И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия»




НазваниеИ. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия»
страница1/3
Дата конвертации14.04.2013
Размер0.71 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В.Г. КОРОЛЕНКО» В Г. ИЖЕВСКЕ


И.А. Гришанова

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050715.65 - «ЛОГОПЕДИЯ»

ИЖЕВСК

2011

Программа итоговой государственной аттестации выпускников

филиала государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Глазовский государственный

педагогический институт им. В.Г. Короленко» в г. Ижевске

специальности 050715.65 - «Логопедия»



1. Пояснительная записка
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный и национально-региональный (вузовский) компонент) по специальности 050715.65 - «Логопедия».

Государственным образовательным стандартом по специальности 050715.65 «Логопедия», утвержденным Минобразования России 31.01.2005 г. (регистрационный № 685), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) государственного комплексного экзамена по специальности;

б) защиты выпускной квалификационной работы.

Объем времени на подготовку и проведение государственной аттестации, в соответствии с учебным планом, восемь недель. Сроки проведения итоговой государственной аттестации, в соответствии с графиком учебного процесса: с 1 января по 30 апреля года выпуска.

Экзаменационные материалы:

  • положение об итоговой государственной аттестации выпускников;

  • положение о выпускной квалификационной работе;

  • приказ о допуске студентов к итоговой государственной аттестации;

  • сводная ведомость;

  • зачетные книжки студентов;

  • нормативные документы;

  • учебные программы дисциплин предметной подготовки;

  • протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии.

К защите выпускной квалификационной работы – рецензия.
2. Предметно-тематическое содержание аттестации
Настоящая государственная аттестация призвана выявить уровень развития комплекса гностических, организаторских, коммуникативных и методических умений выпускника. В ходе аттестации определяется знание следующих дисциплин, составляющих систему предметов специальности 050715.65 – «Логопедия»:


  • логопедия;

  • логопсихология;

  • логопедическая ритмика;

  • психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями;

  • педагогические системы и семейное воспитание детей с речевыми нарушениями;

  • основы сурдопедагогики;

  • основы нейропсихологии;

  • логопедические технологии;

  • методика преподавания русского языка;

  • логопедические практикумы;

  • русский язык с основами языкознания;

  • психолингвистика;

  • психолого-педагогическая диагностика и консультирование.


3. Содержание государственного экзамена
ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ И ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛОГОПЕДИИ
3.1. Вопросы


  1. Речевая деятельность как специфический вид деятельности человека.

  2. Характеристика процесса порождения речи.

  3. Восприятие и понимание речи.

  4. Формирование речевой деятельности в онтогенезе.

  5. Логопедия как наука. Предмет и задачи логопедии. Научно-теоретические основы логопедии. Связь логопедии с другими науками.

  6. Речь: ее функции, формы, компоненты. Патология отдельных структурных компонентов речи.

  7. Этиология нарушений речи.

  8. Цель и принципы анализа речевых нарушений.

  9. Классификация речевых нарушений.

  10. Логопедическое воздействие: понятие, принципы, методы, формы.

  11. Анатомо-физиологические механизмы речи. Строение речевого аппарата.

  12. Дислалия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  13. Методика и этапы коррекционно-логопедического воздействия при дислалии.

  14. Звуки Р, Р,. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  15. Звуки Л, Л,. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  16. Звуки С, С,, З, З,, Ц. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  17. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  18. Звуки К, К,, Г, Г,, Х, Х,. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  19. Звук Й. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  20. Дефекты оглушения и смягчения согласных звуков.

  21. Ринолалия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  22. Закрытая ринолалия: причины, структура дефекта, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  23. Открытая ринолалия: причины, структура дефекта, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  24. Дизартрия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  25. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией.

  26. Псевдобульбарная дизартрия: этиология и патогенез.

  27. Бульбарная дизартрия: этиология и патогенез.

  28. Подкорковая дизартрия: этиология и патогенез.

  29. Мозжечковая дизартрия: этиология и патогенез.

  30. Корковая дизартрия: этиология и патогенез.

  31. Система коррекционно-логопедического воздействия при дизартрии.

  32. Детский церебральный паралич: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  33. Клинико-психологическая характеристика детей с детским церебральным параличом.

  34. Особенности логопедической работы при дизартрии у детей с детским церебральным параличом.

  35. Развитие и становление голоса у детей.

  36. Нарушения голоса: общая характеристика, причины, механизм, формы.

  37. Методика коррекционно-логопедического воздействия при функциональных дефектах голосовой функции.

  38. Методика коррекционно-логопедического воздействия при органических дефектах голосовой функции.

  39. Нарушения темпа речи: общая характеристика, причины, формы.

  40. Брадилалия: механизм, структура дефекта, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  41. Тахилалия и её разновидности: механизм, структура дефекта, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  42. Физиологические итерации: механизм, причины, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  43. Заикание: механизмы, причины, структура дефекта, формы.

  44. Психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием.

  45. Комплексный подход к преодолению заикания.

  46. Методики логопедических занятий по устранению заикания у детей дошкольного возраста.

  47. Методики логопедических занятий по устранению заикания у детей школьного возраста.

  48. Методики логопедических занятий по устранению заикания у подростков и взрослых.

  49. Алалия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  50. Психолого-педагогическая характеристика детей с алалией.

  51. Моторная алалия: причины, структура дефекта, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  52. Сенсорная алалия: причины, структура дефекта, методика коррекционно-логопедического воздействия.

  53. Афазия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  54. Акустико-гностическая афазия и методика работы по восстановлению речи.

  55. Акустико-мнестическая афазия и методика работы по восстановлению речи.

  56. Семантическая афазия и методика работы по восстановлению речи.

  57. Афферентная моторная афазия и методика работы по восстановлению речи.

  58. Эфферентная моторная афазия и методика работы по восстановлению речи.

  59. Динамическая афазия и методика работы по восстановлению речи.

  60. Алалия и детская афазия: их характеристика, сходство и различие.

  61. Общее недоразвитие речи: понятие, причины, структура дефекта.

  62. Клинические виды общего недоразвития речи.

  63. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.

  64. Характеристика детской речи первого уровня развития. Методика логопедического воздействия.

  65. Характеристика детской речи второго уровня развития. Методика логопедического воздействия.

  66. Характеристика детской речи третьего уровня развития. Методика логопедического воздействия.

  67. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи: понятие, причины, структура дефекта.

  68. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

  69. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.

  70. Нарушения письменной речи: этиология и патогенез.

  71. Дислексия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  72. Дисграфия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  73. Диагностика дислексий и дисграфий.

  74. Методика коррекционно-логопедического воздействия при нарушениях письменной речи.

  75. Характеристика и особенности состояния устной речи детей с нарушениями слуха.

  76. Система коррекционно-логопедической работы при нарушениях слуха.

  77. Характеристика и особенности состояния устной речи детей с нарушениями зрения.

  78. Система коррекционно-логопедической работы при нарушениях зрения.

  79. Психофизиологическая характеристика и особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

  80. Нарушения устной и письменной речи и их коррекция при интеллектуальной недостаточности у детей.

  81. Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР.

  82. Особенности логопедической работы при ЗПР.

  83. Профилактика нарушений речи.

  84. Организация логопедической помощи в России и Удмуртской Республике.

  85. Отбор детей в специальные учреждения: принципы, рекомендации, противопоказания.

  86. Организация и содержание работы логопеда в дошкольных образовательных учреждениях.

  87. Организация и содержание работы логопеда в логопедическом пункте при общеобразовательной школе.

  88. Организация и содержание работы логопеда в дошкольном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

  89. Организация и содержание работы логопеда в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

  90. Актуальные проблемы современной логопедии.


3.2. Практические задания


  1. На основании данных, полученных в ходе обследования и занесенных в речевую карту, сделайте логопедическое заключение.

  2. На основании сведений, полученных в ходе обследования и занесенных в речевую карту, составьте перспективный план логопедической работы с данным ребёнком.

  3. Составьте план индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с ребёнком, страдающим дислалией.

  4. Составьте план индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с ребёнком, страдающим ринолалией.

  5. Составьте план индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с ребёнком, страдающим дизартрией.

  6. Составьте план фронтального занятия по формированию звуковой культуры и развитию фонематического восприятия у детей.

  7. Составьте план фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка.

  8. Составьте план фронтального занятия по обучению детей пересказу.

  9. Составьте план фронтального занятия по обучению детей рассказыванию.

  10. На основании анализа письменной работы учащегося выявите нарушения письма (систематизируйте ошибки, укажите предполагаемые формы дисграфии).

  11. Составьте план фронтального занятия по коррекции нарушений чтения и письма на этапе формирования звуковой стороны речи.

  12. Составьте план фронтального занятия по коррекции нарушений чтения и письма на этапе формирования смысловой стороны речи.


Образец экзаменационного билета
Вопросы


  1. Алалия: понятие, причины, структура дефекта, формы.

  2. Звуки Р, Р,. Артикуляция, дефекты произношения, приемы коррекции.

  3. На основании данных, полученных в ходе обследования и занесенных в речевую карту, сделайте логопедическое заключение.



3.3.Программа государственного комплексного

экзамена по логопедии
Государственный комплексный экзамен по логопедии проводится для студентов, обучающихся по специальности 050715.65 «Логопедия».

Экзамен направлен на проверку качества подготовки учителей-логопедов, что влияет на уровень эффективности логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста, подростками и взрослыми.

Основная цель курса – сформировать у студентов суммарные представления о разных видах речевой патологии, входящих в современное понятие логопедии как науки о разных нарушениях речи и методах их предупреждения, выявления и преодоления преимущественно средствами коррекционного воспитания и обучения.

В соответствии с основной целью данная дисциплина предусматривает следующие задачи:

  • получение студентами знаний о структуре речевого дефекта при различных нарушениях в развитии, причинах и механизмах этого речевого расстройства, психолого-педагогических критериях дифференциации основных клинических форм;

  • формирование у студентов теоретических и практических представлений, а также навыков обследования, умения делать диагностические и прогностические выводы;

  • разработка и осуществление комплексных программ коррекционного психолого-педагогического и логопедического воздействия и составление планов-конспектов индивидуальных и фронтальных логопедических занятий на разных этапах коррекционно-формирующего воздействия.

Содержание программы государственной аттестации отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия.

Экзаменационные вопросы составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом подготовки кадров по специальности «Логопедия», с учебным планом по данной специальности, программой курса логопедии. При составлении вопросов учитывалось, что усвоение логопедии предваряется знаниями студентов, полученными при изучении смежных наук: психологии, педагогики, психолингвистики, дисциплин медицинского цикла, русского языка.

Экзаменационные билеты предусматривают 3 вида вопросов:

1 вид включает проверку знаний теоретических и методологических основ логопедии, нарушений речи, где рассматриваются: характеристика рече­вого нарушения в историческом аспекте, этиология, механизм, симптоматика, классификация, динамика;

2 вид включает проверку знаний методов и приемов логопедического воздействия, вопросы организации логопедической помощи и профилактики речевого нарушения;

3 вид направлен на проверку умений анализировать логопедическую документацию, формулировать логопедическое заключение, составлять коррекционно-диагностические программы и планы индивидуальных и фронтальных логопедических занятий.

СОДЕРЖАНИЕ
Речевая деятельность как специфический вид деятельности человека
Определение понятия «речевая деятельность». Структура речевой деятельности по И.А. Зимней: побудительно-мотивационный, ориентировочно-исследовательский и исполнительный уровни. Психологические механизмы речевой деятельности: осмысление, речевая память, прогнозирование. Виды речевой деятельности. Предметное содержание речевой деятельности (предмет, средства, способы, продукт, результат).
Характеристика процесса порождения речи
Л.С. Выготский как основатель теории порождения речи. Теория порождения речи в трудах отечественных учёных (А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, И.А.Зимняя и др.). Модель механизма порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву. Необходимость знания механизма порождения речевого высказывания для теории и практики логопедической работы.


Восприятие и понимание речи
Теоретические концепции процессов восприятия и понимания речи. Параметры классификации существующих теорий восприятия речи: моторный или сенсорный характер процесса восприятия речи; активный или пассивный его характер. Общая характеристика процесса речевосприятия (уровни и составляющие их операции). Методический аспект анализа механизма восприятия речи для теории и практики логопедической работы.
Формирование речевой деятельности в онтогенезе
Периодизация речевого развития. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте. Критические периоды в развитии речевой деятельности.
Логопедия как наука. Предмет и задачи логопедии.

Научно-теоретические основы логопедии.

Связь логопедии с другими науками
Логопедия как наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Естественно-научные психофизиологические основы логопедии. Методологические принципы логопедии. Методы, используемые в логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов.
Речь: ее функции, формы, компоненты.

Патология отдельных структурных компонентов речи
Понятие о речи как функциональной системе. Речь как средство общения, мышления, регуляции. Внешняя (устная, письменная) и внутренняя речь. Структурные компоненты речи. Речевая норма и нарушение речи. Проявления нарушения звукопроизношения (пропуск звука, искажение, замена). Качественное нарушение словаря (элизия, итерация, контаминация, персеверация, перестановки, парафазии). Нарушения грамматического строя речи (экспрессивный и импрессивный аграмматизм).
Этиология нарушений речи
Развитие представлений об этиологии нарушений речи. Современные представлений о причинах речевых нарушений. Органические и функциональные причины. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка. Концепция развития психики Л.С. Выготского как методологическая основа изучения причин речевых нарушений. Социальная ситуация развития. Значение наследственности в возникновении речевой патологии. Понятие о структуре речевых нарушений. Первичные и вторичные нарушения.
Цель и принципы анализа речевых нарушений
Цель анализа речевых нарушений. Содержание и значение основных принципов анализа речевых нарушений, сформулированных Р.Е.Левиной. Принцип развития. Принцип системного подхода. Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Развитие комплексного анализа речевых нарушений на основе достижений логопедии и смежных наук.
Классификация речевых нарушений
Проблема систематизации речевых расстройств. Современные классификации речевых нарушений.

Клинико-педагогическая классификация. Реализация подхода от общего к частному. Этиопатогенические, клинические и психолого-лингвистические критерии разграничения речевой патологии. Формы и виды речевых нарушений.

Психолого-педагогическая классификация. Реализация подхода от частного к общему. Лингвистические и психологические критерии построения классификации. Группы речевых нарушений и их виды.
Логопедическое воздействие: понятие, принципы, методы, формы
Понятие логопедического воздействия. Содержание специальных принципов логопедической работы. Общедидактические принципы: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Факторы, определяющие выбор методов логопедического воздействия. Особенности использования в логопедической работе практических, наглядных и словесных методов обучения. Формы осуществления логопедического воздействия: фронтальное, подгрупповое, индивидуальное занятие.
Анатомо-физиологические механизмы речи.

Строение речевого аппарата
Речевой анализатор как особое нервное устройство. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы, их строение и функция.
  1   2   3

Похожие:

И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» iconПрограмма итоговой государственной аттестации для студентов, обучающихся по специальности 080111. 65 «Маркетинг» Кафедра маркетинга
Программа итоговой государственной аттестации обсуждена на заседании кафедры «Маркетинг»
И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» iconАнализ результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края в 2009-2010 гг. (в новой форме) Методический анализ в 2010 год
Сравнительный анализ результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников
И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» iconПротокол собрания учащихся 9а класса от 13. 03. 2012г
Об организации и порядке проведения итоговой аттестации за курс основной общей школы. Знакомство с нормативно-правовыми документами...
И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» iconВ среднем звене общеобразовательной школы подготовку к итоговой аттестации необходимо рассматривать как целостный процесс. С этой целью разработаны контрольные
В основе контрольно-измерительных материалов лежит компетентностный подход, реализованный в содержании экзаменационной работы для...
И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 03 -коррекционная педагогика (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика)
Экзамен кандидатского минимума по специальности 13. 00. 03 — «Коррекционная педагогика (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика,...
И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» iconСодержание
Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов
И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» iconПрограмма государственной (итоговой) аттестации по специальности 100116 Парикмахерское искусство в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon  Программа Итоговой государственной аттестации составлена на основании приказа 
Минздрава РФ  № 1155  от  25. 03. 2003 г.   Об  утверждении Положения об итоговой госу
И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon2010 Школа в цифрах
Результаты сдачи государственных экзаменов на государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов
И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65 «логопедия» icon«Средняя общеобразовательная школа №29»
«О государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (приказ...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница