Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.




Скачать 205.32 Kb.
НазваниеЛитература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.
Дата конвертации10.05.2013
Размер205.32 Kb.
ТипЛитература
«Большие социальные группы и психологические

механизмы их саморегуляции»

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------------3

Глава I. Большие социальные группы-------------------------------------------------6

    1. Структура психологии больших социальных групп------------------------9

    2. Классификация больших социальных групп--------------------------------13

    3. Психологические особенности социальных классов-----------------------15

    4. Психологические особенности этнических групп--------------------------17

    5. Стихийные социальные группы------------------------------------------------20

    6. Социальные движения как большие социальные группы-----------------23

Глава II. Механизмы саморегуляции больших социальных групп--------------26

2.1. Механизмы социальной фасилитации, ингибиции и

принадлежности к группе-------------------------------------------------------28

2.2. Психофизиологический эффект и эффект социальной лени-------------32

2.3. Механизмы конформизма и подражания-------------------------------------36

2.4. Эффект ореола и бумеранга-----------------------------------------------------40

2.5. Эффект «мы и они», механизм группового фафоритизма и эгоизма---43

2.6. Эффекты маятника, волны, пульсара-----------------------------------------46

Глава III. Практическое исследование механизмов социальной

фасилитации и конформизма-----------------------------------------------49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------52

ЛИТЕРАТУРА-----------------------------------------------------------------------------56


ВВЕДЕНИЕ.
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности – один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.

Социальная психология – это «отрасль психологии, предметом изучения которой являются закономерности психических явлений и поведения людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп» [12, стр.67].

В современной науке нет однозначного понятия «социальная группа». Одни учёные трактуют социальную группу как «часть более крупных социальных общностей», по мнению других, социальная группа «есть совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности» [7, стр.80]. Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т.п.

С этой точки зрения понятие «социальная группа» является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «нация», а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и других общностей, т.к. фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, места жительства и др.

Мыслители разных народов с древнейших времён рассуждали о природе человека. Фактически все из них признавали социальную природу человека. Так, Аристотель определял человека как животное, но животное
Глава I. Большие социальные группы.
Начало данной работы, на наш взгляд, целесообразней начать с понятия группа. Итак, группа представляет собой элемент социальной структуры общества. В целом цикле общественных дисциплин под группой понимается «реально существующая общность людей, объединённых каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещённых в каких-то идентичные условия и определённым образом осознающих свою принадлежность к этому образованию» [11, стр.54].

Социальная группа по Миллсу – это «образование из двух или более человек, которые вступают в контакт с определённой целью и считают этот контакт (связь) значимым» [6, стр.76].

Члены социальной группы взаимодействуют более или менее определёнными способами в соответствии с нормами группы. Они строят свои отношения на ряде взаимосвязанных ролей и статусов. В группы объединяются по сходным интересам, позволяющим отделить членов одной группы от членов других.

Социальные группы характеризуются, прежде всего, способом взаимодействия их членов и границами, которые определяются участием (или неучастием) индивидов в данном виде деятельности. Есть группы, к которым принадлежит каждый человек – друзья, соседи, семья, религиозная группа и т.д. Здесь мы чувствуем себя комфортно. Группы могут быть чётко очерчёнными в своих границах или неявными. Формальными критериями могут выступать членство, принадлежность к определённой конфессии, стиль одежды и другие признаки.

Социальная группа – это «объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами и имеющие общие нормы, ценности и традиции» [4, стр.59].

Среди признаков социальных групп выделяют:
1.1. Структура психологии большой социальной группы.
Человек большую часть своей жизни проводит в малых группах, в которых и происходит его личностное развитие. Однако сами малые группы существуют не изолировано, а испытывают влияние со стороны больших групп, в которые оказываются включены. Это обстоятельство делает необходимым рассмотреть психологические особенности больших социальных групп.

Большая социальная группа – это «количественно не ограничиваемая условная или реальная общность людей, выделяемая на основе определённых социальных признаков» [12, стр.89], т.е. это «совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак» [5, стр.142] таких как: классовая принадлежность, пол, возраст, национальность, профессия, вероисповедание, сексуальная ориентация и т.п. В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные традиции, общественное мнение. Впрочем, не следует принимать прихожан одного храма за членов большой группы. В этом случае правильнее было бы говорить о средней группе. Члены большой группы могут никогда не вступать в контакт друг с другом. Точнее, конкретный член группы никогда не вступает в контакт со всеми членами группы, контакты с некоторыми членами группы могут быть и интенсивными, и широкими по охвату.

В больших группах тесных отношений между индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами данной группы практически отсутствует.

Большая социальная группа – это «количественно неограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально регулятивные механизмы» [15] (партии, этнические группы, производственно отраслевые и общественные организации ).
1.2. Классификация больших социальных групп.
Большие в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

I. случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании;

II. ко второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Большая группа – это группа с большим числом её членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Можно выделить несколько больших групп. Во-первых, это номинальные группы.

Номинальные группы (от лат.nomen – имя, наименование) – это «совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения» [2, стр.42].

Реальные группы – это «такие общности людей, которые способны к самодеятельности» [2, стр.42], т.е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их и стремятся их удовлетворить совместными организованными действиями. Эти группы класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.

К большим условным группам относятся следующие виды групп:

  • социальные классы;

1.3. Психологические особенности социальных классов.
Под классами в социальной психологии понимаются «большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» [8, стр.230].

Более коротко можно определить классы как большие группы людей, положение которых связано с правами собственности, отношением к власти, местом в системе разделения труда.

Социальные классы возникают как результат развития производительных сил и являются одним из главных факторов, обуславливающих общественные отношения.

В области классовой психологии принято выделять такие явления, как:

  • классовые потребности;

  • классовые интересы;

  • социальные чувства [12, стр.91].

Классовые потребности одна из наиболее значимых психологических особенностей данной социальной группы. Определённая структура потребностей, относительное психологическое значение каждой из них задаётся классовым положением, определяющим объём и состав материальных и духовных благ, которыми может располагать каждый член класса.

Классовые интересы представляют важный элемент эмоциональной сферы классовой психологии. Содержание классовых интересов задаётся всей системой отношений, в которую данный класс включён, в конкретном типе общества. Классовые интересы возникают как результат различных интересов, определяемых принадлежностью членов группы к разным
1.4. Психологические особенности этнических групп.
В истории развития мировой цивилизации существовало множество классификаций людей по самым различным признакам. В основе одной из них лежит деление людей на этосы.

Этнос (греч. еthnos – народ) - это «исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая биосоциальная общность людей, обладающая общими чертами и особенностями культуры, психологии, языка, а также сознанием своей общности и самосознанием» [10, стр.198].

Этническая принадлежность человека является значимым фактором его психического развития, т.к. она фиксирует определённые характеристики микросреды, в которой формируется личность. Усвоение этнического опыта является важнейшим элементом социализации.

Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого – представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков.

На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность – нацию ( от лат.- народ).

К системообразующим компонентам этнической психологии, как правило относят:

  • этническое самосознание;

  • национальный (этнический) характер;

  • темперамент;

  • традиции и обычаи [12, стр.93].

К эмоциональной сфере психологии этнических групп относятся «этнические чувства» [12, стр.93].

Этническое самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определённой этнической общности и её положения в
1.5. Стихийные социальные группы.
Стихийные социальные группы представляют собой «кратковременные объединения большого числа людей, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определённому поводу и демонстрирующих какие-либо совместные действия» [1, стр.171-172]. Эти группы могут быть в определённой мере кем-то организованы, но чаще всего возникают стихийно.

Наиболее существенными характеристиками поведения человека в стихийной группе являются:

  • обезличивание – выражается в ослаблении контроля поведения за своими действиями и преобладанием импульсивности (ослабление осознанности и доминирование инстинктивных форм поведения), в утрате чувства личной ответственности за совершаемые поступки, что является причиной разрушительных действий;

  • чувства преобладают над интеллектом, что усиливает подверженность различным влияниям;

  • возрастает подверженность психическому заражению, внушаемости.

В зависимости от степени организованности выделяют три вида стихийных групп. Это толпа, масса и публика.

Толпа – это «бесструктурное скопление людей, лишённых ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания» [12, стр.94]. Она образуется, как правило, на улице по поводу самых различных событий (дорожно-транспортное происшествие, недовольство чьими-то действиями, поимка правонарушителя и т.д.). Длительность её существования определяется значимостью происшествия. Она может либо разойтись после ликвидации элемента зрелищности, либо прийти в ещё более возбуждённое состояние и перейти к активным действиям, чаще всего агрессивного характера.

1.6. Социальные движения как большие социальные группы.
Социальные движения — особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характеристики больших социальных групп. Социальное движение представляет собой «достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определённую цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности» [1, стр.183].

Социальные движения могут организовываться на различных уровнях:

 широкие многочисленные движения с глобальными целями;

 локальные движения, ограниченные либо территорией, либо социальной группой;

 движения с исключительно прагматическими целями в очень ограниченном регионе.

Независимо от своего масштаба социальное движение обладает следующими характеристиками:

  • базируется на определённом общественном мнении, которое впоследствии по мере развития движения может само формироваться и изменяться;

  • целью социального движения является изменение какой-либо социальной ситуации;

  • в ходе организации движения формируется его программа;

  • социальное движение реализуется в различных общественных акциях, таких как выступление в СМИ, демонстрации, митинги, манифестации, съезды.

Мотивы побуждающие людей организовывать социальные движения и примыкать к ним, можно условно объединить в несколько групп:

1.«мотивы, непосредственно связанные с официальными целями социального движения» - руководствуясь этим мотивом, человек примыкает к
Глава II. Механизмы саморегуляции больших социальных групп.
Большая социальная группа – это «количественно неограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально регулятивные механизмы» [15] (партии, этнические группы, производственно отраслевые и общественные организации). Большие группы структурно и функционально организованы.

Прежде чем мы перейдём к рассмотрению механизмов саморегуляции больших социальных групп, зададимся вопросом: что такое саморегуляция?

Большая советская энциклопедия даёт вот такое определение. Саморегуляция - это «свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели. При саморегуляции управляющие факторы не воздействуют на регулируемую систему извне, а возникают в ней самой» [13].

Саморегуляция (от лат. rеgulare — приводить в порядок, налаживать), т.е. это целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

Следовательно, механизмы саморегуляции – это механизмы функционирования, или как принято в социальной психологии называть групповые эффекты.

Групповые эффекты - это «механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния» [11, стр.87]. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.

В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта:

1) реакция человека на присутствие других людей;

2) чувство принадлежности к группе.

2.1. Механизмы социальной фасилитации, ингибиции и

принадлежности к группе.
Механизм социальной фасилитации в широком смысле - это «усиление доминантных (привычных, хорошо усвоённых) реакций человека в присутствии других», а в узком смысле понимается как «усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей» [11, стр.87].

Открытие данного механизма принадлежит «Норману Триплетту в 1897 году» [14]. Ему же принадлежит и термин, которым он определил открытое явление «социальная фасилитация». Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми были 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Дальнейшие эксперименты «В. Мёде, Фл. Олпорта (1920), В. М. Бехтерева (1923)» [14] показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых математических задач, вычеркивание в тексте заданных букв, выполнение простых заданий на моторику и т.д.

Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане - это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном - он носит название «механизм социальной ингибиции», что означает «уменьшение мотивации человека разрешить перед ним задачу в присутствии остальных» [11, стр.88]. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных
2.2. Психофизиологический эффект и эффекты социальной лени,

синергии и группомыслия.
Психофизиологический эффект - это изменение психофизиологи-ческих реакций и состояния человека в присутствии других людей. Было экспериментально установлено, что усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращения, повышается давление крови и частота пульса. Причем, чем значимее ситуация группового взаимодействия и значимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект.

Эффект социальной лени. Смысл данного эффекта состоит в том, что «по мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу» [14]. Открыл данный эффект Макс Рингельман. Он обнаружил, что «коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов» [11, стр.91], то есть члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.

Этот феномен получил название «социальной лени». Это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Эффект «социальной лени» подробно исследовали «Б. Латайне, К. Уильяме, С. Харкинс, Дж. Суини» [14] и др.

Так, например, Дж. Суини обнаружил, что испытуемые крутили педали велотренажера более интенсивно, если думали, что важны их индивидуальные результаты, а не результаты всей группы. С.Харкинс описал результаты эксперимента, в котором его участники производили в три раза меньше шума, если верили, что с ними кричат и хлопают пятеро других
2.3. Механизмы конформизма и подражания.
Эффект конформизма – это «изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы» [11, стр.95]. В 1937 году М. Шериф провёл эксперимент. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм.

Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном

2.4. Эффект «ореола» и эффект «бумеранга».
Эффект «ореола» - это «влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому» [11, стр.98]. Эффект «ореола», или «гало-эффект», - явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информации или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессиональных качествах или личностных характеристиках другого человека. Э. Аронсон отмечает, что «то, что мы узнаем о человеке в первую очередь имеет решающее значение на наше суждение о нем» [14]. Сформировавшаяся специфическая установка служит «ореолом», мешающим видеть субъекту реальные черты, достоинства и недостатка объекта восприятия.

Эффект «ореола» возникает в условиях:

  • дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его качества личности или ситуацию, в которую он попал;

  • перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;

  • незначимость другого человека. Соответственно возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;

  • стереотип восприятия, возникший на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;

  • яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все его другие качества. Психологи установили, что физическая


2.5. Эффект «мы и они», механизмы группового

фоворитизма и эгоизма.
Эффект «мы и они» - это «чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстранённости от других, размежевания с другими группами (эффект «они»)» [11, стр.100].

Понятие отношения «мы и они» как универсальную психологическую форму самосознания всякой общности людей в социальную психологию ввел В.Ф. Поршнев. «Для того чтобы появилось субъективное «мы»», считает он, требуется повстречаться и обособиться с каким-то «они»» [14], т. е. с другой группой людей. На основе общих целей и деятельности у членов группы формируется чувство принадлежности к совместной жизни, складываются отношения единства и целостности. Возникновение в группе чувства «мы» является субъективным источником группообразования и развития.

Эффект принадлежности к группе включает в себя два более частных эффекта:

I. «эффект сопричастности»;

II. «эффект эмоциональной поддержки» [11, стр.101].

Первый выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы.

Второй эффект проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Он предполагает не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» - принадлежности к группе, сопричастности ее делам, и возникает
2.6. Эффекты «маятника», «волны», «пульсара».
Эффект «маятника» - это «циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера» [14]. Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной трудовой деятельности. Показателем эмоционального состояния группы является настроение работников в процессе труда. Так, «В.В. Бойко, А.Г. Ковалев и В.Н. Панферов» [11, стр.103] определили, что события производственной жизни, имеющие положительный смысл для большинства членов группы, способствуют подъему настроения (резкий подъем общественного настроения был зафиксирован в день получения зарплаты), а события производственной жизни, имеющие негативный смысл для большинства членов группы (неполадки в работе оборудования, сбои в поставке сырья, аварии и пр.), приводят к спаду общего настроения.

Динамика настроения зависит от следующих факторов:

  1. степени занятости работников в течение рабочего дня: чем больше занятость и меньше простоев, тем лучше настроение;

  2. стиля управления, применяемого непосредственным руководителем: авторитарные приемы управления не способствуют повышению настроения;

  3. времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;

  4. уровня дисциплины труда в коллективе: чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние работников;

  5. сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтное тем хуже настроение работников.

Глава III. Практическое исследование механизма

социальной фасилитации.
Рассмотрим как на практике действуют механизмы саморегуляции, или как мы выяснили – групповые эффекты.

Начнём с механизма социальной фасилитации. Как мы уже писали, что это усиление привычных, хорошо усвоённых реакций человека в присутствии других, т.е. понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей.

Данный эксперимент проводился на рабочем месте в компании, в которой работаю. Эксперимент заключался в решении простейшей задачи на смекалку: «как разделить 5 яблок между 5 лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине?». Время решения фиксировалось при помощи секундомера.

Мы решили изучить влияние ситуации на быстроту решения задачи. Для этого из сотрудников нами был отобран испытуемый. Его задача состояла в том, чтобы на время решить эту задачу. Задача была решена за 23 секунды. Следующий этап состоял в том, чтобы эту же задачу, решили в коллективе, кто быстрее. Испытуемый, кто уже решил эту задачу, не принимал участия. Группа состояла из 16 человек. Результат решения задачи 14 секунд.

Этот эксперимент проводился ещё 4 раза, но с разными, схожими задачами. И результаты его таковы:



Время (сек) индивидуальное

Время (сек) групповое

1 этап

23

14

2 этап

18

11

3 этап

34

19

4 этап

27

15

5 этап

17

14



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



В результате данной работы, мы выяснили, что большая социальная группа – это количественно не ограничиваемая условная или реальная общность людей, выделяемая на основе определённых социальных признаков, таких как: классовая принадлежность, пол, возраст, национальность, профессия, вероисповедание, сексуальная ориентация и т.п.

В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные традиции, общественное мнение. Члены большой группы могут никогда не вступать в контакт друг с другом. Точнее, конкретный член группы никогда не вступает в контакт со всеми членами группы, контакты с некоторыми членами группы могут быть и интенсивными, и широкими по охвату.

Для больших социальных групп, возникших как результат естественного развития общества, характерны общие признаки, отличающие их от малых групп:

 наличие регуляторов социального поведения, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции);

 образ жизни группы – определённое единство моделей поведения и особенностей жизненной позиции группы;

 наличие специфического языка – для этнических групп это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп язык может выступать в форме определённого жаргона (профессионального, возрастного и т.д.).

Большие в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

Первый вид - случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в

Список используемой литературы.





  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.

  2. Бойко А.П., Сковиков А.К. Шпаргалки по социологии. Ответы на экзаменационные вопросы для студентов вузов: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 64 с.

  3. Большакова А.Н. Социальная психология для менеджеров: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – 348 с.

  1. Ибрагимов Р.Ю., Савченко И.П., Шепелёва Ю.Е. Сдаём основы социологии и политологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 220 с.

  2. Касьянов В.В. Социология: Экзаменационные ответы. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.

  3. Катрунов В.А., Халин К.Е. Экзамен по социологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Приор-издат, 2004. – 144 с.

  4. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2001. – 144 с.

  5. Крыськов В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 447 с.

  6. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 304 с.

10. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. – М.: Гардарики, 2002.–208 с.

  1. Социальная психология: Конспект лекций: Учебное пособие/Е.Н. Каменская. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 192 с.

  2. Чернобай В.А. Сдаём социальную психологию. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160 с.

Похожие:

Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconСредняя обшеобразовательная школа №7 г. Охи Сахалинской области
Есть люди, которые оставили неизгладимый след в истории своей Родины, которые, порой ценой собственной жизни или невероятных усилий,...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. icon-
Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Один из важнейших разделов...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconПроблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному
Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconГеография. Пояснительная записка
Курс географии посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической и социальной географии своей страны...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. icon4) прямой вопрос, 5) цепь прямых вопросов (план), 6) вопросы поисковые
Текстами для пересказа могут быть: 1 сообщения бытового характера, которые воспитатель передает детям в процессе свободного каждодневного...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. icon1. Социально-психологические теории личности в социальной психологии
Понятие социализации. Зависимость решения вопросов о социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconБиблиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект
Охватывает достаточно широкий круг вопросов, в разной степени изученных в отечественной и зарубежной философии, психологии, социологии,...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconПрограмма дисциплины психология (включая основы социальной психологии) для студентов 3 курса заочного отделения
Цель курса “Психология с основами социальной психологии” дать будущим журналистам знания об устойчивых характеристиках коммуникативных...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconОдин из важнейших вопросов, стоящих перед современным обществом, состоит в том, как примирить различные религиозные традиции. Конфликт между конкурирующими
Однако в первую очередь книга адресована людям других традиций, таких как христианство и ислам, мистические школы Древнего Египта,...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. icon9. Литература. Введение
Очень важно в раннем возрасте развивать в ребёнке чувства ответственности за свою жизнь, и за жизнь и здоровье других людей. Проблема...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница