О евангельских блаженствах и христианской жизни




НазваниеО евангельских блаженствах и христианской жизни
страница1/12
Дата конвертации01.07.2013
Размер1.23 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Раздел 3. «ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕНОСТИ».

О ЕВАНГЕЛЬСКИХ БЛАЖЕНСТВАХ И ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ
Добродетели и противоположные им страсти.

Два пути жизни и смерти.1


  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах… (Мф.5.3—12).


Заповеди Блаженства как лествица добродетелей в жизнь вечную. Их общее содержание, взаимосвязь. Понятие о деятельной и созерцательной жизни. Связь и различие заповедей Божиих и заповедей Блаженства.

Смотри схему № 1. Добродетель веры приобретает силу в надежде, которая приобретается исполнением заповедей Блаженства; условно изображающих, с помощью соответствующих добродетелей, лествицу к спасению. Каждая добродетель соответствует духовному устроению человека в меру его возраста от младенца (по апостолу Павлу "младенцев во Христе") до верных мужей, пришедших в "разум истины" и готовых даже до крови пострадать за Христа (воспринять мученический венец).

Заповеди Божии и заповеди Блаженства связаны идеей спасения. Различаются степенью применимости (использования), заповеди Божии (применяются для жизни) "жестоковыйными" людьми с "необрезанными" сердцами. По заповедям Блаженства (данных Господом Иисусом Христом) стремятся жить и живут, кто в Боге видит не только законодателя, а и Отца и уже не только стремятся исполнить все Его заповеди, но и более того боится чем либо прогневать, испортить отношения Отца и сына. Ибо исполняет волю Отца не ради страха наказания, как в первом случае, а ради сохранения любви и укрепления в надежде.

Нашим покровителем, ходатаем и помощником является Господь Иисус Христос. Он и помогает нам шествовать по «лествице» добродетелей от силы в силу. Без Христа даже невозможно ничего сделать доброго: "без Меня не можете делать ничего". Ибо Он нас искупил от греха, смерти и проклятия, и через Него мы приобретаем спасение.

Деятельная жизнь включает добросовестное исполнение заповедей Божиих (1-10) и шествование от силы в силу по заповедям Блаженства - до шестой заповеди (чистых сердцем).

Созерцательная жизнь не отменяет деятельную жизнь, а наоборот восполняет, дает правильное направление. Созерцательная жизнь это как дар за правильную деятельную жизнь. Условно её пределы начинаются в земной жизни, можно сказать, с 6-й заповеди чистоты сердечной, т. е. как продолжение деятельной жизни и уходит в вечность, в лицезрении Христа.
Добродетели в соответствии с заповедями Блаженства и противоположные им страсти.

Два пути жизни и смерти.

Два дара Господь даёт при правильном духовном христианском подвиге - дар видения своих грехов и дар покаяния. За правильно усвоение двух первых даров Господь дарует третий - дар мученичества.
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.


Дар видения своих грехов — это первый дар христианину от Господа.

Является началом пути крестоношения и возрастания в надежде на помощь Господа Иисуса Христа и всех членов Церкви Божией.

Добродетель смирения, воздержания

Страсть чревоугодия


Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха (Рим.7.19—25).
Духовная жизнь христианина, как и путь крестоношения начинается не с видения ангелов, не с обнаружившихся сверхъестественных способностей (экстрасенсорных), не с говорения на разных языках, а с познания свой немощи духовной, ощущения своей греховности. Этого дара и должен в первую очередь просить христианин, и получив его сохранить до конца жизни.
Внутренний закон противоборства

Все мы, братия желаем спасти свою душу и достигнуть царствия небесного, и нет такого христианина, который бы не думал и не помышлял об этом. Есть у нас и желание служить и угождать Богу и делать добро, но чтобы действительно делать добро и жить Богоугодно, к этому мы оказываемся по большей части несостоятельными и бессильными. Иногда мы как будто и начинаем делать добро, но скоро ослабеваем и оставляем его, нас постоянно обуревают страсти, телесные похоти и греховные влечения, и мы часто не находим в себе сил бороться с ними. Если же побеждаем и страсти, то одолевают нас худые помыслы и желания, мирские привязанности и заботы, которые постоянно отвлекают нас от служения Богу, увлекая к грехам и порокам, так что мы бессильны бороться против всех этих искушений, но постоянно поддаёмся им и падаем.
Кто такие нищие духом?

Сознавать постоянно и видеть это свое нравственное бессилие в достижении спасения собственными силами, в угождении Богу. Не видеть за собою никаких заслуг пред Богом и никаких добродетелей, а постоянно считать себя духовно немощными, грешными и не имеющими никаких добродетелей, которыми бы мы могли оправдаться пред Богом, это и значит быть нищими духом. Нищий духом, поэтому, тот, кто постоянно видит только своих грехи, сознает свое духовное бессилие в борьбе с ними и в стремлении к добру и не видит никаких своих добродетелей.
Не отчаивайся

Но это постоянное сознание своей духовной немощи и бессилия достигнуть спасения собственными силами никогда не должно доводить нас до безнадежного отчаяния получить спасение, а напротив должно только постоянно будить и усиливать в нас желание и жажду к достижению его при содействии благодатной помощи. По этому оно должно обращать и приводить нас к Богу, заставляя постоянно и неотступно искать у него благодатной помощи. Мы часто, начиная делать добро и видя множество препятствий и соблазнов, отвлекающих нас от пути добра, и свое бессилие бороться с ними, падаем духом и говорим: "где уже нам спастись, спасение в мире, тем более в заключении не возможно!" Это не правда.
Не надейся на себя

Наше малодушие показывает только то, что мы, приступая к служению Богу и делу своего спасения, не с того начинаем, с чего бы следовало начинать, не так исполняем и самое дело служения Богу. Мы все надеемся только на себя, хотим достигнуть спасения только своими собственными силами, не надеясь на помощь Божью, не ища и не призывая Его благодати, отчего эта помощь и не является к нам. Но одни наши усилия достигнуть спасения, без благодатной помощи от Самого Бога, всегда оказываются недостаточными. "Горе душе, говорит преподобный Макарий Египетский, если она остается только при одной себе, надеется только на дела свои и не имеет общения с Духом Святым. Она умирает, не сподобляясь вечной жизни. Почему? Потому что без Духа Божия и Его благодати она бессильна бывает делать добро, как земля без дождя и солнца не способна производить никаких растений и остается бесплодною". Поэтому, при желании делать добро, угождать Богу и достигать своего спасения, должны мы прежде всего и постоянно обращаться к Богу с молитвою о благодатной помощи, просить Его неотступно, сокрушенно, слезно, чтобы Он Сам наставил нас на путь спасения, помог нам делать добро и спас нас ими же ведает судьбами. Бог, как призвал нас ко спасению чрез веру в него, так и спасти нас может своею благодатью: Благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар, не от дел, да никто же похвалится.
Сравнение с младенцем

Сам по себе человек в делании добра и достижении спасения подобен беспомощному младенцу. Младенец ничего не может сделать сам для себя. Он не может сам достать себе пищи, не может даже просить, чего ему требуется, ибо и сам не сознает ясно, что ему нужно, не может встать на ноги, чтобы прийти к матери. Но он кричит, плачет, призывая к себе мать, движется, бьется, как бы ища ее. И вот мать сжаливается над ним сама подходит к нему, побуждаемая материнскою любовью к дитяти, берет его на руки, прижимает к груди с великою любовью и нежностью, и кормит его. Так бессильны и мы; чтобы воспрянуть к деланию добра к богоугождению, часто не знаем даже, с чего нам начать и как приняться за добро, а когда и начнем, то не находим в себе силы воли, чтобы продолжать делать его, а потому ослабеваем и оставляем его. Но когда мы взываем ко Господу и неотступно молимся, чтобы Он сам помог нам своею благодатью, научил нас делать добро и угождать Ему, подкрепил нашу волю, поддержал наши силы, то человеколюбивый Господь не оставляет нас своею помощью.
"… мой кувшин совсем не давал мне есть"

Вот другой подвиг усиленного постничества. Преподобный Макарий Александрийский был великий постник. Услышав раз, что один инок вкушает хлеба не более одной литры в сутки, т.е. менее восьмой части фунта, он и сам стал подражать ему. Переломав все свои сухари и опустив их в кувшин с водою, он положил съедать в сутки не более того, сколько достанет рука, а горло у кувшина было узкое. Велико было изнурение тела, рассказывал потом сам преподобный. "Захвачу, бывало, больше кусков рукою, а узкое горло не дает мне их вынуть: мой кувшин совсем не давал мне есть". Так питался он три года. Но, не довольствуясь и этим подвигом, он перешел к другому еще более строгому. Узнав, что иноки Тавеннисскаго Антониева монастыря во всю четыредесятницу употребляют пищу невареную, он и сам не стал вкушать ничего приготовленного на огне, а питался одними сырыми овощами. Так подвизался он непрерывно семь лет. Не довольствуясь, однако же, и этим подвигом, он сам решился идти в Тавеннисский монастырь. Переодевшись в мирское одеяние, он явился к его настоятелю преподобному Пахомию Великому, и принятый им, как мирянин, вступил в его обитель. Спустя, немного времени наступила четыредесятница. Старец видит, что каждый инок возлагает на себя различный подвиг, один принимает пищу вечером, другой через пять дней; иной всю ночь стоить на молитве, а днем сидит за рукодельем, а всех иноков в обители было более тысячи четырех сот. Тогда и Макарий избрал себе подвиг. Наломавши большое количество пальмовых ветвей, он стал в углу, и в продолжение всей четыредесятницы, до самой Пасхи, не принимал хлеба, не касался воды, не садился, не ложился и ничего не вкушал, занимаясь только молитвою сердечною и плетением корзин из пальмовых ветвей. Видя такой подвиг, смутились духом даже самые строгие иноки и говорили своему настоятелю: "откуда ты привел к нам сего бесплотнаго человека на осуждение наше?" и научились смирению — не превозноситься своими подвигами.

… тот только имеет от Бога великое воздаяние и похвалу, кто постится добровольно… кто ропщет, озлобляется, терпя по принуждению и необходимости, тот терпит без пользы.

В одно время преподобный Пахомий Великий, отлучаясь из своего монастыря в Панополь для устроения там иноческого общежития, приказал братии, чтобы в отсутствие его ни в чем не нарушался монастырский устав. Но когда он возвратился, к нему тотчас же пришел отрок, бывший еще под искусом в его монастыре, и стал жаловаться, что в его отсутствие братия ничего не варили ни овощей, ни каши. Святой, выслушав его, с улыбкою сказал: "не скорби, чадо, я повелю, чтобы варили", и тотчас же отправился на поварню, где готовилась пища. Нашедши там инока, служившего поваром, он спросил его: "скажи мне, брат, сколько времени ты не варишь пищи?" "Два месяца", отвечал инок. "Зачем же ты презрел заповедь, данную тебе относительно не нарушения монастырского устава"? — спросил преподобный. Инок стал оправдываться тем, что старцы вовсе не едят вареной пищи и довольствуются сухоядением; а для одних детей, новоначальных, не стоило издерживать крупу и масло. "Но чтобы не быть в праздности, добавил он, я плел корзины". "Сколько же ты их сделал?" — спросил Пахомий. "Пять сот", отвечал инок. Тогда святой велел тотчас же развести огонь и принести корзины и, сжигая их одну за другою, сказал: "как ты пренебрег заповедь мою относительно варения пиши для братии, так и я не щажу твое рукоделье. Ты, самовольно принудив братию поститься, сделал их невольные подвиги тщетными, поэтому и я долговременный труд твой делаю тщетным. Разве не знаешь, что тот только имеет от Бога великое воздаяние и похвалу, кто постится добровольно и отказывается от предложенного ему варения и яств. А кто не ест поневоле, потому что нет у него пищи, тот не может ожидать никакой похвалы и воздаяния от Бога, твоя леность и нерадение, принудившие братию поститься, сделали, таким образом, то, что столь продолжительное воздержание братии потеряло свою цену". Также точно и добродетель терпения и перенесения обид имеет цену пред Богом только тогда, когда она подъемлется добровольно, и несется без ропота, без озлобления, охотно. Получает пользу, поэтому тот, кто, имея возможность получить помощь и избежать терпения, отказывается от этой помощи и терпит ради Бога добровольно. А кто ропщет, сетует, озлобляется, терпя по принуждению и необходимости, тот терпит без пользы. Поэтому, если бы ты вздумал принудить ближнего к терпению насильно, отказав ему в помощи и защите, то, и сам ты сделал бы недоброе дело, выразил бы чувства злые и нехристианские, и его принудил бы к терпению для души его бесплодному. Если ты откажешь в помощи и защите требующему помощи и защиты, то этим еще более обидишь и огорчишь его и сам явишься немилосердным, бездушным, злым, жестоким соучастником наносимой ближнему обиды.
Выводы

Так, братья, и нам в желании достигнуть спасения, в борьбе со страстями и искушениями, в делании всякого добра никогда не должно полагаться только на себя, но, прежде всего, неотступно просить Бога о благодатной помощи, на нее только надеяться и призывать. Не своими только силами, а этою благодатною силою и помощью Божьею, не видимо посылаемою нам, спаслись все праведники, подвижники, пустынники, отшельники, явив удивительные и нечеловеческие дела и подвиги борьбы со страстями, умерщвления плоти и высоких евангельских добродетелей. Подкрепляемые этою невидимою благодатною помощью подвизались мученики и исповедники, перенося терпеливо бичевания и раны, мучения и истязания плоти невозможные для одних сил человеческих, но возможные только при содействии благодатной помощи Божией. Призвав на помощь эту благодать Божию, они оставались невредимыми в огне, исцелялись от ран, укрощали ярость диких зверей, ходили по водам и творили многоразличные и удивительные чудеса, являя необыкновенную твердость духа и мужество среди мучений и обнаруживая нечеловеческие силы в терпении и перенесении этих мучений. Но те, которые полагались на свои только силы и не призывали в помощь благодати Божией изнемогали от легких ран, обессиливали от одного только вида мучений и падали, отрекались от Христа, не испытав даже мучения. Так и во всяком, добром деле, доколе мы надеемся на благодать Божию и с твердою верою просим у Бога Его благодатной помощи, мы стоим в добре, проявляем иногда великую твердость духа и силу воли в борьбе с препятствиями и побеждаем их, потому что благодать Божия помогает нам. Но коль скоро мы начинаем рассчитывать только на свои собственные силы и забываем о благодатной помощи, то и в легких даже и незначительных подвигах добродетели изнемогаем и падаем, оставляем подвиг часто из за одного только страха пред его трудностью, перестаем творить добро иногда по одному только предубеждению против его непосильности.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.


Дар покаяния — второй дар христианину от Господа.

Добродетель страха Божия

Страсть блуда

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

О евангельских блаженствах и христианской жизни iconС . Н . С а в и н с к и й  история  евангельских  христиан — баптистов  украины, россии,  белоруссии  часть II 
В 1989 году впервые вышла в свет «История евангельских  христиан - баптистов в ссср». С тех пор прошло десять лет. 
О евангельских блаженствах и христианской жизни iconВведение в христианское мировозрение
Авторы  Михаэль  Гохин  и  Крейг  Бартоломью  предлагают  анализ  христианской  жизни  в 
О евангельских блаженствах и христианской жизни iconИстория Христианской Церкви Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931). История 1 Христианской Церкви 1 Часть I 1
Основание, распространение и внутреннее развитие Церкви 26 в борьбе с иудейским и греко-римским миром. 26
О евангельских блаженствах и христианской жизни icon  Руководство для христианской жизни  
Вы узнаете, почему нуж- но надеяться на будущее, как зародить в своей душе уверен
О евангельских блаженствах и христианской жизни iconКонспект занятия "Светлый праздник вечной жизни"
Приобщить детей к христианской культуре посредством музыки, литературы, произведений художников на библейскую тему, донести до них...
О евангельских блаженствах и христианской жизни iconО цели Христианской жизни
«Бог был, есть и будет!», эти слова часто любил повторять прозорливый старец архимандрит Павел (Груздев) (1910-1996). Подвижнику...
О евангельских блаженствах и христианской жизни iconО цели Христианской жизни
«Бог был, есть и будет!», эти слова часто любил повторять прозорливый старец архимандрит Павел (Груздев) (1910-1996). Подвижнику...
О евангельских блаженствах и христианской жизни iconЕвангельских Христиан «Алмаз»
Слово Божье радикально изменяет человека и дает ему глубочайшее утешение и стойкость
О евангельских блаженствах и христианской жизни iconЕвангельских Христиан «Алмаз»
Самое важное, что Господь делает сегодня в мире – Он неустанно по Своему извечному мудрому определению строит Свою церковь
О евангельских блаженствах и христианской жизни iconВестник русской 2010 христианской гуманитарной
Григоренко А. Ю. Идея Софии в древнерусской письменности          8
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница