Школьные прозвища Исследовательская работа Комментарии к презентации




Скачать 47.42 Kb.
НазваниеШкольные прозвища Исследовательская работа Комментарии к презентации
Вениаминова О П
Дата конвертации11.08.2013
Размер47.42 Kb.
ТипИсследовательская работа
Школьные прозвища

Исследовательская работа

Комментарии к презентации
Работу выполнили учащиеся 7 «б» класса МОУ СОШ №9 г.Волжска РМЭ:

Багирзаде Фарида

Мочалова Юля

Чернышова Регина

Руководитель: Вениаминова О.П.
Слайд 1

Здравствуйте! Представляем вашему вниманию исследовательскую работу «Школьные прозвища». Почему мы обратились к данной теме? Идея возникла после нашего выступления «Активный лексикон шестиклассника» на городской научно-практической конференции. Нам задали вопрос, почему одна из учениц называет себя Вишенка. Так возникла тема нашего сегодняшнего исследования.

Слайд 2

Объектом исследования стали школьные прозвища учащихся 4-х, 7-х, 10-х классов. Цель работы - показать возникновение и функционирование прозвищ в школьной среде

Сравнить возникновение прозвищ мальчиков и девочек.

Слайд 3

Достижение поставленной цели шло через решение следующих задач:

  • Изучение дополнительной литературы по ономастике и антропонимике

  • Выяснение путем опроса среди подростков 4-10-х классов их индивидуальных прозвищ, количество опрошенных – 64 человека

  • Определение причин, по которым даются прозвища, группировка данных прозвищ в соответствии с причинами возникновения

  • Составление списка наиболее распространенных прозвищ

Слайд 4

Прозвища – неиссякающий источник неофициального именования русского человека – составляют сложную систему, похожую на систему официально узаконенных имен, отчеств, фамилий, но не совпадающую с ней. Раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения, называется Онома́стика. АНТРОПОНИМИКА - раздел ономастики, изучающий имена людей , их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования. Антропонимом называется любое имя собственное, которым зовется человек: имя личное , фамилия , прозвище , псевдоним , клички.

Слайд 5

Когда мы обратились к истории возникновения имен, то узнали, что в Древней Руси имен было много. До принятия христианства, русские люди воспринимали свои имена как «второе я». Они думали, что произнесение со злым умыслом чьего-то имени чужим, недобрым человеком может привести к болезни и даже смерти именуемого. Как следствие этого возникла двуименность: «настоящее» имя человека держалось в тайне (его знали только некоторые самые близкие к нему люди).

Но человека надо было как-то звать. Для этого создавались обиходные имена. Среди них были имена «обманные», данные по названиям малоценных предметов, например Горшок, Ложка. Среди обиходных имен выделяются «защитные», или «охранные», призванные защитить ребенка от невзгод. Иногда их называют именами-оберегами, т.е. «оберегающими» от сглаза и всяких напастей. Такие имена образованы от слов с отрицательной семантикой: Пьяный, Дурень, Дурняга. Среди них было много слов с отрицательными приставками не-, без-: Некрас, Неклюд, Неудача, Нерат, Безобраз, Безпута, Безум.

Этот факт свидетельствует о том , что без прозвищ не обойтись, что они существовали и существуют до наших дней и искоренятся не скоро. Да ещё бесспорный факт, который доказан лингвистами: началом многих фамилий послужили, несомненно, прозвища.

Слайд 6

В ходе исследования мы задавали учащимся 4-х, 7-х, 10-х классов следующие вопросы:

1.Есть ли у вас прозвище (да или нет)?

2. Какое?

3.Как оно образовалось?

а) по фамилии

б) по внешности

в) по характеру

г) по любимому слову

д) просто так

4. Вам нравится, что вас так называют?

5. Что лучше: имя или прозвище?
Слайд 7

К каким выводам пришли мы, анализируя полученные от учащихся данные?

Среди опрошенных шестидесяти четырех человек о своем прозвище сами сообщили 22 человека, 20 человек не назвали своих прозвищ, но их прозвища назвали одноклассники.
Слайд 8

В каком же возрасте появляется больше всего прозвищ? Больше всех прозвищ оказалось у учащихся 7-х классов – 21

У 10-х классов – 9

У 4-х – 12 всего
Слайд 9

У прозвищ, как и у всех слов в языке, - есть своя биография, история, своя судьба. Как же они возникают? Приведем примеры. По этическим соображениям все фамилии и прозвища изменены, но классификация их проведена по данным учащихся нашей школы.

1. Образованные от фамилий или от личных имен носителей ( прозвища, сложенные в рифму с личным именем) : Лео, Леон (Леонов), Скул (Скулина),

Афоня (Афанасьева), Рыба (Рыбаков), Кострома

(Костромин), Первуша (Первушина), Пичуй (Пичуев), Борисик (Борисов), Света – светлая, Богдан – банан, Аленка – пеленка.

Слайд 10

2. По внешним признакам человека:

Золотистый блондин (белые волосы), Колобок (полненькая), Тропиканка, Гуталин (темный цвет кожи), Скелетон (очень худая), Сестра Толстушка (полная).

3. По особенностям характера, поведения, привычек человека: Стасик Грозный (хмурый).

Слайд 11

4.По рифмовке с фамилией: Рога – Магога (Рогова), Вася – Кеша (Васильева), Лизниха –

повариха (Лизнева).

5. По любимому слову - Оладушек от любимого словечка «блин»

Слайд 12

Таким образом, проследив источник возникновения прозвищ, мы заметили, что большинство из них даются по следующим смысловым значениям:

По фамилиям или от личных имен носителей – 21

По внешнему виду –13

По любимому слову – 5

Просто так - 3

И у мальчиков и у девочек чаще всего прозвища возникают по фамилии

Слайд 13

Как же относятся учащиеся к своим прозвищам? Что предпочитают: имя или прозвище? Опрос показал, что большинство учащихся предпочитают имена прозвищам, хотя есть и такие, кому свои прозвища нравятся, и есть те, кому все равно, как их называют.

Почему же возникают прозвища? Изучая литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что, может быть, прозвища – это отголоски верований наших предков о том, что имена-обереги защищают от невзгод, от сглаза. Таким образом, можно предположить, что праосновой современных неофициальных прозвищ является дохристианский период, когда в качестве личных имён употреблялись собственно славянские, языческие антропонимы.

Современные неофициальные именования – это продолжение исконной древнерусской системы именования людей. Лексические основы прозвищ могут быть самыми современными, тем не менее в них прослеживаются мотивы и отношения, известные еще в древнерусский период, что свидетельствует о глубокой традиционности русской системы личных имен.

Слайд 14

Прозвища – неумирающее явление нашей жизни. Составлялись и составляются словари прозвищ, есть работы лингвистов-языковедов о прозвищах в нашей жизни, есть Интернет- форумы, где эта тема вызывает многочисленные отклики и обсуждения. Но мы против прозвищ, особенно если они обидные и неблагозвучные.
Слайд 15

Спасибо за внимание!

Похожие:

Школьные прозвища Исследовательская работа Комментарии к презентации iconЛитература Тема урока: «Образ главного героя Мцыри и средства его создания»
Методические приемы: работа по составлению цитатного плана, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии...
Школьные прозвища Исследовательская работа Комментарии к презентации iconПетрозаводский государственный университет научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ,...
Школьные прозвища Исследовательская работа Комментарии к презентации iconИсследовательская работа Компьютер в нашей жизни
Исследовательская часть. Комплектующие и цены на них в магазинах г. Балаково
Школьные прозвища Исследовательская работа Комментарии к презентации iconПамятка Технология создания презентации
Спланировать продолжительность презентации. Продолжительность презентации должна быть не более 25-30 мин. Плюс время на ответы слушателям...
Школьные прозвища Исследовательская работа Комментарии к презентации iconБековского района пензенской области исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему: Изготовление различных сортов мыла и исследование их качества
Исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему
Школьные прозвища Исследовательская работа Комментарии к презентации iconИсследовательская работа по литературному краеведению Базарно-Карабулакского района Три века стоит наш посёлок
Исследовательская работа по литературному краеведению Базарно-Карабулакского района
Школьные прозвища Исследовательская работа Комментарии к презентации iconНаучно-исследовательская работа на тему: «мифопоэтическая символика животных в «записках охотника»
Уважаемые председатель секции, секретарь и участники конференции, вашему вниманию предлагается научно-исследовательская работа на...
Школьные прозвища Исследовательская работа Комментарии к презентации iconКомментарии Комитета арб по оценочной деятельности к «Рекомендациям по критериям отбора оценщиков для долгосрочного сотрудничества с банками»
Для удобства комментарии расположены вместе с текстом Рекомендаций и выделены курсивом
Школьные прозвища Исследовательская работа Комментарии к презентации iconБековского района пензенской области исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему
Исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему
Школьные прозвища Исследовательская работа Комментарии к презентации iconИсследовательская работа Тема: «Работа с бумагой. Изготовление бабочки разными способами: аппликация, складывание, мозаика»
Цели: Завершить проектно-исследовательскую работу, закончить создание детского журнала о бабочках
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница