К. И. Чуковский Тип урока: урок-обобщение




Скачать 122.91 Kb.
НазваниеК. И. Чуковский Тип урока: урок-обобщение
Дата конвертации20.07.2013
Размер122.91 Kb.
ТипУрок

Открытый урок.

К.И.Чуковский
Тип урока: урок-обобщение.

Форма урока: урок с элементами сказки

Формы организации познавательной деятельности:фронтальная,групповая

Цели: ознакомление с детским писателем К.И.Чуковским и его произведениям;

формировать умение анализировать произведения,

продолжить работу над формированием плавного слогового чтения; закреплять умение выразительно читать стихотворные произведения по памяти;

выявлять в них поучительные моменты и применять их в своей жизни;

прививать интерес к детской литературе.
Оборудование:

выставка книг К.И.Чуковского, мультимедийный проектор; экран,

учебник; (фрагмент музыки из сказки),аудиомагнитофон и аудиокассеты с произведениями К.Чуковского; иллюстрации к произведениям Чуковского, мыло, блюдце,градусник, шарик


Методы обучения :

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный;

по формированию навыков чтения : объяснительного чтения и творческого

Ход урока
1.Организационный момент

–Здравствуйте, ребята. Сегодня урок мы проведем вместе с гостями. Давайте улыбнемся друг другу, улыбка друзей и их поддержка нам всегда нужны.

Подготовка к чтению.

1. Упражнения на постановку дыхания:

-Дышим ровно через нос:

-Вдох-выдох, а

-Вдох-выдох, и

-Выдыхаем на гласную о.
2.Учитель: Урок у нас необычный. Я приглашаю вас в страну сказок.

/Включаю стерео систему, заиграла волшебная музыка из сказки /

Учитель: Возьмите волшебные палочки

Сначала мы отправимся на лошадке (работа язычком), потом на шарике (с карамелькой за щекой).

Наш шарик лопнул (с-с-с-с). Мы очень быстро падаем, но успеваем сказать скороговорку,
Слишком много ножек у сороконожек.
Читайте скороговорку с доски: сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.

Что такое скороговорка?

Скороговорка – складная речь, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов трудных для произношения.

3) Мы приземлились, но, к сожалению, в воду. Нужен мостик, чтобы выбраться. Давайте попробуем его построить. Я буду называть вам слог, а вы будете достраивать его до слова. КО, КРО,СОРО
Добрались мы с вами до стульчика? Нет, это буква Ч, но почему-то перевёрнутая.
Может нужно произнести чистоговорку, чтобы она перевернулась?
Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу – мы подуем на свечу.

Оч-оч-оч – наступает быстро ночь.

Чи-чи-чи – ночью громко не кричи.
Нет, не перевернулась буква. Даже не знаю, что делать. Чувствую себя Федоткой
Бедный Федотка _ сиротка.

Плачет несчастный Федотка:

Нет у него никого.

Кто пожалел бы его…
А давайте попробуем так : закройте глаза и скажите:

КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС Откройте глаза. /Открывается доска - И Чудо-дерево//на картине/
Учитель: Да это наше «Чудо-дерево»? Да на нем выросли ещё и листочки с о слогами. Давайте почитаем эти слоги.

Ученик: читает названия: ТЕЛЕ…., АЙ….., МОЙ….., ТАРА….., КРО… МУ…-ЦО ..,ОТ 2.., ФЕ….

. «Пута…»

Учитель: - вы догадались, что они могут обозначать? Назовите их.

Ученики: это книги «Телефон», «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище», «Крокодил», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» ,«Путаница»
Учитель: - А кто написал эти книги?

Ученики: Корней Иванович Чуковский.
Посмотрите, а буква-то перевернулась

Ребята, вы догадались, по произведениям какого писателя мы будем сегодня путешествовать?
2. Сообщение цели и задач урока.
Сегодня мы продолжим путешествие по произведениям нашего любимого писателя.

Чуковский. Мы уже столько раз встречались с его произведениями. Поделитесь ребята, какие моменты из его биографии вам запомнились?(1882год,1 апреля)

Родился К.И.Чуковский в Петербурге, но детство провёл в Одессе. Учился в гимназии, а затем самостоятельно изучал английский язык и брался за любую работу, чтобы помочь маме и старшему брату. Семья Чуковского жила очень бедно.

Настоящее имя писателя – Николай Корнейчуков. Когда он вырос и занялся журналистикой , стал подписываться Корней Иванович Чуковский. Так это имя навсегда за ним и осталось.

Ребята, посмотрим на Чудо дерево, поговорим об этих сказках.

У каждой этой сказки своя история.

Так, например “Крокодил”. Это самое первое его стихотворение. – Появилась она, когда Корней

Иванович вёз маленького сына в ночном поезде. Мальчик болел. Он капризничал, стонал, плакал. Тогда отец, чтобы как-нибудь развлечь его, стал рассказывать ему сказку:

(найдите строчки из этого стихотворения, зачитайте их) “ Жил да был крокодил, он по улицам ходил…”

(Карточки, на которых написаны слова из произведений, раздаются перед уроком).
Ребята, а к какому произведению подойдет пословица «Чистота – залог здоровья!» «Чисто жить- здоровым быть»(«Мойдодыр», «Федорино горе») (зачитайте, пожалуйста)

Чуковский услышал плач младшей дочери. Она ревела в три ручья и не желала мыться. Чуковский вышел из кабинета и тихо сказал ей: “Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам ”. Вот так и появился на свет “Мойдодыр
Прочитайте пословицу: Друзья познаются в беде.

Какое произведение Чуковского вы подберёте к этой пословице?

Инсценирование

Муха-цокотуха.

Кто знает это стихотворение?

МУХА-ЦОКОТУХА

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

"Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!"

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки -

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Ребята под деревом есть сундучок.Откроем ,посмотрим,в нём находятся вещи, их кто-то потерял. Давайте найдём их владельцев, сделаем доброе дело.

Я буду брать предмет, а вы должны назвать её хозяина и зачитать строчку из произведения, в котором говорится о нём. Если знаете наизусть то ,пожалуйста, зачитывайте.

Пряники

МЫЛО (Тут и мыло подскочило)

БЛЮДЦЕ (А за ними блюдца дзынь ля-ля, дзынь ля-ля)

ГРАДУСНИК (И ставит,и ставит им градусник).

Произведения Чуковского помогают нам и отдыхать.

ФИЗМИНУТКА.

Ехали медведи (шаги на месте)

На велосипеде.

А за ними кот (поворот вокруг себя)

Задом наперёд,

А за ним комарики (взмахи руками вверх – вниз)

На воздушном шарике.

А за ними раки (приседания на месте)

На хромой собаке.

Волки на кобыле. (шаги на месте,

Львы в автомобиле. имитация вождения машины)

Зайчики (прыжки на левой ноге)

В трамвайчике.

Жаба на метле… (прыжки на правой ноге)

Едут и смеются, (шаги на месте, все улыбаются)

Пряники жуют.
Продолжение урока.(Слайд «Путаница»)

Что случилось? Перепуталось. Ребята, а может кто-то из вас догадался , как называется эта сказка? (С Чудо-дерева убирается книга)

Кто зачитает строчки из этого стихотворения?

Теперь, вы, попробуйте стать поэтами, и придумаете несколько строчек-дополнений к стихотворению К. И. Чуковского. Для этого вам нужно подобрать новые рифмы к предложенным строчкам:

Учитель может «напеть» ритм строчек. Далее дети работают самостоятельно.

В результате могут получиться такие строчки:
А за ними и щенята:

«Надоело нам рычать!

Мы хотим, как цыплята,

По-пи-щать!»
Почему называется «Путаница?» Потому, что герои все перепутали. А что случилось? (рассказы учащихся)

- Постарайтесь объяснить, почему в сказке случился пожар?

-Что стали делать звери во время пожара? Как они его потушили?

-Чему учит эта сказка? Вывод: чтобы не случилось беды,

надо стремиться к порядку, жить по определённым правилам и законам.

Зачитайте строчки ,где Чуковский предупреждает зверят.

“Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!”
Но уж если всё- же случится несчастье, то побороть его можно всем вместе, дружно.

В жизни Чуковского было ещё одно увлечение — изучал поведение детей и то, как они разговаривают и записал свои наблюдения в книге «От двух до пяти».

Сценка Рисует цветы, а вокруг три десятка точек.- Что это? Мухи?- Нет, запах от цветов.

Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету.
Отец дает ей ложку и спрашивает:

- Сколько у тебя ложек?

- Одна.

Дает другую:

- Теперь сколько?

- Две.

Дает третью:

- Теперь сколько?

- Много.

- Нет, ты скажи.

Ира с преувеличенным выражением брезгливости отодвигает от себя третью

ложку:

- Возьми, она грязная!
Чуковский часто был гостем в школе, где учились его дети, готовил спектакли, приглашал своих друзей-литераторов для выступления перед детьми.

( Слушание звукового произведения.) (с Чуда-дерева убирается книга «Телефон)

“Телефон”.Дело в том, что произведение написано в 1944 году . Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, порадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ НАВЫКОВ.

  1. Чтение по цепочке.

  2. Работа по учебнику, (страница 96).

Продолжить после слов автора…..

А потом позвонили зайчатки …

Выразительное чтение произведения “Телефон”.
3. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте разберём их значение.
Дюжина – двенадцать.

Дребедень – ерунда, чепуха.

Газели – вид антилопы.

Галдели – громко говорили.

Пуд – русская мера веса (примерно 16кг).
4. а) подготовка к чтению по ролям

(Выборочное чтение по заданию)

- Будем учиться читать сказку по ролям, предлагаю поиграть в театр.

На доске карточки с именами действующих лиц (чтение хором): Автор, слон,зайчики, газели, носорог, мартышки…

- Я называю имя героя, а вы находите его слова и зачитываете их.

(Ответивший ученик выходит к доске)

- Ты будешь читать за …!

б) чтение по ролям

Учитель читает за автора, незадействованные в чтении дети оценивают работу актеров.

- Дорогие зрители, понравилось вам наше выступление?

Артистов в театре награждают аплодисментами.

(Учитель распределяет роли, сам читает за автора. )

Чтение по ролям.

Повторить чтение произведения.
5. Беседа по прочитанному материалу.

Все ли животные соблюдают правила телефонного разговора?

Какие правила знаете вы?

а) Когда звоните – здоровайтесь.

б) Не кричите.

в) Говорите по делу.

г) Не говорите долго.

д) Не звоните очень рано или поздно.

е) Если не туда попали – извинитесь.

ж) Отвечайте вежливо.

з) Закончив разговор, попрощайтесь.

Ребята, нам пора возвращаться. Напоследок, приготовили свои волшебные палочки, и чтобы возвратиться обратно отгадаем загадки, которые тоже придумал Корней Чуковский. К.И.Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди, он чтобы не тратить время попусту, сочинял загадки для детей.

Загадки:

А теперь прочитайте загадки, которые перед вами и попробуйте их разгадать

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но солнце ее припечет-

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Я вою с любою совою.

И каждому песню твою

Я вместе с тобою пою.

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревет

Я тоже реву: “У-у-у-у!” (Ветер.)

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана.

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расческа).
Лежу у вас я под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне.

(Ковер.)

После того, как прочитаны произведения Чуковского, остается ощущение летнего дня на полянке, где зреет клубника и носятся бабочки, и облака плывут, и осы ныряют в компот, и вечные внуки допекают вечных дедов вечными детскими вопросами. И все можно, и ничего не нужно, и по пыльной, усыпанной сосновыми иглами дороге в пятнах солнечных зайцев колесят соседские дети на великах, едут и смеются, пряники жуют.

А ещё?

Дженни туфлю потеряла.

Долго плакала, искала.

Мельник туфельку нашёл

И на мельнице смолол.
Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.
Да, хочется всё время повторять строчки из произведений Чуковского! Группа детей читает стихи:
В детстве читать не умели мы сами,

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролёт.

Были те сказки наперечёт;

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали –

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали –

Откуда они эти сказки узнали?

Бабушки вот что нам рассказали –

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней –

Сказочник, критик, поэт, чародей.
Жалко нам стало деда Корнея –

В детстве своём он не знал Бармалея.

Сколько же в жизни он потерял,

Что этих сказок в детстве не знал.

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

По ним мы учились все понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –

Надо порядок поддерживать в доме;

Чтоб не попасть на обед к Бармалею –

Слушаться надо того, кто умнее.
Талант К.И.Чуковского велик. Это неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный человек! С таким писателем, ребята, не расставайтесь всю жизнь!

Итог урока.

Посмотрите на выставку книг К.И.Чуковского.

Что вам запомнилось из биографии Чуковского?

Спасибо за урок.


Похожие:

К. И. Чуковский Тип урока: урок-обобщение iconУрок по теме «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов»
Тип урока: комбинированный (урок – обобщение в сочетании с изучением нового   материала)
К. И. Чуковский Тип урока: урок-обобщение iconОбобщение темы четверти: «Своя игра» Тип урока
Совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по изобразительному искусству
К. И. Чуковский Тип урока: урок-обобщение iconОсновные принципы русской орфографии Тип урока
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся с использованием проектной технологии
К. И. Чуковский Тип урока: урок-обобщение iconПроисхождение и многообразие пресмыкающихся. Тип урока
Тип урока: комбинированный урок с закреплением знаний, новым материалом, решением проблемных вопросов и познавательных задач
К. И. Чуковский Тип урока: урок-обобщение iconГлаз и зрение зрительный анализатор. Оптическая система глаза. Тип урока
Тип урока: интегрированный (физика биология информационные технологии) урок изучения нового материала с элементами самостоятельной...
К. И. Чуковский Тип урока: урок-обобщение iconДеньги: сущность и функции
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом, урок-лекция, комбинированный урок
К. И. Чуковский Тип урока: урок-обобщение iconКонспект урока математики на тему: «Число и цифра 6»
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и ууд, овладения новыми предметными...
К. И. Чуковский Тип урока: урок-обобщение iconДесятичная запись дробных чисел
Тип урока - урок объяснения нового материала. Интегрированный урок с элементами игры
К. И. Чуковский Тип урока: урок-обобщение iconУрок по предмету «Право» в 10 классе
Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследовательской и практической работы
К. И. Чуковский Тип урока: урок-обобщение iconПлан-конспект урока Класс
Тип и вид урока: урок изучения нового материала, носит исследовательский характер
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница