История зарождения и виды йоги 6




НазваниеИстория зарождения и виды йоги 6
страница1/4
Дата конвертации27.07.2013
Размер0.62 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
Содержание:
Введение 4

История зарождения и виды йоги 6

Хатха-йога и её связь с современной мыслью и медициной 10

Йогические позы и дыхание 15

Как начать заниматься йогой 19

Физическое и психическое здоровье ребёнка 22 Перспективный план йогических поз в ОРУ старшая группа 27

Утренняя гимнастика с элементами йоги старшая группа 38

Типовой урок « Приветствие солнцу», подготовительная группа 40

Детские ассоциации 41

Тестирование физических способностей детей старшей

группы 2005-2006 г. 42

Заключение 45

Список литературы 46

Приложение 1: Дидактическая игра: «Повтори за мной» 47

Приложение 2: Консультация для мам: « Кундалини йога» 58

Приложение 3: Фоторепортаж физкультурного занятия, йога,

старшая группа 63

Приложение 4: Фоторепортаж Йогическая гимнастика пробуждения 71

Введение
Постоянные, быстрые и существенные темпы роста заболеваемости и психической не уравновешенности детей привели к тому, что встал вопрос о необходимости введения в физкультурные занятия новых форм и методов физического воспитания.

Современная наука утверждает, что в укреплении здоровья, творческой активности и долголетия человека важную роль играет соблюдение правильного режима, регулярные занятия физической культурой и спортом, умеренность в питании.

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается.

Проблема укрепления здоровья и долголетия волнует учённых всех народов, в том числе и Кузбасс. Извечен и актуален вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым.

В настоящее время остро стоит вопрос о физическом и эмоциональном здоровье детей, так как это основа формирования личности. Принято считать, что здоровье населения зависит на 10% от медицины, на 15% от наследственности, на 25% от влияния окружающей среды, на 50% от индивидуального образа жизни. По мнению специалистов- медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому необходимо объединить все силы и всех в познании здоровья ребёнка, создании «портрета» его здоровья. Даже в поговорке говорится: «Берегите здоровье смолоду!»- этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения!

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране, изменила отношение к детям и к их здоровью. Напряженный ритм жизни требует от человека уверенности, упорства и конечно же здоровья. И в то же время отсутствие эмоционально-психологического и физического благополучия может вести к изменению личности ребёнка и возрастанию трудностей во всех аспектах.

В процессе работы мы обратили внимание на то, что в последнее время в детском саду увеличилось количество детей (на 2006 год оно составило 23 ребёнка, 15,5%), имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, такие как сутуловатость, вялая осанка, крыловидные лопатки, плоская спина, уплощённая стопа, вальгусное положение пяток. В процессе роста организма могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп. Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата комплексное. Оно предусматривает широкое использование лечебной физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием и, конечно же, физкультурные занятия.

Учитывая актуальность проблемы нарушения опорно-двигательного аппарата и плоскостопие, мы посвятили нашу работу изучению йоги.

Таким образом, возникла идея внедрения элементов восточной гимнастики, конкретно хатха-йоги, на физкультурных занятиях с дошкольниками.

Руководство приветствовало инновацию и вот с 2006 года мы используем элементы хатха-йоги на занятиях.

Основной целью является влияние эмоционального состояния на физическое развитие детей посредством использования элементов хатха-йоги.

Ставим перед собой следующие задачи:

- Создать условия для гармоничного физического и психического развития детей.

- Формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

История зарождения и виды йоги
Индийских мыслителей всех времён волновала трагическая двойственность человеческой судьбы: с одной стороны - зависимость от физических и материальных условий, а с другой - сильнейшее стремление их преодолеть.

Философские изыскания, которые на протяжении многих веков были направлены на изучение этой проблемы, в конце концов, привели к следующему открытию: человек познаёт окружающий мир через свои ощущения и идентифицирует его с толкованиями собственного разума. Он создаёт свой мир, в котором чувствует себя хозяином. Философы задумались о том, как можно повлиять на душевное состояние человека, для того чтобы изменить реальную жизнь. Методы разрабатывались веками с геологической медлительностью, и дошли до нас под общим наименованием «Йога», которое включает в себя более десяти видов, различающихся между собой, как напластования одной скалы.

В наидревнейших шаманских обрядах можно найти параллели с классической йогой - культуры и суеверия, которые последовательно исчезают. Первые значимые тексты, относящиеся к йоге («Йога-сутра») сделал философ Патанджали, 9 век до нашей эры. Он собрал сведения, веками передаваемые из уст в уста, прокомментировал для своих современников. И, вообще, когда соприкасаешься с индийской мыслью, лучше раз и навсегда отказаться от надежды встретить простые и ясные хронологические данные, так же как и зафиксированные в письменных источниках факты, касающиеся рождения некой идеи или внезапной перемены в менталитете. Интереснее отметить мирное сосуществование йоги и различных религиозных направлений в Индии, которые на протяжении веков сменяли друг друга: древнейшие магия и шаманизм, брахманизм, джайнизм, буддизм, затем снова брахманизм. Не вступая в противоречия с различными религиозными течениями, заимствуя от них всё самое полезное для своего развития и отбрасывая всё случайное, учение йоги в результате полно и ярко отразило индийскую философию в целом, с её главным принципом- принципом ненасилия.

Таким образом, можно проследить, как на протяжении веков протекал процесс взаимовлияния между великими религиозными течениями и классической йогой, но при этом невозможно установить точно, кто у кого позаимствовал больше.

Изначально учение йоги было атеистично. С появлением брахманизма в йогических текстах встречается бог Ишвара (Шива - один из трёх главных богов в индуистской религии в брахманский период). Позднее Шива-йога отделилась от общего учения. Даже в буддистских обрядах встречаются йогические принципы, а в йоге - буддистские концепции.

Может быть, исторические данные и недостаточно проясняют всю многогранность учения йоги, однако есть основание придерживаться в его отношении довольно твёрдой позиции: то, что это учение не смешалось ни с какими религиозными течениями и достигло нашей эпохи в своей первозданной, по сути, форме, бесспорно, доказывает его право на существование.

Не для того ли мы, люди, живущие в 21 веке, вдруг обратились к азиатской мудрости, чтобы найти там защиту от хаоса и разрешить все наши противоречия? Наши материальные возможности огромны, а психические - почти сведены на нет. Может быть, теперь, в век атома и атеизма, мы потому и заинтересовались индийской философией, что увидели в ней те элементы психической и нравственной стабильности, которые исчезли из нашей жизни. В ней можно обнаружить некую совокупность идей, являющихся частью общечеловеческого наследия и подкреплённых современной наукой, а значит, приемлемых для ныне живущих людей.

Трудно подступиться к мифологическому покрову йоги, делающему данное учение доступным только для посвященных, но можно постараться понять её основную идею с психологической и физиологической точки зрения, оставляя в стороне религиозные соображения или магические формулы.

Это учение передавалось из уст в уста, от учителя ученику. Оно предназначалось только для элиты и, как все очень древние учения, было пронизано жреческим духом. Для того чтобы не допустить простых смертных до столь изысканного искусства, учение йоги было окутано мистикой и выражено в неясных формах.

Существуют и другие причины. Сознательно давая теорию в трудной для постижения форме, они, с одной стороны, «закаливали» своих учеников, а с другой – стремились предохранить само учение от опошления и извращения, так как подвергалось искажению, значит отклонялось от истинного пути.

Но древний текст гласит: «О белый Арджуна, йоги не достигнет никто из тех, кто много ест, и никто из тех, кто воздерживается от пищи, и никто из тех, кто много спит, и никто из тех, кто всегда бодрствует.

Йога, которая уничтожит страдания и боль, достижима для тех, кто ест и живёт, как подобает, чьи действия управляются разумом, а сон и бодрствование уравновешены» (Бхагавадгита).

Йога- это союз тела и разума.

Насчитывается восемь наиболее известных направлений йоги, причём семь из них, по-видимому; больше относятся к духовной сфере: раджа-йога, матра-йога, лайа-йога, шива-йога, инана-йога, бхакти-йога, карма-йога. Особняком стоит и отчасти служит им основой хатха-йога, которая и является предметом нашего интереса. Именно хатха-йога оказалась нам ближе всех остальных видов йоги, и именно её нам легче постичь и приспособить к своей жизни. Если говорить коротко, хатха-йога – это познание физических способов достижения более совершенных телесных функций и более гармоничной духовной жизни. Эти физические способы, практиковавшиеся с древнейших времен, называются асаны (позы, которые описываются в старинных текстах как «стабильные и приятные»). Фактически это некое статическое положение тела, лишенное напряжения и помогающее достичь состояния забытья и забвения собственного тела- забвения, которое всегда лежит в основе душевного успокоения. Йогические упражнения помогают достичь спокойствия, сосредоточения и гармонии и перенести их в свою повседневную жизнь.

Хатха-йога и её связь с современной мыслью и медициной
Для того чтобы дойти до состояния забвения (которое является реальностью, а не результатом аутогипноза), необходимо преступить к изменяющимся по степени трудности упражнениям и начать практиковать предварительные позы, которые впоследствии приведут к регулированию мышечного тонуса и к замедлению дыхательного ритма. Именно этот древний метод, когда-то применявшийся с мистическими целями, сегодня считается самым современным научным средством, разработанным для терапевтических целей.

Известно, что целый ряд психических расстройство неизменно сопровождается мышечными зажимами и нескоординированостью движений. Здоровый же человек, сознательно изменяя мышечный тонус (то напрягая, то расслабляя мышцы) способен достичь состояния душевного покоя и испытать при этом чувства близкое к эйфории.

Однако, более современные, исследования поз йоги показали, что изменения одного только мышечного тонуса было бы нестабильным, если бы при этом не поддерживалось гормональное равновесие. Соответственно, все позы йоги оказывают влияние на внутренние органы, и в частности на железы внутренней секреции.

Все позы тесно связанны с особым способом дыхания. В хатха-йоге известны разные способы дыхания и всякая поза должна быть поддержана соответствующим дыханием, для того чтобы оказать своё благотворное и полноценное влияние на нервную систему.

Здесь также играет роль техника релаксации. Дыхательные упражнения, возможно, влияют на состояние мозговых центров и позволяют достичь общего успокоения нервной системы.

Любопытство, которое толкает наших современников к изучению хатха-йоги, явно выходит за рамки только одной моды – скорее это поиски внутреннего соответствия, глубинная потребность психики.

Уже более пятидесяти лет психологи и психоаналитики занимаются проблемой, так называемой, психической диссоциации, или нарушения психического равновесия, которое выражается в отчётливом разрыве между поведением и сферой бессознательного. Результатом являются чувства неудовлетворённости, плохое настроение и постоянное недомогание. Когда болезнь выявлена, с ней надо бороться, но почему не попробовать её? Если мистик – индус находит в практике хатха-йоге оружие против подобной диссоциации, изыскивает некий путь к целостности, то почему современный человек не может воспользоваться этим учением?

Найти гармонию, использовать психические силы для овладения внутренними механизмами, обострить интуицию, добиться полного раскрытия и психического потенциала для человека запада это настолько же важно, насколько для мистически мыслящего индуса – достичь экстатического состояния.

Постоянно помня о том, что хатха-йога есть поиск равновесия – и внутреннего, и внешнего (между человеком и окружающей его средой).

Постараемся избегнуть и другой крайности – стремления облегчить позы и тем самым принизить йогу до уровня более или менее самобытной гимнастики, некой системы бессодержательных движений ради движений.

«Живопись есть нечто душевное»,- говорил Леонардо да Винчи.

Подражая ему, мы можем сказать: «Йога есть нечто интимное».

От чего йога страдала больше всего, так это от увлечённости и фанатизма её последователей. Как в древних текстах, так и современной популяризации учения йоги нет таких чудес или такого блаженства, которые не были бы обещаны ревностному ученику,- начиная от прекращения выпадения волос и заканчивая бессмертием. Ну и, конечно, чудо левитации (преодоление силы земного притяжения).

Как довериться учению, которое пустило столь пышным цветом расцветшие « факирские ветви»? Как найти рациональное зерно во всей этой неразберихе?

Для оправдания можно всё списать на переводы древних текстов. Ведь все они были сделаны с санскрита на английский или, реже, на французский, а затем и на другие языки. Следовательно, первоначальная мысль, которая чаще всего выражалась символически, много раз переливалась в различные формы, прежде чем дошла до нас. Можно ли рассчитывать на то, что каждый переводчик был и хорошим лингвистом, и йогом, и поэтом одновременно? Одним словом, от той первоначальной идеи, которую хотели до нас донести, почти ничего не осталось.

Возьмём, например, пресловутое «поднятие в высоту». Мы слышали разговоры о феномене левитации применительно или к шаманам, йогам и ламам, или к нашим знаменитым западным мистикам (святая Тереза д’Авила). Не имея возможности считать левитацию рациональными явлением, мы причисляем её к феноменам гипноза. Мы полагаем, что человек в состоянии левитации не может иметь никакой другой силы, кроме силы гипноза, способности заставить зрителей поверить в некую несуществующую силу.

Этой рационалистической позиции можно противопоставить не менее крайнюю точку зрения отшельника, занимающегося йогой в высокогорьях Гималаев. Он верит абсолютно во всё. Если в древнем тексте ясно говорится, что истинный йог может «перенестись мгновенно куда пожелает», то это потому, что он якобы способен разложить своё тело на составные части в одном месте и собрать их в другом. И фанатичный ученик изнуряет себя всевозможными аскетическими упражнениями, только бы заслужить столь чудесную награду.

Эти две противоположные позиции могут послужить беспристрастному искателю поводом для серьёзных размышлений.

Изначально знаменитые «специалисты» по левитации говорят, что никогда не стремились к этому чуду и даже чурались его. Они признают, что скорее стали его жертвой и оказались в безвыходном положении. Ученик, который изнуряет себя, чтобы овладеть силой левитации, стремясь любой ценой достичь этого переживания, идет по ложному пути.

Однако вернёмся к фразе, выбранной нами в качестве примера: «перенестись мгновенно куда пожелаешь». Не лежит ли ключ в разгадке в слове «мгновенно». Когда йог достигает высокой стадии концентрации, для него не составляет труда перенестись «духом» в желаемое место и задержаться там до тех пор, пока эта субъективная декорация не перестанет казаться ему полезно для его медитативных исканий.

При этом надо признать, что способность к душевной концентрации чаще всего сопровождается исключительным развитием интуитивных или телепатических качеств. Может показаться парадоксальным, но эти возможности открываются только тогда, когда цель искателя далеко превосходит стремление к сенсационным эффектам.

Из всего сказанного по этому поводу умеренные последователь йоги может извлечь простое и практическое заключение: если искренний и серьёзный ученик ожидает, что приобретёт благодаря йоги волшебную силу, то эта сила заключается именно в отсутствии желания её искать.

Данное заключение подтверждается одним текстом, столь же древнем, что и другие, своего рода сказкой, в которой можно увидеть плоды здоровой народной мудрости.

«Один великий царь решил, что отдаст своё богатство и свою дочь в жёны не принцу, а какому-нибудь садху (человеку медитации, мудрецу). Немедленно самый знаменитый вор в области проник в монастырь с целью научиться манерам садху, для того чтобы понравиться царю. Он погрузился в философию и, увлечённый её, забыл и про богатства, и про принцессу он на самом деле стал большим садху и, восхищённый, остался на всю жизнь в монастыре.

Помимо необыкновенной силы, упомянутой в мифологических текстах, некоторые современные йоги практикуют упражнения, ведущие к поразительным физическим результатам. Однако при всём том, что эти результата контролировались медицинской академии в соответствии с самыми строгими научными критериями, медицинская наука пока ничего из них не почерпнула. А может быть, благодаря исследованиям подобного рода и более глубоким познаниям в нейрофизиологии, мы когда-нибудь сумеем установить наличие связей между волей, с одной стороны, и вегетативной нервной системой – с другой.
  1   2   3   4

Похожие:

История зарождения и виды йоги 6 iconУкраинская федерация йоги
До заполнения анкеты необходимо ознакомиться с Аспектами йоги, а также информацией о Школе Йоги Андрея Сафронова в рамках Украинской...
История зарождения и виды йоги 6 iconРазвитие необычных физических способностей в трансе
И наконец, с третьей стороны существует мнение, что все это неправда, и йоги не йоги, а шарлатаны, а уж в чрезвычайных-то ситуациях...
История зарождения и виды йоги 6 iconЗапрещенная история (ред. Дуглас Кеньон)
Оно подготовило сцену для великих свершений, которые не замедлили последовать. Преобладает мнение, что возникновение высокоорганизованного...
История зарождения и виды йоги 6 iconТема 1 Виды компьютерной графики. История и направления компьютерной графики. Виды компьютерной графики (растровая, векторная, фрактальна). Растровая графика. Программы обработки растровой графики Paint, Photoshop

История зарождения и виды йоги 6 iconМинобрнауки россии
Олимпийских игр в древности. Особенности проведения древних Олимпийских игр. Возрождение Олимпийских игр. Первые успехи российских...
История зарождения и виды йоги 6 icon             В ДОмашНИх условиях
История татуировки насчитывает не менее 6 000 лет. Различные  виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира,  а...
История зарождения и виды йоги 6 iconПутеводитель по А г р а р н ы й   т у р и з м
Калужская земля, как следует из древнейших летописных источников, в эпоху зарождения 
История зарождения и виды йоги 6 icon1 3  История России. Всеобщая история  История Древнего мира 
Русского  государства;  соотносить  хронологию  истории Руси и всеобщей истории; 
История зарождения и виды йоги 6 icon  Вильям Васильевич Похлёбкин История водки
«История  водки»  -  не  занимательная  «история пьянства».  Где  впервые  появилась  водка?  Этот  вопрос
История зарождения и виды йоги 6 iconВильям Васильевич Похлёбкин  История водки 
«История  водки» — не  занимательная  «история  пьянства».  Где  впервые  появилась 
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница