Урок «Приёмы поиска информации в Интернете» Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете»




Скачать 352.77 Kb.
НазваниеУрок «Приёмы поиска информации в Интернете» Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете»
Дата конвертации15.09.2013
Размер352.77 Kb.
ТипУрок
Урок «Приёмы поиска информации в Интернете»


Конспект урока «Глобальная сеть Интернет.
Поиск информации в Интернете»

Амачкина А.А.

Класс: 9 «А» класс

Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы   поиска в сети;

Задачи:

Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;

Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к  предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие  навыки групповой работы, сотрудничества;

Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;

Предварительная подготовка учащихся: материал, изученный на предыдущих уроках информатики;

Предварительная подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта;

Дидактические основы урока:

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: объяснение нового материала;

Формы учебной работы учащихся: групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: 11 компьютеров, листы бумаги, маркеры, индивидуальные карточки с вопросами, тетради, мультимедийная презентация.

План урока:

  • Орг. момент (1-2 мин.);

  • Объяснение нового материала (20 мин.);

  • Самостоятельная работа (15 мин.);

  • Итог урока (3-5 мин.);

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент,
1-2 мин.
- сообщение темы урока, его целей и задач;
- краткий план деятельности.

Здравствуйте, ребята!
Итак, тема сегодняшнего нашего урока: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации».
Презентация к уроку (приложение 1).
На уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон,  познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию (слайд 1).

Записывают тему урока в тетради.

Введение в тему:
- подготовить детей к восприятию темы;
- нацелить на продуктивную работу.
7-10 минут

Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
Обратите внимания на следующую статистику. Здесь мы можем увидеть, какое количество человек пользуется на сегодняшний момент глобальной сетью Интернет. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни (слайд 2).
А давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет?
Вам дано определение, но в нем пропущены некоторые слова. Попробуйте самостоятельно восстановить эти слова, а потом правильное определение мы запишем в тетрадь (2 минуты).
Интернет – это …   …   сеть, которая включает в себя …, … и … сети и объединяет миллионы … по всему миру (слайд 3).
А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета.


Достоинства

Недостатки

Важный источник информации

Информация из Интернета может быть недостоверной

Общение с людьми из разных городов

Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета

Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома

Обман со стороны организации

Способ распространения своих знаний

Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер

Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники.
В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета.
Анализ, сравнение, обобщение и заявление собственных позиций.
Капитаны команд готовят небольшую (2 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции.
Выступление капитана команды сторонников.
Выступление капитана команды противников.
В выступления капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.
Вывод: Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстанавливают определение, записывают в тетрадь вместе с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся на группы.

 

Работа в группах.

 

 

 

Вывод своих позиций.

Тема урока:
- изучить способы поиска информации в сети Интернет;
- рассмотреть поисковые системы Интернета.
10 минут

А теперь переходим к изучению темы. По ходу моего рассказа вы самостоятельно записываете нужную для вас информацию (слайды 5-6).
Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации.
Для поиска информации используются в основном три основных типа:

  • Указание адреса страницы; (слайд 7)

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

  • Перемещение по гипертекстовым ссылкам; (слайд 8).

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

  • Обращение к поисковой системе (слайд 9).

Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).
Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете.
Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины. (слайд 10)
Ребята, а какие поисковые системы вы знаете? (yandex. ru, Rambler. ru, Google. ru и много других) (слайды 11 – 12).
Yandex.ru
Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года.
Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов (слайд 13).
Google.ru
Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями (слайд 14).
Rambler.ru
Rambler создан в 1996 году.
Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова (слайд 15).

Основное записывают в тетрадь (самостоятельно!!!)

Закрепление материала
15 минут

А сейчас будет работа в парах. Вы садитесь за компьютеры. Вам будут даны карточки, на которых записаны проблемные вопросы. Вам необходимо в Интернете найти разные точки зрения на этот вопрос, а на карточках записать url-адреса и поисковые системы, в которых вы нашли ответ на поставленный вопрос (приложение 2).

Индивидуальная работа за компьютерами.

Подведение итогов урока:
систематизация знаний, полученных на уроке
3 минуты

Беседа по содержанию урока:

  • Что такое глобальная компьютерная сеть?

  • Что такое поисковая система?

  • Какие поисковые системы вы знаете (узнали)?

Оценивание ребят за практическую работу.

 


2. Изучение новой темы

Учитель: А сейчас мы поговорим о поиске информации в Интернете (приложение1, слайд1).



Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.

Существуют три способа поиска информации в Интернете (приложение1, слайд2):



1. Указание адреса страницы.

2. Передвижение по гиперссылкам.

3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Остановимся на каждом из них:

- (приложение1, слайд3): Указание адреса страницы - это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.



- (приложение1, слайд4): Передвижение по ссылкам - Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.



- (приложение1, слайд5): Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернета популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru), Rambler (rambler.ru) и некоторые другие.



(приложение1, слайд6): Что же такое – поисковая система?

Поисковая система— веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах и т.д.

По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы.

(приложение1, слайд7): Поисковые каталоги служат для тематического поиска.

Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.

Каталог ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто Интернет-каталог — структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.

Каталог, в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов, называется рейтинг (или топ).

(приложение1, слайд8): Ребята, обратите внимание на следующий слайд. Так выглядит главная страница Яндекс-каталога. Здесь можно выбрать раздел по своим интересам.

Теперь поговорим о поисковых индексах. (приложение1, слайд9): Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Пользователь задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, — и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.

Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института в 1993.

(приложение1, слайд10): Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ (веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.

Поисковый робот («веб-паук») — программа, являющаяся составной частью поисковой системы и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения информации о них (ключевые слова) в базу поисковика. По своей сути паук больше всего напоминает обычный браузер. Он сканирует содержимое страницы, забрасывает его на сервер поисковой машины, которой принадлежит и отправляется по ссылкам на следующие страницы.

В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, ведущих к web-страницам, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса.

(приложение1, слайд11): Обратите внимание на этот слайд. Здесь мы видим информацию по запросу «Компьютер в деятельности человека». Найдено 13 млн. страниц. Для достижения конкретного результата запрос необходимо сделать более точным.

(приложение1, слайд12): Теперь мы познакомимся с наиболее популярными в русскоязычном Интернете поисковиками. Вот информация об Яндексе – одном из самых популярных поисковиков. Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве. Количество сотрудников превышает 700 человек.

Слово «Яндекс» (состоящее из буквы «Я» и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение «Я» соответствует английскому «I») придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса, в настоящий момент занимающий должность технического директора компании.

Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.

По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.

(приложение1, слайд13): Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках.

По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена "Математика и воображение" (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.

Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.

(приложение1, слайд14): Rambler Media Group — интернет-холдинг, включающий в качестве сервисов поисковую систему, рейтинг-классификатор ресурсов российского Интернета, информационный портал. Rambler создан в 1996 году.

Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова.

Вот мы и рассмотрели основные приёмы поиска информации в Интернете с использованием поисковых машин.

А теперь ответим на несколько вопросов (приложение1, слайд15):

- Назовите основные способы поиска информации в web?

- В каком случае может возникнуть необходимость поиска по уже открытой в браузере web-странице?

- Какие два вида поисковых машин вы знаете?

- Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.

Дети отвечают на вопросы. При необходимости учитель помогает учащимся с ответами.

3.Практическая деятельность за ПК:

Учитель: А теперь мы разделимся на группы по 3-4 человека. Я предлагаю вам выполнить задание, где каждая группа должна воспользоваться поисковиками для нахождения информации, требуемой в таблице (приложение2). Оцените возможности нахождения по пятибалльной шкале. Критерии оценивания приведены в карточке. Заполните таблицу оценками и приготовьте свой комментарий по результату. Предлагаю в группах распределить обязанности для ускорения выполнения задания.

После выполнения задания от каждой группы высказывается один ученик и сообщает, почему были поставлены именно такие оценки.

В конце урока учитель подводит его итог, оценивает работу учащихся. В подведении итога следует заострить внимание на том, что разные поисковики при нахождении одной и той же информации дают разные результаты.

Учитель: Урок окончен. Спасибо за урок!
Задание для групп учащихся


Ключевая фраза

Удовлетворённость результатами поиска

(по пятибалльной шкале)

Yandex.ru

Google.ru

Rambler.ru

Слова песни «Школьный вальс»

 

 

 

Национальный состав населения Московской области










Масса и диаметр Земли

 

 

 

Отмена крепостного права в России

 

 

 



Критерии оценивания:

«5» - информация находится быстро и полно;

«4» - информация находится относительно быстро, но для поиска полной информации нужно тратить дополнительное время;

«3» - для поиска информации пришлось потратить значительное время.

«2» - удалось найти только краткую информацию. Для поиска полной информации возможно, придётся потратить очень много времени.

«1» - практически не удалось найти ничего из запроса. Лишь бессвязные обрывки фраз.

Похожие:

Урок «Приёмы поиска информации в Интернете» Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете» iconКонспект урока «Поиск информации в сети Интернет»
Освоить работу по поиску информации в Интернете по ключевым словам и заданному адресу
Урок «Приёмы поиска информации в Интернете» Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете» iconА. А. Рагойша поиск химической информации В интернете
...
Урок «Приёмы поиска информации в Интернете» Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете» iconПлан открытого занятия студии ит по теме «Поиск информации в Интернете»
Оборудование: компьютеры, подключенные к сети интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Урок «Приёмы поиска информации в Интернете» Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете» iconИнтернет глобальная сеть, объединяющая огромное количество персональных компьютеров по всему миру. Ежедневно более миллиарда людей по всему миру используют
Интернет — глобальная сеть, объединяющая огромное количество персональных компьютеров по всему миру. Ежедневно более миллиарда людей...
Урок «Приёмы поиска информации в Интернете» Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете» iconПоиск информации в Интернете; анализ и обобщение собранной информации
Каждая краеведческая экспедиция, беседы со старожилами открывают что-то новое, требующее тщательного изучения. Сколько тайн хранят...
Урок «Приёмы поиска информации в Интернете» Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете» iconПоиск информации в Интернете
Почему в качестве линий связи в компьютерных сетях чаще всего используются телефонные линии?
Урок «Приёмы поиска информации в Интернете» Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете» iconПоиск информации в Интернете
...
Урок «Приёмы поиска информации в Интернете» Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете» iconПоиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ, обрабатывающих запросы информационно-поисковых систем (ипс). Существует несколько

Урок «Приёмы поиска информации в Интернете» Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете» iconОбсуждение законов об Интернете и проблем, связанных с ним Материалы для школьного урока Составители
Интернете. Здесь есть информация в любом стиле, и не все из этого соответствует ценностям читателя и наблюдателя. Объем информации...
Урок «Приёмы поиска информации в Интернете» Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете» iconПлан-конспект урока тема: Кодирование информации. Основные единицы измерения информации
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями кодирования информации, шифрования, с единицами измерения информации
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница