Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога




Скачать 143.56 Kb.
НазваниеФормирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога
Дата конвертации31.08.2013
Размер143.56 Kb.
ТипДокументы
Ян М.И.

Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога

Введение

В условиях многополярного мира, в условиях, когда стираются грани экономических и иных границ, возникает необходимость в новой философии, в новом, понимающем и открытом сообществе. В таком сообществе естественным было бы и существование человека понимающего другого человека и открытого для людей. Социокультурная ситуация в России в 21 веке создала объективные предпосылки для перехода к новой гуманистической парадигме образования, основанной на единстве общечеловеческих и национальных ценностей. Как отмечает Е.В. Бондаревская в Концепции «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности». В современной системе образования идет не только демократизация и обновление учебного процесса, но и происходит диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства. В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека.

Уважение к правам и свободам человека невозможны без формирования толерантности как одного из личностных качеств современного человека.

Понятие «толерантность» по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто « терпимое отношение». Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в «оси координат» 21 века, чем и обусловлена актуальность данной темы.

  1. К истокам толерантности

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Таким образом, «копилка» толерантности постоянно пополняется. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, которая была подписана 16 .11.1995 г. в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая и Россию, толерантность означает « уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».Это определение , наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим и иным мнениям, социальному происхождению, собственности и др. На русский язык с английского Декларация была переведена как «Декларация принципов терпимости». Но понятие «терпимость» не только не отражает полноты «толерантности», но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол «терпеть» имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения(« я его еле терплю»), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, «толерантность» толкуется Декларацией кА « активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».

Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский предлагает несколько возможных способа понимания толерантности:

  • Толерантность как безразличие, предполагает существование мнений, истинность которых не может быть доказана (религиозные взгляды, особенности этнических верований и т.д.).

  • Толерантность как невозможность взаимопонимания ограничивает проявление терпимости уважением к другому человеку, которого, вместе с тем, понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать.

  • Толерантность как снисхождение подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные рассматриваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом и презирать.

  • Терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога.

Именно последний подход в определении толерантности представляется наиболее желательным для современной ситуации.

Сторонники социокультурного подхода рассматривают толерантность в более широком смысле – как терпимость и уважение ко всему «инакому». Они связывают толерантность с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий.

В российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности – Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст.136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и ст. 282 ( Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности). Глобализация экономики, быстрое развитие коммуникаций, урбанизация и интеграционные процессы делают любую эскалацию нетерпимости потенциально опасной для всего мира. Итогом общих усилий правозащитников и политиков стало принятие Декларации принципов толерантности. В 2001 году началось объявленное ЮНЕСКО Международное десятилетие культуры мира и ненасилия.

  1. Государство и толерантность

Носители различных взглядов на природу толерантности выводят различные формулы материализации ее принципов. Государственная позиция России выразилась в разработке Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая была принята 25 августа 2001г. Правительством РФ. Государственным заказчиком Программы выступило Министерство образования. Данная программа направлена на разработку стратегии миролюбия, веротерпимости, доверия, социальной безопасности согласия в многонациональном российском обществе. В программе толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В федеральной программе понятие «толерантность» применяется в трактовке Декларации принципов толерантности, принятой странами- членами ЮНЕСКО в 1995 году. Задача документа заключается в разработке и реализации эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально – политической ситуации, разработка и внедрение учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования. На первом этапе была запланирована разработка научно – методических основ, а полномасштабное внедрение созданных механизмов планировалось на третьем этапе (2004 – 2005 годы) на четырех уровнях: личность, семья, общество и государство.

  1. Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога

Федеральная программа на государственном уровне предусматривает внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования. Первые шаги на этом пути связаны, в том числе, с введением в программу обучения в курсе психологических наук Основ конфликтологии. Конфликтология, имея в своем арсенале теоретические знания о конфликтах, необходимые каждому человеку, призвана помочь людям эффективно взаимодействовать в конфликтах. Одна из задач курса Основ конфликтологии заключается в том, чтобы помочь студентам приобрести базовые знания о конфликтах, сформировать практические умения и навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности и просто для достойной жизни. Кроме того данный курс позволяет студентам не просто овладеть технологиями предупреждения и разрешения конфликтов, но и помогает формировать в себе новые личностные качества, которые могут способствовать созданию более качественных отношений с окружающими. Одним из таких качеств и выступает толерантность.

Толерантность включает в себя весь внутренний мир человека и ее нельзя назначить или отменить. Исходно толерантное отношение одного человека к другому может создать лишь условия для равновесия, а в случае же возникновения конфликта необходимо его разрешить и здесь необходимы знания по конфликтологии, позволяющие конструктивно вести себя в условиях конфликтного взаимодействия. Мириманова М.С. предлагает движение в процессе обучения от конфликтов к толерантности. Современному воспитателю толерантность важна как позиция, учитывающая другого, всегда чувствующая его присутствие и одновременно сохраняющая собственную активность. По сути, это основа, на которой базируется личностно-ориентированная модель педагогического взаимодействия. Ребенку в процессе развития необходима толерантность воспитателя, предполагающая готовность не только к солнышку и теплу, но и к тучам, ненастью в их общем доме, дающая ему уверенность не в том, что ребенок станет отражением его ожиданий, а в том, что он разовьет и раскроет его способности. Лишь такая позиция даст возможность будущему воспитателю воспринимать ребенка как партнера во всей его уникальности неповторимости предоставить ему право самому принимать решения, доверяя ему и веря в него. Толерантность воспитателя - его умение управлять собой в любых ситуациях и любых условиях, сохраняя при этом приветливость, вежливость, способность замечать не только себя, а, прежде всего, другого. Это такая особая способность исправлять себя ради своего же будущего.

Для того чтобы сформировать какое - либо желательное качество в других, необходимо самим, прежде всего, владеть этим качеством. Речь идет о том, насколько толерантны сами педагоги, которые призваны формировать данное качество у студентов, потому что сделать это в рамках одного предмета или одной изучаемой дисциплины невозможно. Первым шагом для определения толерантности преподавателей служит тестирование. Оно включает ответы на вопросы, касающиеся носителей девиантных, отклоняющихся в качестве привычных или преобладающих норм поведения.

Вопрос: Как , на ваш взгляд, следует поступить с проститутками, гомосексуалистами, наркоманами, больными СПИДом, бомжами, алкоголиками, инвалидами.

Варианты ответов: ликвидировать (л), помогать (п), предоставить самим себе(с/с), изолировать (и).




Общероссийский опрос 1989г.

Преподаватели СПК 2010г.

Студенты СПК 2010г.

л

и

п

с/с

л

и

п

с/с

л

и

п

с/с

Гомосексуалисты

25

40

5









5

15

-







20

Наркоманы

5

20

70

5







20




-

5

15




Больные СПИД

10

20



-




5

15




10

5

5




Бомжи

20

25

35

20







20










20




Алкоголики

-

20

75

5







20










20




Инвалиды

-

22

78

-







20










20




Проститутки

27

33

8

17










20

2

5




13

Результаты показывают, что отношение практически ко всем группам девиантов достаточно мягкое. Проблема заключается в следующем: является ли это результатом демократического развития общества и формирования толерантности или это – показатель роста безразличия к существующим нравственным нормам, а следовательно, друг к другу? На этот вопрос ответить однозначно достаточно затруднительно. Сложность данного понятия заключается в том, что существует достаточно тонкая грань между толерантностью и границей допустимого. Преподаватели колледжа немного категоричнее в своих оценках, хотя их лояльность определяется все-таки принадлежностью к гуманной профессии. Для преподавателей гораздо привычнее разделение на «желательное» как допустимое и «нежелательное « как недопустимое; толерантность же расширяет возможность выбора, вводя понятие «нежелательно, но допустимо». Это отношение к другим людям и необходимо формировать у современных студентов. Кроме приведенной уже диагностики позволяет оценить свою толерантность небольшой психогеометрический тест. Студентам предлагается изображение и вопрос: что вам бросилось в глаза?

Что в первую очередь заметили – сходство или различие? Человек, склонный искать подобное, будет думать о сходстве людей, сходстве ситуаций или о том, какие у них есть общие черты, исходя при этом из своего жизненного опыта. Если человек склонен искать различия, то он будет стремиться определить, чем отличаются люди или ситуации, сравнивая их с другими ситуациями или с самим собой. Занятия по курсу основы конфликтологии позволяют кроме того организовать целую систему тестов для студентов, которые позволяют глубже осознать свой внутренний мир:

Умеете ли вы слушать?

Определите уровень субъективного контроля.

Определи стратегию поведения в конфликте.

Типы акцентуации личности.

Агрессивны ли вы?

Какова ваша толерантность? И т.д.

Хороший воспитательный эффект имеют тренинги на формирование внутренней устойчивости, тренинги, направленные на гармонизацию эмоциональной сферы, тренинги на невербальную коммуникацию в виде игр и различных упражнений. В курсе основ конфликтологии отведено достаточное количество часов на организацию практических занятий, связанных с моделированием и разрешением конфликтных ситуаций. Последние годы в колледже активно организуется акция «Милосердие», в которой студенты принимают активное участие. Такие виды практической деятельности помогают на практике, а не декларативно заявлять о своем отношении к инвалидам, организовывая для них кружковую работу по изодеятельности. Коррекционная работа с детьми из неблагополучных детей также позволяет формировать сочувствие и стремление активно помогать тем, кто в этом нуждается, также это хорошая профилактика снобизма и пренебрежения к людям с низким социальным статусом. Ежегодная акция по оказанию помощи дошкольным учреждениям «Рукавичка» также способствует формированию и развитию такого механизма социальной перцепции как рефлексия. Социальная рефлексия - понимание себя через другого, позволяет человеку открывать в себе новые грани и возможности. Организация практической работы по определенному алгоритму:

  • Организация теста или другого исследования

  • Обсуждение и рефлексия

  • Составление примерной программы коррекции

позволяет студентам взглянуть на себя со стороны и дает повод задуматься о том, кто они в этом мире? Где их место в этом мире? Возможно, это и будет их первым шагом к толерантности. Толерантность способствует саморегуляции личности в сложных жизненных ситуациях благодаря осознанному отношению к нормам, оценкам и самооценке. Очень важно со стороны педагогов помочь студентам избавиться от ложной трактовки толерантности как избегания конфликтов или как отказа от любой критики, умения отмолчаться. На самом деле, это внутренняя позиция идентификации и обособления, позволяющая сохранять устойчивость, спокойствие равновесие, уверенность в себе. Позиция, содержащая уважение к другому человеку и к самому себе, ответственность за принимаемые решения, целостность собственного «Я» и общность с миром, позволяет человеку промолчать не для того, чтобы избежать конфликта или что-то выиграть. Она исходно ориентирована на то, чтобы не посягать на права другого, на его свободу, чтобы уважать право другого на выбор, понимание, самооценку. Следует формировать представление студентов о том, что толерантность всегда связана с умением отстаивать собственную позицию, сохраняя уважительное отношение к позиции другого человека. Толерантность предполагает корректную сопротивляемость, демонстрацию того, что вы способны в напряженной ситуации внутренне «держать удар», не раскручивая эмоций, а вводя их в нужное русло. Для формирования именно таких позиций и жизненных установок используются практикумы, связанные с разрешением конфликтных ситуаций в курсе «Основы конфликтологии». Такой подход позволяет студентам осознать, что всегда есть выбор, и он зависит от внутренней позиции каждого человека, что эту позицию можно и нужно формировать каждому в соответствии со своими внутренними убеждениями, а наши внутренние убеждения мы формируем сами. В процессе разрешения различных конфликтов они начинают понимать, что противоположным полюсом конфликтности как раз и является толерантность, как ценность и социальное качество, ведущее к миру и согласию с другими и самим собой.

Известный психотерапевт Максуэлл Мольц в книге « Я- это Я, или как стать счастливым» рассматривает важные условия саморазвития , или, как бы мы сказали, обретения толерантности:

  • Знать о себе всю правду и уметь смотреть правде в глаза

  • Реагировать на факты, а не на представления о них

  • Больше доверять самооценке

  • Реагировать менее эмоционально нам внешние раздражители, уметь отсрочить свою реакцию ( утро вечера мудренее)

  • Избавиться от чувства обиды, жалости к самому себе

  • Уметь прощать себя и других

  • Уметь направлять свою агрессию в нужное русло. Для излишков эмоционального «пара» нужно иметь «предохранительный клапан»( физические нагрузки, творчество, пешие прогулки, аутотренинги)

  • Реагировать по принципу «здесь и теперь», а не сражаться с ветряными мельницами

Уметь реально оценивать ситуацию и не делать « из мухи слона»

Сделать первый шаг к толерантности – это значит быть готовым прийти на помощь человеку, который в ней нуждается, и при этом не навязывать ему своих взглядов, быть требовательным к себе больше, чем к другим, уметь брать на себя ответственность, чаще улыбаться людям и поддерживать хорошее настроение у себя и у окружающих.

Постепенно , от урока – к уроку, формулируются правила, которые призваны помочь в развитии данных качеств:

  • Безразличие к людям порождает соответствующее отношение с их стороны. Отношение к нам окружающих зависит от нас самих.

  • Не буду искать соринку в чужом глазу, лучше обращусь к себе, к своей ответственности за поступки

  • Права хорошо отстаивать тогда, когда понял и хорошо осознал свои обязанности

  • Насилием и силой можно подчинить себе другого человека, но это лишь иллюзия успеха

  • Люди судят о нас не по нашим словам и намерениям, а по нашим поступкам

  • Не надо бояться ошибок. Ошибки – наша обратная связь, которую предоставляет нам жизнь. Чтобы обратная связь была конструктивной, ошибку надо найти и исправить, думая больше о будущем, чем о прошлом.

  • Вместо повелительного наклонения лучше использовать сослагательное

  • Здоровый юмор скрашивает темные стороны нашей жизни , подбадривает других

  • Успешный человек лучше взаимодействует с людьми и тем самым оказывает на них влияние

  • Уважайте людей и не унижайте их достоинства

Было бы наивно полагать, что только занятия на одном из предметов могут сформировать так нужное нам качество будущих педагогов. И, тем не менее, принципиально важно, что вопрос поставлен, проблема обозначена и это потребует от каждого «работы души» и внесет свой вклад в формирование гуманистической направленности педагогов – настоящих и будущих.

Похожие:

Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога iconМоего выступления звучит так
Развитие толерантности в системе образования как объективная потребность современного общества
Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога iconТема: «Модель современного ученика, модель современного педагога»
Передо мной стояла нелегкая задача – составить модель современного специалиста, удовлетворяющая требованиям 21 века – века стремительного...
Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога iconДеньги, кредит, банки
Целью курса является формирование у студентов современного мировоззрения и представления о денежно-кредитных отношениях и российской...
Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога icon«технология работы социального педагога С семьей психолого-педагогические основы профессионального  взаимодействия социального педагога С семьей» Подготовил: социальный педагог  моу гимназии № 76,  Резаева Ольга Юрьевна
Семья  —   основанная   на   браке   или   кровном   родстве   малая   группа,   члены 
Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога iconВ различных видах речевой деятельности
...
Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога iconКреативный консюмеризм как тренд современного общества потребления
Общество потребления порождает опасные противоречия, медленно  подрывающие основы современной цивилизации западного типа, в кото
Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога iconГосударственное образовательное учреждение высшего 
«Основы  маркетинга  в  сфере  автосервиса»,  «Основы  маркетинга  автомобильных  хозяйств»  для  студентов  специальностей 
Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога iconКлассный час толерантности
Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности
Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога iconУроки толерантности Тема. "Урок толерантности"
...
Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога iconГигиена голоса педагога
Педагогическая сфера является сферой "повышенной голосо-речевой ответственности", так как речь, и голос как один из структурных компонентов...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница