Пояснительная записка в учебно-методическом комплекте «Начальная школа ХХI века»




Скачать 248.37 Kb.
НазваниеПояснительная записка в учебно-методическом комплекте «Начальная школа ХХI века»
Фадеева Вера Николаевна
Дата конвертации26.06.2013
Размер248.37 Kb.
ТипПояснительная записка




«Согласовано»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа c. Ягодная Поляна»

________ /С.М.Чикунова/

«___» _________ 20__г.





«Утверждаю»

Директор МОУ « Средняя общеобразовательная школа с.Ягодная Поляна»

_________ /Т.И.Федорова/

«___» _________ 20__г.
Приказ от _______№ _

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Окружающему миру 3 класс

по _____________________________________________________

предмет, класс, уровень
2011-2012

на __________________________________________ учебный год





Составитель:

Фадеева Вера Николаевна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория




I. Пояснительная записка

В учебно-методическом комплекте «Начальная школа ХХI века» (научный руководитель Виноградова Н.Ф.) курс «Окружающий мир» разработан Виноградовой Н.Ф. и Калиновой Г.С. Его отличительная особенность - интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия окружающего мира младшими школьниками, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности.

Предлагаемая программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта 2004года и предназначена для обучающихся 3 класс начальной школы любого типа.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.

Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

• Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя

• Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.

• Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.

• Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков и уроков обобщения. Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

В структуре изучаемой программы выделяют следующие разделы:


п\п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1 ч.

2

Земля наш общий дом.

8 ч.

3

Человек изучает Землю

2ч.

4

Бактерии и грибы.

2 ч.

5

Растительный мир Земли.

11ч.

6

Человек и растения.

3 ч.

7

Животный мир Земли.

13ч.

8

Человек и животные.

1ч.

9

Наша Родина: от Руси до России.

7 ч.

10

Как жили наши предки.

11 ч.

11

Как трудились наши предки.

10 ч.


Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью индивидуального и фронтального опроса и с помощью итогового теста, который в себя перечень вопросов по основным проблемам курса.

Программа по окружающему миру общим объёмом 68 часов изучается в течение года по 2 часа в неделю.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как география, история.

II. Учебно- тематический план.


№ п\п

Перечень разделов программы

Кол во часов

Содержание темы

Требования к знания и умениям

1

1

Введение

1

Где и когда ты живешь.

Знать: понятия «прошлое», «настоящее», «будущее». Различать год и век.

2
2

Земля наш общий дом.

8

Что входит в Солнечную систему. Почему без солнца не было бы жизни? Условия жизни на Земле.

Знать схему строения Солнечной системы, тела живой и неживой природы.

3

3

Человек изучает Землю.

2

Изображение Земли. Меридианы, параллели, карта, план.

Уметь:

работать с картой, глобусом.

4
4

Бактерии и грибы.

2

Отличие грибов от растений и бактерий. Разнообразие грибов.

Знать :

правила сбора грибов.

5
5

Растительный мир Земли.

11

Разнообразие, распространение, питание, продолжительность жизни растений на Земле. Значение растений в жизни человека. Строение растений.

Знать:

правила обращения с растениями; представителей разных групп растений;

ядовитые растения.

6

Человек и растение.

3

Что такое земледелие? Страницы Красной книги. Как сохранить мир растений на Земле?

Знать:

виды растений, занесённых в Красную книгу.

7

Животный мир Земли.

13

Какие животные населяют Землю? Как животные живут? О роли животных на Земле. Чем животные отличаются от растений и друг от друга? Как сохранить их разнообразие?

Различать:

представителей различных видов животных;

особенности внешнего вида;

Уметь:

составлять простейшую цепь питания;

Знать:

Отличительные признаки животных: особенности питания, передвижения;

Что такое природное сообщество.

8

Человек и животные.

1

Как человек одомашнил диких животных.

Уметь:

раскрыть значение животных в жизни человека.

9

Наша Родина: от Руси до России.

7

Названия русского государства в разные исторические времена. Кто правил нашей страной в разные времена.

Знать:

названия древних городов;

имена отдельных руководителей государства;

что такое лента времени.

10

Как жили наши предки.

11

О чём рассказывают наши имена? Крестьянское жилище. Культура быта: интерьер, посуда, одежда. Портрет славянина в Древней Руси.

Боги древних славян.

Знать:

имена в далёкой древности;

во что верили славяне;

дату принятия христианства на Руси.

11

Как трудились наши предки.

10

Труд людей в городах и сёлах. Крепостные крестьяне и помещики. Крепостное право. Что такое мануфактура? Развитие техники в России. Освоение космоса. Ремёсла и ремесленники.

Знать:

Названия орудий труда в разные исторические эпохи;

виды ремёсел;

дату отмены крепостного права;

имя первого космонавта


III.Календарно- тематический план.


№ п\п

Наименование разделов

и тем

Всего часов


Кол-во часов

Дата

уроки

Контр. работы




1

Введение.

1










2

Земля наш общий дом.

8










2.1

Где и когда ты живёшь.













2.2

Солнечная система. Какие бывают природные тела и явления.




1







2.3

Солнце – огненный шар.




1







2.4

Земля – шар.




1







2.5

Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле.




1







2.6

Значение воды для жизни на Земле.




1







2.7

Воздушная оболочка Земли.




1







2.8

Обобщение по разделу.




1

тест




3

Человек изучает Землю

2










3.1

Человек познает мир.




1







3.2

Как изображают Землю.




1







4

Бактерии и грибы

2










4.1

Бактерии.(ИКТ)




1







4.2

Грибы .(проект)




1







5

Растительный мир Земли

11










5.1

Растения встречаются повсюду.




1







5.2

Если бы на Земле не было растений.




1







5.3

Растения прекрасные, но опасные. (проект)




1







5.4

Разнообразие растений на Земле.




1







5.5

Разнообразие растений на Земле.




1







5.6

Растения – живые существа.




1







5.7

Растения – живые существа (организмы).




1







5.8

Экскурсия. Наблюдения за растениями.




1







5.9

Размножение растений.




1







5.10

Как долго живут растения.




1







5.11

Обобщение по разделу.




1

тест




6

Человек и растения

3










6.1

Культурные растения в жизни человека.




1







6.2

Красная книга России.




1







6.3

Урок обобщение.(проект)




1

Дети готовят сообщения




7

Животный мир Земли

13










7.1

Какова роль животных в природе.




1







7.2

Разнообразие животных.




1







7.3

Животные – живые существа.




1







7.4

Жизнедеятельность животных. Как животные дышат. Кровеносная система. Органы выделения.




1







7.5

Размножение животных.




1







7.6

Как животные приспосабливаются к условиям жизни.




1







7.7

Поведение животных.




1







7.8

Беспозвоночные животные.




1







7.9

Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные.




1







7.10

Пресмыкающиеся(рептилии)




1







7.11

Птицы.(ИКТ)




1







7.12

Млекопитающие.




1







7.13

Что такое природное сообщество.(проект)




1

тест




8

Человек и животные

1










8.1

Почему люди приручили диких животных. О заповедниках.




1







9

Наша Родина: от Руси до России

7










9.1

Древняя Русь.




1







9.2

Древнерусское государство.




1

























9.3

Московская Русь. Иван Грозный.(ИКТ)




1







9.4

Российская империя.




1







9.5

Екатерина II Великая. НиколайII.




1







9.6

Советская Россия. СССР. Российская федерация.(ИКТ)




1







9.7

Обобщение по разделу.(проект)




1







10

Как жили наши предки

11










10.1

Из истории имен.(проект)




1







10.2

Какими людьми были наши предки.




1







10.3

Как помогали друг другу.




1







10.4

Какие предметы окружали русских людей.(ИКТ)




1







10.5

О первых каменных домах.




1







10.6

По одежде встречают.(ИКТ)




1







10.7

Одежда по приказу.




1







10.8

Русская трапеза.




1







10.9

Боги древних славян.




1







10.10

Принятие христианства на Руси.




1







10.11

Обобщение по разделу.(проект)




1







11

Как трудились наши предки

10










11.1

Что создавалось трудом крестьянина?




1







11.2

Тяжёлый труд крепостных.




1







11.3

Что создавалось трудом ремесленника? Что такое ремесло?




1







11.4

Маленькие ремесленники.(ИКТ)




1







11.5

О веретене, прялке, ткацком станке. Русские оружейники.




1







11.6

Что создавалось трудом рабочего?




1







11.7

Наличие полезных ископаемых – условие работы промышленных предприятий.




1







11.8

Открытия, которые совершил человек в XIX – XX( 19- 20) веках. О пароходе.(ИКТ)




1







11.9

Об автомобиле.(ИКТ)




1







11.10

О самолёте.




1







11.11

Время космических полётов.(проект)

Обобщение изученного за год.




1










Итого:




68ч.








IV. Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.
К концу обучения в 3классе обучающиеся должны:

Называть (приводить примеры):

  • тела живой и неживой природы;

  • планеты солнечной системы (2 -3);

  • свойства воздуха и воды;

  • состав почвы;

  • древние города и их достопримечательности;

  • имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

Различать:

  • век, год, арабские цифры;

  • названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

  • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

  • животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные);

  • приспособление животных к среде обитания;

  • особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

  • понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

  • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

  • составлять описательный рассказ о животном(растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

  • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе на пришкольном участке;

  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства(объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

  • работать с географической и исторической картой, глобусом, (в соответствии с заданиями рабочей тетради);

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

V. Список литературы:


  1. Виноградова Н.Ф. окружающий мир: учебник, 3 класс: в 2 ч.–М.:Вентана – Граф, 2008

  2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» .- М.: Вентана –Граф,2012.- в 2 ч.


Лист внесённых изменений.


Похожие:

Пояснительная записка в учебно-методическом комплекте «Начальная школа ХХI века» icon  Рабочая программа по технологии. 1 класс. «Начальная школа 21 века»  Пояснительная записка. 
«Начальная    школа  xxi  века»    под    редакцией    Н. Ф.  Виноградовой.    Учебно
Пояснительная записка в учебно-методическом комплекте «Начальная школа ХХI века» iconПояснительная записка
...
Пояснительная записка в учебно-методическом комплекте «Начальная школа ХХI века» iconПояснительная записка ( на основе программы курса «технология»И. Б. Мыловой) 2 класс (1 час в неделю, 34 часа) пояснительная записка программа составлена согласно фгос ноо от 05. 10. 2009 г
«Азбука мастерства» является частью учебного комплекта «Перспективная начальная школа» и полностью соответствует основной концепции...
Пояснительная записка в учебно-методическом комплекте «Начальная школа ХХI века» iconПояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования моу начальная общеобразовательная школа с. Ленинское
Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373; на основе анализа деятельности образовательного...
Пояснительная записка в учебно-методическом комплекте «Начальная школа ХХI века» iconПояснительная записка Основной общеобразовательной программы моу «сош №27»
Начальная школа», учитывая особенности и возможности реализации фундаментального ядра содержания современного общего образования...
Пояснительная записка в учебно-методическом комплекте «Начальная школа ХХI века» iconПояснительная записка. Актуальность
Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации ХХI века
Пояснительная записка в учебно-методическом комплекте «Начальная школа ХХI века» iconПояснительная записка
Умк «Перспективная начальная школа», «Школа 2000», «Школа 2100», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего...
Пояснительная записка в учебно-методическом комплекте «Начальная школа ХХI века» iconУрок русского языка в 3-м классе программа «Начальная школа ХХI века»
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Пояснительная записка в учебно-методическом комплекте «Начальная школа ХХI века» iconРабочая программа по литературному чтению умк «Начальная школа 21 века» подготовила учитель начальных классов
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л. А. Ефросининой Литературное чтение. Сборник...
Пояснительная записка в учебно-методическом комплекте «Начальная школа ХХI века» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы»
«Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы» (умк «Планета Знаний»): изд–во «Астрель», Москва, 2010 год...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница