Курс коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-7 лет). Для занятий понадобится




НазваниеКурс коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-7 лет). Для занятий понадобится
страница1/5
Дата конвертации25.05.2013
Размер0.65 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
Курс коррекционно-развивающих занятий

«Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-7 лет).
Для занятий понадобится: бумага для рисования, краски, карандаши, цветные мелки, картон, ножницы, клей, пластилин, фотографии, музыка, художественные произведения, пиктограммы, фотографии.

Показания к участию в программе:
Программа адресована детям дошкольного возраста (5-6 лет) с различным  уровнем психического, познавательного и речевого  развития, с сохранным интеллектом, испытывающих трудности  общения.
Задачи программы:
Обратить внимание детей на нравственную сторону поступков людей.

Учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку.

Побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.
Цель программы:
Развитие коммуникативной и эмоционально  – личностной сферы в процессе развития умения взаимодействовать со сверстниками.

Коррекция эмоциональной и поведенческой сферы детей и гармонизация межличностных отношений (создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между людьми и т.д.)

Формирование  и развитие Я – концепции и самосознания ребенка. 

Расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;

Развитие способности к эмоциональному сопереживанию;

Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;

Формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;

Воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.

Условия реализации:
Программа рассчитана на 12 занятий. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проводятся в помещении, где достаточно места для передвижения, есть столы или мольберты, есть игрушки для организации сюжетно ролевой игры. Обязательное обеспечение участников необходимыми изобразительными материалами (бумага формата А-4, простые и цветные карандаши, акварель, гуашь, кисти, баночки, цветные мелки)

Количество детей в группе 7-9 человек.

Оптимальная периодичность встреч— 1 раза в неделю.

Данная программа реализуется в групповом варианте проведения.
Содержание программы

Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.

Раздел 1. Я и мои родные.

Цель: развивать способность к эмоциональному сопереживанию, учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близким людям, воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сёстрам, вызывать стремление проявлять заботу к братьям и сёстрам, развивать осознание причин детских ссор, вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи пожилым людям.

Раздел 2. Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям.

Цель: формировать ценностное отношение ребёнка к себе и к окружающим, учить понимать эмоциональное и физическое состояние сверстника, воспитывать доброе отношение детей друг к другу, способствовать формированию эмпатии, развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику, учить замечать их переживания и ожидания.

На каждый блок задач отводится 6 занятия. Первое занятие каждого последующего блока — повторение пройденного — служит плавным переходом к новой теме.
Каждое занятие содержит четыре этапа

Этапы:


  1. ориентировочный этап;

задачи: установление эмоционально-положительного контакта; установление первичных межличностных отношений, изучение возможностей изобразительных материалов.

  1. этап актуализации и объективирования типичных трудностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций;

Задачи: актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций, объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуаций, обеспечение эмоционального отреагирования ребенком чувств и переживаний, связанных с негативным прошлым опытом взаимодействия.

  1. конструктивно-формирующий этап;

Задачи: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;

развитие социальной и коммуникативной компетентности ребенка;

развитие способности к осознанию себя и своих возможностей;

увеличение уровня самопринятия и самоотношения;

расширение сферы осознания чувств и переживаний как своих, так и других людей, развитие способности к эмпатии, преодоление эмоционально-личностного эгоцентризма;

формирование способности к произвольной регуляции своего поведения и деятельности.

  1. обобщающе-закрепляющий этап

Задачи: обобщение сформированных на предшествующем этапе способов деятельности и перенос нового позитивного опыта в практику реальной жизнедеятельности ребенка и его отношений с другими людьми.


Ожидаемые результаты:
Успешная адаптация в коллективе сверстников.

Сформированность адекватной самооценки.

Расширение репертуара эмоциональных проявлений.

Позитивное отношение к сверстникам.

Положительное  самоотношение и принятие других людей.

Приобретение навыка социального поведения и общения с другими людьми.

Умение выражать свою любовь к близким людям.

Увеличение  положительных черты характера.

Уменьшение нежелательных черт характера и поведения.

Улучшение взаимопонимания в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Коррекционно-развивающая работа с детьми

Месяц

неделя

Тема

Цели

Октябрь

1 неделя

Занятие № 1 «Самый дорогой на свете чело-век»


Развивать способность к эмоцио-нальному сопереживанию. Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей. Учить давать моральную оценку поступкам героев художест-венных произведений. Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям.

2 неделя

Занятие № 2 «Почему мы обижаем близких нам людей»


Учить детей различать понятия «добро» и «зло».Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям. Развивать способность понимать настроение и состояние другого человека. Формировать осознание моральной стороны поступков. Способствовать сплочению детского коллектива.

3 неделя

Занятие № 3 «Братья и сёстры»

Воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сестрам.

Вызывать стремление проявлять заботу о младших братьях и сестрах.

Развивать осознанное отношение к проявлению сочувствия близким людям.


4 неделя

Занятие № 4 «Ссоры братьев и сестёр»

Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереживания по собственному убеждению.

Развивать осознание причин детских ссор.

Поощрять проявления сочувствия и сопереживания к окружающим людям.


Месяц

неделя

Тема

Цели

Ноябрь

1 неделя

Занятие № 5 « Учимся понимать переживания родных и близких нам людей».


Формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых (родителей).

Побуждать к проявлению сопереживания детям и родителям, переживаемых трудные ситуации.

2 неделя

Занятие № 6 «Наши бабушки и дедушки».


Расширить представления детей об отношении к пожилым людям.

Воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия.

Вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.

3 неделя

Занятие № 7 «Друг в беде не бросит»



Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.

Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.


4 неделя

Занятие № 8 «Друг заболел».


Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу.

Формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему товарищу.

Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изобра-жениям и объединять разные изображения единым сюжетом.




Месяц

неделя

Тема

Цели

Декабрь

1 неделя

Занятие № 9 «Как помочь больному другу?»



Закрепить и обобщить представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам, напомнить правила поведения: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна твоя помощь».

Побуждать детей к проявлению внимания и заботы о заболевшем товарище.


2 неделя

Занятие № 10 «Учимся понимать боль другого человека».


Учить различать эмоциональные состояния на примересказочных персонажей.

Способствовать формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.


3 неделя

Занятие № 11 «Друг и в радости, и в горе всегда рядом»


Формировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих.

Диагностировать проявление эмпатии.


4 неделя

Занятие № 12 «День рождения друга».



Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику.

Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким.

Учить замечать их переживания и ожидания.



Занятие № 1 «Самый дорогой на свете человек»

Цели:

  1. Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.

  2. Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей.

  3. Учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.

  4. Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям.


Материал: Стихотворение В. Руссу «Мама», стихотворение Г. Ладонщикова «Я не плачу», Солнышко (игрушка), сердечко (игрушка), «Советы Солнышка», экспозиция букетов цветов, заготовки бумажных сердечек, карандаши, фломастеры, краски, баночки с водой, кисточки.

Ход занятия.

Ритуал начала занятия. Дружба начинается с улыбки.

Занятие начинается с обращения к детям:

- Кто на свете для вас самый дорогой человек?

- Мама!

Чтение стихотворения о маме В. Руссу.

Много мам на белом свете, Всех дороже мне она.

Всей душой их любят дети. Кто она? Отвечу я:

Только мама есть одна, Это мамочка моя.

Психолог предлагает рассказать детям о своей маме с помощью игрового упражнения: «Моя мама». Дети по очереди завершают суждение «Моя мама...», «Когда я вижу свою маму, то...».

Появляется Солнышко — обязательный игровой персонаж всех последующих занятий. Солнышко приносит с собой волшебный фонарик, который будет детям помогать в трудную и в радостную минуту.
С помощью Солнышка детям предлагается прослушать проблемную ситуацию, которая после обсуждения обязательно проигрывается.
Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Мама Сережи пришла уставшая с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сережа сделал вид, что не услышал просьбу.

Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: "Не хочу!". Мама обиделась».

- Почему мама обиделась на сына?

- Как должен был поступить Сережа?

Во время проигрывания ситуации обращается внимание на передачу эмоционального состояния каждого героя с помощью мимики, пантомимики и интонации голоса. После проигрывания воспитатель обращается с вопросами к детям.

- Для чего нужна мама? (Диагностика детских представлений и суждений.)

Подвести к обобщению: «Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит».
- А всегда ли мы понимаем и слушаем своих мам?

Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Я не плачу».

Мама сильно рассердилась,

Без меня ушла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости, в последний раз!..».

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.


  • Почему рассердилась мама?

  • Кого вам жалко в этом стихотворении? Почему?

  • Как можно помочь малышу в этой ситуации?

На помощь детям приходит Солнышко, которое дает советы:

Будь ласков с родителями, с теми, кто заботится о тебе дома, помогай им, будь приветлив с ними.

Если ты вдруг обидел дорогого тебе человека, то нужно обязательно попросить прощения.

Подойди к маме, обними ее, нежно скажи: «Прости».

Сделай маме что-нибудь приятное, она будет этому очень рада.

Игра «Букет цветов для любимой мамы»

Воспитатель берет на себя роль продавца. Заранее готовится витрина с экспозицией букетов цветов.

Игровая задача: выбрать самый красивый букет для своей мамы, объяснив, почему именно этим цветам отдано предпочтение.

С помощью мимики показать выражение лица мамы, которая получит такой красивый букет.

Далее детям раздаются сердечки, вырезанные из бумаги, цветные карандаши (фломастеры) и предлагается раскрасить сердечки (передать маме свою любовь, ласку, заботу). По окончании задания воспитатель предлагает подарить эти сердечки своим мамам, сделав им тем самым приятное.

В конце занятия предложить спеть песню о маме.
Ритуал окончания занятия. Речёвка.

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята

Никого не обижаем.

Как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!


Занятие № 2 «Почему мы обижаем близких нам людей»

  1   2   3   4   5

Похожие:

Курс коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-7 лет). Для занятий понадобится iconПрограмма коррекционно-развивающих занятий
Программа предназначена для использования в практике учреждений общего и среднего образования, специального образования, школах вспомогательного...
Курс коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-7 лет). Для занятий понадобится iconПримерный план коррекционно развивающих занятий по развитию речи ( подготовительная группа)
Обогащение речи яркими эпитетами, многозначными словами практическое использование при составлении простых предложений
Курс коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-7 лет). Для занятий понадобится iconПрограмма коррекционно-развивающих занятий в 1 классе «восприятие или как помочь ребенку познать окружающий мир»
Потенциал к компенсации дефектов психического развития и патологии речи, в частности, у детей с отклонениями в развитии такой, что...
Курс коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-7 лет). Для занятий понадобится iconРасписание занятий для детей 3 — 4 лет

Курс коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-7 лет). Для занятий понадобится iconПрограмма развивающих занятий «лаборатория профессора ума»
Целью предложенных занятий является оказание старшим дошкольникам помощи в развитии школьно-значимых навыков и умений, волевой регуляции...
Курс коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-7 лет). Для занятий понадобится iconПланирование занятий мбдоу творческой мастерской «Умелые ручки» для детей 5-7 лет Месяц
Планирование занятий мбдоу творческой мастерской «Умелые ручки» для детей 5-7 лет
Курс коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-7 лет). Для занятий понадобится iconИ. В. Чуфистова «Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе»
Мма для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе» реализуется в рамках методической...
Курс коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-7 лет). Для занятий понадобится icon  Программа предназначена для занятий в сенсорной комнате детского са
...
Курс коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-7 лет). Для занятий понадобится iconПрограмма коррекционных занятий (1-4 классы )
Современная практика коррекционо-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие...
Курс коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-7 лет). Для занятий понадобится iconИсследование долговременной памяти
В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки памяти. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница