Учебное пособие томск 2003 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники




НазваниеУчебное пособие томск 2003 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
страница1/13
Дата конвертации23.05.2013
Размер2.33 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13






Зиновьева В.И.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ



Учебное пособие


ТОМСК - 2003

Томский государственный университет систем управления

и радиоэлектроники
Кафедра истории и социальной работы


Зиновьева В. И.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ



Учебное пособие

2003


Корректор: Воронина М.А.

Зиновьева В.И. Отечественная история. Учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования – 2003. – 170 стр.

Цель данного издания - помочь студентам в изучении дисциплины “Отечественная история” и подготовке к экзамену. Учебное пособие содержит обзор основных направлений социально-экономического развития, эволюции политического устройства и определяющих тенденций культурной жизни России с древнейших времен до конца ХХ века.

В основе изложения исторического материала лежит проблемно-хронологический принцип. Ему подчинена структура издания, состоящего из семи глав, охватывающих основные периоды российской истории. В разделах глав дается характеристика наиболее важных и актуальных проблем того или иного этапа развития страны. В пособии содержатся также словарь исторических и политических терминов и таблица основных дат российской истории.

Настоящее пособие рекомендуется для студентов первого курса, обучающихся с применением дистанционной образовательной технологии и всем, интересующимся Отечественной историей.

 Зиновьева В.И., 2003
 Томский межвузовский центр

дистанционного образования, 2003

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

5

ТЕМА 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. КИЕВСКАЯ РУСЬ……………………………………………………………………….1.1 Восточные славяне в древности ……………………………………..

1.2 Возникновение Киевской Руси……………………………………….

1.3 Государственное устройство и общественные отношения в Киевской Руси……………………………………………………………..

1.4 Язычество и принятие христианства в Киевской Руси……………..

1.5 Правление Ярослава Мудрого………………………………………..

1.6 Культура Киевской Руси……………………………………………..


11

11

13
16

18

20

21

ТЕМА 2. РОССИЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ФОРМИРОВАНИЕ МОСКОВСКОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА……………………..

2.1 Политическая раздробленность русских княжеств…………………

2.2 Татаро – монгольское завоевание русских земель………………….

2.3 Возвышение Москвы и формирование русского государства……..

2.4 Россия в XVI в. Время Ивана IV……………………………………..


25

25

27

29

33

ТЕМА 3. СМУТНОЕ ВРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО и КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В XVII вв……………………………………………………..

3.1 Причины Смутного времени………………………………………...

3.2 События Смутного времени………………………………………….

3.3 Экономическое развитие……………………………………………..

3.4 Социально – политическое развитие………………………………..

3.5 Внешняя политика…………………………………………………….

3.6 Русская культура XIV – XVII вв…………………………………….



38

38

40

44

45

47

49

ТЕМА 4. РОССИЯ В XVIII веке………………………………………..

4.1 Эпоха реформ Петра I. Рождение империи…………………………

4.2 Дворцовые перевороты. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II……………………………………………………………….

4.3 Развитие российской культуры………………………………………

54

54
58

63

ТЕМА 5. РОССИЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К ИНДУСТИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ……………………………………………………..

5.1 Политическое развитие……………………………………………….

5.2 Экономическое развитие……………………………………………..

5.3 Социальная структура российского общества……………………..

5.4 Общественно-политическая жизнь революции начала XX века …..

5.5 Внешняя политика…………………………………………………….

5.6 Развитие культуры, ”золотой” и “серебряный” века……………….


66

66

71

83

86

97

104

ТЕМА 6. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ….

6.1 Первые преобразования Советской власти. Гражданская война и НЭП………………………………………………………………………..

6.2 Образование СССР……………………………………………………

6.3 Политика ускоренного развития страны в 30-е годы………………

6.4 Актуальные вопросы Великой отечественной войны (1941 – 1945 гг.)………………………………………………………………………….

6.5 Послевоенный мир. СССР на этапе индустриального общества….

111

111
116

117
127

138

ТЕМА 7. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР И РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИИ………………………………………………………………………..

7.1 Курс на перестройку политики и экономики страны во второй половине 80-х годов………………………………………………………

7.2 Либеральная революция 1991 г. Распад СССР. Реформы и их итоги…………………………………………………………………………..

Словарь исторических и политических терминов……………………..

Основные даты истории………………………………………………….


149
149

153
161

165



ВВЕДЕНИЕ
История как понятие относится к числу древнейших. В переводе с древнегреческого (“historia”) оно означает узнавание, расспрашивание и первоначально этот термин относился ко всем видам изучения окружающего мира. Представление о мире в древности основывалось на мифологическом сознании. Это первичное сознание человека, когда он ощущал себя частью природы и наделял ее, в свою очередь, человеческими чертами. Например, в мифах многих народов говорилось, что дыхание у человека от ветра, глаза – от солнца и т.п. Мифологическое сознание было господствующим до середины I тыс. до н.э. Развитие потребности общества в самопознании, в более глубоком понимании логики смены событий привело к становлению истории как науки. “Отцом истории” считается древнегреческий ученый Геродот. Он, в отличие от своих предшественников, которые, главным образом, описывали, регистрировали события и факты прошлого, поставил задачу – объяснить ход этих событий и рассказать о деяниях людей, чтобы эти деяния не были забыты потомками. Оценивая вклад Геродота и, проводя различие между историей и мифологией, Р. Коллингвуд в своей книге “Идея истории” (1946 г.) писал, что:

  • история как наука начинается с постановки вопросов, в то время как создатель легенд рассказывает о том, что знает;

  • история гуманистична, так как задает вопросы о сделанном людьми в определенные моменты прошлого;

  • история рациональна, так как обосновывает ответы, обращаясь к документам, источникам и другим доказательствам;

  • история служит самопознанию человека, так как, повествуя о прошлом, помогает ему понять самого себя.

Таким образом, уже в V веке до нашей эры, следуя этим принципам, Геродот заложил основы научного понимания исторического процесса. С тех пор и до сегодняшнего дня многие исследователи давали определение истории, ее предмету, связи истории и политики, истории и морали. Одни из них видели в истории только необъятную груду фактов, которую человек пытается расположить в хронологической последовательности. Другие исследователи сводили задачу истории к отделению действительных фактов от ложных, третьи усматривали главную проблему в преодолении субъективности в исторических трудах и т.п. В современном значении истории выделяются два подхода:

  • история – это все то, что происходило в прошлом (факты, события);

  • история – это рассказ о прошлом, объяснение событий и фактов.

Наиболее распространенным сегодня является определение истории как науки о закономерностях общественного развития, связанных с деятельностью людей во времени и пространстве. Таким образом, предметом истории является прошлое человеческого общества во всем многообразии его связей.

Важнейшими принципами истории являются объективность и историзм. Они требуют объективности и доказательности в обобщениях, а также рассмотрения фактов, явлений в связи с конкретно-исторической обстановкой, в связи с предшествующим опытом и в развитии.

История как наука выполняет в обществе ряд важнейших функций:

  • научно - познавательную, т.е. как любая другая наука стремится раскрыть непознанное, обнаружить новые факты, события, источники и т.п. и ввести их в научный оборот;

  • воспитательную, то есть воспитывает патриотизм, любовь к родине как никакая другая наука; формирует нравственность, гуманизм, общечеловеческие моральные ценности;

  • социального прогноза, так как без знания прошлого невозможно понять настоящее и предвидеть будущее. Моделировать социальный прогноз очень сложно, поскольку на развитие общества оказывают влияние многообразные факторы. Поэтому прогноз является многовариантным;

  • социальной памяти. История – есть социальный опыт человечества, который передается от поколения к поколению и включает в себя знания и оценку прошлого.

Историческая наука формирует в обществе историческое сознание. Историческое сознание – это осмысление людьми своего прошлого, отношение к прошлому, связанное с современными социальными и политическими течениями. Историческое сознание может быть индивидуальным и массовым. В массовом и индивидуальном историческом сознании научные знания могут переплетаться с мифологизированными представлениями. В историческом сознании различают три уровня:

  • элементарное – непосредственная встреча с историей, т.е. знакомство с отдельными фактами, процессами по книгам, кино и т.д. Это сознание присуще каждому человеку;

  • систематическое – представление об истории как информационно-хронологическом процессе;

  • на уровне научного осмысления, анализа. Носителями этого знания являются ученые, исследователи.

Любое общество заинтересовано в формировании целостного исторического сознания, непротиворечивого взгляда на свое прошлое, свободного от мифов. Целостное историческое сознание выступает как фактор стабильности общества.

В переломные эпохи сторонники преобразований стремятся разрушить сложившиеся стереотипы массового исторического сознания, а консерваторы сосредоточивают усилия на защите устоев. В такие времена научные подходы соседствуют в массовом сознании с эмоциями, заблуждениями, и поэтому в эти периоды история играет особую роль. Она создает на основе научного осмысления реалистическую картину прошлого, настоящего, прогнозирует будущее.

Развиваясь как наука, выполняя многообразные функции, история опирается на источники. Источники – это информация, отражающая развитие человеческого общества и являющаяся основой для его научного познания. Источники имеют разное происхождение, характер и степень достоверности. Они разделяются на типы и виды по способам хранения информации и происхождению:

  • вещественные – предметы материальной культуры прошлого;

  • письменные – законодательные акты, летописи, документы делопроизводства, периодические издания, мемуары и т.д.;

  • аудиоисточники: памятники устного народного творчества, предания, сказания, песни и пр., записи на магнитных пленках, виниловых дисках и т.д.;

  • видеоисточники – кинофотодокументы;

  • электронные - компьютерные базы данных это источники сравнительно позднего времени.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достоверную картину исторического процесса. Изучая прошлое, исследователи также создают различные теории, концепции, объясняющие ход развития человеческого общества. Первые концепции исторического познания сформировались в рамках религиозных воззрений.

В средние века господствующим был теологический подход. Смысл истории усматривался в последовательном движении человечества к богу, т.е. нравственном совершенствовании личности, преодолевшей свою зависимость от природы, ее стихийных сил. Христианство дало истории идею универсальности, единства человеческой истории, единых законов развития и идею хронологии (если есть начало и конец света, то должны быть и периоды). С началом нового времени религиозная интерпретация истории была подвергнута критическому переосмыслению. Выступив против религиозного догматизма, рационализм XVII – первой половины XVIII вв. исходил из идеи познания мира посредством разума, который выступает источником познания и критерием его истинности. Впервые с философских позиций к истории подошел Г. Гегель. Он рассматривал историю как логический процесс развития по спирали, от низших ступеней к высшим, в отличие от природы, где, как он считал, развитие идет по замкнутому циклу. В человеческой истории, считал Г. Гегель, если и происходят сходные события, но они не повторяются, ибо люди извлекают опыт и действуют иначе. Критерий развития человеческого общества он видел в степени человеческой свободы и нравственности. Его последователь К. Маркс создал модель универсального развития человеческого общества, взяв в качестве первоосновы экономический фактор. Сущность теории формаций заключалась в том, что в истории наблюдается смена способов производства, от первобытно-общинного к рабовладельческому, затем – феодальному и капиталистическому. Сама смена одного общества другим происходит в ходе классовой борьбы и революций. Это была цельная и стройная теория и блестящее достижение науки XIX в., но главными ее недостатками были: европоцентризм и неизбежная абсолютизация экономического фактора. Однако техногенный подход Маркса имел огромное значение в дальнейшей разработке концепции линейного поступательного развития человеческого общества. Сегодняшние последователи этого направления выделяют три основных периода человеческой истории:

  • традиционное (аграрное);

  • индустриальное;

  • постиндустриальное (информационное).

Развитие традиционного (аграрного) общества началось с неолитической революции (IV – III тыс. до н.э.) – перехода от присваивающих форм хозяйства (собирательства) к производящим (скотоводству и земледелию). В таком обществе господствовало сельское хозяйство (производство продуктов питания), натуральное хозяйство, внеэкономическое принуждение к труду. Для таких обществ характерна сословная структура, религиозное сознание, преемственность обычаев и традиций. Статус человека определяет присвоение вещей.

Становление индустриального общества началось с развития промышленности, которая постепенно становилась господствующей сферой занятия населения, и промышленной революции. Промышленная революция означала переход от ручного труда к машинному (техническая сторона) и формирование основных классов индустриального общества: буржуазии и класса наемных работников - пролетариата (общественная сторона). Таким образом, складывается классовая структура общества, заменяя собой сословное деление. Кроме этого, на этапе индустриального общества возникает экономическое принуждение к труду, статус человека определяет присвоение отношений. Традиции и обычаи, тщательно хранимые в традиционном обществе, разрушаются, складывается рациональное сознание, возникает представительная демократия.

В целом, эта концепция в большей мере учитывает общие черты тех или иных обществ на сходных стадиях развития и неизбежно создает вертикаль, в которой есть передовые страны и отстающие от них.

В начале XX в. на фоне кризиса линейной интерпретации истории появилась новая теория, объясняющая развитие человеческого общества – теория локальных цивилизаций. Ее авторами были Н.Данилевский (Россия), А. Тойнби (Англия), О. Шпенглер (Германия). Сущность этой теории заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство различных локальных цивилизаций, каждая из которых в своем существовании проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Локальные цивилизации стремятся к обособленности, контакты между ними рождают конфликты, войны и могут только ускорить гибель одной из них. Эта теория преодолевала европоцентризм и обосновывала самоценность каждой цивилизации. Каждый из авторов выделял определенные типы цивилизаций. Так, Н. Данилевский насчитывал их 13, А. Тойнби – 6, О. Шпенглер – 8.

Дальнейшее свое развитие эта теория получила сегодня в т.н. цивилизационном подходе, который активно разрабатывается в отечественной исторической науке. В частности, в работах Л.И. Семенниковой (“Россия в мировом сообществе цивилизаций” и других) многообразие цивилизаций сводится к трем основным типам:

  • непрогрессивные (народы которых живут в экстремальных условиях, по законам природного цикла и видят цель своего существования в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой);

  • циклические (в которых стадия укрепления централизованной власти сменяется кризисом власти, ее упадком и социальной катастрофой, на этапе которой происходят реформы, изменения и далее – новый цикл развития);

  • прогрессивные (общества, построенные на господстве частной собственности, товарном производстве, динамическом технико-экономическом развитии и демократических институтах).

Представляется, что цивилизационный (культурно-исторический) подход особенно продуктивен при рассмотрении истории традиционных обществ, в которых существовала слабая динамика хозяйственно-экономического развития, и было много элементов культурно-национальноного своеобразия.

Кроме этих концепций в исторической науке продолжает существовать множество разных школ, теорий, научных направлений. Авторы в своем изложении опираются на концепцию всемирно-исторического (линейного) развития истории, согласно которой человечество в своем развитии идет от традиционного (аграрного) общества к индустриальному и постиндустриальному. Применительно к российской истории динамика этих этапов была замедленной в сравнении с западными обществами, но совпадала в основных направлениях. Так, оставаясь долгие века аграрной страной, Россия под влиянием европейского опыта вступила на путь промышленной революции и индустриализации. На сегодняшнем этапе в ходе трудных, не во всем последовательных реформ, при росте социальной напряженности идет поиск своей модели постиндустриального развития.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Учебное пособие томск 2003 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники icon«Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» Кафедра экономики
А. Г. Буймов – Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебное пособие томск 2003 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники iconТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур) утверждаю

Учебное пособие томск 2003 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники iconТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур)
Общие положения
Учебное пособие томск 2003 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники iconИнформационное письмо
«Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур)
Учебное пособие томск 2003 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники iconО Центре коллективного пользования  
Томский государственный университет систем управления  и радиоэлектроники (тусур)
Учебное пособие томск 2003 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники icon1. Платежи за пользование природными ресурсами  
«томский государственный университет систем управления И  радиоэлектроники» (тусур) 
Учебное пособие томск 2003 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники icon              vi Международная  научно-практическая конференция   
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур) 
Учебное пособие томск 2003 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники iconМетодические указания по самостоятельной работе 22 Приложение 1 27
А. Г. Буймов – Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебное пособие томск 2003 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники icon  методические указания  по выполнению лабораторных работ  по дисциплине 
«томский государственный университет  систем управления и радиоэлектроники» (тусур) 
Учебное пособие томск 2003 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники iconТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница