Литература 30




Скачать 151.53 Kb.
НазваниеЛитература 30
Дата конвертации27.05.2013
Размер151.53 Kb.
ТипЛитература
«Эволюция теории организации как науки:

основные идеи, концепции, школы».
Содержание
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

  1. Теория организации как наука-------------------------------------------------------5

    1. Понятие и сущность организации-----------------------------------------------6

    2. Теория организации как научная дисциплина--------------------------------8

    3. Теория организации в системе наук-------------------------------------------10

  2. Эволюция теории организации-----------------------------------------------------13

    1. Школа научного управления----------------------------------------------------14

    2. Классическая (административная) школа в управлении------------------17

    3. Бюрократическая теория организации----------------------------------------19

    4. Концепция «человеческих отношений» Э. Мэйо---------------------------21

    5. Школа науки о поведении-------------------------------------------------------25

Заключение---------------------------------------------------------------------------------28

Литература----------------------------------------------------------------------------------30

Введение.
Управление появилось вместе с обществом. При объединении даже двух человек для достижения общей цели, возникла в координации и их совместной деятельности, и одному приходилось брать на себя обязанности руководителя, а другому становиться подчинённым и исполнять распоряжения. Ещё древние философы полагали, что «причиной бедственного положения общества является отсутствие должного управления»1. Вопрос о природе и принципах эффективного управления составлял предмет размышлений многих великих мыслителей. Так Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве, где указывал на необходимость разработки «господской науки, обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими»2.

За 400 лет до н.э. в древней Элладе знаменитый философ Сократ отстаивает универсальность управления как «искусства в себе»3 и сформулировал «принцип системности»4. А Ксенофонд признал его «особым видом искусства»5 и даёт «первое описание преимуществ разделения труда, рассматривая древнегреческую обувную фабрику»6. Сократ даёт понимание управления как «особой сферы человеческой деятельности»7, и говорит о том, что «главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач»8. Чуть позже Платон сформулировал принцип специализации. Он рассматривал управление как «науку об общем

1. Теория организации как наука.
Теория организации – это наука «об основных закономерностях жизнедеятельности организаций»1.

Организация (франц. - organisation, от средневекового латинского organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю)2 - это:

- внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением;

- совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

- объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления.

В чём же причины создания организации? Они состоят в следующем:

  1. Физиологические и биологические, и интеллектуальные ограничения отдельного человека.

  2. Возможность вознаграждения:

    • Внутреннее вознаграждение (достижение желаемого результата, общение, дружба и т.д.)

    • Внешнее вознаграждение (з/п, продвижение по службе, памятника, медали и т.д.)

  3. Возможность достижения общих и личных целей:

    • Достижение общих целей через достижения личных целей

    • Достижение личных целей через достижения общих целей.



1.1. Понятие и сущность организации.
Для удовлетворения потребностей общества, разных групп населения в материальных и духовных благах, бытовых услугах, охране здоровья, воспитании детей, образовании общество создаёт специальные учреждения – организации, являющиеся органическими ячейками общества и самой массовой формой объединённого труда.

В организациях реализуются производственные, социальные и экономические отношения, концентрируются основные трудовые ресурсы страны, её технико-технологическая база и финансовые средства.

Организация – это «целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена»3. Она создаётся обществом для решения определённого круга социальных задач и осуществления определённых целей. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри неё, с учётом этих целей выбираются форма и устройство организации.

В организацию входят её участники, члены, работники, поскольку организация – это не один человек, а общность людей, причём людей, не просто связанных между собой, а взаимосвязанных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их. Люди объединяются в организации потому, что цели, которые они ставят перед собой и которые важны для каждого из них, не могут быть достигнуты никем из них порознь. Только интеграция целей отдельных членов организации позволит достичь целей самой организации.

Организация как объединение людей, деятельность которых сознательно регулируется для достижения общих целей, имеет свои признаки и функции.

Признаки организации:

  1. Наличие общих целей

1.2. Теория организации как научная дисциплина.
В настоящее время в системе научных знаний появилась и быстро развивается новая научная дисциплина, получившая название «теория организации».

Теория – это «система основных идей в той или иной области знания, форма научного знания, дающая представление о закономерностях и существенных связях протекания и развития определённых процессов и явлений в природе и обществе»5.

Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих организаций, поведение организаций и их связь с внешней средой. Как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания и развития организации как единого целого. В целях обеспечения целенаправленности и эффективной деятельности индивидов и групп входящих в их структуру.

Теория организации как самостоятельная область знаний имеет свой объект и предмет исследования. Объект – это явление, которое исследует та или иная наука. Предмет науки определяет то, чем занимается данная наука, какие стороны объективной действительности она изучает.

Объектом теории организации являются «социальные организации, т.е. организации, объединяющие людей»6.

Предметом теории организации как науки являются «организационные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместного труда в организациях различного типа»7. Так же является анализ процессов протекающих в организационных системах, а так же особенности и закономерности развития организации:

  • Сущность, типы , структура, адаптация, динамика организации;

1.3. Теория организации в системе наук.
О




рганизация как вид деятельности людей охватывает многие стороны жизни людей и поэтому является объектом изучения учёных и специалистов разных профессий. В развитии теории организации участвуют представители таких наук, как экономика, социология, психология, наука управления, политические науки и т.д. В связи с этим теорию организации следует рассматривать как комплексную научную дисциплину, впитавшую в себя достижения смежных общественных наук (рис.1).





Рис. 1. Теория организации в системе наук.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организации и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Теория управления обогащает теорию организации такими понятиями как: субъекты и объекты управления; стимулирование и мотивация; принятие и реализация решений; руководство организационными подразделениями; линейное и функциональной управление

Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин таких как, психология, социология, социальная психология, антропология и др.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума, определение возможностей изменения поведения людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным

2. Эволюция теории организации.
Наука об организациях, их устройстве и функционировании начала зарождаться в глубокой древности. Ещё 2 тыс. лет до н. э. В Южной Месопотамии были написаны первые советы по управлению. Труды учёных Древнего Египта так же свидетельствуют о существовании управления с тех времён. Мы не будем вдаваться глубоко в историю, а рассмотрим основные школы, концепции теории организации, которые сделали большой вклад в теорию организации как науку.

Теория организации характеризуется большим количеством различных концепций, теоретических и практических подходов, которые достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. Характерной особенностью развития теории организации является то, что она строится не на отрицании предыдущих исследований, а на основе ранее созданных подходов, развивая и дополняя их, открывая новые аспекты управленческой деятельности.

Основные концепции теории организации:

  1. концепция «научного управления»;

  2. концепция «административного управления»;

  3. концепция «бюрократической организации;

  4. концепция «человеческих отношений;

  5. концепция «науки о поведении».

Итак, рассмотрим выше перечисленные концепции и школы более подробно.


2.1. Школа научного управления.
Школа научного управления сформировалась и получила широкую известность во всём мире под наименованием «научный менеджмент» или «научная организация труда»1 на пороге ХХ в. и связано с именами Ф.У. Тейлора (1856-1915), супругов Френка (1868-1924) и Лилии Гилбрет (1878-1972), Г. Эмерсоном (1853-1931), Г. Ганнта (1861-1919)2.

Концепция Тейлора заключалась в расчленении процесса физического труда и организации на составные части, т.е. на труд исполнительский и труд распорядительский, и последующем анализе этих частей. В производственной системе, работающей как слаженный механизм, каждый работник должен быть ответственен за свои функции. Тейлор говорил, что «человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен выполнить её»3.

Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующей на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организация.

Тейлор считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать. Это привело к появлению большого числа функциональных менеджеров и углублённоё специализации на базе операционного труда. По его мнению, администрация призвана выполнять следующие функции:

разрабатывать научными методами каждый элемент работы;

на научной основе производить отбор, развитие и обучение рабочих;

соединять рабочих и науку воедино;

обеспечить строгое разделение труда между рабочими и менеджерами4.

2.2. Классическая (административная) школа в управлении.
Классическая, или административная школа, рассматривает организацию с точки зрения перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Родоначальником данной школы считается Анри Файоль (1841-1925)9. Представители этой школы Джеймс Д. Муни, А.К. Рейли, Алфред П. Слоун, Л. Урвик, Г. Гьюлик10.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышение эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Цель данной школы было создание универсальных принципов управления. Эти принципы затрагивали два основных момента. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и на специфические, относящиеся непосредственно к управлению организацией.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на 5 основных принципах:

  1. планирование;

  2. организация;

  3. распорядительство;

  4. координация;

2.3. Бюрократическая теория организации.
Огромный вклад в поиск способов эффективного управления организациями внёс Макс Вебер (1864-1920)14, который одним из первых исследовал бюрократические процессы в организациях.

Вебер рассматривал организацию в первую очередь как «систему взаимоотношений статусных групп»15. Он показал, что бюрократические структуры поддерживают непрерывность существования организаций. Зафиксированные в письменном виде руководства и процедуры обязательные для всех сотрудников, чётко разделяют работника и его обязанности, вводят всю работу в определённое, чётко заданное русло.

Вебер выделял следующие признаки бюрократической структуры:

  1. Наличие правил, которые:

  • определяют и контролируют поведение всех работников во время работы, что помогает обеспечить дисциплину;

  • гарантируют единообразие процедур и операций независимо от желаний менеджера или сотрудника;

  • обеспечивают согласованное функционирование всех звеньев управления.

  1. Иерархическая структура, в которой объём полномочий по принятию решений распределяется по вертикали и чётко зафиксирован. Каждая должность на более низком уровне подконтрольна и подотчётна на более высоком уровне.

  2. Беспристрастность – правила, инструкции, формальные отношения защищают работников от прихотей менеджеров. Когда существуют чёткие критерии оценки труда и зафиксированные правила поведения, менеджеры вынуждены объективно оценивать работников независимо от личных симпатий и антипатий16.


2.4. Концепция «человеческих отношений» Э. Мэйо.
Концепция «человеческих отношений» как теория получила своё развитие в 20-30 годы в США. Возникновение данной концепции связывают с именами учёных Э. Мейо, Ф. Ротлисберг, У. Френч, А. Маслоу. Связано это с ростом значения человеческого фактора. Наконец обратили внимание на то, что человек – это прежде всего личность, и им надо управлять по иному, чем другими факторами производства.

Мэйо провёл большую серию экспериментов в течении нескольких лет в 20-30-х годах на ряде предприятий фирмы «Вестерн Электрик Компани» в городе Хоторне штат Филадельфия. Это исследование получило название «хоторнских экспериментов».

Возникновение концепции – это период попыток понять место людей в производстве. Её основоположники утверждали, что для человека основными стимулами являются не материальные блага, а моральное удовлетворение, психологический комфорт, самоудовлетворение и др. психологические мотивы.

Мейо отмечал, что группа рабочих – это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определённым образом воздействуя на такую систему, можно улучшить результаты труда. Человек всегда откликался на влияние группы, т.к. он в большей степени реагирует на людей равных ему по статусу, чем на руководство. Т.о., появилось понятие неформальных групп и отношений в данной концепции.

Неформальные группы – это структура, возникшая на основе симпатий и антипатий. Эти отношения естественны, необходимы и полезны для организации. Иногда, интересы неформальных групп, вступают в противоречие с интересами формальных организаций. В таком случае задачей менеджмента является согласование этих интересов.

В отличие от формальных, официально регламентированных структур, неформальные группы, клики, отдельные лидеры функционируют на основе

2.5. Школа науки о поведении.
Цель данной школы на практике повысить эффективность деятельности организации за счёт эффективного использования человеческого фактора. Главный постулат этой школы состоял в том, что правильное применение науки о поведении при непосредственном руководстве людьми всегда будет способствовать повышению эффективности работы как отдельного работника, так и организации в целом.

Среди наиболее крупных представителей школы науки о поведении, можно назвать Д. Мак-Грегора, К. Арджириса, Р. Лайкерта, Ф. Гецберга25.

Наука о поведении – наука, изучающая поведение людей в организации и то, каким образом это поведение влияет на эффективность организации. Основными компонентами изучения являются индивид, группа, организация.

Предметом науки о поведении являются основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в организации, т.е. в условиях совместного труда и межличностного общения.

В эту концепцию входят понимание, прогнозирование человеческого поведения, а также управление им. По мере развития новой техники наблюдается достижение большой гибкости производства. Планирование и подготовка производства осуществляется самим коллективом. В данном случае мотивация и квалификация становятся основной, центральной проблемой управления персоналом. Результат в значительной степени зависит от воли работников и их возможностей (квалификации). Управлять умственной деятельностью сложнее, чем физической.

Видным представителем данной школы является Д. Мак-Грегор (1906-1964). С его т.з., «на протяжении истории можно выделить два главных поворота применительно к средствам контроля за поведением людей в организации»26. Первый состоял в переходе от применения физического

Заключение.
Теория организации – это наука об основных закономерностях жизнедеятельности организаций.

Причины создания организации состоят в следующем:

    1. Физиологические и биологические, и интеллектуальные ограничения отдельного человека.

    2. Возможность вознаграждения (внутреннее вознаграждение, внешнее вознаграждение.

    3. Возможность достижения общих и личных целей.

Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих организаций, поведение организаций и их связь с внешней средой. Как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания и развития организации как единого целого. В целях обеспечения целенаправленности и эффективной деятельности индивидов и групп входящих в их структуру.

Теорию организации - это комплексная научная дисциплина, которая впитала в себя достижения смежных общественных наук, таких как - теория управления, психология, социология, социальная психология, антропология, экономические и юридические науки, информатика.

Теория организация не возникла бы как наука без эволюции управленческой мысли. На становление её оказали большое влияние такие концепции, школы и основные идеи, как, Тейлора, Файоля, Вебера, Мэйо, Мак-Грегора и др.

Концепция «научного управления» сформировалась на пороге ХХ в. и связана с именами Ф.У. Тейлора, супругов Френка и Лилии Гилбрет, Г. Ганнта. Основоположником данной концепции является Ф. Тейлор. Целью данной концепции было создание системы научной организации труда,
Список использованной литературы.


  1. Бойко А.П., Сковиков А.К. Социология. – Ярославль.: «Экзамен», 2003. – 64 с.

  2. Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2006. – 224 с.

  3. Граждан В.Д. Теория управления. – М.: «Гардарики», 2004. – 416 с.

  4. Демидова А.В. Теория организации: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2006. – 128 с.

  5. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология. – М.: «Трикста», 2005. – 144 с.

  6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Академический Проект: «Трикста», 2005. – 560 с.

  7. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «ИНФРА-М», 2002. – 480 с.

  8. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «ИНФРА-М», 2003. – XVIII, 558 с.

  9. Родионова В.Н., Туровец О.Г. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: «ИНФРА-М», 2003. – 128 с.

  10. Ромашов О.В. Социология труда. – М.: «Гардарики», 2003. – 320с.

  11. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 439 с.



Интернет.

12. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. http://www.i-u.ru/biblio/archive/akulov_teorija/00.aspx



1Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 51.

2 Там же. С. 51.

3 Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «ИНФРА-М», 2003. С. 520.

4 Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 54.

5 Там же. С. 54.

6 Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «ИНФРА-М», 2003. С. 520.

7 Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Академический Проект: «Трикста», 2005. С. 9.

8 Там же. С. 10.

1 Демидова А.В. Теория организации: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2006. – С. 3


2 Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. http://www.i-u.ru/biblio/archive/akulov_teorija/00.aspx

3 Родионова В.Н., Туровец О.Г. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: «ИНФРА-М», 2003. – С. 6

5 Родионова В.Н., Туровец О.Г. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: «ИНФРА-М», 2003. – С. 3

6 Там же. С. 3

7 Там же. С.3

1 Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 61

2 Там же. С.65.

3 Там же. С. 65.

4 Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 67.


9 Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «ИНФРА-М», 2003. – с. 208.


10 Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 74.

14 Демидова А.В. Теория организации: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2006. – С. 14.

15 Там же. С. 14.

16 Там же. С. 15.

25 Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 89.

26 Там же. С. 93.




Похожие:

Литература 30 icon  в   жж-ки нашёл такую подборку инет-библиотек
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Литература 30 iconЛитература как прием: 
Э.  Паунда  и  Т.  Элиота,  проза  Д.  Джойса,  литература  американского  Юга - 
Литература 30 iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование. Магистерская программа «Русская литература»
Педагогическое образование на программу «Русская литература» сдают один вступительный экзамен – «Литература – филологический анализ...
Литература 30 iconЛитература -  это важнейшее средство обмена культурными
...
Литература 30 iconЛитература:   Комплект  плакатов  по  устройству  карбюраторов,  литература  по 
Ознакомиться  с  оборудованием:  моделями  карбюраторов,  сборочными  единицами, 
Литература 30 iconЫ: Литературоведение – русская литература и зарубежная литература; Психология; Педагогика; Риторика; Русский язык как иностранный; Речь. Язык. Общение

Литература 30 iconЛитература Образовательное учреждение: моу «Кошки-Шемякинская основная общеобразовательная школа Буинского района рт»
Должность, преподаваемый предмет: Заместитель директора по воспитательной работе, русский язык и литература
Литература 30 iconУчебная литература
В., Просняковой Т. Н. к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1 год обучения)– Самара: Издательство «Учебная...
Литература 30 iconУчебная литература
Просняковой Т. Н. к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» ( 1 год обучения)– Самара: Издательство «Учебная литература»:...
Литература 30 iconЛитература 25   4   Бисфосфонаты 25   4   Механизм  действия 26   4   Основные  и  побочные  эффекты 26   4   Литература 26     4   Терапия анальгетиками системного типа «лестница обезболивания»
Перевод: К. А. Ширанов Научное редактирование: Е. И. Велиев © Европейская ассоциация урологов, 2010
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница