Конструкторы конструирование заданий на противоречие элемента




Скачать 61.12 Kb.
НазваниеКонструкторы конструирование заданий на противоречие элемента
Дата конвертации01.09.2013
Размер61.12 Kb.
ТипДокументы
КОНСТРУКТОРЫ

Конструирование заданий на противоречие элемента

Устройство конструктора

Напомним: чтобы сделать конструктор заданий по модели, нужно разделить модель на части. Предъявляя одни части и скрывая другие, мы будем получать разные варианты заданий.

В модели противоречия элемента (технического противоречия из АРИЗ) три части:

1) Если <известное, типовое решение>

2) то <полезное следствие>

3) но <вредное следствие>

Каждая часть более точно может быть описана в модели «Элемент – Имена признаков – Значения признаков».

На практике, конструируя задания, мы обычно объединяем полезное и вредное следствия (или оба задаем, или оба «прячем»). Получаются два типа заданий.

Если <известное, типовое решение>

то <полезное следствие>

но <вредное следствие>

?

!

!

!

?

?

Опора для первого задания-загадки: «Если я сделаю ЭТО, то получу (называем полезное следствие – «плюс»), но (называем вредное следствие – «минус»)».

Другой вариант – если загадка строится не от первого лица: «Если он (называем героя, персонаж) сделает ЭТО...», далее аналогично.

Если учитель (родители) сделают ЭТО, то скорость чтения ученика увеличится, но мотивация к чтению может резко снизиться.

Опора для второго задания-загадки: «Если я (указывается изменение, которое предполагается сделать), – какие «плюсы» и «минусы» я от этого получу?»

Если учитель увеличит объем текстов, которые должен читать ученик, к каким полезным и вредным последствиям это приведет?

Каждая загадка, построенная с помощью конструктора, заканчивается выводом о том, какой «плюс» без «минуса» надо получить в результате: (Надо И скорость чтения повысить, И мотивацию к чтению повысить).

Примеры

Литература

  1. Если Колобок сделает это, то (+) он получит новые впечатления, но (–) встретится с опасностями. Угадайте «Это».

  2. Какие «плюсы» и «минусы» получит Колобок, если он убежит от бабушки и дедушки путешествовать по лесу?

История

  1. Если бы Кутузов не сделал этого, то (+) он сохранил бы людей и боевую технику, но (–) он ослабил бы дух русских войск, подкрепил бы уверенность неприятеля в себе. Какие действия полководца имеются в виду?

  2. Какие «плюсы» и «минусы» получил Кутузов, приняв битву под Бородино?

Русский язык

  1. Если я сделаю это, то (+) узнаю точно, как следует писать данное слово, но (–) потрачу много времени.

  2. Какие «плюсы» и «минусы» получит ученик, если будет проверять сомнительные случаи правописания по словарю.

  3. МОДЕЛИ

  4. События

  5. Термины и примеры

  6. Начнем с примера. С понятием «событие» в начальной школе мы знакомимся на практике.

  7. У: «Встаньте, пожалуйста! Опишите: что было, что стало, какой признак изменился».

  8. Д: «Было – мы сидели, стало – мы стоим, изменилось положение».

  9. У: «Это – событие. Пожалуйста, закрасьте листки бумаги на ваших партах. Опишите: что было, что стало, что изменилось».

  10. Д: «Был белый лист. Стал синий. Изменился цвет.

  11. У: «Это тоже событие»... И т. д.

  12. Событием будем называть любое изменение значения признака (или группы признаков) объекта.

  13. Математика

  14. В математике речь всегда идет о каких-то преобразованиях. Преобразование производится с помощью оператора. Таким оператором может быть и знак арифметической операции, и геометрическое преобразование (параллельный перенос, поворот и т. п.), и любое сочетание преобразований.

    Было

    Стало

    Что изменилось

    Виновник

    125

    148

    1) Число увеличилось на 23

    «+» (операция сложения)

    2) Число увеличилось в 148/125 раза

    «*» (операция умножения)

    Треугольник вершиной вверх – рис. «Событие – БЫЛО»

    Треугольник вершиной вниз – рис. «Событие – СТАЛО»

    Верхняя вершина переместилась в середину основания, а нижние – вверх

    Осевая симметрия относительно средней линии треугольника

  15. Русский язык

  16. В русском языке не используют специальных операторов, переводящих объекты из одного состояния в другое. Хотя набор типовых преобразований здесь тоже имеется (например, изменение формы слова: существительного – по падежам и числам, глагола – по лицам и числам и т. п.). По этой причине в данном примере не указан «виновник» преобразования. Позже будет показано, как и для чего можно использовать «виновников событий» (операторов) в курсе русского языка

Было

Стало

Что изменилось

крыша

у крыши

падеж

Лед, ходить

Ледоход

выделились корни, между ними добавилась соединительная гласная -О-

«У зайца большие уши»

«У зайца уши большие»

Порядок слов в предложении

«У зайца большие уши!»

«У зайца большие уши?»

Знак на конце, интонация, функция (назначение) предложения (в первом случае – мысль утверждается, во втором – задается вопрос).

Примеры использования многоэкранной схемы в учебных курсах

Системный лифт


Использовать модель «системного лифта (вертикали многоэкранной схемы) предложил мастер ТРИЗ М.С. Гафитулин. Этот срез применяется в случаях, когда важно рассмотреть системную иерархию в фиксированный момент времени (например, только в настоящем или только в прошлом). Модели «системного лифта» используются в курсе окружающего мира («лифт» планеты Земля), «лифты» различных планет; биологии «лифт» организма; языка («лифт» слова), математики «лифт» математического выражения.
Системные лифты в естествознании

d:\lib\мастерская знаний\2014с-лифт-город.jpg

d:\lib\мастерская знаний\2016с-лифт слова.png

d:\lib\мастерская знаний\2017с-лифты мер.png

Раскадровки процессов


Зарисовки процессов в виде последовательности кадров используются в обучении достаточно часто. Это и зарисовка процессов в физике, химии, биологии, и зарисовка последовательности операций по созданию какого-то продукта (получение хлеба, бумаги, постройка дома и т. п.), и фиксация литературного сюжета в картинках.

Важно, чтобы ученик понимал связь между раскадровкой процесса и рассмотрением участвующих в нем объектов в многоэкранной схеме. Учителя начальной школы успешно используют на уроках литературного чтения рассмотрение сюжета на трех «этажах». Например, на уровне системы рассматривается последовательность событий, в которых участвует герой; на уровне надсистемы исследуется, что происходит в это время с окружением героя, на уровне подсистемы – как меняются мысли и чувства героя со сменой событий. На рисунке показана раскадровка процесса «Круговорот воды в природе» – рис. «Раскадровка круговорот воды».

Раскадровка «Круговорот воды в природе»

d:\lib\мастерская знаний\2019раскадровка круговорот воды.png

Похожие:

Конструкторы конструирование заданий на противоречие элемента iconКонструкторы модульных станков помогают изучить технологии
Если дать в руки учащемуся подходящий инструмент (и по назначению, и по возрасту) и научить пользоваться, то тем самым будут достигнуты...
Конструкторы конструирование заданий на противоречие элемента iconКонструирование и оптимизация парал
Конструирование и оптимизация параллельных программ. - Но- восибирск: Ин-т систем информатики имени А. П. Ершова СО ран
Конструкторы конструирование заданий на противоречие элемента iconПлан ответа. Неорганическая химия. Характеристика элемента а расположение в периодической системе: период, группа, подгруппа, порядковый номер б строение атома элемента: -электронная конфигурация атома

Конструкторы конструирование заданий на противоречие элемента iconПрограмма по внеурочной деятельности учащихся «Математика и конструирование»
Программа по курсу «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей...
Конструкторы конструирование заданий на противоречие элемента iconПояснительная записка   Дисциплина «Конструирование рекламы и основы информационного дизайна»
Дисциплина «Конструирование рекламы и основы информационного дизайна» читается студентам заочного факультета, обучающимся по специальности...
Конструкторы конструирование заданий на противоречие элемента iconДизайн и противопожарная защита – существует ли  противоречие? 
Гамбурге. Кроме презентации  инновационных продуктов в области внутренней отделки в докладах были 
Конструкторы конструирование заданий на противоречие элемента iconТема: Путешествие в мир естественных наук
Выявление заданий, тем, вызывающих наибольшие затруднения при выполнении игровых заданий егэ по предметам
Конструкторы конструирование заданий на противоречие элемента iconИнструкция по выполнению работы
...
Конструкторы конструирование заданий на противоречие элемента iconСодержание заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады учащихся по немецкому языку в 2012/13 уч г
Чтение оригинального текста с выполнением 8 тестовых заданий на множественный выбор
Конструкторы конструирование заданий на противоречие элемента iconБергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. — 323 с
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница