C углубленным изучением отдельных предметов Статья Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения




Скачать 347.66 Kb.
НазваниеC углубленным изучением отдельных предметов Статья Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения
страница1/3
Игнатова Анжелика Александровна
Дата конвертации27.07.2013
Размер347.66 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Новоуральского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 57

c углубленным изучением отдельных предметов»

Статья
Информационно-коммуникационные технологии

как средство повышения качества обучения.

Автор: Игнатова Анжелика Александровна,

учитель истории и обществознания 2 категории.

Новоуральск

2012 г.

Использование ИКТ на уроках истории

 

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса.

ИКТ относят к интерактивным средствам обучения, ведь они позволяют по новому, более эффективно использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы и т.д. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых ИКТ.

На данный момент, я с успехом использую программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop на уроках истории. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Использую их для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого1. Я как самостоятельно создаю такие презентации к своим урокам (в моем арсенале уже целая коллекция таких презентаций), так и использую готовые (они выложены на различных образовательных сайтах). Например, на сайте сетевого объединения методистов Федерации интернет – образования2. Кроме того, сегодня практикую создание презентаций, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.). Очень радует, что в последнее время дети расширяют спектр программ при подготовке презентаций (например, создают презентации с использованием элементов анимации).

Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word создаю простые дидактические материалы и предъявляю их учащимся для самостоятельной работы на уроке (очень удобно для создания индивидуального раздаточного материала). Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся создают с помощью редактора Word собственные интеллектуальные продукты, например реферат, доклад, сообщение и пр.

Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, создаю графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.

В педагогической деятельности считаю, что важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel создаю контролирующие тесты по различным разделам исторического курса.

В настоящее время в России сформирован рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. Многие из них использую:

  • Мультимедийные  энциклопедии (интерактивная   справочная информация  по   широкому   спектру   областей   знаний  с   элементами   гипертекста,   с   включением   красочной   графики,   анимации,   звуковых   эффектов  и   видеороликов.)

  • Мультимедийные   путеводители (интерактивная   справочная   информация   по   какому-либо  объекту   природы,  истории,   культуры и  т.д. (интерактивные   карты)

  • Адаптированные   программно-методические   комплексы (по  школьным   курсам,   специально  разработанные   для   использования   на   уроках  не  только   при   изучении   нового   материала,   но   и  при   проведении   самостоятельных   практических,   творческих  и   лабораторных    работ)

  • Электронные   учебники.

  • Тест-программы  (используются   в   интерактивном   режиме   на   уроках   проверки  и  коррекции   знаний,   наиболее   эффективных   в   компьютерном   классе   с   локальной   сетью)

Энциклопедии – предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , CD «Династия Романовых. Три века российской истории». К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие можно отнести: CD «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга»,«Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль». Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD «Эрмитаж», CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до Рейхстага»,CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр» И наконец, энциклопедические словари и справочники, которые являются электронной версией «бумажных» изданий.: CD «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия». CD «Библейский компьютерный справочник».

Программы – библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий. В серии CD «Классика. История России» помещены собрания сочинений Н.М.Карамзина, И. Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др.

Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену). CD «Репетитор по истории» - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов.

Задачники – программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По форме эти программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира содержатся на CD «Загадки сфинкса».

Электронные учебники - совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету3. Уже несколько лет в практике преподавания истории мною используется компьютерный курс Т.С.Антоновой, А.А.Харитонова и А.Е.Коновалова «История России, XX век» (в 4-х частях), «Клио Софт», 1997-2001 гг4. Курс синхронизирован с учебником по истории России XX века А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной (9 класс), что делает его удобным не только при очной, но и заочной (дистанционной) форме обучения. К каждому из 54 параграфов учебника подобран лекционный и иллюстративный материал. Последний включает в себя не только изображения, но и кинохронику, анимационные карты, схемы, диаграммы, таблицы. Программа разработана в 2000-2001 году и теперь имеет 3 уровня: 9, 11 класс и абитуриентский уровень. Это позволяет использовать ее как одно из средств для подготовки к выпускному экзамену по истории.

Повышенный уровень исторического образования реализую с помощью новых продуктов Современного Гуманитарного Университета «История Отечества, 862-1817гг.», «Энциклопедии по истории России (862-1817 гг.)»,  серия «Интерактивный мир», «Новый диск», 2004 г. Помимо исторических картин, статей, видеофрагментов, анимационных схем сражений, обе программы содержат около 1000 тестовых заданий по всем разделам курса «Истории Отечества». Причем, заданиями можно пользоваться как индивидуально (в режиме повторения) на уроках и учащимися дома, так и в режиме итогового контроля при выставлении четвертных и годовых оценок.

Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Уже давно использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Это не ново. Кроме того в Интернете нахожу сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием.

Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Но это пока является моей мечтой, которую предстоит воплотить в жизнь. (Этому и посвящен мой проект). Мне бы хотелось использовать Интернет на уроках истории в режимах on-line. 5

Но информацию из электронных библиотек, где размещены отсканированные книжные тексты использую довольно часто. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru

Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/. Это библиотека электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html, содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернета.

Пользуюсь сайтами, которые посвященны отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу http://cyrill.newmail.ru/index2.html. В глобальной сети созданы уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: cайт по история Древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/ , сайт о Древнеримской цивилизации http://rome.webzone.ru/ и Древнеегипетской цивилизации http://www.kemet.ru/

На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

При изучении истории XX века с успехом можно использовать материалы сайта «Из архивов русской революции» http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm , на котором открыты для доступа произведения руководителей революционного и «белого» движений.

Другим важным образовательным ресурсом, на мой взгляд, являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. http://his.1september.ru/index.php и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/. На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

Любопытные методические разработки и характеристика современных методов обучения содержатся на сайте «Методическая копилка по истории» http://www.altai.fio.ru/projects/group2/potok30/site/index.htm, созданным Алтайским отделением Федерации интернет - образования.

Интересный проект, получивший название «Хронос – всемирная история в Интернете» был осуществлен в Интернете под руководством Б.В. Румянцева http://www.hronos.km.ru/. Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных регионах мира.

На ряде серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией. Наиболее полно такие коллекции представлены на сервере фирмы «Клио - софт» http://www.history.ru, и на сайте исторического факультета МГУ

Использование Интернета при подготовке к урокам значительно увеличивает объем информации, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные6.

Поисковые системы позволяют по одному слову найти нужную историческую информацию. Например, по слову «революция» можно найти характеристику революций разного типа в разных странах (промышленная, научно-техническая, социальная, информационная, …). Правда при этом приходится обрабатывать много ненужной, случайной информации, но в то же время находится много попутных, порой неожиданных исторических сведений.

Об эффективности использования интерактивной доски.
Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Стандартный школьный урок, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения - интерактивные метода обучения - может развиваться так:

  1. Подготовка к началу занятия

  2. Объяснение целей занятия

  3. Введение в новую тему или задание - может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой

  4. Развитие темы при участии школьников

  5. Обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения

Структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию. На уроках я по-разному классифицирую материал, использую различные возможности доски: перемещаю объекты, работаю с цветом, - при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.7

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателю излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

Использую доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным процессом. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Можно рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи на доске.

Просто не заменима интерактивная доска при изучении картографического материала. Она позволяет восполнить достаточно скудный запас карт на бумажных носителях. Позволяет наглядно демонстрировать, каким образом детям работать с контурными картами и атласами.

Наличие ноутбука, мультимедийного проектора и интерактивной цифровой доски значительно расширило возможности применения ИКТ в образовательном процессе. Я не прикована к своему рабочему месту (компьютеру), что позволяет осуществлять более тесный контакт с аудиторией и незамедлительную обратную связь.

Возможность ведения конспекта урока на доске и последующее хранение в базе данных, позволяет мне всегда иметь возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

В результате: учебное время урока организуется более рационально; расширились возможности в выборе средств и методов обучения; повысилась мотивация учащихся и их активность на уроке, а как следствие и успеваемость8.

Итак, преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

  • Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

  • Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы, Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.

  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений.

  • После занятия файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

Можно сделать вывод, что при использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет следующих возможностей:

        • инновационная наглядность изучаемого материала;

        • возможность показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения;

        • возможность развивать креативные способности детей за счет моделирования, конструирования, мыследеятельностного и виртуального эксперимента.

С точки зрения использования интерактивной доски на уроке, представляется разделить эти уроки на несколько групп:

  1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране (интерактивной доски) и может быть использована на любом этапе урока.

  2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик.

  3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
  1   2   3

Похожие:

C углубленным изучением отдельных предметов Статья Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения iconКоллективный договор на 2010 2013 гг. Между работодателем и трудовым коллективом муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа№15 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Средняя общеобразовательная «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов»...
C углубленным изучением отдельных предметов Статья Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения iconС углубленным изучением отдельных предметов на 2007-2011 годы утвеждена методическим советом
При разработке программы учтен опыт работы классов с углубленным изучением отдельных предметов
C углубленным изучением отдельных предметов Статья Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения iconМбоу «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов»
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» является оу с классами с углубленным изучением...
C углубленным изучением отдельных предметов Статья Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения iconМаргарита Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»
C углубленным изучением отдельных предметов Статья Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения iconПрограмма внеурочной деятельности Пояснительная записка Образовательная программа начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7»
Моу средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7
C углубленным изучением отдельных предметов Статья Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения iconПрограмма развития моу сош №70 с углубленным изучением отдельных предметов как «Школы проектного мышления»
...
C углубленным изучением отдельных предметов Статья Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения iconПрограмма: Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля.
Моу ватутинская сош с углубленным изучением отдельных предметов имени Д. В. Рябинкина
C углубленным изучением отдельных предметов Статья Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения iconСценарий Выпускного вечера 2012 год мбоу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №53» города Курска
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №53» города Курска
C углубленным изучением отдельных предметов Статья Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова» Эффективность
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова»
C углубленным изучением отдельных предметов Статья Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения iconКонспект занятия кружка в 1 классе по теме «Выявление закономерностей в расположении предметов»
«Муниципальная общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница