Иркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 3 Материалы




НазваниеИркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 3 Материалы
страница1/17
Дата конвертации13.08.2013
Размер2.41 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»


ПЯТЫЕ БАЙКАЛЬСКИЕ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЧТЕНИЯ

В четырех томах

Том 3
Материалы



УДК 009(063)

ББК 94л0

П99
Печатается по решению Совета общеуниверситетских кафедр

Иркутского государственного университета в соответствии с планом

научно-исследовательских работ ИГУ
Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я:

А. И. Смирнов (гл. ред.), Ю. А. Зуляр (науч. ред.),

И. П. Белоус, Н. С. Коноплёв, Н. С. Малова, В. В. Монжиевская,

Р. Ф. Проходовская, В. Ю. Рабинович, Л. Н. Харченко


П
П99
ятые
Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. В 4 т. Т. 3 : материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ». – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2011. – 171 с.

ISBN 978-5-9624-0542-1
Данное издание включает в себя материалы Пятых Байкальских международных социально-гуманитарных чтений, состоявшихся в г. Иркутске в 2011 г. Опубликованные материалы дают представление об основных направлениях исследований отечественных ученых, исследующих проблемы истории и современного состояния общества и перспективы его развития. В издании представлены работы по истории, географии, философии, лингвистике, юриспруденции, политологии, педагогике, социологии, культурологии, медицине, архивоведению, музееведению, библиотечному делу, теории и практике социальной коммуникации и другим научным дисциплинам.

Настоящее издание адресовано широкому кругу профессиональных исследователей, преподавателям высшей и образовательной школ, аспирантам, магистрам, студентам вузов и колледжей, всем интересующимся состоянием и перспективами развития современного российского общества.
УДК 009(063)

ББК 94л0

ISBN 978-5-9624-0542-1 © ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2011

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Сопредседатель: Монжиевская В. В., канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и гуманитарных технологий (Иркутский государственный университет)

АВЕРЬЯНОВА Е. А.

СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ

Модернизация России требует подготовки кадров с новыми компетенциями, готовых к ведению инновационной деятельности, к ее осуществлению в социальной сфере; формированию мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего профессионального образования. Актуальным становится развитие сети инновационных, прикладных исследовательских организаций, обеспечивающих формирование компетенций и знаний между социальными учреждениями, научными объединениями и высшей школой. Модернизация требует нового качества подготовки специалистов, востребованных предприятиями, социальными организациями – лидерами модернизации. Новые кадры должны быть ориентированы на работу с технологиями завтрашнего дня. Их подготовка не может осуществляться без вовлечения преподавателей, научных сотрудников и студентов в передовые исследования, без практики их личного участия в таких работах. Инновационный путь развития страны предполагает серьезную активизацию инновационной деятельности в высших учебных заведениях (вузах) и создание научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды [1].

Основой для наращивания такой научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды является повышение качества фундаментальных и поисковых работ, развитие сотрудничества по всем направлениям с российскими и международными университетами.

В настоящее время Россия переходит на инновационный путь развития во всех сферах экономической и социальной жизни общества. Акцент государственной политики сделан на подготовку студентов, будущих специалистов к инновационной деятельности, специалистов, готовых к ее осуществлению. Глобализация, меняющиеся потребности рынка и труда влекут за собой необходимость готовить специалистов к инновационной деятельности в процессе получения высшего образования, модернизируя программы и технологии подготовки специалистов социальной сферы.

В период реформирования России сложилась потребность в личности, готовой и способной к самореализации в различных областях: исследовательской, творческой, образовательной и др. В ближайшее время главным и первостепенным становится формирование инновационной системы и инновационной среды, которая будет создавать все условия для подготовки студентов, специалистов социальной сферы к инновационной деятельности. По словам Д. А. Медведева, особое внимание следует уделять подготовке и научному росту кадров инновационной России, созданию условий для повышения их творческой активности [2].

На современном этапе общественного развития образование превратилось в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая тесным образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования удовлетворять потребность личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективу экономического и духовного развития страны. При этом важное значение в подготовке специалистов, научно-педагогических кадров имеют научные исследования, проводимые в системе образования.

Главной целью научной, научно-технической и инновационной политики системы образования является обеспечение подготовки специалистов научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, обеспечение использования ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны [3].

В эпоху экономики знаний и инноваций высшее учебное заведение (вуз) должно осуществлять подготовку нового поколения специалистов, готовых к выполнению инновационной деятельности, развивать и формировать общечеловеческие и профессиональные компетенции, позволяющие выпускникам адаптироваться в социокультурной жизни России и стран мирового сообщества. Вузы должны совершенствовать свою деятельность на основе единства образовательного, научного и инновационного процессов и опережающего развития содержания обучения по отношению к практике профессиональной деятельности, должны активно участвовать в формировании глобального образовательного и исследовательского пространства, способствующего успехам своих выпускников в конкурентной среде [4].

В процессе модернизации и информатизации высшее учебное заведение должно иметь высокий уровень и значительный объем научных исследований, предлагать инновационный подход ко всем сферам деятельности, обеспечивать обновление содержания учебного процесса, воспроизводство интеллектуального потенциала, генерировать и трансформировать новые знания, развивать инфраструктуру инновационной деятельности, повышать свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, совершенствовать внутренние механизмы управления, обеспечивать способность к быстрой адаптации вуза к изменяющимся внешним условиям.

Сегодняшняя реальность жизни и ускоряющийся темп изменений во всех сферах могут быть охарактеризованы как непрерывный инновационный процесс, сформировавшийся благодаря развитию средств коммуникаций и новых технологий. Современное высшее образование должно перестроиться с учетом настоящих реалий и включить в систему ценностей не только традиционные научные знания, практические умения, но и ценности интегрального синтеза, а также ценности инновационные, среди которых следует выделить инновационную динамику.

В высшем учебном заведении акцент должен быть сделан на совершенствование системы образования, разработку и внедрение новых образовательных технологий и активных методов обучения, создание современной научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды в вузе [5].

Создание научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды в вузе обусловлено необходимостью качественной подготовки кадров инновационной России, готовых к инновационной деятельности.

Таким образом, высшее учебное заведение, активно ведущее научно-исследовательскую и инновационную деятельность, должно преследовать следующие стратегические цели:

– Подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки непрерывного самообразования, профессиональной мобильности, способных к генерированию новых знаний, способных внести вклад в развитие социальной сферы, науки образования и других сфер.

– Активное воздействие на социальное, культурное, нравственное, экономическое развитие общества, удовлетворение потребности личности и общества в высококачественном образовании, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

– Развитие фундаментальной и прикладной науки как основы высокого качественного образования.

– Интеграция деятельности университета со стратегическими партнерами, формирование долговременных научных и образовательных коопераций, активизация инновационной деятельности, развитие единого информационного пространства.

В соответствии с поставленными целями и их достижением, целесообразно выдвинуть следующие задачи:

1. Продвижение новых знаний и фиксирование результатов на каждом этапе научной деятельности.

2. Разработка и внедрение новых методов подготовки специалистов социальной сферы, основанных на сочетании образовательных программ, социально-психологического обучения, социально-психологических тренингов.

3. Создание организационных основ для подготовки студентов к ведению самостоятельной инновационной деятельности.

4. Разработка системы управления и сопровождения научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов.

5.Оптимизация работы студентов, преподавателей, сотрудников администрации вуза по подготовке и внедрению научно-исследовательских проектов в социальную сферу.

6. Организация взаимодействия структурных подразделений вуза с малыми и средними предприятиями, социальными учреждениями, организациями с международными вузами и научно-исследовательскими центрами.

7. Содействие реализации научно-исследовательских проектов, программ, направленных на решение социальных проблем общества.

Развитие инновационной и исследовательской компоненты требует системных изменений в деятельности российских вузов. Такие изменения должны коснуться организации исследований на базе вузов, а также содержания и методов образовательного процесса. Если раньше серьезные научные исследования были разработками узкой группы талантливых ученых из числа профессорско-преподавательского состава и некоторых аспирантов, то сейчас они должны стать реальной частью работы всех преподавателей и части студентов [6].

В связи с этим весьма важна роль участия студентов в научных и инновационных исследованиях, которые дают возможность:

– овладеть навыками научного проектирования, научного прогнозирования, разработки и внедрения новшеств;

– «увидеть» свою будущую профессиональную деятельность в динамике, осмыслить значимость освоения фундаментальных знаний;

– получить опыт интенсивной практической работы (в случае, если исследования проводятся непосредственно в социальной организации);

– изучить основы методики научно-исследовательской и инновационной деятельности;

– более осмысленно, целенаправленно и мотивированно работать с научной информацией.

В университете следует сформировать инновационную инфраструктуру, которая будет включать представителей науки, представителей студенчества, представителей учреждений, организаций. Тесное взаимодействие перечисленных представителей будет способствовать научным и инновационным исследованиям и новым разработкам. Взаимодействие может осуществляться в рамках совместных исследований, в процессе прогнозирования развития науки.

Таким образом, в эпоху экономики знаний и инноваций высшее учебное заведение, создав научно-исследовательскую и инновационно-образовательную среду, повысит уровень подготовки специалиста нового поколения, готового к выполнению инновационной научно-исследовательской деятельности, способного генерировать и трансформировать новые знания.

Научно-исследовательская и инновационно-образовательная среда переведет вуз на новый уровень своего развития и соответствия уровню мировых квалификационных требований подготовки специалистов научных и научно-педагогических кадров.

Примечания

1. Ховрина А. С. Проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Тамбов, 2004. С. 70.

2. Бюджетное послание правительству Д. А. Медведева на 2011–2013 гг. URL: http://kremlin.ru/news/8193

3. URL: www.edu ru/mon-site/dok/akt/7762.

4. Волченкова Т. В. Формирование у педагогов готовности к инновационной педагогической деятельности // Компетентностный подход в обучении СПО. 2009. № 12. С. 2–3.

5. URL: http:// pstu/ basic/strategy/full 24/11/2010.

6. Там же.

ИЗААК С. И.,

ИСАЕВ Р. А.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

С развитием дистанционного обучения (ДО) и его широким распространением по всему миру, для человечества создаются особые условия и возможности образования [2–4].

Дистанционное образование позволяет обучать людей с помощью наиболее гибких форм образования, в отличие от традиционной очной формы обучения. Самая главная и важная задача дистанционного обучения – это возможность получения знаний при минимальных затратах на обучение, в частности, упрощается вопрос перемещения обучаемого, позволяя получать образования на дому. При данном виде образования предполагается использование современных коммуникационных технологий в процессе взаимодействия педагога и обучаемого [5–7].

Данная форма обучения также способна решить проблему получения образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Частыми проблемами являлись барьеры в изложении информации и понимании между преподавателем и обучаемым в силу физиологических особенностей слушателей, а также проблемой становилась высокая цена образовательных услуг.

Люди с умственными или физическими расстройствами, имеющие проблемы в обучении, смогут успешно получать образование с помощью дистанционного обучения, приобретая коммуникативные навыки при обучении в группе либо индивидуально с педагогом. Данная форма обучения также предполагает низкую стоимость внедрения, что позволяет проводить электронные курсы обучения существенно дешевле традиционных форм обучения.

Главной задачей дистанционного образования как объекта исследований является создание концептуальной модели обучения различных категорий граждан. Благодаря современным технологиям качественный лекционный материал или учебные курсы теперь могут безгранично распространяться, решая тем самым проблему доступности образования для каждого человека.

Идея дистанционного обучения впервые была озвучена в 1728 г., когда в «Бостонской газете» было опубликовано объявление Калеба Филипса ­– учителя, предлагавшего новый метод обучения, который носил название «короткая рука». Данный метод характеризовался самостоятельным обучением и координацией действий через средства массовой информации. Эта форма пользовалась спросом из-за низкой ценовой категории.

Современное дистанционное обучение было освоено на практике в 1840 г. английским педагогом Исааком Питменом. В своей работе преподаватель использовал корреспонденцию в качестве системы взаимодействия с учениками. В дальнейшем с развитием почтовой системы оповещения форма дистанционного обучения распространилась во многих коммерческих учебных заведениях [1, с. 13].

В 1858 г. государственный Лондонский университет первым предложил принять форму дистанционного обучения и включить ее в учебную программу. В настоящий момент во всем мире существует много подобных учреждений. Большая часть из них стали полноценными учебными заведениями, имеющими в своем распоряжении больше ста тысяч студентов. Примером одного из них является Открытый Университет Индиры Ганди с тремя миллионами студентов.

В Соединенных Штатах Америки форма дистанционного обучения возникла в университете Чикаго, где первый президент университета Уильям Рэйни Харпер стал одним из основателей метода обучения с помощью корреспонденции. Чикагский университет предлагал качественные услуги образования, обращаясь к обширной группе студентов, в том числе иностранных.
В данном случае дистанционная форма получает предпосылки для унификации образовательных программ.

В дальнейшем дистанционное образование использовало несколько технологий передачи знаний, прежде всего это – печать, радиовещание, аудио-, видеопередачи, телеконференции, онлайн-обучение.

Из вышеперечисленных технологий передачи основным остается радио, особенно в развивающихся странах. К примеру, австралийские дети в отдаленных районах с 1940 г. имели возможность участвовать в программах «Школа воздуха»; для этого использовались два канала радио. В Индии очень популярен и используется университетами Канал FM, он передает образовательные программы в разных областях, таких как: подготовка учителей, развитие сельского хозяйства, программы сельского хозяйства для фермеров, образование в области естественных наук и т. д.

В настоящий момент приобрел популярность формат образования для портативных компьютеров, mp3-плееров и смартфонов. В этой связи разрабатываются дополнительные обучающие программы, позволяющие оперативно получать информацию, посещать виртуальные занятия и обсуждать обучающие видеоматериалы [4, с. 56].

В таком случае можно говорить уже о тесном и неразрывном взаимодействии дистанционного образования с традиционными формами обучения.

Говоря о современном этапе развития общества, необходимо ввести точную классификацию технологий, используемых в дистанционном образовании. Основными элементами здесь являются синхронные и асинхронные технологии.

Синхронная технология – способ доставки информации в текущий момент времени, где все участники учебного процесса взаимодействуют между собой. Для этого требуется организация учебного процесса в определенное условленное время. Примером такой технологии может выступать веб-конференция, где участники имеют возможность видеть и слышать собеседника.

Асинхронная технология – способ доставки информации, где материалы обучающего курса доступны для участников в любое удобное время, студенты могут не посещать занятия и заниматься в удобное для них время. Примером такой технологии являются темы объявлений на форуме, электронная почта, снятые видеоматериалы. Классическим примером принято считать аудиокассеты, электронную почту, распечатанные материалы, голосовую почту, факс, видеокассеты и диски.

В процессе обучения также используются определенные системы управления процессом образования, которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Курс обучения с помощью обычной или электронной почты.

  2. Курс обучения, проводящийся с помощью телевидения.

  3. Курс обучения с помощью специального обучающего диска.

  4. Курс обучения, осуществляемый с помощью мобильного телефона.

  5. Интегрированный целостный процесс с помощью специальных информационных технологий.

  6. Онлайн-тьюторинг [3, с. 78].

Разнообразие форм дистанционное обучение удовлетворяет потребность в образовании и несет в себе ряд преимуществ [6, с. 29]:

  • обучение студентов, которые не могут посещать учебные заведения в силу удаленности учебных заведений,

  • не требуется инфраструктура;

  • стимулиррование потребности определенных категорий общества в образовании с помощью нетрадиционных форм обучения.

Если говорить о практической значимости дистанционного обучения, то нами была разработана концепция адаптивной модели дистанционного обучения для спортсменов-инвалидов, включающая в себя систему мер.

Подводя итог, необходимо отметить, что при помощи дистанционного обучения в дальнейшем можно будет решать вопросы организации учебного процесса, доступности и качества образования. В настоящий момент в РФ дистанционное обучение проходит путь становления, и большинство учебных заведений высшего профессионального образования рассматривают эту форму как перспективное направление в образовании, которое необходимо развивать.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Иркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 3 Материалы iconИркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 4 Материалы
Пятые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. В 4 т. Т. 4 : материалы / фгбоу впо «игу». – Иркутск : Изд-во игу,...
Иркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 3 Материалы iconИркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 1 Материалы
Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. В 4 т. Т. 1 : материалы / фгбоу впо «игу». – Иркутск : Изд-во игу, 2011....
Иркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 3 Материалы iconГоу впо «Иркутский государственный университет» четвертые университетскиЕ социально-гуманитарныЕ
В издании представлены работы по истории, географии, философии, лингвистике, юриспруденции, политологии, педагогике, социологии,...
Иркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 3 Материалы iconКазанский государственный университет институт непрерывного образования
Геополитика и экономическая динамика Евразии: история, современность, перспективы: материалы II евразийского научного форума (1-3...
Иркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 3 Материалы iconН. Ф. Неделько Иркутский государственный медицинский университет, ректор д м. н., проф. И. В. Малов, кафедра судебной
Иркутский государственный медицинский университет, ректор – д м н., проф. И. В. Малов, кафедра судебной
Иркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 3 Материалы iconGlobalization and the global language
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет
Иркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 3 Материалы iconСборник статей и тезисов (14-16 июня 2012 года) Москва, 2012 г. Материалы Первой Международной научно - практической кон- ференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, со- циально-гуманитарные эффекты»
Фгбоу впо «Московский государственный   гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» 
Иркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 3 Материалы iconКоллективный договор гоу впо «Ухтинский государственный технический университет» (далее «университет»)
Коллективный договор гоу впо «Ухтинский государственный технический университет» (далее – «университет») является правовым актом,...
Иркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 3 Материалы iconСибирский медицинский журнал, 2008, №5
Иркутский государственный медицинский университет, ректор – д м н., проф. И. В. Малов, кафедра общей хирургии
Иркутский государственный университет пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения в четырех томах Том 3 Материалы iconЛингвосемиотические аспекты эволюции эвфемизма в контексте времени культуры (на материале английского языка)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница