Л. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность




Скачать 125.92 Kb.
НазваниеЛ. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность
Дата конвертации16.08.2013
Размер125.92 Kb.
ТипДокументы
Компетентность педагогических коллективов ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ

РМО старших воспитателей ДОУ

составлено методистом ИМЦ

Клюкиной С.А.
«Правильно организованное обучение

ведет за собой развитие»
Л.С.Выготский

Компетентность – осведомленность, знание, информированность.

Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Профессионально-педагогических умений:

  • гностические умения

  • идеологические умения

  • дидактические умения

  • организационно-методические умения

  • коммуникативно-режиссерские умения

  • прогностические умения

  • рефлексивные умения

  • организационно-педагогические умения

  • специальные умения

Проблемы в освоении и реализации ФГТ

Реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования затруднена из-за недостаточного уровня профессиональной компетентности педагогов: 

-      нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях

-          педагоги дошкольных учреждений не готовы к изменениям,  проявляют «протест» или занимают пассивную позицию

-         испытывают трудности в проектировании образовательного процесса

Задачи старшего воспитателя

  • Изучить информационные потребности педагогических кадров дошкольного учреждения с целью формирования информационного массива по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме перехода к примерной основной общеобразовательной программе.

  • Расширить и систематизировать знания педагогов по актуальному направлению модернизации системы образования.

  • Создать эффективную систему методической помощи в дошкольном образовательном учреждении по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов по вопросу внедрения примерной основной общеобразовательной программы.

  • Разрушение старых стереотипов и формирование новых ценностей в профессиональной деятельности.

Методическое сопровождение реализации ФГТ в дошкольных учреждениях.

  • информационно-аналитическое сопровождение деятельности ДОУ         повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации ОП в соответствии с ФГТ          организация профессионального общения педагогов через сеть городских методических формирований           диссеминация инновационного опыта по реализации ФГТ          методическая поддержка педагогов и ДОУ

Современные тенденции в  повышении квалификации педагогов

  • проектно-деятельностный характер повышения квалификации, который заключается в выборе интерактивных, деятельностных форм, предполагающих активность педагога

  • продукто-ориентированный подход, т.е.  ориентация педагогов на создание образовательного продукта (проектов, методических разработок, программ и т.д.), что позволяет существенно повысить результативность ПК

  • адресность оказания образовательных услуг (методическое сопровождение основывается на образовательных потребностях педагогов ДОУ,

  • использование современных технологий повышения квалификации, (кейсовые, ИКТ - технологии, тьюторство).

  • компетентностный подход, способствующий формированию субъектной позиции педагогов, ставшей очень востребованной с введением ФГТ, поскольку  реализация принципов ФГТ требует осознанного отношения к проектированию образовательного процесса.

Принципы построения работы с кадрами

группы педагогов с различным уровнем педагогического мастерства:

низкий – интуитивный;

средний – поисковый;

высокий – мастерский.

  • методическая работа с ними осуществляется дифференцированно и индивидуально.

  • разнообразить формы организации методической работы,

  • в работе учитывать конкретные индивидуальные особенности разных педагогов,

  • активизировать творчество и инициативу каждого педагога;

  • установить взаимосвязь между теорией и практикой в методической работе, усилить практическую направленность, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам и воспитателям.

Методическая работа

  • Методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентирована на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.

  • Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.

  • Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.

Этапы внедрения ФГТ

1. Аналитико-поисковый

 Сентябрь 2010г - январь 2011г. На этом этапе проходит изучение нормативно-правовой базы и анализ программы  «Истоки» на соотнесение ее с ФГТ, это способствует совершенствовать аналитические умения педагогов.

январь 2011-май 2011 поисково-творческий — конструирование модели воспитательно-образовательной работы в своем ДОУ

11.Внедренческий

май 2011г - январь 2012г. На этом этапе нарабатывается методические рекомендации по работе с детьми в условиях реализации ФГТ, это способствует развитию рефлексивных способностей педагогов и способности выбирать педагогические технологии соответствующие образовательным задачам.

  1. Итоговый

Январь 2012г – май 2012г. На этом этапе происходит обобщение и трансляция опыта работы педагогов, что способствует развитию самооценки профессиональных качеств.

Информационно-аналитический этап

1.Изучение и анализ новых нормативно-правовых документов (приказа №655)‏

Теоретический семинар «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Самостоятельная работа педагогов по изучению ФГТ, основных понятий, связанных с ФГТ, методический рекомендаций

2 Оценка уровня осведомленности педагогов по проблеме (Опросник )‏

3. Аудит программно-методического обеспечения образовательной деятельности ДОУ: сравнительный анализ ФГТ и программы «Истоки» (дискуссия)‏

4. Аудит соответствия ФГТ условий ДОУ (образовательная среда детского сада, групп, кабинетов)

5.Изучение новых моделей образовательной деятельности с детьми согласно ФГТ (Работа в проблемной группе ДОУ: семинар)‏

6.Анализ соответствия системы мониторинга ФГТ (творческая группа)‏

.Анализ результатов аудита (круглый стол)‏

Поисково-творческий этап

1. Конструирование модели образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГТ (Работа в проблемной группе ДОУ, круглый стол)‏

«Организация режима пребывания детей в ДОУ в соответствии с ФГТ и новыми САНПиНами» семинар - практикум

2. Разработка памяток и рекомендаций по организации образовательной деятельности

3. Разработка перспективного и календарного планирования

«Педагогическое проектирование - новая ступень в саморазвития педагога в условиях перехода на ФГТ» (семинар-практикум)‏

Работа творческих групп ДОУ.

4. Разработка плана мониторинга по возрастным категориям (Работа в мини-группе)‏

5. Создания средств диагностики, ориентированных на федеральные государственные требования.

6.Утверждение проекта основной общеобразовательной программы ДОУ

Совет педагогов
Внедренческий этап

1. Организация самостоятельного изучения педагогами ООП, принципов и условий организации образовательной деятельности с детьми

2.Обучение по проблеме организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ (семинар-практикум)‏

3. Участие педагогов в работе городских методических объединений, мероприятиях по проблеме организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ

4. Внедрение образовательной программы в практику работы ДОУ (мастер-классы)‏

5. Анализ собственной деятельности, анализ просмотренных мероприятий, практикумы,

5.Контроль (собеседование с педагогами ДОУ об особенностях организации образовательного процесса в соответствие с ФГТ и ООП ДОУ)‏

6. Консультирование по вопросам образовательной программы (изучение, реализация) индивидуальные консультации

7. Общие подходы к построению предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ.

Итоговый этап

Анализ реализации ООП по всем направлениям и задачам

Выявление трудностей и положительного опыта

2. «Результаты работы педагогического коллектива за год в условиях перехода на ООПДО». Итоговый педсовет

Формы работы

Педсоветы:

«Внедрение ФГТ в образовательный процесс ДОУ».

«Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»,

«Социальная адаптация ребенка через формирование основ правовых знаний»,

«Организация и эффективность оздоровительной работы в ДОУ», «Приобщение детей к русской праздничной культуры в процессе интегрированной деятельности .

Консультации:

«Особенности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ»,

«Моделирование образовательного процесса в ДОУ на основе ФГТ»,

«Новые подходы к планированию образовательного процесса в ДОУ».

деятельности».

«Развивающая направленность образовательного процесса в ДОУ», «Система планирование в рамках реализации ФГТ»,

«Школа молодого специалиста».

Семинары и практикумы:

«Организация детской деятельности в режиме дня».

«Новое в организации предметно – развивающей среды ДОУ,

«Интеграция образовательных областей в непосредственной образовательной деятельности».

Открытые и коллективные просмотры совместной деятельности с показом конкретных, эффективных форм и методов образовательной работы (Дни открытых дверей)‏

Участие в работе городских методических объединений

Дискуссия «Моя профессии – воспитатель»,

Конкурс детского рисунка «Мой любимый воспитатель»,

Фотовыставка «Неразлучные друзья – взрослые и дети»,

Деловая игра для молодых педагогов «Ох, как не легки, первые шаги»,

Презентация портфолио педагогов «Портрет современного педагога ДОУ»
Творческие группы -

микро группы в три – шесть педагогов, взаимная симпатия, личная дружба, психологическая совместимость и, обязательно, интерес к одной педагогической проблеме. Поводом для создания таких групп может послужить, желание освоить какую – то педагогическую идею, методику

Такие группы создаются на добровольной основе. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает новую разработку или её часть, потом излагает её коллегам. Они дополняют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями. Затем реализуют изучаемую идею на практике: ходят друг к другу на занятия, обсуждают их, а когда новая идея будет освоена, и первые умения приобретены, группа распадается.

Обычно в группе выделяется лидер, который берёт на себя обязанности руководителя по изучению теоретического материала и организационным вопросам.

Функции творческой группы:

  • разрабатывает и утверждает методическое обеспечение всех нововведений;

  • организует изучение и внедрение в педагогическую практику новых идей и технологий;

  • организует повышение квалификации специалистов через систему семинаров, консультаций, взаимопосещений, наставничества;

  • изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт развития ДОУ;

  • организует проведение мероприятий с детьми и родителями в рамках внедрения ООП и ФГТ;

  • оформляет и накапливает документацию, материалы на внедрение инноваций.


Творческая мастерская

Творческая мастерская – объединяет педагогов в такие виды занятий, как мастер – классы; открытые просмотры передового практического опыта с взаимо - и самоанализом, активные формы работы (педагогические тренинги, «мозговые штурмы», деловые игры, педагогические копилки и т.д.).

Основные направления деятельности творческих мастерских - совершенствование профессиональной компетентности – мастерства и обмен передовым педагогическим опытом как внутри, так и за пределами ДОУ.

Творческие мастерские способствуют тому, что воспитатели ценят индивидуальность каждого педагога, не соревнуются между собой, а сотрудничают, обогащают свой опыт, работая над поиском своего авторского подчерка. Это даёт возможность каждому педагогу реализоваться как личности.
Мастер-класс -

основная цель – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок; всего того, что помогает достичь наибольших результатов, состоит из двух частей:

 показ работы с детьми;

работа с педагогами с целью трансляции педагогического опыта.
Открытый показ. Цели: пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приёмам работы с детьми и т.д.

  Педагоги с опытом работы проводят открытые мероприятия для молодых специалистов с использованием современных методов и приёмов организации детской деятельности. Каждый педагог сопоставляет увиденное с тем, что делает сам, и понимает, что можно сделать лучше. Так происходит своеобразная индукция творчества от одного педагога к другому, и возникает всплеск творческой активности.

  После открытого занятия надо интересно организовать обсуждение увиденного, выработать единое мнение коллектива.
Смотры-конкурсы

Способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов.

Предполагает возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Смотры-конкурсы: «Педагогическая находка», «Самый интересный проект», «Организация развивающей среды в группах по экологическому воспитанию детей», «Оригинальный музей», «Лучшая подготовка к летней оздоровительной работе».

Конкурсы инновационных проектов и методических разработок

Цели: поиск и поддержку творческих педагогов-исследователей, содействие внедрению их разработок, включение педагогических работников ДОУ в деятельность по разработке нового содержания и новых методических разработок. Конкурсы способствуют созданию инновационного пространства, распространению лучшего педагогического опыта. Участие в конкурсе позволяет педагогическим работникам и коллективам самостоятельно проанализировать качество своей деятельности и заявить о своей работе в масштабе ДОУ, района.

Проведение экспертизы конкурсных работ дает возможность выявлять проблемы в практической деятельности и в дальнейшем планировать систему методической работы с кадрами по повышению квалификации и совершенствованию педагогического процесса.

  • «Методическое обеспечение процесса развития познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования в различных видах жизнедеятельности»,

  • «Реализация регионального компонента в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников»,

  • «Современные подходы к организации взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников»,

  • «Современные подходы к управлению качеством игровой деятельности», «Качество дошкольного образования».

Обобщение педагогического опыта

В процессе наблюдений педагогического процесса выявляется, что некоторые педагоги имеют зрелый, уже сложившийся опыт.

Беседы с воспитателями, детьми и их родителями, анкетирование на выявление положительного педагогического опыта.

Так формируется тема, по которой накапливается и обобщается опыт.

помощь педагогу в представлении своего накопленного опыта (отборе методической, психологической и педагогической литературы, связанной с темой передового опыта, обобщение его опыт, анализируя имеющиеся факты)‏

Создание дидактических пособий и результаты детской продуктивной деятельности

представление опыта другим воспитателям на заседании педагогического совета.

Опыт работы может в последствии стать авторской программой или технологией, разработанной педагогом.

Похожие:

Л. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность iconСтруктура управления и системы менеджмента. Сертификаты
Обучение, осведомленность и компетентность. Последовательное повышение  экологической активности персонала сзлк
Л. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность iconВысокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отно­ шений
У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере...
Л. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность icon Педагогическая психология / Выготский Л. С. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 
Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Выготский Л. С. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 
Л. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность iconРаздаточный: карточки-билеты, рабочие тетради, карточки с изображением лабиринта
Закрепить знание чисел от 1 до 10. Закрепить умение ориентироваться в таблице. Закрепить знание геометрических фигур. Закрепить сравнение...
Л. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность iconНа совещании обсуждались вопросы работы
Судный день; знание о распространенных среди людей грехах; знание о дозволенном и за
Л. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность icon«Методическая компетентность учителей математики. Проблемы и пути их решения. Использование педагогических сообществ в работе учителя математики. Создание электронной методической копилки материалов по подготовке к гиа»
Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом...
Л. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность icon                                                                     Helen   Keller                                                    Definition    of    Visual    Impairment   -  VI  
...
Л. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность iconВыдающиеся ученые Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, Е. И. Исенина, М. И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на
Выдающиеся ученые Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, Е. И. Исенина, М. И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук...
Л. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность iconОао «Ульяновский автомобильный завод» на работу  требуются: Инженер-ПрОГраммисТ (Знание конфигураций Х, программных продуктов с УТ, с Бух- нАлАДчИкИ автоматических линий и агрегатных станков   галтерия, с упп. Опыт работы с платформой Х. Знание бухгалтерского и управленческого учета)
Инженер-ПрОГраммисТ  Знание конфигураций Х, программных продуктов с УТ, с Бух
Л. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность iconО. Г. Хмелевская1, Н. Н. Щукин1, Н. А. Капитоненко2  информированность инвалидов  по вопросам медико-социальной реабилитации
Муравьева-Амурского, 35, тел.: 8-(4212)-32-63-93, e-mail:, г. Хабаровск
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница