Протокол №3 от 28 февраля 2011 года основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117 «синяя птица»




НазваниеПротокол №3 от 28 февраля 2011 года основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117 «синяя птица»
страница1/22
Маханева М Д
Дата конвертации23.05.2013
Размер2.58 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Департамент образования

Администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 117»

(МОУ «Прогимназия № 117»)



Утверждаю:

Директор МОУ «Прогимназия № 117»

__________________ М.Д.Маханева

«28» февраля 2011 год


Принято

на заседании Педагогического совета

Протокол № 3 от 28 февраля 2011 года



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПРОГИМНАЗИИ № 117

«СИНЯЯ ПТИЦА»


Уровень и ступень общего образования – дошкольное и начальное общее

образование

Срок реализации программы – 2011-2015 г.г.

Авторы-разработчики: Маханева М.Д. –директор МОУ «Прогимназия № 117»,

канд. пед. наук,

Козлова Т.М. - заместитель директора по учебно-

воспитательной работе,

Скворцова О.В. – старший воспитатель.

Год разработки программы - 2011

Содержание основной образовательной программы «Синяя птица»


1.Пояснительная записка ………………………………………………………………………...

1

2. Основные условия успешной реализации Программы




2.1. Организация жизни детей в МОУ «Прогимназия № 117» ………………………………...

4

2.2. Предметно-развивающая и информационно-образовательная среда …………………….

13

2.3. Формы работы с детьми ……………………………………………………………………..

15

2.4. Работа с семьей ……………………………………………………………………………….

16

2.5. Особенности формирования Учебного плана в МОУ «Прогимназия № 117» …………...

19

2.6. Учебный план МОУ «Прогимназия № 117» ……………………………………………….

26

3. Задачи и основное содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей детьми дошкольного возраста




3.1. Задачи и основное содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье» …………………………………………………………………..


28

3.2. Задачи и основное содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура» …………………………………………………….


28

3.3. Задачи и основное содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность» ……………………………………………………………..


28

3.4. Задачи и специфика психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация» …………………………………………………………………………..


29

3.5. Задачи и основное содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация» ……………………………………………………………


29

3.6. Задачи и основное содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание» ………………………………………………………………….


30

3.7. Основная концептуальная позиция и задачи психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» ……………………..


31

3.8. Задачи и специфика психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество» …………………………………………………………..


31

3.9. Задачи и виды психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» ……………………………………………………………………………………..


32

3.10. Задачи и формы организации психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» …………………………………………………………………………


32

4. Планируемые результаты освоения Программы ………………………………………….

33

5. Промежуточные результаты освоения Программы




5.1. Динамика формирования интегративных качеств личности ребенка-дошкольника ……

36

5.2. Методики исследования интегративных качеств личности ребенка-дошкольника ……..

47

5.3. Координация деятельности медико-психолого-педагогического коллектива МОУ «Прогимназия № 117» по исследованию интегративных качеств личности дошкольника …...


54

5.4. Динамика содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей …………………………………………………………………………………


58

6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы ……………………………………………………………………………………………...


74

7. Преемственность содержания дошкольного и начального общего образования ……...

76

8. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования



8.1. Ценностные ориентиры начального общего образования ………………………………...

78

8.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий ……….

79

8.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов …………..

82

9. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования




9.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ………….

86

9.2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся…

88

9.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ……………………………………………………………………………...


88


9.4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся




9.4.1. Принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ………

89

9.4.2. Содержание задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

92

9.4.3. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися …………………………..

94

9.5. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ……………………………………………………………………………………………………..


97

10. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

99

10.1. Организация работы прогимназии по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни ……………………………………………………………….


100

10.1.1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися ……………………..

100

10.1.2. Просветительско-воспитательная работа с педагогами, специалистами и родителями ………………………………………………………………………………………..


100

10.2. Структура системной работы по формированию здорового и безопасного образа жизни ………………………………………………………………………………………………...


100

10.2.1. Здоровьесберегающая структура прогимназии …………………………………...

101

10.2.2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся..

101

10.2.3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы ……………

101

10.2.4. Реализация дополнительных образовательных программ ……………………….

102

10.2.5. Просветительская работа с родителями …………………………………………...

102

11. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования




11.1. Формирование универсальных учебных действий ……………………………………….

104

11.1.1. Личностные универсальные учебные действия …………………………………..

104

11.1.2. Регулятивные универсальные учебные действия …………………………………

105

11.1.3. Познавательные универсальные учебные действия ……………………………...

106

11.1.4. Коммуникативные универсальные учебные действия …………………………...

107

11.2. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) ……………………………….

107

11.2.1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного ……………...

108

11.2.2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации ………………

108

11.2.3. Работа с текстом: оценка информации …………………………………………….

108

11.3. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты) …………………………………………………………………………………………….



109

11.4. Планируемые результаты освоения программ по учебным предметам




11.4.1. Русский язык ………………………………………………………………………

112

11.4.2. Литературное чтение …………………………………………………………….

113

11.4.3. Иностранный язык (английский) ………………………………………………..

114

11.4.4. Математика ………………………………………………………………………..

114

11.4.5. Окружающий мир …………………………………………………………………

115

11.4.6. Музыка ……………………………………………………………………………..

116

11.4.7. Изобразительное искусство ………………………………………………………

116

11.4.8. Технология ………………………………………………………………………..

117

11.4.9. Информатика ………………………………………………………………………

118

11.4.10. Физическая культура …………………………………………………………….

118

12. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования




12.1. Общие положения ………………………………………………………………………….

119

12.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов ……..

121

12.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений ……………………………………………………………………………….


125

12.4. Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от начального к основному общему образования ……………………………………………………………………..


127






1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Синяя птица» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 23.11.2009 № 655), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373), на основе положений фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, практических разработок и методических рекомендаций в области современного дошкольного и начального общего образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного и начального общего образования, анализа деятельности МОУ «Прогимназия № 117».

Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МОУ «Прогимназия № 117» в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании», а именно:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства;

  • защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

  • свобода и плюрализм в образовании;

  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступенях дошкольного и начального общего образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми, обеспечивая преемственность и единство воспитательных и обучающих целей и задач формирования общей культуры воспитанников и обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОУ «Прогимназия № 117».

На первый план в Программе выдвигается функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентацию педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям о признании самоценности дошкольного и начального общего образования. Актуальность Программы заключается в ее ориентации на формирование умения учиться, которое составляет основу личностного развития ребенка и означает умение учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить решения; учиться сотрудничать с другими детьми и взрослыми на принципах уважения и равноправия.

В соответствии с этим, Программа построена на единых подходах и принципах:

- непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором программный материал располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;

- интеграция программных областей знаний, которая позволяет ребенку осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действий;

- рациональное сочетание разных видов детской деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок), обеспечение психологического комфорта, повышенное внимание к здоровью детей;

- уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную мотивационную сферу;

- сотрудничество между детьми и педагогами, предоставление самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;

- формирование универсальных для последующих других уровней образования человеческих способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки, умении разрешать проблемные и межличностные ситуации и др.).

Программа направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного и младшего школьного возраста независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Образовательная программа создана с учетом особенностей и традиций МОУ «Прогимназия № 117», предоставляющего большие возможности в раскрытии интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка и взрослого, потребностей родителей и социума.

В соответствии с этим, специфика Программы МОУ «Прогимназия № 117» заключается в том, что универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные (далее - УУД), обеспечивающие компетенцию «научить учиться», а не только осваивать конкретные предметные знания и навыки в рамках отдельных дисциплин, формируются у детей постепенно, начиная с дошкольного возраста (адекватная мотивация учебной деятельности, предпосылки успешного овладения чтением и письмом, понимание условных изображений, умение решать простейшие математические, лингвистические и другие задачи, произвольно регулировать свое поведение и деятельность в сотрудничестве с воспитателями и другими детьми, использовать эталоны обобщенных способов действий и т.д.).

Статус прогимназии как дошкольно-школьного образовательного учреждения предусматривает преемственность методов и форм организации дошкольного и начального общего образования за счет максимально полного охвата детей различными образовательными услугами в рамках полного дня (МОУ «Прогимназия № 117» работает с 6.00 до 18.00), оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивая их разностороннее гармоническое развитие.

Специфика кадров МОУ «Прогимназия№117» определяется высоким уровнем профессионализма (с высшим образованием – 68,4%, с высшей и первой квалификационными категориями – 84,2%), большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности и развитие творческих способностей. Большинство педагогов владеют современными образовательными технологиями, имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ (из опыта работы МОУ «Прогимна- зия № 117» издано более 60 статей, программ и методических пособий), умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ ее хода и результатов.
Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника прогимназии:

- нравственно и социально-значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой);

- любознательность, активность в познании мира, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями, готовность обучаться в средней школе;

- самостоятельность и саморегуляция, умение отвечать за свои поступки, выполнение правила здорового и безопасного образа жизни;

- коммуникативность, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и толерантность, способность к сотрудничеству.

Родители ожидают, что в прогимназии:

- будут созданы все условия для разностороннего развития детей, сохранения из физического и психического здоровья;

- будет предоставлено каждому ребенку качественное современное образование;

- будут учитываться интересы и способности каждого ребенка и родителей, соблюдаться их права и свободы.
В соответствии с этим, основная цель Программы – создание условий для формирования у детей базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Протокол №3 от 28 февраля 2011 года основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117 «синяя птица» iconОбразовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Оранская начальная школа детский сад» 2011-2015 уч г
Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Оранская начальная школа...
Протокол №3 от 28 февраля 2011 года основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117 «синяя птица» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программыначального общего образования
Протокол №3 от 28 февраля 2011 года основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117 «синяя птица» iconПрограмма дошкольного образования муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа детский сад компенсирующего вида №72»
Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Протокол №3 от 28 февраля 2011 года основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117 «синяя птица» iconПубличный отчет муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Истекаевская начальная школа детский сад"
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Истекаевская начальная школа детский...
Протокол №3 от 28 февраля 2011 года основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117 «синяя птица» iconПояснительная записка Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Протокол №3 от 28 февраля 2011 года основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117 «синяя птица» iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Общеобразовательная Рочегодская средняя школа»
Примерная основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения
Протокол №3 от 28 февраля 2011 года основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117 «синяя птица» iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Белосельской средней общеобразовательной школы Нормативный срок освоения программы: 4 года
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Белосельской средней...
Протокол №3 от 28 февраля 2011 года основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117 «синяя птица» iconПротокол №16 от «15» декабря 2011 г
Рф полномочий органов местного самоуправления в сфере образования путем изменения типа Муниципального дошкольного образовательного...
Протокол №3 от 28 февраля 2011 года основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117 «синяя птица» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Основные направления деятельности дошкольного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы
Протокол №3 от 28 февраля 2011 года основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117 «синяя птица» iconПлан подготовки Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад №38» иработников к летней оздоровительной кампании 2012 года
Цель: способствовать сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, их физическому и психическому развитию
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница