НА уроках В начальной школе




Скачать 173.68 Kb.
PDF просмотр
НазваниеНА уроках В начальной школе
страница1/12
Дата конвертации20.08.2013
Размер173.68 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Департамент образования Вологодской области
Вологодский институт развития образования
МИНУТКИ ЗДОРОВЬЯ
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Вологда
2006
1

ББК 74 . 202. 5
Печатается  по  решению  редакционно-издательского  совета
СОДЕРЖАНИЕ
         М 57
Вологодского  института  развития  образования
1. ДВИЖЕНИЕ – ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ .............................................. 4
Брошюра подготовлена и издана по заказу департамента образования Вологод-
2. МИНУТКИ ЗДОРОВЬЯ НА  УРОКАХ ............................................. 4
ской  области  в  соответствии  с  областной  целевой  программой  «Развитие  системы
2.1. Психологический  настрой на  урок .......................................... 6
образования Вологодской области на 2004–2006 годы».
2.2. Пальчиковые  игры ....................................................................... 7
2.3.  Двигательно-речевые  физкультминутки ................................. 9
2.4. Упражнения  для профилактики  нарушений  осанки ............. 14
2.5. Игры и упражнения на релаксацию ......................................... 15
2.6. Подвижные игры на внимание ................................................. 20
2.7. Подвижные дидактические игры ............................................. 21
А в т о р ы - с о с т а в и т е л и :
2.8.  Ритмическая  гимнастика ........................................................... 23
В. Н. Малютина, учитель начальных классов МОУ «Игмасская СОШ»
Нюксенского  района;
2.9.  Профилактика  близорукости ..................................................... 26
Т.  А.  Семенова,  ведущий  специалист  отдела  Федеральной  службы  по
2.10.  Приемы  включения  валеологического  (здоровьесберега-
надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека  по
ющего)  компонента  в  содержание  уроков ..................................................... 29
Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском
2.11.  Акупрессура ............................................................................... 34
районах.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................35
Р е ц е н з е н т :
ПРИЛОЖЕНИЕ .........................................................................................36
В. М. Кузнецова, методист кафедры педагогики и психологии детства
ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................43
ВИРО
Н ау ч н ы й   р е д а к т о р :
З.  А.  Кокарева
,  кандидат  педагогических  наук,  заведующая  кафедрой
педагогики  начального  образования  ВИРО
 © Департамент  образования
     Вологодской области, 2006
 © ВИРО, издательский центр, 2006
ISBN 5-87590-222-1
 © Малютина В. Н., Семенова Т. А., 2006
2
3

1. ДВИЖЕНИЕ – ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ
зорукости, формирование красивой осанки, снятие застойных явле-
ний, вызываемых долгим сидением за партой, повышение умствен-
В  настоящее  время  большое  значение  приобретает  проблема
ной работоспособности и т. д.
воспитания  здорового  поколения.  В.  А.  Сухомлинский  писал,  что
В зависимости от вида и типа урока в минутки здоровья мож-
плохое  состояние  здоровья  ребенка  является  главной  причиной  от-
но включать массаж пальцев, пальчиковые игры, упражнения для
ставания в учебе.
формирования осанки, двигательно-речевые физкультминутки, уп-
Обучение ребенка в школе требует больших энергетических зат-
ражнения для глаз, подвижные дидактические игры, упражнения
рат, высокой работоспособности организма, значительных волевых
на релаксацию, элементы  ритмической гимнастики, акупрессуру
усилий.  Однако  в  силу  возрастных  анатомо-физиологических  осо-
и т.  д. В течение  урока можно  проводить по 2–3  минутки здоро-
бенностей младшие школьники не могут сопротивляться утомлению.
вья. Продолжительность выполнения упражнений от 1,5 до 4 ми-
Нерегулируемое  накопившееся  утомление  ведет  к  переутомлению.
нут. Во время проведения минутки здоровья дети могут сидеть за
Переутомление ребенка, перегрузки нервной системы способствуют
партой,  стоять  около  нее,  находиться  у  классной  доски,  стоять  в
ее истощению, приводят к возникновению неврозов.
кругу,  врассыпную,  в  парах,  в  группах, взявшись  за  руки  и  т.  д.
Одна из самых острых проблем – ограничение двигательной ак-
При этом учителю важно почувствовать, когда необходима минутка
тивности детей. Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем дви-
здоровья для детей.
жения.  Пребывание  долгое  время  в  сидячем  положении  нарушает
Для того чтобы правильно подобрать упражнения для минутки
кровообращение.  Без  движений  у  гиперактивных  детей  возникают
здоровья, нужно знать, на что они направлены. Приседания с подъе-
зажимы и непроизвольные навязчивые движения. При длительном
мом рук стимулируют мозговое кровообращение. Потряхивание ки-
снижении физической активности органы и системы организма ис-
стями рук препятствует утомлению мелких мышц кистей. Наклоны и
пытывают  недостаток  кислорода  в  тканях,  что  является  причиной
повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища. Сочета-
многих болезней. Мышечный голод для здоровья так же опасен, как
ние круговых движений головой, глазами и туловищем активизирует
недостаток кислорода. Поэтому при организации процесса обучения
чувство общей координации движений. Бег на месте снимает многие
необходимо избегать длительного сидения за партой.
симптомы утомления. Ходьба и бег в чередовании с упражнениями
Известный русский физиолог И. М. Сеченов пришел к выводу,
на расслабление и дыхательными упражнениями способствуют улуч-
что физическая нагрузка «заряжает энергией нервные центры», чем
шению функции терморегуляции, внешнего дыхания, осанки.
повышает  умственную  работоспособность,  регулирует  жизненные
Важное  значение  имеют  динамические  и статические  упраж-
процессы в организме человека (9; 8).
нения: ходьба на носках, при которой массируются подушечки паль-
Движения  стимулируют  процессы  роста,  развития и  формиро-
цев  ног,  стойка  на  одной  ноге  до  состояния  устойчивого  равнове-
вания организма, способствуют становлению и совершенствованию
сия;  в  положении  сидя  и  стоя  –  максимальное,  последовательное
высшей психической и эмоциональной сферы, активизируют деятель-
напряжение  ступней,  голеней,  бедер,  ягодиц,  живота  с  последую-
ность жизненно важных органов и систем, поддерживают и развива-
щим  медленным  расслаблением; в  положении  сидя  – подбирание
ют их, способствуют повышению общего тонуса.
подушечек пальцев ног.
  Изменение  рабочей  позы  во  время  урока  оказывает  полезное
2. МИНУТКИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ
действие  на  функции  организма  и  активизирует  детей.  Смена  поз
На  уроке  ученик  часто  находится  в  состоянии  умственного  и
может  происходить  2–3  раза  в  течение  урока.  Продолжительность
физического напряжения, что может привести к ухудшению его са-
работы стоя может быть от 3 до 7 минут. При этом важно не столько
мочувствия.  Поэтому  возникает  необходимость  на  каждом  уроке  в
продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения тела.
начальных классах проводить минутки здоровья.
Для этой позы нужно подобрать соответствующие виды учебной ра-
 Задача минуток здоровья – снятие усталости, обретение спокой-
боты. Например, стоя дети могут задать друг другу вопросы, послу-
ствия,  укрепление  позвоночника,  стоп,  кистей,  профилактика  бли-
шать небольшой рассказ учителя, можно провести беседу, игру.
4
5
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

НА уроках В начальной школе iconЗаседание нмс 31. 01. 2012 года Информационный и деятельностный подходы в образовании Повестка: Красикова Л. Ю., «Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе»
Красикова Л. Ю., «Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе»
НА уроках В начальной школе iconЗадание Спасибо за внимание к работе
Тема «Грибы», изучается в начальной школе на уроках «Окружающий мир» и в среднем звене на уроках биологии и экологии, пищевые ресурсы...
НА уроках В начальной школе iconИспользование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного...
НА уроках В начальной школе iconПрименение компьютерных технологий на уроках в начальной школе коррекционно развивающего обучения

НА уроках В начальной школе iconСценарий мастер- класса «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»

НА уроках В начальной школе iconЗеленограда Нарыжная Ирина Александровна
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе
НА уроках В начальной школе iconРоль дидактической игры на уроках в начальной школе
Я проработала в школе 45 лет учителем начальных классов, перед собой всегда ставлю цель – найти такие формы работы с детьми, которые...
НА уроках В начальной школе iconПрограмма «Шахматы в начальной школе» (1-4). Факультативный курс «Шахматы в школе»
...
НА уроках В начальной школе iconНа уроках слушал плохо, отвлекался много кроха
С 18 по 25 октября в начальной школе проходила традиционная неделя литературного чтения. Ученики начальной школы приобщились к творчеству...
НА уроках В начальной школе iconПрименение презентации PowerPoint на уроках в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» п г т. Уренгой
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница