Умение отвечать на незапланированные вопросы




Скачать 95,57 Kb.
НазваниеУмение отвечать на незапланированные вопросы
Дата конвертации26.08.2013
Размер95,57 Kb.
ТипДокументы
1
Главная цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнёром;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:

- навыки делового партнёрского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;

4. Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс (изделие);

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

- навыки анализа собственной деятельности.

5. Коммуникативные умения:

- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса;

6. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

2

Требования к содержанию проектной работы по гуманитарным дисциплинам:

1. Проекты по истории и обществознанию должны быть посвящены одной из актуальных личностно значимой для автора (ученика) и социальноориенрированной проблеме научной, культурной, экономической, политической, социальной жизни общества.

2. Проект должен представлять исследовательскую – индивидуальную или коллективную – работу.

3. Проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.

4. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.

5. Проектная работа может формироваться из тематических частей, фрагментов, мини – проектов, выполненных для конкретных учебных целей и уже успешно использованных по своему назначению.

При работе над проектом преподаватель:

*рассматривает себя прежде всего как организатора, и руководителя учебно-воспитательной проектной деятельности;

*должен быть (прежде всего)в роли независимого консультанта;

*использует индивидуальную и коллективную работу во взаимосвязи и взаимодействии, чтобы не только активизировать каждого, но и способствовать сплочению коллектива (если это парные и групповые проекты);

*ставит перед участниками проекта проблемные вопросы, чтобы стимулировать их интеллектуальную активность;

*помогает в поиске источников, способных помочь в работе над определенной темой;

*учит добывать знания, обращаясь к таблицам, схемам, грамматическим справочникам, словарям;

*сам является источником информации; координирует весь процесс;

*поддерживает и поощряет;

*поддерживает непрерывную связь, чтобы помогать продвигаться в работе над проектом;

*обеспечивает «видение» участниками проекта своего продвижения в овладении темой ;

*помогает учиться самим.

3
Требования к оформлению проектной работы:

1. Проектная работа представляемая на конференцию должна быть представлена в печатном и электронном виде (презентация, сайт, цифровой фильм и т. д.)

2. Содержание проектной работы:

А) Оглавление (содержание)

Б) Введение: актуальность выбранной темы, определение цели и задач исследования.

В) Деление на разделы или главы, представленные в логической последовательности для более чёткой передачи информации.

Г) Выводы

Д) Различного вида справочный аппарат.

Е) Ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации.

Ё) Указание всех представленных в проекте печатных, рисованных, графических, фото - , видео - , музыкальных и электронных материалов.

Ж) Желательно рекламное представление всей творческой группы, работавшей над проектом, и руководителя проекта.
Распределение долей отдельных частей зависит от особенностей работы, но имеются общие принципы.

Введение: 10-20 %

• Обоснование выбора темы.

• Постановка цели.

• Формулировка гипотезы. ( в исследовательских проектах)

Основная часть: 50—70%

• Оценка современного состояния исследуемой темы

(возможно, история вопроса).

• Обзор литературы с представлением нескольких точек зрения на исследуемую тему, с фактами, толкованием и анализом. Результаты самостоятельной деятельности.

• Личное объяснение данных как отражение позиции

автора по исследуемой теме.

Заключение: 20-30%

• Краткое резюме о проделанной работе.

• Возможности практического применения полученных данных.

Перспективы дальнейшего изучения данной темы.

Приложения: без ограничения объема

• Таблицы, графики, диаграммы, схемы.

• Иллюстрации (рисунки, фотографии).



4

Защита проектной работы Содержание и композиция защиты проекта – инициативное и творческое право его авторов, однако при защите проекта необходимо обратить внимание на следующие моменты:

Что оценивается экспертами НПК (из опыта)

*Обоснование выбранной темы, актуальность выбранной для проектной работы проблемы.

(в исследовательских проектах обязателен факт столкновения с социально и главное личностно значимой для ученика проблемой)

*Соответствие содержания работы заявленной теме.

*Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной, если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение, ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, открытие и генерация новых идей, может быть необычных, но обоснованных.

*Качественный анализ проблемы, отражающий степень знакомства с ее историей и современным состоянием, адекватность предложенных для ее решения подходов.

*Чёткое определение цели и задач представленного проекта, а также степень их выполнения;.

*Соответствие полученных результатов заявленной идее поставленным задачам, т.е. -решение проблемы.(Реализация в той или иной степени цели проекта)

*Теоретическое обоснование - глубина знаний в выбранной теме, степень знакомства с источниками и их критический анализ, владение специальной терминологией.

*Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

*Практическая значимость выполненной работы. Возможность практического использования результатов, рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.

*Самостоятельность выполненной работы.

*Качество презентации полученных результатов:

- краткое содержание выполненного исследования, с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;

- с тиль и качество оформления работы, соответствие структуры и иллюстративного материала содержанию.

- владение речью (в том числе аргументированность, логичность, доказательность, лаконичность), умение вести дискуссию и формулировать выводы. Прим.: автор(ы) или представители творческой проектной группы должны ответить на вопросы жюри).

Рекомендации по составлению презентации

Многочисленные наблюдения при посещениях уроков и других мероприятий, беседы с учениками и учителями об эффективности и результативности использования презентаций позволили нам сделать некоторые выводы. Если мы хотим, чтобы слайд-сопровождение максимально эффективно способствовало образовательному процессу, требуется соблюдать некоторые правила, отвечающие особенностям восприятия любой информации.

Во-первых - это выбор шаблона.

Презентация, как и любое устное выступление, должна начинаться с разработки плана и структуры. Необходимо разбить текст на разделы (блоки), выделить вступление и заключение. Продумать текст для первого и последнего слайда.

Для визуального восприятия разных разделов (блоков) презентации хорошо использовать разные шаблоны слайдов и определенную цветовую гамму. Например, если информация разбита на 3 части, то надо использовать 3 шаблона. Таким образом, слайды одного шаблона будут подсказывать, что речь идет о соответствующем разделе. Для первого и последнего слайдов целесообразно воспользоваться одинаковыми шаблонами. В результате возникнет чувство законченности слайд-фильма, как в книге, где первая и последняя страницы имеют одинаковое и всегда запоминающееся оформление.

Во-вторых, это выбор цвета. Разрабатывая цветовую гамму для каждого слайда, рекомендуется использовать не более трех цветов. Лучше всего воспринимаются два цвета, гармонирующие с оформлением шаблона или подчеркивающие важность информации. Слайды, на которых цвета используются некорректно, утомляют глаза.

Особая роль отводится размеру шрифта и количеству строчек текста на слайде. Ошибочно думать, что восприятие текста на экране компьютера идентично восприятию этого же слайда на большом экране. Учитель, составляющий текст, уже знаком с его содержанием, видит ключевые слова, фразы, легко ориентируется в тексте. Но слушатели испытывают "мини-стресс", когда видят множество строчек. Возникает чувство растерянности: что делать - читать или слушать? К тому же мелкий шрифт достаточно труден для восприятия.

Необходимо учитывать и распространенную проблему со зрением. Как показала практика, оптимальный вариант текстовой информации, которую слушатель воспринимает без особого напряжения, таков: 6-8 строчек текста (не считая строку заголовка), размер шрифта - 32 пункта и более в зависимости от формата слайда. А наиболее запоминающимися считаются слайды, на которых написано 3—4 строчки, выделены ключевые слова и размер шрифта 36 пунктов и более. Причем необходимо выделять ключевые слова или короткие фразы: подчеркивать или выделять размером, видом шрифта, цветом*.

Также существуют особые требования к тексту слайда:

  • не следует перегружать поле слайда длинными предложениями, определениями,
    перечислениями, их легче прочитать в учебнике или на доске;

если слайд имеет более 8 строк, то необходимо исключить анимацию, т. к. глаза человека дажевопреки его воле все равно будут следить за движением, а не заниматься чтением и переработкой информации;

• не следует озвучивать весь текст слайда самостоятельно, т. к. это переводит слушателей в
пассивных наблюдателей. Слайды с большим количеством знаков нуждаются в последовательности
действий. Сначала читаются обучающимися, потом комментируются учителем, а затем записываются в
тетрадь.

Особенности использования графических изображений в презентации.

При использовании в презентации графических изображений также необходимо учитывать некоторые особенности, а именно:

  • плохо воспринимаются большие таблицы и схемы. Материал такого рода надо сразу
    разбивать на более мелкие составляющие и помещать на отдельные слайды;

  • демонстрация многознаковых объектов (больших схем, таблиц и т. п.) должна быть
    кратковременной, носить обзорный характер и иметь целью показать обширность
    изучаемого материала;

  • если дробление схемы, таблицы невозможно по смыслу, то удобно несколько раз копировать
    их в следующий слайд, выделяя цветом,

Смена слайдов (частота мелькания) должна производиться с учетом возрастных и психологических особенностей слушателей.

И самое главное — это соблюдение гигиенических требований при использовании презентации как экранного средства обучения. Если презентация проводится в компьютерном классе и каждый ученик видит ее на экране персонального компьютера, то непрерывная длительность воздействия не должна превышать для 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин 6-7-х классов -20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин

Презентация, если это целесообразно, может использоваться на всех этапах урока. При этом первые 15-25 мин урока происходит усвоение 60—80% новой информации. Следовательно, чтобы в памяти учеников оставались новые знания, усиленные визуальным восприятием, не стоит перегружать слайды анимационными эффектами.

На этапе первичного повторения и актуализации знаний основная роль презентации - отработка ключевых понятий. Здесь эффективны тестовые задания, вопросы. Если используются вопросы с открытым ответом, то на одном слайде не должно быть более одного вопроса с возможными ответами. При этом ответы могут быть не только в виде слов, но и в виде рисунка, графических изображений. Этот прием усиливает ассоциации, активизирует память.

Программное обеспечение.

Последний аспект, связанный с презентациями, - это программы, в которых они создаются. При создании мультимедийных презентаций к учебным занятиям лучше всего использовать Microsoft Power Point. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Умение отвечать на незапланированные вопросы iconТема: Овощи. Занятие 1
Цель: формировать обобщенные представления о многообразии овощей; умение обобщать по существенным признакам; воспитывать умение внимательно...

Умение отвечать на незапланированные вопросы iconТема: Осень
Сформировать умение делать выводы по рассказу логопеда, учить детей отвечать на вопросы

Умение отвечать на незапланированные вопросы iconИнтегрированное занятие по экологии в средней группе на тему
Воспитывать умение внимательно слушать, активно отвечать на вопросы, проговаривать потешки

Умение отвечать на незапланированные вопросы iconУрок обучения грамоте в 1 классе Тема: Буквы Х, Х и звуки которые она обозначает
Цель: Формирование коммуникативных качеств( умение слушать и слышать, отвечать на вопросы)

Умение отвечать на незапланированные вопросы icon156 Стоит ли отвечать и что отвечать на 158 щекотливые вопросы Что дальше

Умение отвечать на незапланированные вопросы iconУрока. Организационный момент
Расширить словарь по теме; развивать умение отвечать правильно на поставленные вопросы, подбирать нужные слова к заданному слову,...

Умение отвечать на незапланированные вопросы iconМониторинг адаптации пятиклассников в средней школе
Они будут касаться вашей учебы. Причем мы будем сравнивать, как это было, когда вы учились в начальной школе, и теперь, в 5 классе....

Умение отвечать на незапланированные вопросы iconОткрытое внеклассное мероприятие «Три святыни, три имени в мире…» Цели мероприятия
Цели мероприятия: 1 развитие речи детей, умение отвечать на вопросы учителя целыми предложениями

Умение отвечать на незапланированные вопросы iconАнкета по Г. Хорну Чтобы у нас было больше времени для личной беседы, мы просим Вас ответить на следующие вопросы. Если Вы не можете или не хотите отвечать на какие-то вопросы, то просто оставьте соответствующую графу незаполненной.
Или не хотите отвечать на какие-то вопросы, то просто оставьте соответствующую графу незаполненной

Умение отвечать на незапланированные вопросы iconДетские вопросы. Как правильно на них отвечать?
Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. “Почему, зачем, как?” – шквал вопросов в течение дня...

Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница