Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях




НазваниеМетодические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях
страница1/7
Дата конвертации09.08.2013
Размер1.25 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ

г. Челябинск– 2011

Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, профсоюзных работников, организаторов и работников оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей в период каникул, специалистов по охране труда, педагогов и студентов.

В Рекомендациях использованы материалы Чувашского рескома Профсоюза и Свердловского обкома Профсоюза.

СОДЕРЖАНИЕ





1.

Обеспечение безопасности в оздоровительном учреждении с дневным пребыванием детей в период каникул


5

1.1.

Основные требования к организации оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей в период каникул



5

2.

Требования охраны труда к персоналу перед началом работы в оздоровительном учреждении с дневным пребыванием детей в период каникул



6

3.

Основные требования охраны труда в оздоровительном учреждении с дневным пребыванием детей в период каникул



7

4.

Требования охраны труда во время работы оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей в период каникул



9

4.1.

Требования безопасности при проведении игр, спортивных занятий


9

4.2.

Требования безопасности при проведении туристических походов и экскурсий


10

4.3.

Требования безопасности при организации купания детей

13

4.4.

Требования безопасности в технических мастерских и во время занятий в кружках


15

4.5.

Требования безопасности при организации общественно-полезного труда


15

4.6.

Требования безопасности во время бурь, ураганов, грозы

16

5.

Требования, предъявляемые к работникам пищеблока

17

6.

Список использованной литературы

18

7.

Приложения

20-75


Введение
Методические рекомендации устанавливают основные требования охраны труда в пришкольных оздоровительных лагерях, профилактике травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми и распространяются на весь персонал независимо от должности и квалификации. Рекомендации разработаны в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с целью соблюдения организаторами смены лагеря с дневным пребыванием требований безопасности к устройству, содержанию и организации безопасности в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул (далее – Пришкольный оздоровительный лагерь).

Под пришкольным оздоровительным лагерем с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания.

В рекомендациях изложены основные требования безопасности, которые необходимо выполнять при организации отдыха детей в пришкольных оздоровительных лагерях с учетом потребности смены в периоды летних каникул, при исполнении обязанностей во время работы и в других случаях.

Вопросы обеспечения требований безопасности в пришкольных оздоровительных лагерях урегулированы законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
-----------------------------------------------------------


1. Обеспечение безопасности

в оздоровительном учреждении с дневным

пребыванием детей в период каникул
1.1. Основные требования к организации оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей в период каникул
Организатором пришкольных оздоровительных лагерей могут быть органы управления образованием и молодежной политики, а также образовательные учреждения, клубы по месту жительства, детские и молодежные объединения, иные заинтересованные организации, уставные документы которых позволяют организовывать подобный вид деятельности с обучающимися и воспитанниками. Организатор смены лагеря несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

- обеспечение жизнедеятельности смены лагеря;

- создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и сотрудников;

- качество реализуемых программ деятельности смены лагеря;

- соответствие форм, методов и средств при проведении смены возрасту, интересам и потребностям обучающихся и воспитанников;

- соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников и сотрудников смены лагеря.

Смена пришкольного оздоровительного лагеря проводится, как правило, на стационарной базе - на базе общеобразовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей, иных образовательных учреждений и организаций.

Лагерь комплектуются из числа обучающихся одной или нескольких близлежащих школ, подразделяются на отряды (группы) не более 25 человек для обучающихся I - IV классов и не более 30 человек для обучающихся V - IX классов. Продолжительность смены определяется длительностью каникул и составляет в период летних каникул не менее 21 дня. Перерыв между сменами в летнее время для проведения генеральной уборки и санитарной обработки учреждения составляет не менее 2 дней.

Приемка смены пришкольного оздоровительного лагеря осуществляется межведомственной комиссией, созданной органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, за 3 - 5 дней до его открытия, в состав которой входит представитель территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора, с последующим оформлением акта (приложение 1). Открытие лагеря осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам перед началом каждой оздоровительной смены. Руководитель образовательного учреждения, (начальник пришкольного оздоровительного лагеря) должен немедленно информировать территориальный отдел территориального управления Роспотребнадзора о случаях возникновения групповых инфекционных заболеваний, об аварийных ситуациях в работе систем водоснабжения, канализации, технологического и холодильного оборудования.

К работе в пришкольном оздоровительном лагере допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие медицинскую книжку установленного образца и прошедшие специальное медицинское обследование.

Руководитель учреждения, заместители, начальник пришкольного оздоровительного лагеря, старший и отрядные вожатые, воспитатели, инструкторы по физкультуре (плаванию), медицинские работники несут персональную ответственность за жизнь и здоровье вверенных им детей. Для этого руководителем учреждения издаются приказы о возложении ответственности за охрану труда, сохранность жизни и здоровья детей, соблюдения пожарной безопасности пришкольного оздоровительного лагеря на каждую смену (приложения 2,3).
2. Требования охраны труда к персоналу

перед началом работы в оздоровительном учреждении с дневным пребыванием детей в период каникул
Перед началом смены работники пришкольного оздоровительного лагеря обязаны пройти медицинское обследование согласно установленному порядку, гигиеническую подготовку, должны быть привиты и иметь, медицинскую книжку установленного образца, которая хранится на рабочем месте. Принятые работники, прежде чем приступить к работе, обязаны пройти вводный, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте (впервые принятые), с регистрацией в журналах вводного и инструктажа на рабочем месте согласно ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», противопожарного инструктажа (приложения 4-7), а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

Вводный инструктаж проводит руководитель образовательного учреждения или уполномоченное им лицо по утвержденной программе. Кроме вводного, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте по соответствующей программе, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа. Повторный инструктаж с работниками проводится не реже через 6 месяцев работы. Внеплановый инструктаж проводится при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда, при нарушении работниками требований охраны труда, несчастных случаях и др.

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Персонал пришкольного оздоровительного лагеря должен быть обеспечен необходимыми и надлежаще оформленными инструкциями по охране труда по профессиям, должностям, видам работ и мероприятиям.

Руководители учреждений, заместители руководителей, курирующие вопросы охраны труда, руководители, специалисты, осуществляющие организацию, руководство и проведение мероприятий в оздоровительном лагере должны пройти обучение по охране труда и проверку знаний требований по охране труда в специализированных учебных центрах.
3. Основные требования безопасности в оздоровительном

учреждении с дневным пребыванием детей в период каникул
Запрещается на территории пришкольного оздоровительного лагеря иметь и высаживать колючие кустарники, зеленые насаждения (деревья и кустарники), дающие мелкие семена и ядовитые плоды, а также вызывающие аллергию у детей, складирование строительного и ремонтного материала выше 1 м от уровня земли, площадок, настилов.

В помещениях пребывания детей на остекленных дверях должны предусматриваться защитные решетки по высоте не менее 1,2 м от пола. Остекление окон должно выполняться цельным стеклом с внутренней стороны помещения. Допускается остекление наружной стороны двумя частями, при этом большая часть стекла должна находиться внизу, а меньшая часть наверху. Крепление стекол производится деревянными штапиками на гвоздях и при помощи шпаклевки. Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лес­тницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудо­ванием.

Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.

Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий должны находиться, в полной исправности и надежно закреплены. Спортивные снаряды и оборудование на открытых местах окрашиваются масляными красками отличительного цвета от окружающего ландшафта. Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале (приложение 12).

В целях поддержания порядка и трудового воспитания разрешается привлекать детей к несложной работе по уходу за помещениями, благоустройству территории и другой работе под наблюдением воспитателя, исполняя при этом требования Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет». Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой, опасностью для жизни, опасным в эпидемиологическом отношении, уборке мест общего пользования (приложение 30). При дежурстве в столовой дети не допускаются в производственные помещения кухни.

В кружковых помещениях должна быть полностью исключена возможность поражения детей электрическим током, химикатами, взрывчатыми веществами и другими вредными и поражающими факторами. Продолжительность занятий кружков и спортивных секций допускается не более 35 минут для детей 7 лет и не более 45 минут для детей старше 7 лет. Для отдельных видов кружков (туристический, юных натуралистов, краеведческий и т.п.) допускается продолжительность занятий до 1,5 часов.

Ремонтные работы в образовательном учреждении в период функционирования оздоровительного учреждения не проводятся.

Работники пришкольного оздоровительного лагеря должны исключить возможность оставления детьми территории лагеря без ответственных лиц, посещения ими территории основной застройки – зоны хозяйственного и технического назначения, технические помещения, место купания.

Каждый работник пришкольного оздоровительного лагеря обязан в случае угрозы состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения опасности (при отсутствии опасности для личного здоровья). О каждом несчастном случае в пришкольном оздоровительном лагере пострадавший, воспитатель, вожатый, инструктор по физкультуре (плаванию), врач и другие немедленно извещают руководителя учреждения, при его отсутствии – заместителя, начальника пришкольного оздоровительного лагеря. При этом руководитель учреждения, начальник пришкольного оздоровительного лагеря при несчастном случае должен:

- организовать первую помощь пострадавшему и направить его в медицинский пункт;

- сообщить о происшедшем случае с детьми родителям (опекунам, попечителям), с работником - родственникам;

- сохранить до расследования обстановку на месте, где произошел несчастный случай, такой, какой она была в момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих), при угрозе – составить схему, сделать фотосъемки, видеосъемки и т.д. в присутствии очевидца (-ев);

- в установленные сроки издать приказ, определить состав комиссии по расследованию несчастного случая (приложения 13-16) и приступить к расследованию согласно Порядку расследования (комиссией расследуется любой несчастный случай, происшедший с детьми во время проведения учебно-воспитательного процесса и выведший здоровье ребенка на один день и более).

Руководитель образовательного учреждения до открытия пришкольного оздоровительного лагеря обеспечивает разработку, согласование и утверждение должностных инструкций, инструкций по охране труда по профессиям, видам работ и мероприятиям лагеря, как для детей, так и для работников, заводится (при отсутствии) «Журнал регистрации инструктажа учащихся по безопасности при организации общественно-полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий», куда вносятся фамилии, и инициалы детей в первый день начала смены лагеря, Журнал прошнуровывается, листы нумеруются и утверждается (приложение 7).

4. Требования охраны труда

во время работы оздоровительного учреждения с дневным

пребыванием детей в период каникул
4.1. Требования безопасности при проведении игр, спортивных занятий
При использовании игровых и спортивно-оздоровительных площадок необходимо соблюдать следующие требования:

на спортивные площадки дети допускаются только в спортивной одежде и обуви;

движущиеся спортивные приспособления, углубления на площадках и т.п. должны быть ограждены;

используемое спортивное и игровое оборудование должно быть безопасно, исправно, надежно, устойчиво закреплено и, соответствовать росту и возрасту детей;

проводить мероприятия и пользоваться спортивным инвентарем, снарядами на сырой площадке не допускается;

дети должны быть обучены правильному и безопасному пользованию спортивным оборудованием, спортинвентарем.

Ответственность за подготовку мест спортивных мероприятий возлагается на инструктора по физкультуре (плаванию). При проведении спортивно-массовых мероприятий инструктор по физкультуре (плаванию) обязан обеспечить полную исправность спортивного инвентаря, оборудования, страховку при занятиях на гимнастических снарядах. Размещенные спортивные оборудования должны иметь безопасные зоны каждого снаряда не менее 1 м друг от друга. Площадки для подвижных игр должны иметь безопасные зоны по периметру: площадка для игры в баскетбол – не менее 1 м; площадка для волейбола – не менее 3 м; футбольное поле – не менее 2 м. В этой зоне не должны размещаться кустарники, деревья и их корни над поверхностью земли, пни, скамейки, люди и др.

Во время проведения спортивных мероприятий вожатые, воспитатели, врач лагеря должны находиться вместе с детьми. Детские спортивные команды направляются на соревнования только в сопровождении начальника пришкольного оздоровительного лагеря, вожатых, воспитателей, инструктора по физкультуре (плаванию).

Занятия детей в спортивных секциях согласовываются с врачом пришкольного оздоровительного лагеря. Мероприятия по физическому воспитанию организуются в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности.

Началу мероприятия должен предшествовать инструктаж детей по безопасным приемам и методам выполнения физических упражнений с записью в журнале инструктажа, с указанием номера инструкции (приложение 7).
4.2. Требования безопасности при проведении туристических походов и экскурсий
Туристические походы и экскурсии организуются только по утвержденному плану мероприятий на смену лагеря и подразделяются на пешие, автобусные и другие. Они проводятся с разрешения руководителя учреждения, который издает приказ о назначении ответственных лиц за проведение внеклассного, внешкольного и другого разового мероприятия (приложение 17). В приказе указывается руководитель походного отряда, прикладывается список детей, направляемых на экскурсию, в поход, время отправления, маршрут и время возвращения группы из похода. Поход проводится с предварительной подготовкой необходимого инвентаря, снаряжения, продуктов питания, одежды и обуви.

С руководителем похода и другими ответственными лицами за безопасное проведение похода после издания приказа, проводится целевой инструктаж по охране труда, который регистрируется в журнале инструктажа на рабочем месте. Руководитель похода лично изучает маршрут предстоящего похода, организует тренировки его участников, обучает детей ориентированию на местности, знакомит с ядовитыми растениями и грибами (для этого берет их рисунки в кабинете биологии), учит ставить палатки, распределяет обязанности среди участников похода. Путевками отрядов в походах и экскурсиях является маршрутный лист и маршрутная схема, которые разрабатываются и оформляются руководителем похода (экскурсии) в двух экземплярах и заверяются подписями директора и врача лагеря, на маршрутной схеме указываются основные пункты передвижения группы, места отдыха, привалов, купания и т.д. Один экземпляр маршрутной схемы оставляется у директора школы. К участию в туристических походах и экскурсиях допускаются только здоровые дети. Руководитель туристического похода (экскурсии) несет ответственность за правильную подготовку и безопасное проведение похода.

Перед выходом в поход (экскурсию) начальник лагеря, или руководитель мероприятия (отражается в приказе проведения мероприятия), проводит с детьми оздоровительного лагеря инструктаж по безопасному проведению похода (экскурсии) с регистрацией в журнале инструктажа по безопасности. В журнале инструктажа расписываются дети с 14 лет.

До проведения туристических походов в режим дня рекомендуется включать прогулки и пешеходные экскурсии протяженностью для детей 6-11 лет до 5 км (специальная группа по разрешению врача - до 3 км); для детей старше 11 лет: основная группа - до 10 км, подготовительная - до 8 км, специальная - до 6 км. Темп движения 2-2,5 км/час, через каждые 35-40 мин ходьбы необходимо устраивать на 10 мин остановку для отдыха. Во время отдыха можно организовать спокойные игры, обучение туристским навыкам. Маршрут должен пролегать в основном по затененной местности (леса, рощи). Необходимо брать для детей кипяченую (бутилированную) питьевую воду. Дети 7-9 лет допускаются к участию в однодневных походах, 10-13 лет - в одно-двухдневных походах, с 14 лет - в двух - трехдневных походах. Все участники похода должны пройти медицинский осмотр и получить разрешение врача. Для участия в походе формируются группы численностью от 6 до 15 детей одного возраста (допустимая разница - 1,5 года) и двумя руководителями не моложе 18 лет.

Вес рюкзака для младших школьников не должен превышать 2 кг, для старших школьников, совершающих 2-3-дневный поход - 8-9 кг (спальный мешок - 2 кг, рюкзак - 0,5-1 кг, коврик теплоизоляционный - 0,1 кг, личные вещи - 3 кг, продукты питания - до 1 кг в день, личная медицинская аптечка и ремнабор - 0,2 кг, групповое снаряжение - 1 кг). Перед походом следует проверить набор и качество упаковки продуктов, наличие достаточного количества одноразовой посуды, а также снаряжение, состояние обуви и одежды участников. Для питья в походе используют только кипяченую воду, приготовленную из воды источников питьевого водоснабжения (артезианских скважин, водопроводной сети, колодца), качество которой должно отвечать гигиеническим требованиям на питьевую воду.

Запрещается движение детей по местам, опасным для жизни (бродам, крутым склонам, обвалам и т.д.) Во время привалов не допускается удаление детей от места привала, после привала обязательно проверяется наличие детей по количеству. При неблагоприятных метеоусловиях, возникших во время похода, руководитель похода решает вопрос о прекращении или изменении маршрута, о чем обязательно сообщается директору лагеря по телефону из ближайшего населенного пункта. Во время грозы: в лесу необходимо занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга; в горах и холмистой местности ближе к середине склона; по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста); удалить от себя металлические предметы и механизмы. Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п., находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.

Во избежание перегрева детей рекомендуется светлая форма одежды, голову обязательно покрыть шапочкой, косынкой или панамкой. Обувь во избежание потертостей и наминов должна быть разношенной, не тесной и не слишком свободной. Запрещается движение пеших отрядов по автомобильной дороге неорганизованными группами вне строя и без сигнальных красных флажков. При движении отрядов во главе и в конце колонны должны идти взрослые.

При проведении туристической поездки (экскурсии) автобусом выделяют технически исправный автобус с опытным и дисциплинированным водителем, с опытом практической езды не менее 3 лет. Водителя знакомят с маршрутным листом и схемой движения, проводят целевой инструктаж с регистрацией в журнале инструктажа по охране труда на рабочем месте. Руководителем экскурсии проводится инструктаж детей по правилам поведения в автобусе. При поездке в автобусе дети размещаются строго в соответствии с наличием числа мест для сидения в автобусе, с учетом мест для сопровождающих:

- окна левой стороны автобуса должны быть закрыты;

- скорость движения автобуса не должна превышать 60 км/ч на автомагистралях с соблюдением требований дорожных знаков;

- спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки «Перевозка детей»;

- при движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося автобуса с детьми должен быть включен ближний свет фар. Перевозка детей в темное время суток не допускается (с момента включения дальнего света фар).

Руководитель экскурсии осуществляет посадку и высадку детей только после полной остановки и выключения двигателя, начинает движение только с закрытыми дверями. Водитель совершает остановку по просьбе руководителя экскурсии, съехав на обочину дороги со всеми колесами автобуса с асфальтового покрытия дороги. После полной остановки и выключения двигателя автобуса первым выходит руководитель туристической поездки и стоя у входа, направляет детей в сторону от дороги не допуская перехода дороги, при посадке в автобус проверяет количество детей. В поездке более 20 детей сопровождают не менее двух взрослых и медицинский работник с комплектованной медаптечкой (приложение 18). В салоне каждого автобуса должны быть не менее двух взрослых, один из которых садится на заднее правое сидение, второй – на переднее правое сидение, которые наблюдают за поведением детей во время движения автобуса.

Руководителям организованной перевозки детей:

По завершении организованной поездки, дети должны быть завезены автобусом на территорию школы. При случае необходимости оставления детей по пути возвращения, необходимо довести до их дома, подъезда. Категорически запрещается оставлять их на обочине дороги, остановке с необходимостью перехода дороги.

Ответственное лицо за перевозку детей докладывает руководителю учреждения о завершении поездки, вносит замечания и предложения.

При организованной перевозке детей железнодорожным транспортом:

Для сопровождения организованных групп детей назначают воспитателей, преподавателей из расчета 1 сопровождающий на: 8 детей в возрасте от 7 до 9 лет; 12 детей от 10 до 12 лет; 12 детей от 13 и старше; 12 детей разных возрастов.

При приобретении билетов для организованной перевозки детей на железнодорожном транспорте предпочтительно закупать билеты на первые или последние вагоны поезда в целях минимализации возможных контактов детей с попутными пассажирами поезда. Заселять детей в купейные номера с посторонними лицами без сопровождающего лица категорически запрещается.

При нахождении в пути свыше одних суток организуется полноценное горячее питание детей в вагонах-ресторанах, заранее согласовав с начальником поезда и директором вагона-ресторана.
4.3. Требования безопасности при организации и проведении купания детей
Территория, предназначенная для отдыха и купания детей (пляж), должна быть тщательно отнивелирована, очищена от мусора, камней и т.д., а также удалена от портов, шлюзов, гидроэлектростанций, места сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота и других источников загрязнения или располагаться выше указанных источников загрязнения на расстоянии не менее 500 м.

В местах, отводимых для купания на водоеме, не должно быть выходов грунтовых вод с низкой температурой, резко выраженных и быстрых водоворотов, воронок и больших волн. Скорость течения воды не должна быть более 0,5 м/сек. Дно водоема должно быть песчаным, свободным от тины, водорослей, коряг, острых камней и т.п. Глубина водоема в местах купания детей должна составлять от 0,7 м до 1,2 м. В целях безопасности и ориентирования купающихся граница поверхности воды, предназначенной для купания, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами (буйками). Буйки не должны располагаться далее 12 м от берега в зависимости от глубины акватории.

Ответственные лица пришкольного оздоровительного лагеря обязаны не допускать купания детей в неустановленных местах, шалостей на воде, плавания на не приспособленных для этого средствах (предметах) и других нарушений правил поведения на воде.

До начала купания врач лагеря проводит осмотр детей, определяет время пребывания их в воде и получения солнечных (воздушных) ванн, выявляет детей, не умеющих плавать. Купание проводится ежедневно в первую половину дня, в жаркие дни разрешается повторное купание во второй половине дня. Проводить купание рекомендуется в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже 23°С и температуре воды не ниже 20°С для детей основной и подготовительной групп, для детей специальной группы - при разрешении врача. Продолжительность купания в первые дни начала купального сезона - 2-5 минут, с постепенным увеличением до 10-15 минут. Купание детей, не умеющих плавать, проводится отдельно от детей, умеющих плавать. Ответственность за безопасность детей во время купания и методическое руководство возлагается на инструктора по плаванию.

Не разрешается купание:

сразу после еды и физических упражнений с большой нагрузкой (45-50 мин.);

одновременно более 10 детей, как в открытом водоеме, так и в бассейне;

без наблюдения 2 взрослых (вожатого, инструктора по плаванию), при этом один находится в водоеме, второй наблюдает с берега.

Безопасность детей на воде обеспечивается правильным выбором и оборудованием места купания, для купания и обучения плаванию детей младшего возраста место купания должно быть глубиной не более 0,7 м, а также для детей старшего возраста с глубиной не более 1,2 м. Для проведения купания должны быть в наличии спасательные средства (спасательные круги, веревка не менее 10-12 м длиной с поплавком в конце («Конец Александрова»)), в необходимых случаях спасательные лодки, систематическая разъяснительная работа с детьми о правилах поведения на воде и соблюдения мер предосторожности. В пришкольном оздоровительном лагере оборудуется стенд с извлечениями из Правил, материалами по профилактике несчастных случаев, учебные плакаты по методике обучения и технике плавания. Перед входом в воду и при выходе из воды инструктор по плаванию (вожатый, воспитатель) пересчитывает детей. Во время проведения купания дети обязаны быстро и точно выполнять распоряжения и указания инструктора по плаванию (правила поведения на воде, порядок купания, подача сигналов).

Детям запрещается нырять с перил, мостиков, одновременно нырять более чем одному человеку и др., заплывать за границу поверхности воды, предназначенной для купания.

Для проведения обучения плаванию ограждается и соответствующим образом оборудуется площадка на берегу, примыкающая к воде. На площадке должны быть:

- плавательные доски не менее 25 штук;

- резиновые круги не менее 25 штук;

- 2-3 шеста, применяемые для поддержки не умеющих плавать;

- плавательные поддерживающие пояса;

- 3-4 ватерпольных мяча;

- электромегафон.

Во время купания детей на отведенном участке воды запрещаются:

купание и нахождение посторонних лиц;

катание на лодках и катерах;

игры и спортивные мероприятия.

Для купания детей во время походов, прогулок и экскурсий выбирается неглубокое место с пологим и чистым от свай, коряг, острых камней, водорослей и ила дно. Обследование выбранного места купания осуществляется взрослыми, умеющими хорошо плавать и нырять. Купание проводится под контролем взрослых, при наличии спасательных средств, определении границы поверхности воды, предназначенной для купания. До начала и во время купания руководителем похода выполняются все мероприятия по организации безопасности жизни и здоровья взрослых и детей. За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение вожатыми, воспитателями и медицинским работником.

При многодневном походе перед отбоем руководитель походного отряда обязан определить дежурных из числа взрослых для постоянного обхода лагеря, надзора за костром и берега водоема.
4.4. Требования безопасности в технических мастерских и на занятиях в кружках
При занятиях в технической мастерской, кружках, секциях в клубе и т.д. руководители кружков несут ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, отвечают за исправность инструментов, электроприборов, наличие запирающих устройств электрических шкафов и рубильников, движущихся частей станков, механизмов и другого оборудования, достаточное естественное и искусственное освещение, использование материалов, безопасных для здоровья. Перед занятием руководитель кружка инструктирует каждого ребенка на рабочем месте по обращению с оборудованием, инструментами, показывает безопасные методы и приемы работы. Каждому ребенку рекомендуется заниматься не более чем в двух кружках и одной спортивной секции. Занятия кружка проводят не чаще двух раз в неделю и продолжаются не более двух часов.
4.5 Требования безопасности в технических мастерских и во время занятий в кружках
Общественно-полезные работы на территории школы и за ее пределами проводятся под руководством отрядного воспитателя, вожатых. Началу работы должен предшествовать инструктаж детей по безопасным приемам и методам выполнения работ с записью в журнале инструктажа, с указанием номера инструкции.

Не разрешается привлекать детей к работам связанным:

с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка и колка дров, косьба травы и т.д.);

с вредными условиями труда (окрасочные (малярные) работы в закрытых помещениях, цокольных и подвальных помещениях, красками на ацетонной основе, горячим битумом).

с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников, разборка и снос зданий, сооружений, пробивка отверстий в стенах и перегородках, работа на высоте (1,3 м и выше), складирование и разборка строительного материала, резка и установка стекол);

с опасностью в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна).

Запрещается привлекать детей для уборки мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и коридоров, полов с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Для детей 7-9 летнего возраста продолжительность работы не должна превышать 1 часа в день; 10-11 лет – 1,5 часов; 12-13 лет – 2 часов; для подростков 14 лет – 3 часов в день. Для детей 6-10 лет допускается: несложные работы по уходу за помещениями и территорией, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; для старших школьников - дежурство по столовой (сервировка столов, уборка грязной посуды), для детей старше 14 лет - уборка обеденного зала, благоустройство территории. Во время дежурства в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке овощей, к резке хлеба, мытью посуды, раздаче и разносу горячей пищи. Запрещается вход детей в производственные помещения пищеблока. Дежурство детей в столовой должно быть не чаще одного раза в 7-10 дней. При определении допустимости применения труда обучающихся и воспитанников следует руководствоваться Гигиеническими критериями допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (Санитарные правила и нормы - СанПиН 2.4.6.664-97, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.04.1997г. № 5).
4.6. Требования безопасности во время бурь, ураганов, грозы
При получении информации от вышестоящей организации или штаба по делам ГО ЧС о надвигающемся урагане, буре или грозе следует соблюдать следующие правила:

- подать предупреждение всеми имеющимися средствами предупреждения;

- по сигналу воспитатели, вожатые отрядов немедленно собирают детей и уводят в свои корпуса на первые этажи со стороны, противоположной ветру;

- в корпусах следует закрыть двери, балконы, окна. Стекла заклеить полосками бумаги и ткани. С балконов, подоконников убрать вещи, которые при падении могут нанести травмы детям и персоналу;

- запрещается подходить близко к окнам из-за возможного получения травмы осколками разлетающегося стекла и других предметов;

- подготовить фонари для освещения во время бури, урагана, грозы;

- подготовить медикаменты и перевязочные материалы;

- создать запас воды;

- запрещается выходить на улицу сразу после ослабления ветра, грозы;

- в случае бури (урагана, грозы), заставшей детей на открытой местности, необходимо укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке, лечь на дно и плотно прижаться к земле. Запрещается укрываться под одиночно стоящими деревьями, автомобилями, сельскохозяйственной техникой и др.
5. Требования, предъявляемые к работникам пищеблока
Работники пищеблока должны иметь личные медицинские книжки установленного образца, поэтому запрещается привлекать детей к работе в пищеблоке. К работе в качестве поваров, кухонных рабочих на время производственной практики под руководством мастера производственного обучения могут привлекаться обучающиеся образовательных учреждений, готовящих работников общественного питания, не достигшие 18-летнего возраста.

В целях профилактики пищевых отравлений необходимо обязательное выполнение санитарных требований к технологии приготовления пищи, хранению продуктов в условиях пищеблока, а также соблюдение установленных сроков реализации продуктов питания и готовых блюд, создание условий для соблюдения гигиены персоналом пищеблока. Запрещается использовать для питья и мытья посуды воду из открытых источников (рек, озер). Вода из грунтовых колодцев и родников используется для питья, мытья посуды только в кипяченом виде. Уборочный инвентарь должны иметь маркировку и храниться в специально отведенных местах. Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с моющими средствами. Все работники пищеблока обеспечиваются индивидуальными шкафами для хранения личной и рабочей одежды, расположенными в комнате для персонала. Перед началом работы работники пищеблока должны переодеться в спецодежду и спецобувь. Запрещается уходить из пищеблока в спецодежде и спецобуви. Не допускается работа в пищеблоке в домашней одежде, обуви.

В конце рабочей смены производится уборка помещений пищеблока и обеденного зала.

6. Список использованной литературы
Основные законодательные и нормативные акты, использованные при разработке рекомендаций:

1. Федеральный закон от 30 ноября 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой

кодекс Российской Федерации».

2. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 октября 2000 г.).

4. СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».

5. СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков».

6. МУ 2.4.6.665-97 «Гигиена труда детей и подростков».

7. Приказ от 13 июля 2001 г. № 2688 Министерства образования РФ «Об утверждении Порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». (в ред. Приказа Минобразования РФ от 28.06.2002 № 2479).

8. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

9. Правила по технике безопасности и производственной санитарии при трудовом обучении и летних практических работах учащихся IX-X(XI) классов общеобразовательных школ в сельскозяйственном производстве от 29.03.76 г. (Охрана труда в школе. Сборник нормативных документов, М. 1981 г.).

10. Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах от 19.04.79 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 10, 1980 г.)

11. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами по РФ. (Утверждена приказом Минобразования РФ от 13.07.92 № 293).

12. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, ПТУ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89). (Бюллетень Госкомитета СССР по народному образованию № 2,3, 1990 г.).

13. СНиП 42-125 «Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей».

14. СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения».

15. Постановление Минтруда России и Минобразования России от

13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

16. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

17. Охрана труда в школе: Сб. норматив. док. Сост. С.М.Кулешов. –М.: Просвещение, 1981г.

18. Ю.К.Недоступов. Охрана труда в образовательных учреждениях. Серия «Библиотека руководителя»- г. Мытищи. Изд. УПЦ «Талант», 2005г.

7. Приложения

Приложение 1

(образец)
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях iconМетодические рекомендации по контролю состояния охраны труда в образовательных учреждениях
Основные разделы проверки состояния условий труда, пожарной безопасности, электробезопасности, локальных документов по охране труда...
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях iconМетодические рекомендации по разработке инструкций по охране труда разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников
Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях iconИнструкция по охране труда для директора школы иот-01-2006
Директор образовательного учреждения в своей работе по охране труда руководствуется Законом «Об образовании», Законодательством РФ...
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях iconМетодические документы в строительстве методическое пособие к сниП 12-03-2001
России по охране труда решением Экспертного совета по охране труда Госстроя России
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях iconМетодические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях *
Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское...
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях iconМетодические рекомендации n 2002/140
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Приказом Минздрава России от 21. 05. 02 N 154 "О введении формы учета клинико-экспертной...
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях icon1 профсоюз работников народного образования и науки российской федерации
Настоящие Примерные правила по безопасности и охране труда в оздоровительных лагерях
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях iconПоложение (извлечение) о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда (Постановление Минтруда РФ от 1 июля 1993 г. №129)
Типовая инструкция по охране труда при проведении земляных работ". Наименование инструкций для работников могут быть, например, такими,...
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях iconУроки семьи и семейных ценностей Проведение в образовательных учреждениях «Уроков семьи и семейных ценностей» (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях iconМетодические рекомендации предисловие
Я реализации пищевых продуктов, предназначенных для дополнительного питания учащихся образовательных учреждений. Методические рекомендации...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница