Скороговорки для развития речи




Скачать 361.33 Kb.
НазваниеСкороговорки для развития речи
страница1/5
Дата конвертации16.09.2013
Размер361.33 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Развитие речи дошкольников

Благодаря играм со сверстниками, общению в семье интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «Здесь мы посадим огурчики…», «На этом кустике вызреет малина». Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели плоть».

По мере обогащения его опыта, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы.

Речь его обогащается новыми словами. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает о виденном и услышанном. Он может запоминать и обобщать полученную информацию.

Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда вы читаете ему сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, о растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам.

Ваш ребенок слушает их по многу раз и запоминает. Если вы читаете или рассказываете торопливо, невнимательно, малыш поправляет вас. Затем ему становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет прочитать ее сам. Сопоставляя услышанную историю с картинками в книжке, он «читает» книжку, аккуратно следуя за буквами, которых еще не знает.

К трем годам, осознав себя как личность, он научился говорить «я». Позднее, включившись в коллективные игры, пополнил речевой запас местоимениями «ты» и «он». Во время игр дети много и охотно разговаривают, шумно подражают товарищам по игре, старшим членам семьи, персонажам увиденных фильмов.

Девочки разговаривают с куклами: ласкают, бранят, учат (совсем как мама). Мальчики кричат на машины, понукают, приказывают трогаться с места.

В 3 – 4 года с ребенком уже можно беседовать, вести диалог. Он будет говорить беспрерывно, торопиться. Старайтесь говорить с ним ровным, спокойным голосом, чтобы успокоить, «погасить» ненужную торопливость. К пяти годам речь ребенка должна быть полностью сформирована. Сложности могут быть лишь с некоторыми звуками (например, «р», «л»).

Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения. Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки.

Скороговорки для развития речи:

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.


 

Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
- Попугай ты меня, попугай, -
Говорит попугай попугаю.


 

Леня лез по лесенке,
Срывал Леня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Леня с лесенки!


 

У маленькой машины цвет мышиный.
И шины шуршат, как мыши.


 

Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.


 

Ткет ткач ткани на юбку Тане.

 

У Потапки на лапках по тапку.
Купил в лавке по тапку Потапка.


 

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!


Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.


 

Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.


 

У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.


 

Моль пальто себе купила,
Чтобы чем питаться было.


 

У Кондрата куртка коротковата.

 

Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.


 

Маланья болтушка
Молоко болтала – болтала,
Да не выболтала.


 

Была у Наталки каталка на палке.
Сломала каталку на палке Наталка.
Чинили-чинили Наталке каталку,
Но так и осталась каталка без палки.


Ребенок должен правильно произносить все звуки и уметь четко выражать свои мысли. Если какой-то звук (особенно часто «р») ему не дается, он его совсем опускает или произносит неправильно, родителям не рекомендуется его поправлять, заставлять многократно произносить различные слова, в которых содержится неудачно произносимый звук. Важно при ребенке самим говорить правильно, четко, и обычно он сам справляется со своим недостатком.

Произношение звуков, по мнению специалистов, самостоятельно исправляется до пятилетнего возраста. Если же этого не произошло, следует обратиться в детскую поликлинику к специалисту-логопеду. Чем раньше это будет сделано, тем лучше будет для будущего школьника. Опыт показывает, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно. До 6 лет практически можно исправить почти все недостатки произношения.

Правильно говорить — это одна сторона дела. С ребенком, не посещающим дошкольное учреждение, необходимо дома проводить занятия, способствующие развитию речи. Следует добиваться сознательного усвоения значения слов, доступных для детского понимания, обращать внимание на тонкое восприятие оттенков их значения, на образное их употребление.

Очень важно научить ребенка внимательно слушать, улавливать смысл услышанного и отвечать на соответствующие вопросы. Поэтому не стоит стремиться читать ребенку побольше. Лучше с ним чаще беседовать о прочитанном, научить пересказывать услышанное, точно выражать свои мысли, высказывать отношение к прочитанному. Полезно и упражнять память ребенка, предлагая ему заучивать небольшие стихотворения, потешки.

Для развития связной речи желательно развивать у детей способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, правильно их составлять. Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.

Для развития речи дошкольников целесообразно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Такое эффективное средство развития детской фантазии заставляет ребенка логически мыслить, побуждает к активности.

Нет необходимости каждый раз читать и рассказывать детям что-то новое. Они охотно встречают прочитанные ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил какую-то неточность. При этом ребенок учится проявлять высокую активность.

 

Гимнастика для язычка

Помимо того что это интересно, это еще и полезно для развития речи вашего малыша.

Язычок гулять собрался (открываем рот и показываем язык):
Он умылся (проводим быстро язычком по губам),
Причесался (несколько раз проводим язычком между верхними и нижними зубами, высовывая его),
На прохожих оглянулся (круговые движения язычком по губам),
Вправо, влево повернулся (язычок высовываем вправо и влево),
Вниз упал (язычок высовываем вниз), наверх полез (высовываем наверх) —
Ам, и в ротике исчез (прячем язычок в ротик).

Мишка в домике живет (широко открыть ротик),
Очень любит мишка мед (облизать губы),
Щеки полные набьет (надуть щеки)
И жует, жует, жует (изображать жевание).
А как мед поест Мишутка,
Чистит щеточкой он зубки (язычком провести по верхним, а затем нижним зубам — вверх-вниз, вправо-влево).

На лугу паслась корова: "Му-у-у, му-у-у",
Полосатый шмель летел: "З-з-з, з-з-з",
Летний ветерок подул: "Ф-ф-ф, ф-ф-ф",
Колокольчик зазвенел: "Динь-динь-динь",
Стрекотал в траве кузнечик: "Тр-р-р, тц-с-с",
Еж колючий пробегал: "Пх, пх, пх",
Птичка маленькая пела: "Тиль-ль, тиль-ль",
И сердитый жук жужжал: "Ж-ж-ж, ж-ж-ж".

Игры для развития речи дошкольников

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

 

«Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель — друг — враг;
Грусть — радость — печаль;
Еда — очистки — пища;
Труд — завод — работа;
Танец — пляска — песня;
Бежать — мчаться — идти;
Думать — хотеть — размышлять;
Шагать — сидеть — ступать;
Слушать — глядеть — смотреть;
Трусливый — тихий — пугливый;
Старый — мудрый — умный;
Бестолковый — маленький — глупый;
Смешной — большой — огромный.

 

«Два приятеля»

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый).

 

«Семейная олимпиада»

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

 

«Два брата»

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища — большой домище. У Ика был носик, а у Ища — носище. У Ика были пальчики, а у Ища — пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик — глазище; ротик — ротище; зубик — зубище; котик — котище; кустик — кустище; шарфик — шарфище; ножик — ножище; коврик — коврище; слоник — слонище.

 

«Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

 

«Магазин посуды»

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

 

«Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное — яблоко, кресло, платье.
Желтая — репа, краска, сумка.
Синий — василек, баклажан, карандаш.

 

«Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

 

«Найди картинку»

Цель: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:
аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;
рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;
причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;
шоссе, кондуктор, водитель, остановка;
эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

 

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит.
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек.
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Магазин.
Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает покупатель?» - «Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Можно ездить или нет.
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.
Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

На прогулку в лес.
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.
Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Скажи, как я.
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.
Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных (л, ль, р, рь,).

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение.

Возьми игрушку.
Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).
Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

Выдели слово.
Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

Подбери похожие слова.
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Угадай, где кружки, а где кружки.
Наглядный материал: две кружки и два кружка.
Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово.
Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
звук "C"
Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
Домик над рекою, Светлой полосою
В окнах огонек, На воду он лег.
(А. Плещеев. “ На берегу”)
звук "З"
На двери висит замок.
На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает –
Познакомиться желает.
(А. Власов. “Почему?”)

Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.

Кто лучше слушает?
Вариант 1.
Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук "ж". Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком "ш", 5 – со звуком "ж", 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.
Вариант 2.
Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком "ш", другой – со звуком "ж". Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.
Вариант 3. Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком "ш", другому – со звуком "ж". Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.
То же можно проделывать и с другими парами звуков.

Слова могут звучать громко и тихо.
Цель – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.
Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков "л" – "ль" можно использовать такую фразу:
В уголок Аленка села,
У Аленки много дела.

Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.
В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.
Аналогично проводится игра “Слова могут звучать быстро и медленно”.

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

Какой звук есть во всех словах?
Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".
Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Назови первый звук в слове.
Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик).

Назови последний звук в слове.
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук "рь", а не "р"). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

Подумай, не торопись.
Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)
Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)
Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.)
Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)

Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь у детей возраста от 3 до 7 лет – явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее постижению.

Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора, за компьютером, или с игрушками), редко слышит сказки рассказанные мамой и папой, а плановые занятия для развития речи дошкольников – совсем  редкость. Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем. Поэтому, решая  задачу, развитие речи у дошкольников, рассмотрим,  какие проблемы в этой области встречаются родителям и педагогам чаще всего.

Характерные проблемы развития речи дошкольников:

1.         Односложная речь, которая состоит  только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

2.         Скудость  речи. Маленький словарный запас.

3.         Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора), применение нелитературных выражений и слов.

4.         Небогатая диалоговая речь: неумение  доступно и грамотно  задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.

5.         Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный  рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.

6.         Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

7.         Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.

8.         Нехорошая  дикция.

А как развивать речь дошкольников?

Ставя проблему, плохое развитие речи у дошкольников большинство родителей  возлагают надежды в ее разрешение на детсад. Считают, что плановые занятия придут на помощь малышу в столь нелегком труде. Достаточно часто эти надежды не оправдываются: во многих детсадах развитию речи не уделяется нужное  внимание. Но если вам посчастливилось с садиком, и речи на уроках отведено достаточно времени, все же необходимо проследить: нормально ли у ребенка развивается словарный запас, дикция, умение применять интонацию, развернутые ответы, включающие  доказательства,  строить диалог. Если же нет – доведется подумать, как сделать разнообразной развитие речи у дошкольников.

Давайте рассмотрим,  какими упражнениями можем заниматься мы сами. Для этого нужно владеть информацией об этапах развития речи дошкольника. Именно поэтому игры-упражнения мы сопроводили детальным комментарием.

Нормальное развитие речи у дошкольников происходит с помощью комплекса упражнений:

Упражнение для развития речи дошкольников:  "Разговор по картинке"

Данное  упражнение для развития речи дошкольников подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последовательной беседы подойдет всякая желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего  упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете паззл или любой другой интересной игрой, чтобы у крохи не возникало чувства "нудного урока". Ваша задача заключается увлечь ребенка простой игрой "вопрос-ответ". Задайте разнообразные вопросы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Когда? Почему? Зачем?  и др. Чтобы ребенок начал говорить, употребляйте вступительные фразы ("А ты  думаешь ?", "А тебе  встречалось такое…") либо предположения ("А вот если …", "Может здесь хотели сказать...", "А ты как бы  поступил…"). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.

Упражнение для развития речи дошкольников:  "Маленький - большой "

Выполняя это упражнение с ребенком старше двух лет до пяти, используйте любимую книжку с картинками, а лучше его игрушки. Рассмотрите  с малышом иллюстрации, и  попросите назвать, что он увидел. К примеру:

- Посмотри, а кто это на картинке?

- Кошка и котята.

- А какая кошка?

- Большая.

- Да, кошка больше чем ее маленькие котята. Кошка высокая, а котята ниже ее ростом.

- А как ты думаешь котята когда вырастут тоже будут большие?

И так далее.

В  наши дни есть в продаже специальные книжки и игры, которые направлены на развитие данной стороны речи. В них собранны задания и тексты, которые научат ребенка найти близкие слова по смыслу,  запомнить значения слов.

Чтение потешек и пение колыбельных.

Начиная с момента рождения, читайте крохе потешки, сказки, пойте колыбельные песни каждый день. Весьма  полезно читать перед сном. Читая, проследите, чтобы произношение было ясным и четким, эмоционально правильно окрашенным.

Потешки и колыбельные обогащают словарный запас детей за счет, содержания сведений об окружающим мире и  предметах, они учат детей создавать однокоренные слова (к примеру, "котенька", "котя", "коток"), а благодаря позитивной эмоциональной окраске освоение более успешно.

Упражнение для развития речи дошкольников:  Журналист.

Этим упражнением можно заниматься с детьми старше 4 лет. Сделайте ребенку предложение взять  интервью, как журналисту. Вы будете известным актером или спортсменом, а малыш подготовит статью о Вас. Список задаваемых вопросов и  развернутых ответов готовьте вместе! Вы не просто весело проведете время с ребенком, но и будете развивать диалоговую речь малыша.

Упражнение для развития речи дошкольников:  Загадка.

Игра подходит детям трех-семи лет. Разгадывание загадок многосторонне развивает речь. В загадках даются более яркие признаки явлений и предметов, которые имеют сжатую форму. Угадывание  загадок развивает у детей способность анализировать, обобщать, делать выводы и уметь выделять типичные признаки предмета. Отдельные  загадки обогатят словарь детей из-за многозначности слов. И, безусловно, учат образно мыслить.

Упражнение для развития речи дошкольников: «Что это значит?» (возраст детей старше пяти лет)

Эмоциональная окраска и интонация речи имеют важное значение, потому, что собственно по тону, мы нередко узнаем о  настроении говорящего и значение того, что он нам доносит. Чтобы представить детям насколько важна данная сторона речи нужно использовать   фразеологизмы русского языка и народные пословицы и поговорки. Точно и лаконично выявлены во фразеологизмах народных сказок не только мысли и идеи, но и их эмоциональная окраска (поощрение, осуждение,  радость, ласка, грусть, злость и т. д.). рассказывайте  ребенку ряд пословиц или фразеологизмов. Подумайте что бы они смогли значить.

К примеру, что означает "бить баклуши", "задать головомойку","повесить нос". Ознакомление с фразеологизмами улучшает фантазию и развивает мышление.

Скороговорки и поговорки.

Произносить  скороговорки и поговорки – полезно для детей разного возраста, даже если  дикция ребенка на первый взгляд в норме. У дошкольников еще довольно плохо работает и скоординирован речевой аппарат. Встречаются дети, которые  выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а  иные, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить - дикция формируется при  помощи особых занятий, ведь никто не владеет безупречным произношением от природы. Поэтому  употребляйте добрые и старые  скороговорки, и речь вашего малыша станет значительно лучше.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Скороговорки для развития речи iconТема: «Использование устного народного творчества для развития речи детей»
И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать...
Скороговорки для развития речи iconИгры и упражнения для развития речи младших дошкольников
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая...
Скороговорки для развития речи iconПлан I. Проблема развития речи детей в наши дни. Цель и содержание данной работы. II. Развитие речи учащихся на уроке
Журналы всё чаще включают в себя статьи, посвящённые проблемам развития и культуры речи, уроки общения, уроки, проходящие под девизом...
Скороговорки для развития речи iconРазвитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает
«рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки, шутки, загадки, сценки, импровизация, конкурсы, пословицы и др главное назначение...
Скороговорки для развития речи iconИгры для развития речи
Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш...
Скороговорки для развития речи iconРазвитие речи на основе анализа сочинений учащихся
«автора-художника», «публициста», «читателя-критика», «теоретика». Это позволяет компонент развития речи по русскому языку частично...
Скороговорки для развития речи iconПлан-конспект урока по учебнику «Русский язык. 3 класс»
Сегодня у нас урок развития речи. Каковы задачи уроков развития речи? (учиться правильно говорить и писать)
Скороговорки для развития речи iconЛитература: О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»
Приоритетная задача речевого развития: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста
Скороговорки для развития речи iconИгры для развития речи малышей с 3-х до 5-ти лет
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием...
Скороговорки для развития речи iconУрок развития речи и изо на тему: «Ты, как и душа у народа, красива»
Оборудование: выставка иллюстраций и декоративных игрушек, стенд «Народная игрушка», сто для презентации по теме урока, раздаточный...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница