Завьялова Зинаида Сергеевна Особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации




НазваниеЗавьялова Зинаида Сергеевна Особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации
страница1/10
Дата конвертации20.07.2013
Размер1.51 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Томский государственный университет
Завьялова Зинаида Сергеевна

Особенности самопрезентации личности в условиях

Интернет-коммуникации

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук

Специальность 09.00.11 – Социальная философия


Научный руководитель:

Лукина Нелли Петровна,

доктор философских наук, профессор


Томск-2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..4

Глава I. Интернет как новая информационно-коммуникационная среда самореализации человека……………………………………………………………………14

1.1.Технологические и онтологические характеристики коммуникационной модели Интернета…………………………………………………………………………………………..14

1.2.Гипертекст как способ формирования информационной среды и основа электронного общения………………………………………………………………………….23

1.3.Электронный дискурс и создающий его субъект……………………………………….28

Выводы к главе I………………………………………………………………………………39

Глава II. Личность и условия ее существования в Интернет-среде………………………………………………………………………………………………42

2.1. Личность и особенности ее самоидентификации в условиях электронного общения…………………………………………………………………………………………..42

2.2. Интернет-технология и ее воздействие на эмоционально-интеллектуальное и речевое поведение личности …………………………………………………………………..56

2.3. Понятие и структура виртуальной личности…………………………………………67

2.4. Специфика интеракции реального и виртуального субъектов электронной коммуникации в аспекте самопрезентации…………………………………………………78

Выводы к главе II……………………………………………………………………………..88

Глава III. Психолингвистические особенности самопрезентации личности в карнавальных жанрах общения (на примере интерактивного чата)………………………………………………………………………………………………92

3.1. Интерактивный чат как особая форма бытия и его возможности для репрезентаций личности……………………………………………………………………….92

3.2. Сетевой псевдоним как способ создания образа виртуальной личности………………………………………………………………………………………101

3.3. Основные коммуникативные стратегии карнавальных жанров общения и их репрезентационные возможности (на примере интерактивного чата)……………………………………………………………………………………………108

Выводы к главе III…………………………………………………………………………131

Заключение……………………………………………………………………………………..…135

Приложение 1…………………………………………………………………………………………141

Приложение 2………………………………………………………………………………………..142

Список литературы…………………………………………………………………………………146

Введение

В условиях возрастающей информатизации и глобализации общественных процессов все большую актуальность приобретает проблема самоидентификации личности. Поиск идентичности и ее сохранение являются необходимым фундаментом для становления и перспективного развития как отдельной личности, так и общества в целом. В наше время процесс самоидентификации осложняется ускоренной технологизацией и созданием новых сфер деятельности человека (в частности Интернет), влияние которых требует пристального изучения.

Роль информационных технологий в жизни отдельного индивида и всего общества в наши дни настолько велика, что становится невозможным игнорировать их очевидную социальную значимость. Виртуализация различных сфер деятельности человека превращается в стремительный непрерывный процесс, значительно опережающий накопление теоретических и практических знаний о самом феномене виртуальности. Сложность в понимании того, что такое компьютерная виртуальная реальность заключается в том, что она соединяет в себе такие характеристики, как объективность (материальную опосредованность) и, в тоже время, возможность создания бесконечного количества реальностей, альтернативных той, что дана человеку в ощущениях, то есть виртуальных по отношению к объективной реальности. Так как понятие виртуальная реальность многогранно, под виртуальной реальностью в контексте данного исследования будем понимать виртуальную коммуникацию, или общение, опосредованное компьютерной технологией Интернет. Специфика сетевого поведения, принимающего унифицированные формы в плане оперирования информацией (гипертекст, организованный в персональные страницы пользователей, электронные дневники, множественность виртуальной личности и пр.), позволяет рассматривать виртуальную коммуникацию как принципиально новый способ самовыражения и самореализации личности, постепенно перерастающий в новый культурный тип поведения. Наличие виртуального субъекта и соответствующего ему поведения предполагает формирование нового виртуального типа социума – людей, взаимодействующих в виртуальном коммуникативном пространстве.

В данной связи отсутствие четко структурированной системы знаний о виртуальном коммуникативном пространстве, об особенностях его влияния на психофизиологические процессы и самоидентификацию личности, а также отсутствие сформулированных правил его использования в будущем может привести к серьезным сдвигам в структуре личности. Если виртуализация образовательной, профессиональной, бытовой и пр. сфер станет неотъемлемым компонентом информационного общества, а степень ее адекватного соотношения с объективной реальностью не будет установлена, то можно будет говорить о формировании нового типа личности, основной чертой которого в дальнейшем станет потеря собственного Я, распад на множество виртуальных субъектов и «растворение» в потоке информации – то есть гибель личности в ее современном представлении. Таким образом, актуальным становится вопрос о соотношении реального и виртуального в структуре личности в процессе ее самопрезентации как субъекта электронной коммуникации. Несмотря на актуальность, представляемую определением сущности процессов происходящих в условиях электронного дискурса как принципиально нового пространства самопрезентации личности, данная проблематика недостаточно детально изучена и освещена в философской и научной литературе. Об этом факте свидетельствует ограниченное количество исследований по заявленной проблеме не только в области философии, но и в других областях знания, таких как психология, социология, прикладная лингвистика и педагогика. Сложившаяся ситуация таким образом определяет проблемную область данного диссертационного исследования, которая заключается в выявлении на основе междисциплинарного подхода сущности виртуальной (сетевой) коммуникации как принципиально новой формы интеракции индивидов и анализе специфики процесса самопрезентации личности в условиях Интернет-среды с учетом степени участия и соотношения личностно-мотивационных и технолого-онтологических факторов.

Степень теоретической разработанности проблемы

В ходе проведенного исследования было освоено значительное количество отечественных и зарубежных источников психологического, социологического, философского и лингвистического характера, посвященных тем или иным аспектам обозначенного проблемного поля.

Теорию информационного общества и особенности информационно-коммуникационного пространства Интернет рассматривали такие авторы как М. Маклюэн, Н.Луман, Ю.Хабермас, У. Эко Д. Белл, А.Турен. М. Кастельс, Тоффлер, К. Черри, Б. Логхэма и др. В обобщенные результаты их исследований входит понятие информационного общества, которое является не только глобальным, но и сетевым (network society)и развивается спонтанно, в результате взаимодействия многих социальных групп и отдельных людей. Интернет-среда развиваясь погружает в себя все сущее и преобразует его в соответствии со своей символической моделью.

Понятие и особенности Интернет-коммуникации находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Лингвистический аспект (особенности электронного дискурса) исследуется J.Cumming, L. Lengel, A. Tomic, Смирновым, Е. Галичкиной, О. Усачевой, Т. Виноградовой. Психологический и социологический аспекты (виды деятельности и идентичность в условиях электронной коммуникации) изучаются S. Turkle, J.Suler, Ю.Бабаева, М.Бергельсон, В.Петрова, О.Арестова, Ц.Короленко, А.Алексеев, В. Нестеров, А.Войскунский, А.Жичкина, Е.Белинская, Е.Блохина, Н.Нечаева Д. В.Тарасов, Х.Рейнгольд и др.

Философско-социальный, антропологический и коммуникативный аспекты являются самыми малоисследованными применительно к феномену сетевой среды. Здесь можно опираться на труды таких авторов как Ж.Бодрийар, Ж. Деррида, Э. Фромм, Р Купер, П. Рикер и др. Поскольку процесс самопрезентации и конструирования виртуальной личности рассматривается в данной работе в контексте творческой диалогичности и теории нарратива логичным представляется обращение к трудам М. Бахтина, Р. Барта, М. Фуко.

Проблема исследования

Проблема настоящего исследования может быть сформулирована следующим образом: в чем заключается специфика самопрезентации личности в условиях сетевой коммуникации как новой формы существования человека?

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования является человек в условиях новой формы социального бытия – сетевой информационно-коммуникативной среды. Предметом исследования выступают формы и способы самопрезентации личности как необходимого момента самоопределения человека в сетевом обществе.

Цель исследования

Целью исследования является выявление характера влияния Интернет-коммуникации на формы, способы и процесс самопрезентации личности.

Задачи исследования

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Выявить особенности Интернет-среды как новой формы бытия субъекта информационного общества.

  2. Определить уровень соотношения технологических особенностей Интернет-коммуникации с эмоционально-психологическими характеристиками языкового самовыражения личности.

  3. Определить степень соотношения и механизм интеракции реального и виртуального в структуре субъекта Интернет-коммуникации.

  4. Построить модель самопрезентации личности в условиях карнавального диалога как специфической формы Интернет-коммуникации.

Теоретико-методологические основания и методы исследования

Теоретико-методологические основания и методы исследования обусловлены спецификой изучаемой проблемы, а также целями и задачами настоящего диссертационного исследования.

Труды М. Кастельса, М. Маклюэна, Н.Лумана, Ю.Хабермаса, У. Эко Д. Белла, К. Черри позволяют выявить основные характеризующие черты информационного общества и определить место и роль Интернет-технологии в его развитии.

Исследование специфики коммуникативных процессов в Интернет-среде невозможно без обращения к работам S. Turkle, J.Suler, J.Cumming, L. Lengel, Ю.Бабаева, М.Бергельсон, В. Нестерова, А.Жичкина, Е.Белинская Е. Галичкиной, Т. Виноградовой, изучавших эмоционально-психологические и лингвистические особенности поведения человека в информационно-коммуникативном пространстве Интернет.

Философское прочтение и анализ самопрезентационных процессов в Интернет-среде были предприняты на основе положений о творческой диалогичности, теории нарратива, симуляции, отношении автора и текста и др. сформулированных в трудах М. Бахтина, Р. Барта, Ж.Бодрийяра, М. Фуко, Ж.П. Сартра, П. Рикера, Ж. Деррида и др.

Для выявления специфики самопрезентационных процессов в условиях Интернет были использованы комплексный, междисциплинарный, системный подходы, позволившие синтезировать знания о феномене сетевой информационно-коммуникативной среды, накопленные конкретными науками. Методы включенного наблюдения, аналогии и лингвистического анализа легли в основу создания модели самопрезентации личности в условиях карнавального диалога, как одной из наиболее востребованных форм общения в Интернет-среде.

Научная новизна исследования

  1. На базе междисциплинарного синтеза социальной философии, философии диалога и нарратива, социальной психологии, теории личности, теоретической и практической лингвистики раскрыты особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации.

  2. Выявлена корреляция между технологическими особенностями Интернет-коммуникации и эмоционально-психологическими характеристиками языкового самовыражения личности.

  3. Введен концепты ВЛ (виртуальная личность) СД (симулятивный диалог)и проведен их сравнительный анализ с реальной личностью и реальным диалогом (РД).

  4. Предложенная в работе теоретическая модель самопрезентации личности в Интернет-коммуникации экстраполирована на феномен карнавального диалога, что способствовало его новому прочтению.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Показано, что в условиях глобализации информационно-коммуникативных процессов необходим комплексный подход к осмыслению роли и места Интернет как альтернативной информационного-коммуникационной среды, обладающей онтологическими характеристиками. Именно альтернативность по отношению к реальности делает Интернет-среду как действительно, так и потенциально опасной для отдельной личности и общества в целом. Воспринимаемая не альтернативно, но комплементарно к существующей реальности, в узко специфическом смысле как средство, а не как цель, сетевая среда была бы лишена возможности негативно воздействовать на личность, однако отсутствие культуры пользования этим каналом общения обуславливает существующие проблемы, связанные с деструктивным влиянием Интернет.

  2. Установлено, что технологические особенности Интернет-коммуникации создают новую основу для самовыражения, но не определяют характер личностных изменений. Регулирующим фактором влияния базовых технических особенностей Интернет-пространства на личность является мотивация последней к использованию средств электронной коммуникации, которая находится в прямой зависимости от уровня идентичности и эмоционально-психологической зрелости индивида. Технические характеристики Интернет-коммуникации, такие как анонимность, отсутствие социальных ограничений, свобода действий и относительная безнаказанность, неограниченная доступность контактов, моментальная смена позиции, собеседника, взглядов и социальных характеристик (пола, возраста, профессии и пр.), отсутствие иной информации о собеседнике, кроме сообщений в письменной форме и графических символов, способны оказывать деструктивное влияние на личность при условии недостаточно сформированной идентичности и неосознанности первичной мотивации к использованию Интернет-среды.

  3. Выявлено, что структура субъекта Интернет-коммуникации включает компоненты реальной и виртуальной личности (ВЛ), соотношение которых непосредственно влияет на идентичность и процесс самопрезентации. ВЛ является результатом реконструкции в сетевом коммуникативном пространстве подлинного или вымышленного образа, онтология которого задается реальным субъектом. ВЛ обладает огромным деятельностным потенциалом, по многим параметрам превосходящим потенциал реальной личности в силу своей мобильности и многообразия средств самопрезентации. Рассматриваемая как самостоятельный субъект сетевого общества, ВЛ может служить мощным инструментом воздействия на личность и общество в целом. Как только ВЛ утрачивает статус посредника и трансформируется в самостоятельный субъект, она теряет конструктивный характер и становится опасна как для общества, так и для самого конструирующего ее субъекта.

  4. Установлено, что технические особенности компьютера как средства коммуникации избавляют текст от отягощающего фактора личности автора, влияющего на восприятие адресата, и способствует отчуждению текста. Адресат остается как бы «один на один» с текстом, что порождает иллюзию объективности суждения, поскольку интерпретация текста основывается на собственном субъективном опыте получателя. Технические особенности технологии Интернет как средства коммуникации создают у пользователя эмоционально-психологическое состояние «личностно-коммуникативной» эйфории, находясь в котором говорящий субъект перестает нуждаться в истинном собеседнике. Это способствует рождению симулятивного диалога, который может оказывать как негативное (собственно симулятивный) так и позитивное (карнавальный) воздействие на личность, в зависимости от того выступает он целью или средством самовыражения.

Структура диссертационного исследования

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 165 источников, 55 из которых на иностранном языке.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Данные, полученные в результате настоящего исследования, могут быть использованы в ходе решения проблем в сфере социальной философии, изучающей специфику информационного общества, статус субъекта электронной коммуникации и роль информационных технологий в развитии личности, в областях лингвистки, социолингвистики и психолингвистики, изучающих особенности языкового поведения личности в новых видах коммуникации, а также при разработке учебных курсов и лекций по гуманитарным проблемам информатики.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Завьялова Зинаида Сергеевна Особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации iconЛомбина Т. Н., Лукша В. Г. "Психологические особенности развития личности ребенка в современных условиях". Материалы
Ломбина Т. Н., Лукша В. Г. "Психологические особенности развития личности ребенка в современных условиях". Материалы III международной...
Завьялова Зинаида Сергеевна Особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации icon«Интернет-коммуникации в деятельности предприятия (на примере проекта «Инфодонск» (ип кузнецова Г. В.))». 2011 год
Дипломная работа Антона Кондратова на тему Интернет-коммуникации в деятельности
Завьялова Зинаида Сергеевна Особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации iconСамопрезентации в межличностной коммуникации
Такой феномен был назван самопрезен- тацией с помощью мобильного телефона. В статье приводятся резуль
Завьялова Зинаида Сергеевна Особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации iconЭффективные коммуникации в условиях нового медиа-ландшафта

Завьялова Зинаида Сергеевна Особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации iconМетодическая разработка по теме: саморазвитие личности
И сегодня каждый из вас  представит себя как личность, самую уникальную, талантливую и неповторимую. А представите вы себя в виде...
Завьялова Зинаида Сергеевна Особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации iconПлан: I. Вступление. II. Роль гимнастики в формировании гармонично развитой личности. III. Оздоровительная система в школе во внеурочное время
Воспитание ловкости, как одного из важных качеств адаптации личности в современных условиях
Завьялова Зинаида Сергеевна Особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации icon«нет» вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68
Нервно-психическая устойчивость (нпу) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального...
Завьялова Зинаида Сергеевна Особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации iconАктуальность проблем межкультурной коммуникации в современных условиях 10
Посвящается студентам, преподавателям и сотрудникам факультета иностранных языков мгу имени М. В. Ломоносова
Завьялова Зинаида Сергеевна Особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации iconОсновными задачами логопедического пункта являются
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические...
Завьялова Зинаида Сергеевна Особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации iconПрограмма оздоровительного лагеря дневного прибывания «солнышко»
Деятельность детского оздоровительного лагеря «Факел» основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества,...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница