Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра




Скачать 59.84 Kb.
НазваниеКлинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра
Дата конвертации10.05.2013
Размер59.84 Kb.
ТипДокументы
Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра

В зависимости от особенностей аффективного и эмоционального развития у аутичных детей складывается своеобразный стереотип общения с окружающим миром, который позволяет разделять их на 4 основные группы по классификации О.С. Никольской и соавторов. В таблице представлены клинико-психологические особенности 4-х групп детей, а также возможный прогноз их обучения.

Таблица 1

Стереотип общения с окружающим миром



Клинико-психологические проявления

Прогноз в отношении обучения и развития



1 группа
Аутизм как полная отрешенность от происходящего.

1 группу образно называют «дети с лицом принца».


Это самые крайние проявления аутизма. У детей 1 группы отмечается наличие «полевого» поведения, проявляющегося в постоянном перемещении от одного объекта к другому. Дети могут длительно созерцать беспредметные объекты (узоры на ковре или тюлевой занавеске). Дети, как правило, мутичны. Для них характерны специфические нарушения речи: палилалии, вербигерации. Нередки продуцирования нечленораздельной речи, ритмической вокализации. В основном имеющаяся речь носит регрессивный характер. Отмечается псевдоглухота (ребенок как-бы не слышит). «Полевой» ребенок 1 группы может, не чувствуя опасности, забираться на мебель, ударяться головой о стекло окна, вылезать в окно, «шагать» из балкона, представляя этим опасность для самого себя. В связи с выраженным дискомфортом во взаимоотношениях с окружающими, уходом от контактов невозможно организовать деятельность ребенка. У ребенка отсутствуют и с трудом формируются навыки самообслуживания. Данный вариант аутистического дизонтогенеза обозначается как регрессивный.




Прогноз в отношении детей этой группы не самый утешительный. Рекомендации специалистов - воспитание в домашних условиях, или в учреждениях социальной защиты населения (интернаты)



2 группа

Аутизм как активное отвержение окружающего мира

Дети 2 группы образно называются «тираны семьи».


В связи с крайне высокой избирательностью в отношении с окружающим миром дети представляют опасность и в отношении самих себя, и в отношениях с окружающими. Несмотря на сильную симбиотическую связь с близкими, видя человека (члена семьи) в качестве помехи для достижения своих целей, ребенок может щипаться, кусаться, царапаться, кидаться предметами. В качестве развлечения может играть с опасными бытовыми предметами. У детей признаки глубокой задержки психического и речевого развития, с множеством стереотипий, ритуалов, бурных проявлений агрессии, аутоагрессии. В сравнении с детьми 1-й группы выглядят более встревоженными и испуганными. Визуальный контакт «сквозь», мимо, но можно заметить, что они видят боковым зрением. У детей многочисленные страхи гиперсензитивного характера. Они закрывают уши на громкие звуки. Детей отличает одержимость двигательными, сенсорными, речевыми стереотипиями, импульсивными движениями (прыжки, взмахи, перебежки), которые доставляют им эмоционально положительно окрашенные ощущения, повышающие психический тонус, заглушающие неприятные воздействия извне. Отмечается причудливость гримас и поз. Дети одержимы феноменом «тождества» (одна и та же одежда, одни и те же продукты). У них отмечаются одни и те же игры с неигровыми предметами, либо манипуляции неигрового характера (стучание, перебирание, пересыпание, выстраивание в ряд). Дети обычно малодоступны контакту, молчат, иногда издают вокализаци. У них вырабатываются лишь простейшие реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы–команды. Множество отсроченных эхолалий, персевераций. Речевое недоразвитие детей 2 группы напоминает недоразвитие речи у детей с алалией. Дети не достигают должного уровня коммуникативных навыков.

Прогноз в отношении детей этой группы чаще такой же, как и в отношении детей 1 группы.

Ребенка не всегда удается подготовить даже на домашнее обучение по программе школы 8-го вида.




3 группа
Аутизм как захваченность аутистическими интересами (замещение окружающего мира).
З группа получила название «Отчаянные энтузиасты» в связи со стойкой стереотипной привязанностью к сверхценным увлечениям.

Это и фантазии, и разыгрывание сюжетов с монологами на определенную тему и аутостимуляции посредством неприятных пугающих впечатлений. Дети отличаются эгоцентричностью, конфликтностью, невниманием к интересам и мнению других. У детей отмечается более высокое развитие речи, более высокий когнитивный потенциал, более высокое развитие эмоционального уровня. Дети 3 группы также смотрят как–бы «сквозь», мимо. И при частой встрече с взглядом собеседника дети будут отводить глаза, а, смущаясь, закрывать лицо руками. Страхи и игры носят бредопобный характер. В сюжете игры, в отношениях к близким и детям выступает агрессивность. Отмечается слабая эмоциональная привязанность, низкая способность к сопереживанию. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. У детей отмечается дурашливость, гримасничанье. Отмечаются сверхценные интересы и увлечения, которые могут выражаться в форме коллекционирования. Дети много говорят одно и то же на запретные темы (устрашающие сюжеты, бранные слова). Речь характеризуется как «магнитофонная», «попугайная». Ребенок называет себя во 2-м лице или по имени. Как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие детей крайне диспропорционально. Социализация детей крайне затруднена в связи с психопатоподобным поведением, которое приводит к игнорированию общественных норм морали. В ситуациях, когда ребенок не получает желаемое, он может не стесняясь общественных мест кричать, кидаться на пол, браниться. Бывает, что с ребенком невозможно договориться, и в отношении него более эффективен авторитарный стиль воспитания.




Интеллектуальный потенциал некоторых детей позволяет им осваивать программу школы 7-го вида. Но с учетом эмоционального развития, дети лучше «вписываются» в школу 8-го вида. Иногда такой ребенок в скором времени из-за своеобразия и трудностей поведения переводится на надомное обучение.




4 группа
Аутизм как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия

(сверхтормози-мость)
4группу образно называют «висящие на матери дети».


Название группы связано с тем, что дети характеризуются повышенной ранимостью, тормозимостью в контактах, сильной зависимостью от эмоциональной поддержки взрослых, особенно матери. Дети отличаются особым педантизмом, повышенным стремлением к порядку, могут обращаться за поддержкой и подсказкой взрослых. Для детей 4 группы характерен пониженный фон настроения, сверхценные страхи, тихая малоподвижная игра; нарастание боязливости и скованности при малейшем изменении привычного стереотипа. В напряженных ситуациях проявляются стереотипии. Типичны заторможенность и неуверенность движений. Робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности. При плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у взрослых; сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения. Стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. Это самая легкая на первый взгляд группа детей, наиболее близкая к N, напоминающая детей с ЗПР, имеющих спектр эмоциональных нарушений. В то же самое время ребенок 4-й группы выглядит как «странный невротик». Дети значительно лучше поддаются психолого-педагогической и логопедической коррекции в сравнении с детьми предыдущей группы.



Прогноз в отношении этой группы детей самый благоприятный.

Детей можно подготовить при активной медико-психолого-педагогической коррекции и в общеобразовательные школы, и в классы, работающие по программам школ 7-го вида.




При любой группе аутизма ребенок нуждается в психолого – медико - педагогической работе в условиях медицинского или образовательного учреждения, или же в различных центрах социальной реабилитации.

Похожие:

Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра iconЦветовосприятие как средство развития индивидуальных творческих художественных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом
Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра iconАутизм
Данный информационный выпуск был составлен в помощь широкому кругу специалистов, которые могут получить общие сведения об особенностях...
Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра iconЛомбина Т. Н., Лукша В. Г. "Психологические особенности развития личности ребенка в современных условиях". Материалы
Ломбина Т. Н., Лукша В. Г. "Психологические особенности развития личности ребенка в современных условиях". Материалы III международной...
Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра iconКлинико-морфологические особенности врожденных пороков развития центральной нервной системы в онтогенезе у детей
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный медицинский университет...
Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра iconМетодическая разработка «Игровые технологии при обучении математике детей с нарушениями интеллекта»
I. Психолого-педагогическое обоснование использования игровых технологий в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта с. 5
Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра iconВоспитание интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно...
Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра iconКлинико-эпидемиологические особенности
Трубникова Л. И., 1Вознесенская Н. В., 1Савинова Н. А.,1Трубников В. С., 2Лачужникова А. М., 2Мастиленко А. В
Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра iconКлинико-патогенетические особенности течения ротавирусной инфекции у детей на современном этапе
Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Владивостокский государственный медицинский университет...
Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра iconСенсорная комната Познаём мир радуясь и удивляясь
Выход был найден в создании в нашем дошкольном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи комнаты сенсорного развития
Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра iconЗначимость проблем психического здоровья детей Вопросы психического здоровья детей и подростков
Учебное пособие по курсам детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница