Показатели оценки компетентности




Скачать 114.49 Kb.
НазваниеПоказатели оценки компетентности
Дата конвертации15.09.2013
Размер114.49 Kb.
ТипДокументы
Базовые компетентности педагога

Базовые компетентности

Характеристики компетентностей

Показатели оценки компетентности

Социально-личностые компетентности

Способность видеть в каждом ученике потенциально успешную Личность


Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога - раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности.


Вера в силы и возможности Ученика - есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образова­тельной деятельности

- Создание ситуации успеха для обучающихся.

- Грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность.

- Организация образовательного процесса с опорой на положительные стороны каждого обучающегося, поддержка позитивных сил развития ученика.

- Разработка индивидуально ориентированных образовательных проектов.

- Осуществление грамотного педагогического оценивания поступков и поведения.

- Разработка индивидуальной программы развития ученика.

- Составление устной и письменной характеристики обучающихся, отражающие разные аспекты его внутреннего мира


Способность индивидуализировать образовательный процесс

Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности


- Выявление индивидуальных предпочтений (индивидуальных образовательных потребностей), возможностей ученика, трудностей, с которыми он сталкивается.

- Создание индивидуализированной образовательной программы.

- Умение составить устную и

письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира.

- Умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы.

- Умение построить индивидуальную воспитательную программу.

- Умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений.


Способность понимать и принимать точку зрения других субъектов образовательного

процесса


Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции


- Интерес к мнениям и позициям других.

- Учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся.


Общая культура


Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека, определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся


- Знание основных сфер материальной и духовной жизни общества.

- Знание материальных и духовных интересов молодёжи.

- Организация внеурочной деятельности учеников.

- Знание проблем внутреннего мира ребёнка.

- Ориентация в системе межличностных отношений

Эмоциональная устойчивость

Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в конфликтных ситуациях. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся.

- В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие. Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки.

- Не стремится избежать эмоционально-напряжённых ситуаций.

- Не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников.

- Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях.

Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в

себе


В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, в эффективность профессиональной деятельности. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность

-Осознание целей и ценностей педагогической деятельности.

- Позитивное настроение.

- Желание работать.

- Высокая профессиональная самооценка


2. Постановка целей и задач педагогической деятельности

Способность перевести тему урока в педагогическую задачу

Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию «субъект- субъектного» подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности


- Знание образовательных стандартов и реализующих их программ.

- Осознание нетождественности темы урока и цели урока.

- Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу.

- Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса.

- Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника. Владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок.

Способность ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся


Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью

- Знание возрастных особенностей обучающегося.

- Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте


3. Мотивация учебной деятельности

Способность обеспечить успех в деятельности

Компетентность, позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения


- Знания возможностей конкретных учеников.

- Постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика.

- Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.

- Знание интересов, потребностей воспитанников.

- Умение определить социальный статус воспитанника.

- Демонстрация последствий того или иного поступка, поведения

Компетентность в педагогическом оценивании

Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок


- Знание многообразия педагогических оценок.

- Знакомство с литературой по данному вопросу.

- Владение (применение) различными методами оценивания

Способность превращать учебную задачу в личностно значимую


Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности


- Знание интересов учащихся, их внутреннего мира.

- Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.

- Формирование личностной позиции ученика при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т.д.

Информационная компетентность

Компетентность в предмете преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения

- Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось).

- Возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений.

- Владение методами решения различных задач. Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных.

- Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания.

- Знание жизненного пути воспитанника.

- Знание семейной обстановки.

- Знание травмирующих ситуаций.

- Умение установить социальный статус воспитанника.

Компетентность в метода преподавания


Обеспечивает возможность эффективного усвоения знаний и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход к творческой личности и её развитие


-Знание методов и методик преподавания.

- Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, авторская программа.

- Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий.

- Использование в учебном процесс е современных методов обучения

Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)


Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса.

Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности


- Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся.

- Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом).

- Использование знаний по психологии в организации учебного процесса.

- Разработка индивидуальных

проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся.

Владение методами социометрии.

- Учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе.

- Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности.

- Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации воспитательного процесса.

- Знание индивидуальных особенностей учеников.

- Владение методами диагностики, индивидуальных особенностей воспитанников

Способность вести самостоятельный поиск информации


Профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск.

- Профессиональная любознательность.

- Умение пользоваться различными информационно - поисковыми технологиями.

- Использование различных баз данных в образовательном процессе.

Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

Способность разработать образовательную

программу, выбрать учебники и учебные комплекты

Разработка образовательной программы является базовой в системе профессиональных

компетенций, обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных

программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на

развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание

на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ,

характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся

- Знание образовательных стандартов и примерных программ.

- Наличие персонально разработанных образовательных программ:

а) характеристика этих программ по содержанию, по источникам информации;

б) по материальной базе, на которой должны реализовываться программы;

в) по учёту индивидуальных характеристик обучающихся

- Обоснованность используемых образовательных программ.

-Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута.

- Участие работодателей в разработке образовательной программы.

- Знание учебников и учебно -методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием.

- Обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом.

Способность принимать решения в различных педагогических ситуациях


Разрешение педагогических проблем в педагогической деятельности. Применение как стандартных решений (решающие правила), так и творческих (креативных) или интуитивных


- Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения.

- Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций.

- Владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила.

- Знание критериев достижения цели.

- Знание нетипичных конфликтных ситуаций.

- Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций.

- Развитость педагогического мышления.

Компетенции в организации учебной деятельности

Компетентность в установлении субъект-

субъектных отношений


Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию,

установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять

интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, пози­тивный настрой педагога

- Компетентность в целеполагании. Предметная компетентность.

- Методическая компетентность.

- Готовность к сотрудничеству.

- Знание психологических характеристик ученика как субъекта учебной деятельности


Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности


Готовность педагога включать новый материал в систему уже освоенных знаний или умений

и путём демонстрации практического применения изучаемого материала


- Знание того, что знают и понимают ученики.

- Свободное владение изучаемым материалом.

- Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся.

- Демонстрация практического применения изучаемого материала.

- Опора на чувственное восприятие

Компетентность в педагогическом оценивании


Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке. Сочетание компетентности оценивания других с самооценкой педагога

- Знание функций педагогической оценки.

- Знание видов педагогической оценки.

- Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности.

Владение методами педагогического оценивания.

- Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах.

- Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке

Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося

Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или поиск необходимой для ученика информации организовать

- Свободное владение учебным материалом.

- Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем.

- Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи.

- Умение выявить уровень развития обучающихся.

- Владение методами объективного, контроля и оценивания

Компетентность в использовании современных средств и систем организации

учебно-воспитательного процесса


Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса


- Знание современных средств и методов построения образовательного процесса.

- Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам.

- Умение обосновать выбранные методы и средства обучения

Компетентность в способах умственной деятельности


Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных

операции

- Знание системы интеллектуальных операций. Владение интеллектуальными операциями.

- Умение сформировать интеллектуальные операции учеников.

- Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче

Журнал "Методическая работа в школе", №2, 2010 г.

Похожие:

Показатели оценки компетентности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций»
Преподаватель, используя рейтинговую систему, переводит показатели различных форм контроля в баллы для итоговой оценки. Этот вариант...
Показатели оценки компетентности iconПсихологическая игра для обучающихся 8 класса «Пираты Карибского моря – 4»
Цель. Формирование коммуникативной компетентности, компетентности социального взаимодействия и компетентности информационных технологий...
Показатели оценки компетентности iconФормирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей (на примере подготовки бакалавров педагогики)
Охватывают области реализации когнитивного и операционально-технологического компонентов и являются необходимыми для формирования...
Показатели оценки компетентности iconПортфолио для проведения экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности Яковлевой Лилии Валентиновны, учителя русского языка и литературы
Характеристики профессиональной деятельности как условия обеспечения качества образования
Показатели оценки компетентности iconД. Д. Данилов I. Введение: что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов...
Показатели оценки компетентности iconД. Д. Данилов I. Введение: что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов...
Показатели оценки компетентности iconКонцептуальная схема (рамка) построения эффективной системы оценивания
«Оценивание имеет первостепенное значение в образовании: оно влияет не только на показатели количества учащихся, охваченных образованием,...
Показатели оценки компетентности icon  построение сводной оценки 
...
Показатели оценки компетентности iconОценка эффективности природоохранной деятельности предприятий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Мя послужила деятельность независимых экологических рейтинговых агентств. Проблема независимой оценки проявилась в том, что «независимость»...
Показатели оценки компетентности iconКритерии оценки кредитоспособности предприятия
Сравнительная характеристика современных методик оценки кредитоспособности организаций 6
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница