быть использована при...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов обще­образовательных школ и самостоятельной работы учащихся. Рекомендуется исполь­зовать учебное издание в системах общего, среднего и дополнительного профессио­нального образования iconНовости страны
Постановление «О по- рядке  совершенствования  стипендиального  обеспе- чения  обучающихся  в  фе- деральных  государст- венных  образовательных ...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов обще­образовательных школ и самостоятельной работы учащихся. Рекомендуется исполь­зовать учебное издание в системах общего, среднего и дополнительного профессио­нального образования iconМетодические рекомендации по расчету статистических показателей здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения
Методические рекомендации предназначены для студентов; клинических ординаторов медицинских вузов; курсантов, обучающихся в системе...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов обще­образовательных школ и самостоятельной работы учащихся. Рекомендуется исполь­зовать учебное издание в системах общего, среднего и дополнительного профессио­нального образования iconМетодические рекомендации по организации Центра профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях администрации муниципального образования город Краснодар
«Технологии», призванных привлечь педагогические коллективы школ совместно с учреждениями профессионального образования, учащихся...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов обще­образовательных школ и самостоятельной работы учащихся. Рекомендуется исполь­зовать учебное издание в системах общего, среднего и дополнительного профессио­нального образования iconМетодические рекомендации  для самостоятельной работы учащихся  

Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница