Работа литературного музея поэтессы Э. Бояршиновой при  библиотеке-филиале № 8 Котласской цбс как метод,  способствующий многогранному приобщению молодежи к чтению 




PDF просмотр
НазваниеРабота литературного музея поэтессы Э. Бояршиновой при  библиотеке-филиале № 8 Котласской цбс как метод,  способствующий многогранному приобщению молодежи к чтению 
Дата конвертации24.05.2013
Размер50,8 Kb.
ТипДокументы
Лапина Е.А., заведующая 
библиотекой-филиалом №8 
Котласской ЦБС 
(г. Котлас, Архангельская обл.). 
Работа литературного музея поэтессы Э. Бояршиновой при 
библиотеке-филиале № 8 Котласской ЦБС как метод, 
способствующий многогранному приобщению молодежи к чтению 
Чтение - только начало. 
Творчество жизни - вот цель. 
Н.А. Рубакин 
Литературный музей поэтессы Э. Бояршиновой был открыт при 
библиотеке-филиале №8 Котласской ЦБС к 75-летнему юбилею 
поэтессы 21 мая 2003 года. 
Давно назревшая потребность обобщения и предоставления 
котлашанам сведений о жизни и творчестве поэтессы была 
удовлетворена. Интерес к творчеству Э. Бояршиновой, возникший при 
ее жизни в 60-х - 70-х годах XX века, когда с небольшим временным 
интервалом вышли семь ее поэтических книг, спустя четверть века 
после ее смерти получил большой резонанс. 
Первый сборник стихов «Утренняя песня» вышел в Свердловске в 
1959 году; в 1964 году в Архангельске вышел второй поэтический 
сборник «Девчонка, которая дарит цветы». Последующие ее сборники 
«Через грозу» (1965 г., Свердловск), «Голос» (1968 г., Свердловск), 
«Берег» (1972 г., Свердловск), «Не исчезнет добро» (1976 г., Москва), 
«Приезжай на листопад» (1978 г., Свердловск) принесли ей известность 
и любовь читателей. Но тогда почему же ее стихи, посвященные 
Северу, дышащие Севером, «его красками, звуками, цветами, 
воспоминаниями», так непросто шли к северянам, а материалы о жизни 
и творчестве поэтессы оформились в музейную экспозицию спустя 
четверть века после ее смерти? Тому есть вполне объяснимые 
причины и обстоятельства. 
Э.И. Бояршинова родилась 21 мая 1928 г. в городе Ирбит 
Свердловской области в семье молодых учителей. Ее отец Иван 
Афанасьевич Бояршинов после окончания Пермского университета 
был направлен на работу в г. Ирбит. Ее мама Нина Александровна 
Жданова, северянка (родители Н.А. Ждановой жили в г. Соль-
вычегодске Вологодской губернии, сейчас Архангельской области) 
поехала на Урал за мужем. Через год после рождения дочери Эмилии 
семья Бояршиновых вернулась на Север, и вся их дальнейшая 
43 

трудовая деятельность связана с городом Котласом, где прошли 
детские и школьные годы будущей поэтессы. 
Мама Эмилии Бояршиновой не только вела уроки русского языка 
В стихах Эмилия Бояршинова очень точно называет место, 
и литературы, но и многие годы, вплоть до конца своей жизни, была 
которое считает своей родиной: 
бессменным директором школы №1. Ей первой в Котласе было 
А на родине 
присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». 
И ветер - словно песня, 
Отец Эмилии Бояршиновой преподавал географию, в начале 
Величальная, встречальная - плывет. 
войны был призван в армию, воевал под Ленинградом на Волховском 
Не заказывает Лименда оркестры -
фронте, получил тяжелое ранение, после госпиталя воевал на 
Просто песнею 
Сталинградском фронте, имеет боевые награды: медали «За отвагу» 
Навстречу мне идет. 
и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». 
В творчестве Э. Бояршиновой немного стихов, посвященных 
В 30-е - 40-е годы XX века нынешний микрорайон г. Котласа -
событиям периода Великой Отечественной войны, но ее «Фронтовые 
Лименда - был поселком, самостоятельной административной 
письма» навеяны впечатлениями от писем раненого отца. Эти письма 
единицей, имел свой поселковый Совет, развитую инфраструктуру, так 
сохранились и по сей день. 
как вырос вокруг успешно развивающегося Лимендского судоремонтно-
Когда началась Великая Отечественная война, Э. Бояршиновой 
судостроительного завода. Именно Лименде и ее людям посвятила 
исполнилось 12 лет. На хрупкие, неокрепшие детские плечи легли 
Эмилия Бояршинова более 30 своих произведений. 
недетские тяготы: насобирать щепы и дров на берегу затона, 
В 1933 году учителя Бояршиновы переезжают из Котласа, где они 
растопить сырыми дровами печь, приготовить еду сестренке, 
преподавали в школе №3, в Лименду и учительствуют в новой школе 
родившейся перед войной... Скудный продуктовый паек, выношенная 
№1. С этой школой связано у Эмилии очень много воспоминаний: 
одежда, суровый военный быт - все это реалии жизни тех лет. Но 
детство вошло в ее поэтическую память совсем иными картинами: 
Издали только гляну я: 
Снова, как прежде, ждет 
По ромашковым полянам, 
Школа моя деревянная 
По тропинке луговой 
С окнами на восход... 
Шли купаться утром ранним 
Босоногою гурьбой. 
Первая школа в Лименде, 
Каждого из птенцов 
Незабудки голубые, 
Помнит она по имени, 
Кашка, лютик золотой... 
Знает она в лицо. 
Детства встречи не забыты 
С милой Лимендкой-рекой. 
Помнит будни и праздники, 
Горькую тишину -
Ее детская мечта стать капитаном дальнего плавания 
Как ушли старшеклассники 
трансформировалась в мечту стать журналистом и постигать глубины 
На большую войну. 
человеческой души. А реки детства - Лимендка, Вычегда, Северная 
Двина - навсегда останутся источником ее вдохновения, источником 
Помнит она, бессонная, 
образов речной стихии. В 1945 году Эмилия Бояршинова с золотой 
Нежность прощальных дней: 
медалью окончила Лимендскую школу №1 и поступила в Московский 
Юные, окрыленные, 
библиотечный институт. Книги всегда были ее добрыми помощниками 
Мы расставались с ней. 
и друзьями. У нее есть стихи, посвященные библиотеке: 
Снова вхожу в эти стены я, 
Мне все здесь близко, 
Нежности не тая... 
Дорого, знакомо. 
Школа моя незабвенная -
И я отныне - свой здесь человек. 
Учительница моя! 
Я чувствую себя как дома 
Средь каталогов, книг и картотек. 
44 
45 

прожила короткую жизнь длиною в 50 лет. Умерла 1 декабря 1978 года 
Я влюблена в раздумья тихих залов. 
и похоронена в Свердловске. Самыми чуткими, самыми 
Здесь лишь сердца над книгами стучат. 
проницательными рецензентами ее стихов были писатели и поэты 
Здесь каждый том 
Среднего Урала. Людмила Татьяничева назвала ее стихи «лирикой 
(Как мало я читала!) 
умного и доброго сердца». Евгений Пермяк в рецензии на книгу 
Хранит богатства, мудр и величав. 
«Голос» писал: «Река поэзии полнится множеством притоков: тихих 
речек, громких потоков, шумящих водопадов, хрустально звенящих 
К библиотеке, может быть, влеченье 
ключей... Поэзия Эмилии Бояршиновои принадлежит к родниковой. 
В других сердцах стихом я разбужу, 
Она свежа, прозрачна, умеренно сентиментальна». И по сей день в 
Чтоб каждый так входил, 
Екатеринбурге Э. Бояршинову называют уральской поэтессой. 
Как я - с почтеньем -
Казалось бы, жизнь ее оборвалась и поставлена последняя точка. 
В храм мысли человеческой 
Но река времени вынесла на северный берег обстоятельства 
Вхожу. 
жизни и творчества Э. Бояршиновои, которые представляют интерес и 
сегодня. Умерла она внезапно и, как вспоминают родственники, у нее 
В годы юности она написала много стихов, которые не включала 
было много задумок и планов. Она мечтала вернуться домой и жить 
в дальнейшем в свои книги. 
либо в Котласе, либо в Вологде. Всю жизнь она жила на два дома. Вот 
В те годы она писала о любви, о предчувствии счастья, она 
строки из ее стихотворения «Вычегда - Свердловск»: 
скучала по дому, из московского далека обращалась памятью сердца 
к Северу: 
Здесь, как звезды, бакены мерцают. 
А какие у нас снега! -
Там проспекты - все в цветных огнях. 
Глубоки снега - тонет дерево. 
Там мои знакомые трамваи, 
Как поет в декабре пурга!.. 
Может быть, скучают без меня... 
Я скучаю в Москве по Северу. 
Уезжаю. Но давно знакомо: 
«Приглашение в Лименду» - пожалуй, самое светлое, самое 
Скоро Север позовет опять... 
солнечное ее стихотворение. 
Так всю жизнь и суждено мне: 
В 1949 году после окончания библиотечного института Эмилия 
Дома - по другому дому тосковать. 
Бояршинова по распределению была направлена библиографом в 
Свердловскую областную библиотеку им. В.Г. Белинского. Пять лет ее 
Именно Север называла Э. Бояршинова отчим краем: «Мой 
трудовой деятельности были отданы библиотечной работе. 
отчий край, мой первый берег, начало всех моих начал». Здесь, в 
Организованность и самодисциплина Эмилии Бояршиновои принесли 
Котласе, жили ее самые близкие и любимые люди: мама, отец, сестра, 
свои поды: за время работы в библиотеке она составила два 
друзья, которым она посвятила много лирических стихотворений. 
библиографических пособия. В это время Э. Бояршинова заочно 
Каждый год при первой возможности она приезжала на Север и 
учится в Литературном институте им. А М. Горького и готовит к 
каждый год одаривала свою родину новыми стихами: 
изданию первую свою поэтическую книгу «Утренняя песня». 
В 1959 году по совету уральской поэтессы Людмилы 
Есть же такая радость - Жаль, что пора прощаться... 
Татьяничевой Э. Бояршинова в поисках новых тем для своих стихов 
Времени вопреки, Жизнь хороша, пока 
переходит на работу в заводскую многотиражку. Индустриальный 
С собственным детством рядом Есть куда возвращаться. 
Свердловск не изменил лирической основы ее творчества. За свою 
Жить у старой реки... Берег, затон, река... 
трудовую жизнь Э. Бояршинова поработала в многотиражках крупных 
промышленных предприятий Свердловска, в Средне-Уральском 
Пожалуй, трудно назвать в нашей Архангельской области город, 
книжном издательстве, на областном радио. В последние годы своей 
так щедро изукрашенный лирическими стихами такой глубины, 
жизни она возглавила все литературные объединения Свердловской 
свежести и тонкого лиризма, как Котлас. 
области, редактировала книги начинающих поэтов. Вся ее трудовая 
деятельность на протяжении 30 лет связана со Свердловском. Она 
46 
47 

Наши школьники с удовольствием учат наизусть стихи, 
Обнять любимых 
посвященные их малой родине, эти стихи, созвучные их чувствам, 
И - возвратиться в Океан. 
становятся песней их сердца: 
Интерес к творчеству Эмилии Бояршиновой северян, жителей ее 
Выросла я на острове. 
малой родины, всегда был огромен. Учащиеся школ, средних учебных 
Глянешь кругом: вода. 
заведений, самодеятельные артисты готовили концертные программы, 
Реки мне были сестрами, 
учили наизусть ее стихи, но всегда ощущалась некая дымка 
Верными навсегда. 
непознанного в ее жизни и творчестве. Да, выросла в Лименде, многие 
помнят встречи с ней в школах, библиотеке, редакции газеты «Двинская 
Можно из книжек вычитать, 
правда», многие помнят ее родных и друзей, но все это были крупицы 
Какая у них длина... 
знаний о ней. 
Лимендка моя, Вычегда, 
К 75-летнему юбилею поэтессы были сделаны первые шаги к 
Северная Двина. 
созданию музейной экспозиции, посвященной ее творчеству. Была 
радость обретения первых музейных экспонатов, были первые попытки 
А сколько дочернего чувства вложено ею в стихотворение 
обобщения знаний о ней. По крупицам собирался материал, 
«Встреча с Архангельском»: 
группировался, систематизировался, обрастая деталями, фактами, 
разрабатывался план размещения экспозиции, составлялись макеты, 
Город северный, город старинный 
проводились встречи с людьми, знавшими семью Бояршиновых. 
Над студеной двинскою волной, 
Кульминацией проделанной работы стал «Праздник поэтического 
Осени меня, путь озари мне, 
слова», который состоялся 21 мая в день 75-летнего юбилея Э. 
Будь в далеких походах со мной! 
Бояршиновой. В микрорайоне Лименда были расклеены афиши с 
программой проведения праздника и приглашением всех желающих. 
То ли звал меня криками чаек, 
Праздник, длившийся весь день, был организован совместно с Домом 
То ли ждал на лесном берегу? 
культуры. Открыли праздник самые юные жители Лименды конкурсом 
Или ты без меня не скучаешь -
детского рисунка на асфальте «Я рисую стихи». В нём приняли участие 
Это я без тебя не могу. 
86 детей из трех детских садов Лименды. Жюри очень трудно было 
определить победителей: столько солнца, ромашек, разливов рек было 
Вольнолюбивая, любящая странствия, города и реки, Эмилия 
рождено детским творчеством. Главным событием праздника стало 
Бояршинова приняла в свое сердце и Ирбит, и Свердловск, и Дон, и 
торжественное открытие Литературного музея поэтессы при большом 
Каму, и Первоуральск, и Карадаг. Во многих городах и поселках 
скоплении народа с участием родственников поэтессы, почетных гостей 
России у нее были друзья и почитатели ее творчества. Но 
и должностных лиц. В этот день музею были подарены экспонаты, 
единственное для нее место на земле, дарующее целебное 
пожелания, музыкальные подарки. Концертные программы, выступления 
восстановление жизненных сил, - это отчий край, только о Севере 
самодеятельных поэтов и бардов сменяли друг друга. Завершился 
пишет она как об источнике своего творчества: 
праздник молодежной дискотекой, на которой под гитару пелись песни 
на стихи Э. Бояршиновой. 
Любые бури мне по силе, 
С того памятного дня прошло 5 лет. Как преобразилась за эти годы 
Когда он в плаваньях со мной 
деятельность библиотеки, сколько новых прекрасных друзей появилось 
Тот берег в глубине России, 
у нее, сколько экскурсий, тематических литературных вечеров 
Как верный бакен над волной 
проведено не только для читателей, жителей микрорайона, но и для 
ближних и дальних гостей города. 
Только на Севере появлялась у нее: 
А как преобразился и вырос за эти годы сам Литературный музей! 
В 2004 году в результате переписки с Германом Александровичем 
Прекрасная необходимость -
Ждановым, дядюшкой Э. Бояршиновой, из Перми в Литературный музей 
Раскинуть карту новых стран, 
был отправлен рабочий стол поэтессы, который после ее смерти 
Припасть к земле, 
находился в семье родственников. Стол был получен, отреставрирован 
48 
49 

и стал центром музейной экспозиции. Следующим этапом было 
переросла в тесное сотрудничество, которое дает свои прекрасные 
воссоздание столешницы рабочего стола в таком виде, в каком она 
плоды. 2008 год был ознаменован 80-летним юбилеем Э. Бояршиновой. 
была при жизни поэтессы. При изучении фотографий ее квартиры в 
В связи с этой юбилейной датой в сентябре стартовал проект «Поэзия -
Екатеринбурге все предметы, которые были на ее столе во время 
точка опоры, преобразующая мир». Соисполнителями его стали 
работы, заняли свои места, а к 80-летнему юбилею Э. Бояршиновой в 
Котласское межрайонное отделение Всероссийского общества 
2008 году был изготовлен прозрачный короб из оргстекла, и музейные 
инвалидов, библиотека-филиал №8 Котласской ЦБС, учащиеся 
экспонаты (письменный прибор из малахита, шариковые ручки из ее 
Котласского педагогического колледжа. 
коллекции, сувенир из камня в виде книги, записные книжки поэтессы) 
Задачи проекта: 
стали доступны для просмотра, и в то же самое время им обеспечена 
1. Привлечение к работе с детьми-инвалидами учащихся 
полная сохранность. 
педколледжа. 
На экскурсии в литературный музей приходят не только учащиеся 
2. Подготовка на базе Литературного музея волонтеров-
лимендских школ, детских садов, профессионально-технических 
экскурсоводов из числа учащихся. 
училищ, Котласского речного училища, но и приезжают организованные 
3. Работа молодежного десанта в г. Котласе и Котласском районе. 
группы из детских летних оздоровительных лагерей и отдельные 
4. Изготовление планшетов передвижного Литературного музея, 
подростки, наслышанные о существовании музея. 
используемых участниками молодежного десанта. 
Для воспитанников Лимендского реабилитационного центра для 
5. Организация и проведение мастер-классов по художественному 
детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, был 
чтению на базе Литературного музея. 
составлен детский абонемент «Поэтические среды». Каждая встреча 
6. Организация семинаров по особенностям работы с инвалидами. 
была ознаменована знакомством с новой темой. Вниманию детей были 
На сегодняшний день часть поставленных задач уже выполнена: 
предложены следующие темы: 
1. Определены участники молодежного десанта. 
1. Обзорная экскурсия «Поэзия добра и света». 
2. Каждый участник снабжен методическими рекомендациями. 
2. «Лименда и ее окрестности в стихах Э. Бояршиновой». 
3. В результате индивидуальных консультаций каждым выбрана 
3. «Берег детства Э. Бояршиновой». 
тема, по которой будет вестись подготовка. 
4. «Роль музыки в жизни и творчестве Э. Бояршиновой». 
4. Проведены семинары по учету особенностей работы с 
5. «Школьные друзья». 
инвалидами. 
6. «История семьи Бояршиновых». 
7. «Стихи Э. Бояршиновой о войне». 
5. Литературным музеем предоставлена обширная информация по 
Во время посещения музея дети самостоятельно выбирали стихи, 
каждой теме. 
выписывали их в свои блокноты, учили наизусть и с удовольствием и 
6. Ведется работа по составлению эскизов планшетов передвижного 
волнением читали их перед слушателями лектория. 
Литературного музея. 
Эти стихи помогли им укорениться в Лименде, сдружиться, 
7. Прошла защита тем участников молодежного десанта. Почти все 
полюбить школу, в которую их забросила судьба. Дети, обделенные 
работы оценены на «отлично». 
родительской любовью, гораздо глубже и тоньше своих сверстников 
8. Изготовлены значки - эмблемы проекта. Каждый участник не 
чувствовали силу воздействия поэтического слова. По окончании 
только сам получил такой значок, но и имеет возможность 
программы лектория они оставили очень трогательную запись о своих 
подарить их своим активным подопечным. 
впечатлениях в книге отзывов посетителей музея. Но на этом встречи с 
2009 год станет годом реализации этого проекта. Все соисполнители 
ними не прекратились. В дальнейшем они участвовали в программах 
проекта работают очень слаженно, ответственно, с большим желанием 
литературных вечеров, проводимых библиотекой. Сотрудничество с 
осуществить все намеченное. Каждый день ознаменован новым 
Центром реабилитации продолжалось вплоть до его реорганизации. 
успехом, делом, взятием новой высоты. Работа с учащимися 
Вот уже несколько лет продолжается дружба библиотеки и 
педколледжа вышла на качественно новый уровень, сотрудничество 
Котласского педколледжа. За годы обучения в педколледже учащиеся 
продолжается. 
каждой группы хотя бы раз побывали в Литературном музее Э. 
Хочется отметить востребованность работы Литературного музея 
Бояршиновой. А некоторые из них возвращаются сюда многократно, 
при подготовке учащихся котласских школ к Ломоносовским чтениям. В 
дарят музею записи на электронных носителях своих песен, написанных 
разные годы школьники писали работы по творчеству Э. Бояршиновой и 
на стихи Э. Бояршиновой. Очень органично и естественно эта дружба 
получали дипломы победителей. 
50 
51 

Интересу молодежи к творчеству Э. Бояршиновой способствует и 
издание в 2004 году книги Э. Бояршиновой «Очарованная страна». Книгу 
при содействии Литературного музея издала Г.И. Бояршинова, сестра Э. 
Бояршиновой. Книга разошлась очень быстро, в 2008 году к 80-летнему 
юбилею поэтессы было осуществлено доиздание этой книги. Книга была 
издана в количестве 400 экземпляров, в достаточном количестве 
поступила в фонды Котласской библиотечной системы и в школьные 
библиотеки. 21 мая в день юбилея поэтессы в Литературном музее 
состоялась презентация книги «Очарованная страна». Праздничная 
программа юбилейного дня была очень насыщенной: творческая 
встреча для школьных библиотекарей, литературно-музыкальный вечер 
«Очертила огнем бирюзу», презентация книги. 
Весь 2008 год прошел под знаком поэзии Э. Бояршиновой: 
поэтический турнир «Стихов тополиная вьюга», «Поле чудес» «Стихи 
поэтессы, городам посвященные», вечер-концерт «Только я не просто 
зову...», вечер памяти «Возвращение к истокам», прошедший 3 декабря 
к 30-летию со дня ее смерти. 
В ходе реализации проекта «Поэзия - точка опоры, 
преобразующая мир» фонды музея пополнились новыми экспонатами, 
была приобретена 6-ти полочная стеклянная витрина для размещения 
экспонатов. Сестра поэтессы Г.И. Бояршинова передала целый стеллаж 
книг из библиотеки семьи Бояршиновых. 
На сегодняшний день в фондах музея хранится 74 экспоната. 
Ведется работа по учету подаренных книг из библиотеки семьи 
Бояршиновых. 
Эмилия Бояршинова вернулась к северянам своими книгами, 
светлыми, жизнеутверждающими стихами. Ее стихи вселяют веру в 
гуманизм, в торжество Разума и победу Добра. Звезда ее поэзии все 
ярче горит на небосклоне так любимого ею Русского Севера. 


Похожие:

Работа литературного музея поэтессы Э. Бояршиновой при  библиотеке-филиале № 8 Котласской цбс как метод,  способствующий многогранному приобщению молодежи к чтению  iconРабота по организации помощи при трудностях в обучении чтению и письму
Цель для родителей: научить родителей как правильно организовать помощь при трудностях в обучении чтению и письму
Работа литературного музея поэтессы Э. Бояршиновой при  библиотеке-филиале № 8 Котласской цбс как метод,  способствующий многогранному приобщению молодежи к чтению  iconЗакладкой дендрария в честь 130-летия со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа в филиале Литературного музея Якуба Коласа «Смольня» (Окинчицкое лесничество)
Якуба Коласа «Смольня» (Окинчицкое лесничество) закончилась рабочая поездка премьер-министра Михаила Мясниковича в Столбцовский район...
Работа литературного музея поэтессы Э. Бояршиновой при  библиотеке-филиале № 8 Котласской цбс как метод,  способствующий многогранному приобщению молодежи к чтению  iconУрок по литературному чтению
Цель: Закрепление знаний учащихся о сказке как авторском произведении, признаках сказки как литературного жанра
Работа литературного музея поэтессы Э. Бояршиновой при  библиотеке-филиале № 8 Котласской цбс как метод,  способствующий многогранному приобщению молодежи к чтению  iconРазработка и исследование стартерных электродвигателей с повышенными пусковыми свойствами при низких температурах
Работа выполнена в филиале Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный...
Работа литературного музея поэтессы Э. Бояршиновой при  библиотеке-филиале № 8 Котласской цбс как метод,  способствующий многогранному приобщению молодежи к чтению  iconХарактеристика музея
Медниковой Валентины Ивановны. В совет музея входят : директор школы, руководитель школьного музея, учителя изо и истории, заместитель...
Работа литературного музея поэтессы Э. Бояршиновой при  библиотеке-филиале № 8 Котласской цбс как метод,  способствующий многогранному приобщению молодежи к чтению  icon  автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата  исторических наук 
...
Работа литературного музея поэтессы Э. Бояршиновой при  библиотеке-филиале № 8 Котласской цбс как метод,  способствующий многогранному приобщению молодежи к чтению  icon урок изучения нового материала
Цель: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать...
Работа литературного музея поэтессы Э. Бояршиновой при  библиотеке-филиале № 8 Котласской цбс как метод,  способствующий многогранному приобщению молодежи к чтению  icon«Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов»
Ие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема –...
Работа литературного музея поэтессы Э. Бояршиновой при  библиотеке-филиале № 8 Котласской цбс как метод,  способствующий многогранному приобщению молодежи к чтению  iconМини-сочинение
Работа проводилась по литературному чтению при изучении темы «Я и мои друзья» (учебник «Литературное чтение», авторы Л. Ф. Климанова,...
Работа литературного музея поэтессы Э. Бояршиновой при  библиотеке-филиале № 8 Котласской цбс как метод,  способствующий многогранному приобщению молодежи к чтению  iconУрок Тема: экскурсия в библиотеку
Цель: приобщение школьников к чтению, дать учащимся представление о библиотеке, абонементе и читальном зале, книжных стеллажах; о...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница