Программа социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников»




Скачать 198.47 Kb.
НазваниеПрограмма социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников»
Дата конвертации12.08.2013
Размер198.47 Kb.
ТипПрограмма
Программа

социально-психологического тренинга:

«Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников».


составители:

доктор психологических наук,

профессор Скрипкина Т.П.,

психолог МЧС России Фатхи О.Г

В доверии, конечно, необходима осторожность,

но более всего она необходима в недоверии.
Й. Этвеш
Введение. В настоящее время становится очевидным, что с самых первых ступеней образование должно быть ориентировано на развитие целостной личности, это влечет перенос акцента в системе взаимоотношений, на поиск средств, способов и механизмов партнерского взаимодействия всех субъектов, включенных в образовательный процесс. Для формирования установок толерантного сознания исключительно важное значение приобретает обучение гуманистическим взаимоотношениям на всех ступенях образования, начиная с того момента, когда ребенок поступает в образовательное учреждение. У детей впервые пришедших в первый класс, еще не сформированы паттерны социальных отношений, связанные с принятием других, как других, восприятием себя, как самостоятельной ответственной личности. И потому социализация этих видов социальных отношений на этапе младшего школьного возраста является практически ориентированной самостоятельной социально-психологической задачей.

Предлагаемый тренинг направлен на повышение доверия к себе и другим у младших школьников, как основы гармонизации межличностных отношений и самой личности в целом.

Концепция тренинга гармонизации отношений посредством формирования доверия «к себе» и «другим»:

Доверие, функционируя в системе “учитель-ученик”, выступает в качестве одного из основных условий формирования характера взаимодействия в этой системе. Являясь регулятором характера взаимодействия педагога и ученика, само доверие выступает ценностью, ибо доверительное отношение к другому выражает, прежде всего, признание ценности личности другого для меня. Поэтому доверие может выступать в роли способа воздействия не только педагога на ученика, но и ученика на педагога.

Выраженность “доверительности" в системе “учитель-ученик” создаёт условия для просоциального развития личности школьника.

Тренинг по формированию доверия у младших школьников имеет своей целью развитие личностной силы младших школьников, веры в себя, осознание значимости доверительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также выработку определенных навыков, связанных с умением формировать взаимодоверительные отношения в процессе взаимодействия. Тренинг содержит в себе такие упражнения, которые способствуют укреплению «психологического здоровья» детей.

Для реализации этой цели должны быть решены следующие задачи:

Когнитивная переработка проблемы «Доверие-недоверие». Освоение понятий концепции доверительное отношение.

Осознание значимости доверия в межличностном взаимодействии.

Осмысление роли различных стратегий поведения, порождающих разнообразные эффекты и феномены межличностных отношений, связанные с наличием разных видов доверия или его отсутствия.

Развитие рефлексивных способностей, связанных с осознанием собственных ценностных позиций, относительно самого себя и окружающего мира.

Развитие способностей, связанных с умением строить доверительные отношения, основанные на взаимоценностных личностных позициях.

Создание и развитие в будущем репертуара доверительного отношения, приобретение социальной компетентности в будущих трудных ситуациях с учениками.

Выявление скрытых личностных резервов, совершенствования способности позитивного внушения, повышение качества самоактуализации посредством развития доверия к себе.

Итак, тренинг подразумевает продвижение и в познании самого себя, и в овладении новыми поведенческими навыками. И то и другое должно укрепить веру участников в свою личностную силу.

Методы используемые в тренинге:

- Элементы сказкотерапии с импровизацией.

- элементы психодрамы.

- игры на развитие навыков общения

- упражнения с элементами медитативных техник.

Тренинговая программа, которую мы здесь представляем, включает в себя четыре занятия каждое по 3 часа.

Тренинг проводится одним тренером, с количеством участников от 6-10 человек, имеющих равный статус.

Основные принципы, на которых основан тренинг:

- Принцип всеобщей включенности или активности. Этот принцип предполагает, что во всех упражнениях у каждого участника своя роль. В любой процедуре все являются активными деятелями.

- Принцип индивидуального зачета. Выражается в том, что каждый участник должен развить собственную личностную силу, и во взаимодействии с другими членами группы оказывается один на один.

- Принцип «здесь и теперь», заключающийся в том, что предметом анализа участников тренинга являются процессы, происходящие в группе в данный момент времени.

- «Искренность и открытость». Этот принцип позволяет запустить механизмы самосознания и межличностного взаимодействия.

- Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии.

- «Конфиденциальнсть».

Фазы тренинга.

Для реализации поставленных задач динамика психического состояния членов группы в результате тренингового воздействия должна проходить в едином циклическом процессе, от фазы активации, когда накопленные в системе внутренние противоречия должны перейти качественный порог, до рождения новой целостности и перехода на новый более качественный уровень внутриличностного развития. Данный циклический процесс основан на принципе диалектического спиралевидного развития. В тренинговой работе часто приходится сталкиваться с необходимостью быстро оценить эффективность воздействия процесса на личность.

Для контроля эффективность тренингового процесса необходимо опираться на основные проявления личности: телесные ощущения, эмоции, когнитивную и интерактивную сферу. Под телесной сферой мы понимаем проприорецепцию и кинестетику. В эмоциональной сфере нас интересует возможность чувствования и свободного проявления наиболее широкого спектра состояний: от страха, агрессии до любви и экзальтации. В когнитивную сферу включены: восприятие, самосознание, ценностная ориентация, познавательные процессы. Интерактивная сфера объединяет три предыдущие в отношении межличностного взаимодействия.



Проявления личности

Телесность

Эмоциональность

Когнитивность

Коммуникативность

Блоки

Нарушение телесных ощущений (боль потеря чувствительности), двигательные зажимы

Эмоциональная регидность

Искаженное восприятие, нарушение познавательных процессов, неадекватная сомооценка.

Проблемы общения, неуверенность в контактах.

Тренинг,

ориентированный на формирование доверительных отношений.

Фаза активации

(по Перлзу – предконтакт, накопленные противоречия должны перейти качественный порог)

Усиление телесных ощущений, дыхательные техники

Эмоциональная раскачка

Усиление познавательной мотивации

Разогревающие упражнения, повышающие интерес друг к другу.

Фаза амплификации (отреагирование)

(доведение противоречия до предела и переход, максимальное развитие процесса)

Последовательность движений, приводящая к реализации напряжения и боли

Эмоциональный катарсис

Постановка и творческое решение задачи

Разыгрывание конфликтных ситуаций в общении,

Фаза ассимиляции

(фаза осознания, усвоение опыта, разрешение конфликта)

Ощущение приятной тяжести, перетекания тепла

Приятная усталость, удовлетворение

Наблюдение за ассоциативной цепочкой своих мыслей

Чувство благодарности, доверия, симпатии к партнеру, уверенность в своих силах.

Фаза перехода на новый уровень

(рождение новой целостности)

Чувство невесомости, потери тела

Переживание эмоциональной экзальтации, нежность, красота, тишина

Состояние без мыслей, ясность.

Чувство единения, растворение.


Результаты тренинга:

осознание, по каким признакам может классифицироваться доверительное поведение.

отработка навыков ценностного отношения к другим,

развитие рефлексивных способностей, связанных с ценностным отношением к себе, а также осознание и обсуждение факторов, создающих и разрушающих доверие в отношениях.

активизация процесса самопознания, повышение доверия к себе.

расширение диапазона творческих способоностей.

Занятие 1

Тема: «Что такое доверие?»
Рабочее пространство:

- место для игр

- рабочее место для рисования.

Материалы:

- фличпорт

- мяч

- краски и бумага для рисования.

Цель данного занятия состоит:

        • в создании позитивной групповой атмосферы, основанной на эмоциональной свободе участников, открытости, дружелюбии, способствующей самопознанию и самораскрытию;

        • в первоначальной когнитивной переработке проблемы доверия к себе и к другим.



Упражнение: «Знакомство»

Время: 20 мин.

  1. Дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя и то, что они больше всего любят делать.

  2. Дети кидают мячик, называя ласково имя того, кому бросают мяч.

Упражнение: «Цветочек».

Время: 15 мин.

«Цветок вырастает из маленькой семечки. Для того, чтобы он вырос красивым, ему нужна вода и солнце.

Что нужно, чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, сильный, здоровый взрослый?»

Все высказывания детей тренер записывает на ватмане и подробно разбирает каждое, уделяя особое внимание проблеме доверия детей взрослым, веры взрослых в своих детей, личностным качествам детей.

Сказка «Сила доверия». (на основе сказки А.В.Гнездилова).

Время: 1 час.

«В рыцарские времена люди часто давали друг другу прозвища. Особенно это распространялось на королей. Кто не слышал о Генрихе Красивом, Карле Смелом?

Но в одной стране жил король, которому никак не могли подобрать прозвище. Стоило ему дать название, как он менялся, проявляя совершенно новые, порой противоречивые качества. Начать хотя бы с того, что при восшествии на престол его прозвали Слабым. Случилось это так. В этой стране существовал обычай: королевы наследовали трон, а затем сами выбирали себе мужей. По рыцарским традициям создавался турнир и самого сильного королева делала своим избранником. Но в то время на престоле оказалась королева Палла. Ее называли прекрасной, но, кроме того, она еще обладала своевольным характером, и никто не мог угадать, как она поступит. И вот на турнире, где сильнейшие рыцари сражались за честь занять трон, королева выбрала не победителя, а самого слабого рыцаря. Звали его Рич, и с кем бы он не пытался сражаться, его тут же вышибали из седла. Какой же скандал случился, когда Палла, сойдя с трона, надела золотой венец на его голову! Однако с королевой спорить не приходилось. Зато король Рич сразу получил кличку Слабого. И, конечно же, оскорбленные вассалы отказались ему подчиняться. Они объединили силы и решили свергнуть Рича, а королеве дать супруга, которого они бы уважали, войска их окружили столицу и потребовали низложить короля. Тогда король и королева выехали за ворота, и Палла сказала, что если найдется хоть один из воинов, способного победить короля, то она согласиться уступить требованиям своих подданных. И вот случилось чудо. Самые сильные рыцари сшибались со слабым королем, и ни один из них не усидел в седле. Пристыженные рыцари вынуждены были покориться. Никто не понимал, как произошло, что Рич вышел победителей из всех схваток.

- Может быть, здесь замешено колдовство?

- Да, колдовство, - ответила королева Пала, когда до нее дошли слухи о подозрении поданных. – И имя ему – моя вера в короля Рича. Она способна превратить слабого в сильного.

И короля Рича с той поры стали звать Сильным. Однажды страну постиг неурожай и голод. Люди готовы были отдать за кусок хлеба самые дорогие вещи. И вот откуда-то в королевство хлынули торговцы. Они везли хлеб, но за него брали непомерные цены, так что когда бедствие с хлебом окончилось, жители ощутили еще худшее несчастье – зависимость и рабство. Почти половина жителей страна оказалась в долгах. Власть короля Рича пошатнулась. Его поданные служили не ему, а хитрым и жадным ростовщикам. Тогда король объявил, что намерен выплатить долги жителей своей страны, но с тем условием, чтобы торговцы покинули ее. Нехотя собрались в столицу чужеземцы. Они вовсе не хотели уходить из королевства, где им жилось столь богато и привольно. Но вот они придумали хитрость. Громадные весы изготовил им кузнец, и на одну из чашек их рабы положили каменные валуны, сверху покрытые тонким слоем золота. Довольно потирали руки торговцы, заранее зная, что у короля не хватит сокровищ, которые смогли бы перевесить другую чашу. И правда, когда все золото королевской казны легло на весы, огни даже не дрогнули.

- Ваше величество! Даже если Вы сами со всей своей доблестью взойдете на весы, они вряд ли сумеют перевесить долги! – ехидно заявили торговцы.

И тут король снял корону, сошел с трона и стал на чашу весов. Они не двинулись. Рич взглянул на королеву, и она улыбнулась ему. В тот же мгновение чаша весов с королем опустилась и коснулась земли. Изумленные ростовщики не верили своим глазам, а король стал сбрасывать золото с чаши. Наконец, он один остался на весах, а чаша с позолоченными камнями все еще весела в воздухе.

- Я не собираюсь торговаться. – сказал Рич. – Потому предлагаю себя за долги своих подданных. Вы видите, что весы не лгут.

Злобно зашипели торгаши. «На что нам нужен этот король без его сокровищ и страны. На нем даже нет короны. Он никто!»

- Тогда убирайтесь вон! – гневно воскликнул король. – И если хоть один останется на моей земле до завтрашнего утра, его казнят!

- Но мы не успеем собрать свое добро! – закричали торговцы.

- Вот ваше добро, которое вы положили на весы! Забирайте его с собой! – ответил Рич. И толпа ростовщиков, боясь что раскроется их обман и они поплатятся головами потащили свои камни прочь от столицы.

- Сколько же Вы весите, Ваше Величество? – смеясь спросила королева.

- Столько же, сколько Ваше колдовство, - ответил король, которого тут же прозвали Тяжелым.»

После прочтения сказки детям предлагается нарисовать самый интересный на их взгляд эпизод из сказки.

Вопросы для обсуждения:

- Что помогло королю победить на рыцарском турнире?

- Как бы могли сложиться дела у королевы, если бы она не доверяла королю?

- Вспомните случай, когда доверие вам помогло.

- Какие вы еще знаете сказки, где вера в героя сказки помогла ему преодолеть трудности?

- Почему люди не доверяют друг другу? и т.п.

Упражнение: «Я падаю……»

Время: 20 мин.

Одному ребенку предлагается стать на возвышенность, повернуться к другим спиной и начать падать. Остальные должны подхватить падающего.

Упражнение: «Доверие – это…..»

Время: 20 мин.

Детям предлагается завершить предложение:

«Доверие это - ……..»

«Доверять – значит…..»

После завершения упражнения каждый ребенок бросает мяч и говорит , что по его мнению значит доверие.

Упражнение: «Звезда доверия».

Время: 20 мин.

Детям предлагают собрать звезду доверия. Каждый думает, из каких лучей должна состоять эта звезда. Тренер рисует на ватмане звезду доверия и подписывает все лучи.

Занятие 2

«Доверие можно передать …….»

Рабочее пространство:

- место для игр и свободного передвижения

- рабочее место для рисования.
Материалы:

- повязки на глаза.

- набор для рисования.

- магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

- 2 вазы.

- белые и черные кружки по 10-15 штук.
Цель данного занятия состоит:

        • в создании позитивной групповой атмосферы, основанной на эмоциональной свободе участников, открытости, дружелюбии, способствующей самопознанию и самораскрытию;

        • в тренировке невербального общения.

        • когнитивной проработке проблемы невербального выражения доверия и недоверия.

        • развитии тактильного восприятия.

        • практической тренировке тех или иных образцов доверительного поведения.

        • отработке навыка рефлексии собственных эмоций, исследовать личностные особенности участников.

  • усиление сензитивности к дру­гому человеку, принятия себя и другого в контакте через усиление собственных ощущений, через искусственную фокусировку на тактильном канале, который является в наибольшей степени избегаемым в реальных контактах.

Упражнение: «Слепой старец».

Время: 20 мин.

Детям предлагается разбиться на пары. Один из детей становится ведущим, другому завязываются глаза и он превращается в «слепого старца». Каждой паре необходимо пройти всю комнату и не задеть окружающие пары и предметы.

После выполнения упражнения в парах, каждый ребенок становиться «слепым старцем» и пытается самостоятельно преодолеть путь.

Вопросы для обсуждения:

- Как ты чувствовал себя, когда был слепым?

- Вел ли тебя твой поводырь уверенно и бережно?

- Как ты чувствовал себя, когда был поводырем?

- Когда тебе было лучше: когда ты вел, когда тебя вели или когда ты был «слепым старцем» без поводыря?

Упражнение: «Злые и добрые волшебники».

Время: 20 мин.

Дети разбиваются на две команды. Одна из которых злые волшебники, другая – добрые.

Злым волшебникам необходимо придумать способы, которые уменьшают доверие к людям и себе.

Добрым необходимо придумать способы, увеличивающие доверие к людям и к себе. Все способы (черные и белые кружочки) складываются в вазы и сравниваются.

Сказка: «История о принце, который носил маску» (авт. С.А. Черняева).

Время: 1 час 15 мин.

Текст сказки в приложении 1.

После прочтения сказки детям предлагается нарисовать самый интересный на их взгляд эпизод из сказки.

Вопросы для обсуждения:

- При каких обстоятельствах принцу пришлось одеть на себя маску?

- Зачем жителям королевства нужно было носить маски?

- Что помогло принцессе снять с себя маску?

- Что могло бы произойти если бы принцесса не доверилась принцу?

- Какими средствами можно помочь людям снять маски?

- Как при помощи жестов можно выразить доверие?

и.т.п.

Под спокойную музыку детям предлагается нарисовать «эмблему доверия», после чего все нарисованные эмблемы доверия выставляются и обсуждаются в группе.

Упражнение: «Врунишка».

Время: 15 мин.

  1. Водящий выходит за дверь. Дети договариваются, кто из них будет «врунишкой». Водящий, заглядывая в глаза детей, должен догадаться, кто из них врунишка.

  2. Дети по очереди задумывают 2 фразы. Одну правдивую, другую - ложную. После чего по очереди говорят их. Остальные должны угадать какое из высказываний ложное, а какое правдивое.

Вопросы для обсуждения:

- Что помогает человеку распознать правду и ложь?

- Какие чувства мешают установить человеку доверительные отношения?

Упражнение: «Русалочка».

Время: 15 мин.

Тренер предлагает детям вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена « Русалочка».

Вопросы для обсуждения:

- Почему Русалочка отличалась от своих сестер?

- Почему именно голос потребовала ведьма в уплату за помощь?

После обсуждения дети задумывают фразу, которая по их мнению могла бы объяснить принцу отношение русалочки к нему, по очереди становятся русалочкой и пытаются объяснить с помощью жестов и мимики фразу, которую задумали. Остальные дети пытаются отгадать ее.
Упражнение: «Щенок».

Время: 10 мин.

Звучит тихая музыка. Тренер предлагает детям представить ситуацию, когда мама принесла домой маленького щеночка. Он испуган, ему грустно и страшно. Каждый из детей по очереди становиться этим щеночком, а другие должны успокоить его добрыми словами и поглаживаниями.

Вопросы для обсуждения:

- Что ты делаешь, когда тебя что-нибудь пугает?

- Что должен сделать другой человек, чтобы ты смог ему доверять?

- Как другие звери защищают себя?

- Что люди делают, когда их что-нибудь пугает?

- Что можно сделать для другого человека, чтобы он доверился тебе?

Занятие 3

Тема: «Доверие к себе».
Рабочее пространство:

- место для игр

- коврики или маты для упражнений
Материалы:

- мяч

- магнитофон, кассета со спокойной музыкой.

- набор для рисования.

Цель данного занятия состоит:

        • создание непринужденной, доброжелательной обстановки в группе;

        • понимание собственного поведения и условий окружения.

        • повышение внутригруппового доверия.

        • подсознательная проработка внутриличностных проблем каждого участника.

        • повышение самооценки и самоценности.


Упражнение: «Цирк».

Время: 30 мин.

Комментарии: Для этой игры необходима ответственность и предельная сосредоточенность участников.

Тренер предлагает детям стать акробатами в цирке.

  1. Один из детей ложиться на пол. Остальные становятся вокруг него и медленно поднимают его выше и выше, над головами. При этом осторожно его покачивая. Затем они медленно кладут ребенка обратно на пол.

  2. Один из детей становится на возвышенность. Поворачивается спиной к детям и падает. Все бережно ловят «акробата» и ставят на ноги.

Упражнение: «Комплименты».

Время: 15 мин.

Тренер предлагает придумать комплименты друг для друга. После этого дети бросают мяч друг другу и говорят комплименты.

Сказка: «Сокровище». (авт. А.В. Гнездилов)

Время: 30 мин.

Текст сказки в приложении № 2.

после прочтения сказки тренер просит подумать детей над вопросом:

- Что считается сокровищем человека?

Упражнение : «Я горжусь».

Время: 20 мин.

Тренер предлагает детям закрыть глаза и продолжить предложение: «Я горжусь, что я……» или «Я горжусь, тем что у меня……».

После этого, каждый в слух повторяет то, о чем он подумал.

Упражнение: «Волшебный сосуд».

Время: 30 мин.

Все дети должны лечь на пол и расслабиться.

«Вдыхайте медленно через нос. В начале входа приподнимите живот, затем грудь, а в конце, когда воздух полностью наполнит ваши легкие, вы почувствуете, как приподнимаются ваши плечи.

Когда вы почувствуете, что пора сделать выдох, старайтесь выдыхать медленно, сопровождая выдох звуком «С-С-С». Это похоже на то, как медленно выходит воздух из шара.

Втяните живот так, чтобы под давление диафрагмы вышел весь воздух.

Когда ощутите, что неспособны больше выдыхать, расслабьтесь….. и вы заметите, как ваша брюшная полость и грудь сами приподнимаются, впуская свежий воздух (проделать это упражнение 3 раза).

Теперь вообразите белый экран. На нем появился красивый сосуд. Раскрасьте его, как вам хочется. Наполните до краев своим любимым напитком.

Мысленно нарисуйте рядом с вашим сосудом еще один. Отлейте из своего сосуда вашей любимой жидкости.

Теперь загляните в свой сосуд. Он опять полон. Ваш сосуд особенный. Он всегда полон. И он внутри вас.

Упражнение: «Сосуд доверия».

Время: 20 мин.

Предлагается нарисовать свой сосуд доверия и наполнить его, обозначив все составляющие.

Упражнение: «У меня получилось».

Время: 20 мин.

«Удавалось ли вам когда-нибудь делать что-то, что было очень сложным? Задача была непростой, но вы справились с ней! Возможно, другие не обратили внимание, что вы сделали что-то очень важное для себя, но сами вы были горды и довольны, что смогли преодолеть себя и справиться с такой сложной работой. Вспомните несколько таких случаев и нарисуйте их.

Вопросы для анализа:

- Когда у тебя что-то хорошо получается, кому ты рассказываешь об этом?

- По каким признакам окружающие могут догадаться, что ты гордишься собой?

- Что тебе потребовалось, чтобы сделать то, о чем ты рассказываешь в своем рисунке?

- Когда тебе нужно сделать очень сложное, сколько попыток ты предпринимаешь?

- В каких случаях ты бываешь готов сдаться и все бросать?

Занятие 4

Тема: «Доверие к другим».
Рабочее пространство:

- место для игр

- рабочее место для рисования
Материалы:

- повязки на глаза

- набор для рисования


Цель данного занятия состоит:

        • в создании позитивной групповой атмосферы, основанной на эмоциональной свободе участников, открытости, дружелюбии, способствующей самопознанию и самораскрытию;

        • в обучении навыкам позитивного взаимодействия.

        • развитие способности строить доверительные отношения со сверстниками, основанные на взаимоценностных личностных позициях.

Упражнение: «Дракула».

Время: 20 мин.

Тренер предлагает детям сыграть в игру «Дракула». Играть в нее надо с закрытыми глазами. При этом каждые ребенок осторожно идет через комнату, сложив руки перед грудью и обхватив локти. Через некоторое время ведущий превращает одного из детей в Дракулу, схватив его за затылок. Теперь этот игрок знает, что он Дракула-вампир. Он протягивает руки вперед и испускает «леденящий вопль – вопль ужаса». С этого момента Дракула выходит на охоту, чтобы превратить еще кого-нибудь в вампира, схватив осторожно за затылок. Вторая жертва испускает вопль и отправляется на охоту за новой жертвой. Дракул становиться все больше и больше, но если Дракула-вампир нечаянно «укусит» своего соратника-вампира, тот становиться опять обычным человеком. В этом случае спасенный испускает радостный крик. Перемещаться по комнате надо медленно и прикасаться к затылку осторожно.

Упражнение: «Детектив».

Время: 15 мин.

Одному ребенку-Детективу завязываются глаза. Все остальные расходятся по комнате и занимают свои места. Детектив кричит имя одного из детей. Этот ребенок с того места, где стоит, стучит по какому-нибудь предмету, который находится рядом с ним. Детектив пытается понять, где находится ребенок и потихоньку к нему идет. Если он приближается к кому-нибудь из других детей, те подают звуковой сигнал. Задача детектива определить местонахождение ребенка и беспрепятственно к нему подойти.

Упражнение: «Закончи предложение…».

Время: 20 мин.

Детям предлагается закрыть глаза. Мысленно представить белый экран, на котором написано незаконченное предложение: «Другу доверяешь потому, что…….». Им нужно мысленно закончить предложение и потом произнести по очереди то, о чем они подумали.
Упражнение: «Сказочник».

Время: 40 мин.

Звучит тихая музыка. Тренер предлагает детям придумать и нарисовать сказку о городе, в котором люди доверяли бы друг другу. Какие приключения могли бы случиться с жителями этого города?

После того как дети закончат работу, тренер просит каждого рассказать свою сказку.

Упражнение: «Я доверяю…...».

Время: 20 мин.

Дети образуют круг. В центре куга стоит ребенок. Все по очереди бросают ему мяч со словами: «Я доверяю тебе, потому что ты …….», на что ребенок, стоящий в кругу, должен ответить: «Спасибо тебе за то, что…..». После того, как каждый бросит мяч, все дружно аплодируют тому, кто стоит кругу.
Упражнение: «Положительные комплименты и отрицательные пощипывания».

Время: 20 мин.

Три добровольца, желательно, чтобы это были дети, которые в своем общении допускают грубости и «подколки», выходят из класса. Им нужно будет найти спрятанный карандаш. Остальным тренер предлагает разделиться на две группы. Одной группе предлагается придумать подбадривающие фразы, которые помогли бы искателям найти карандаш, например:

- Молодец, ты правильно идешь. У тебя все получается.

Другой группе предлагается придумать фразы, которые бы тоже помогали найти карандаш, но носили бы оттенок недоброжелательности, например:

- Ну что, ты не мог догадаться раньше куда идти, только теперь выбрал правильное направление. Что ты как сонная муха, поворачивай направо.

После того, как дети придумали фразы, которые они могли бы сказать, тренер прячет карандаш и предлагает зайти первому ребенку, затем второму и третьему.

Вопросы для обсуждения:

- Что ты чувствовал, когда выполнял это упражнение?

- Почему положительное отношение сверстников помогает в решении задачи, а негативные – затрудняют?

- Встречал ли ты в жизни такое поведение?

- Каким людям хочется доверять, тем которые тебя поддерживают или наоборот?
Упражнение: «Чему мы научились».

Время: 20 мин.

Тренер предлагает детям по кругу высказать свои мнения по следующим темам:

- Что больше всего запомнилось на занятиях?

- Какая игра была самой интересной и почему?

- Как могут помочь вам знания, полученные на занятия?

Похожие:

Программа социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников» iconПрограмма Социально-психологического тренинга «Гармонизации доверительных отношений к себе и другим у учителей»
Поэтому названной проблеме остается скромная роль присутствия лишь в семейных и некоторых видах межличностных отношений, типа отношений...
Программа социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников» iconПрограмма Социально психологического тренинга: «формирования толерантных гендерных установок у подростков»
Социально – психологического тренинга: «формирования толерантных гендерных установок у подростков»
Программа социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников» iconПрограмма Социально психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов». Разработчик
Социально – психологического тренинга: «Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических...
Программа социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников» iconВ. Ю. Плеханов Программа социально-психологического тренинга
...
Программа социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников» iconПрограмма факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени...
Программа социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников» iconУтомляемость младших школьников и меры по ее устранению
О влиянии физических нагрузок во время учебного процесса на работоспособность младших школьников
Программа социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников» iconТемы совместного обсуждения и просвещения родителей младших школьников. Физиологические особенности младших школьников

Программа социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников» iconУчебного курса «Экология для младших школьников» 1 класса
Содержание программы способствует обогащению личного опыта младших школьников, накоплению ими знаний
Программа социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников» iconЗанятие №1 «Разбуди в себе лидера!»
...
Программа социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников» iconПрограмма социально-психологического тренинга: «Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения» Составитель
«Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения»
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница