Скачать 98.71 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 69» ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД» Подготовил: заместитель директора по БЖ, Усова Марина Геннадьевна Новокузнецк, 2012 год СЛАЙД 1 Когда подростки совершают суицид, то у окружающих возникает сильное волнение по этому поводу. Родители, родственники, друзья или даже соседи оказываются в замешательстве, испытывают моральное переживание и начинают чувствовать вину, думать, возможно их действия или без действия привели к суициду. Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие "инстинкт смерти" - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. К саморазрушительному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью. СЛАЙД 2 Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 10 до 14 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей. Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. СЛАЙД 3 Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей. Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. СЛАЙД 4 Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков. К подросткам часто относятся с некоторым пренебрежением — мол, это возраст такой, перебесится. На самом деле, проблемы подростков зачастую гораздо серьезнее, чем кажется нам. СЛАЙД 5 Рассмотрим основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков. Они предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых.
СЛАЙД 6 Что касается ранней диагностики суицидального поведения, то о намерении подростка совершить самоубийство могут свидетельствовать ряд признаков, которые условно можно разделить на три группы: словесные, поведенческие и ситуационные. СЛАЙД 7 Словесные признаки:
СЛАЙД 8 Поведенческие признаки:
СЛАЙД 9 Ситуационные признаки Ребенок может решиться на самоубийство, если:
СЛАЙД 10 Подростковый суицид делится на три типа. СЛАЙД 11 Первый тип — это истинный подростковый суицид. СЛАЙД 12 В этом случае подросток действительно имеет твердое намерение покончить с жизнью и обычно тщательно все планирует. Если попытка оказывается неудачной, он со временем повторяет ее. К такому самоубийству склонны подростки, ощущающие себя изгоями, изолированными об общества. Они чувствуют себя одинокими и никому не нужными, впадают в депрессию, которая вызывает желание уйти из жизни. Причиной такого чувства может стать психическая травма, изнасилование, осознание своей нестандартной сексуальной ориентации — в общем, сильные психические потрясения. СЛАЙД 13 Второй тип - Аффективный (чувствительный) подростковый суицид. СЛАЙД 14 Как это ясно из названия, совершается в состоянии аффекта, под влиянием сильных, но сиюминутных чувств. Если попытка самоубийства неудачна, подросток, скорее всего, не будет ее повторять. Толчком к суициду могут стать конфликты в школе, семье или группе сверстников, несчастная любовь, в случае с особо впечатлительными подростками — даже фильм или книга. СЛАЙД 15 Третий тип – Демонстративный суицид. СЛАЙД 16 Цель демонстративного суицида — привлечь к себе внимание. В этом случае подросток не собирается на самом деле убивать себя, его цель — стать замеченным. Попытки самоубийства в этом случае обычно многократные, но истинным самоубийством они заканчиваются разве что случайно. К нему склонны подростки с истерическими чертами личности и демонстративным поведением. СЛАЙД 17 Предупредить аффективный или демонстративный суицид сравнительно несложно, потому что в этих случаях подростки обычно не скрывают своих намерений. Подростки с демонстративным поведением объявляют о них открыто, а с аффективным — хотят быть остановленными на подсознательном уровне. А вот истинный подростковый суицид предупредить бывает непросто: часто подросток скрывает свои намерения, и отследить изменения в поведении сложно, особенно если подросток склонен к одиночеству. Подростковый суицид можно предупредить, если вы будете внимательны к своему ребенку. Нужно интересоваться его жизнью, но при этом не стараться слишком сильно влазить в нее, иначе ребенок закроется еще больше. Если вы заметили, что с вашим ребенком творится что-то странное, нужно мягко, но настойчиво разговорить его и поддержать. Даже если он сделал что-то не так, нужно сначала поддержать его, а уже потом разбираться с последствиями. СЛАЙД 18 Советы психолога
Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять. Поэтому если ребенок доверил вам свое "горе", не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации. Нельзя смеяться над его горем. Даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу "все или ничего". Их не утешают слова "много будет у тебя таких Петей". Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение - "ничего". Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому дяде. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его "большие проблемы". Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят. Попробуйте сказать ему: • Если ты считаешь, что твоя жизнь невыносима, попробуй изменить ее. Но не таким способом, так как самой жизни потом не будет!!! • Если ты не любишь себя, попробуй найти в себе что-либо хорошее. Это хорошее всегда есть! Сконцентрируйся на положительных эмоциях. • Не думай, что этим способом ты вызовешь сочувствие и огорчение родителей, друзей, любимого человека. Может быть, но ты об этом не узнаешь! • Многие хотят, чтобы их спасли при попытке самоубийства. Подумай — ведь этого может и не случиться! А если ты останешься на всю жизнь в инвалидном кресле? • Поговори с кем-нибудь, подумай, жизнь прекрасна! • Если же твой друг думает сделать это — сообщи об этом кому-нибудь из взрослых. • Если это все-таки произошло с твоим другом, звони 03! Часто родители подростков оставляют их наедине с проблемами: ребенок взрослеет, пусть учится решать проблемы, как взрослый, и набивает собственные шишки. СЛАЙД 20 ПОМНИТЕ! Без родительской поддержки подросток часто опускает руки, и подростковый суицид кажется единственным решением проблемы. СЛАЙД 21 Поэтому очень важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть, и всегда поможете решить любую проблему. Литература:
Интернет-ресурсы:
Картинки:
|
![]() | Подростковый суицид Консультация для родителей и педагогов Подготовил: педагог-психолог Калиниченко Е. Д Расширить знания родителей и педагогов о причинах, признаках и характере подросткового суицида | ![]() | Что такое суицид, и кто на него способен? Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором... |
![]() | 10 советов родителям подростков Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых... | ![]() | Лекции по дисциплине “ Инструментальные программные средства” Лекция Введение в бд и субд. Модели данных 2 Лекция Инфологическая модель «Сущность-связь» Лекция Программирование в Mathcad, Интерполяция и регрессия, функции сглаживания данных и предсказания. 104 |
![]() | Консультация для педагогов и родителей По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 г в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс человек, а 15 лет спустя —... | ![]() | Подростковый возраст: что должны знать родители Подростковый возраст – это период онтогенеза от 10-11 до 14-15 лет. Это время «закрепления ценностей» и усвоения позитивного опыта... |
![]() | Проблема предупреждения употребления психоактивных веществ подростками актуальна. Подростковый возраст сложен не только для родителей и учителей, которые каждый Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит некоторое ослабление контактов... | ![]() | Серия лекций: «Подростковый возраст это не смертельно!». Цели проведения данного лектория Убедить родителей, что они могут помочь своему ребенку и могут найти с ним общий язык |
![]() | Лекция: «Как не стать жертвой преступления?», предназначенная для несовершеннолетних Аннотация к лекции Аннотация к лекции: лекция предназначена школьным инспекторам по делам несовершеннолетних для прочтения в общеобразовательных учреждениях,... | ![]() | Лекция Роль международных компаний в современном мире Лекция Введение в курс «Международный менеджмент» |