Урок «Борьба Хрущева за власть. Ссср в 1953-середине 60-х годов»




Скачать 181.12 Kb.
НазваниеУрок «Борьба Хрущева за власть. Ссср в 1953-середине 60-х годов»
Дата конвертации27.04.2013
Размер181.12 Kb.
ТипУрок
Урок «Борьба Хрущева за власть.

СССР в 1953-середине 60-х годов».
Цель: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития СССР после смерти И.В.Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н.С.Хрущева в демократизации политической системы.
План урока

(записан на доске и записывается в тетради)


  1. Причины реформирования политической системы.

  2. Этапы борьбы за власть: Л.Берия, Г.Маленков, Н.Хрущев. Альтернативы политического развития СССР.

  3. XX съезд КПСС. Критика культа личности.

  4. Политические реформы Н.С.Хрущева.

  5. Октябрьский пленум ЦК КПСС 1964г., отставка Хрущева.


Основные понятия: тоталитаризм, государство, Программа КПСС, Устав КПСС, ротация, волюнтаризм, субъективизм.
Основные даты:


Дата

Событие

5.03.1953г.

Смерть И.В.Сталина

Сентябрь 1953г.

Избрание Н.С.Хрущева первым секретарем ЦК КПСС

Февраль 1956г.

XX съезд КПСС, разоблачение культа личности Сталина

Октябрь 1961г.

Принятие третьей Программы КПСС, Устава КПСС на XXII съезде

Октябрь 1964г.

Отставка Н.С.Хрущева от руководства партией и страной


Исторические, публицистические источники:

  1. Доклад Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях».

  2. Программа и Устав КПСС, принятые на XX съезде партии.

  3. Н.С.Хрущев. Материалы к биографии. М., 1989г.


1. Причины реформирования политической системы

(учащиеся с помощью учителя делают записи в тетрадях, приводят аргументы)

На листе ватмана представлена таблица следующего содержания (знакомятся с содержанием таблицы)

Работа с таблицей, комментарии основных положений, запись в тетрадь.
Вопрос классу:

Как вы думаете, почему в СССР после смерти Сталина развернулась борьба за власть в руководстве страны?

Борьба за власть после смерти Сталина развернулась между тремя основными политическими фигурами: Н.С.Хрущевым, Л.П.Берией, Г.М.Маленковым, за каждым из них стояли определенные силы.

Кто придет к власти? Как в этих условиях будет выстраивать свою политическую линию Н.С.Хрущев, чтобы отстранить своих соперников от власти?

Над этими вопросами работаем в течение изучения всей темы.

Учащиеся, которые получили опережающие задания, знакомят класс с политическими портретами Г.М. Маленкова, Л.П. Берия,Н.С. Хрущева ).
Этапы борьбы за власть.

Альтернативы развития страны (таблицы на каждый стол).

I этап. Март-июль 1953г.

Г.М.Маленков – председатель СовМина.

Л.П.Берия – глава МВД.

Н.С.Хрущев – секретарь ЦК КПСС.

На доске портреты этих политических деятелей.


Если на вершине власти окажется Л.Берия, возможным было временное продолжение сталинизма, что создавало серьезную угрозу жизни и благополучию миллионов людей и целых народов (смотрим таблицу).
Соперники в борьбе за власть.





Л.П.Берия (1953


Г.М.Маленков (1953-1955)

Н.С.Хрущев (середина-конец 50-х г.г.)

«Антипартийная группа» (1957)

Отношение к культу личности

Критика культа личности.

Необходимо преодолеть культ личности.

Доклад о культе личности и его последствиях на Xx съезде КПСС.

Прекратить развенчание культа Сталина.

Политическая программа

1. Отказ от репрессивной политики: пересмотр и прекращение некоторых следственных дел, реабилитация по «делу врачей» и «мингрельскому делу». Амнистия осужденным внесудебными органами (отклонена). Вывод из ведения МВД ряда подразделений, включая ГУЛАГ.

2. Партия должна заниматься кадрами и пропагандой, а Совмин – всем остальным.

3. Расширение прав Союзных республик.

1. Содействие Хрущеву в устранении Берии от власти.

2. Критика аппарата за «перерождение» (бюрократизм, взяточничество, пренебрежение интересами народа).

3. Ставка на обновленный государственный аппарат.

1. Борьба за власть против Берии, Маленкова и «антипартийной группы».

2. Ставка на партийный аппарат, молодую партийную элиту.

3. Реабилитация жертв политических репрессий, восстановление прав репрессированных народов.

4. Начало «оттепели».

5. Поиск новых путей управления экономикой – начало реформирования государственного аппарата (сокращение аппарата министерств, разделение Госплана на две организации).

В марте 1958г. Хрущев занял пост Председателя Совета Министров СССР.

Борьба против Хрущева, нарушающего, по их мнению, «принципы коллективного руководства». Требование снять его с поста первого секретаря ЦК и ликвидировать этот пост.

Экономические приоритеты

Критикует экстенсивное развитие экономики, говорит о неэффективности колхозов и необходимости материального симулирования в них.

Подъем материального благосостояния народа: рост производства предметов потребления, развитие сельского хозяйства

( повышение закупочных цен. Поощрение подсобных хозяйств, развитие колхозного рынка). Идея интенсивного развития экономики.

Приоритетное развитие средств производства сельского хозяйства( до 1959 г. – идеи, сходные с идеями Маленкова).Экстенсивное развитие экономики. Новые подходы к управлению народным хозяйством (1957- переход к отраслевому управлению через Совнархозы)

Отказ от политики « экономического волюнтаризма», необдуманных и поспешных решений.


Второй возможный вариант – Г.М.Маленков, некоторое смягчение сталинского режима при сохранении общеполитического курса.

Третьим претендентом на власть являлся Н.С.Хрущев. Это был поворот к десталинизации. Этот процесс не означал ликвидации тоталитарного режима. Общество в целом не было еще к этому готово. Речь могла идти лишь о начальном очищении от наследия сталинизма: освобождение репрессированных, поворот к решению наиболее острых аграрных вопросов, ослабление догматического пресса в культуре.

На первом этапе борьбы за власть, боясь усиления Л.П.Берия через контроль над органами и войсками госбезопасности, Н.С.Хрущев взял на себя инициативу объединить членов руководства на акцию против Л.П.Берии. Он добился возвращения в Москву Г.К.Жукова, которому поручил руководить военной стороной ареста Берии, назначив его Министром обороны.

В июне 1953 года на одном из заседаний Н.С.Хрущев выступил с обвинениями в адрес Берии. Он обвинялся в карьеризме, национализме, в связях с английской, мусаватистской разведками. Берия и его окружение были арестованы. Конечно, эта акция осуществлялась силовыми методами, но какой-либо альтернативы тогда не было.

Так Берия был устранен с политической арены и расстрелян (работа с портретами).





II этап. Лето 1953 – февраль 1958г.

Усиление позиций Хрущева – ослабление Маленкова.

Снятие Г.М.Маленкова с поста главы правительства. Как это произошло?

Сентябрь 1953г. Хрущев избран первым секретарем ЦК КПСС, но государственного поста он не занимал, председатель Совета Министров – Маленков.

В это время в стране началась амнистия политзаключенных, Хрущев организует процесс над руководителями МГБ, виновными в фабрикации «Ленинградского дела», а одним из организаторов этого дела был Маленков. Это послужило поводом его смещения с поста главы правительства, председателем Совмина был назначен Н.Булганин.

Работа с портретами, их перемещение.

III этап. «Антипартийная группа»

Маленков, Молотов, Каганович – их действия.

Лето 1957г., используя свое большинство в Президиуме ЦК КПСС, который принял решение об упразднении поста Первого секретаря ЦК и о назначении Н.С.Хрущева министром сельского хозяйства.

Хрущев потребовал обсуждения этого вопроса на Пленуме ЦК, т.к., согласно Уставу партии, только Пленум может решить этот вопрос.

Пленум, члены которого в большинстве были ставленниками Хрущева, поддержал его, оппозиционеры отправлены в отставку, Н.Булганин, как поддержавший оппозицию, снят с поста главы государства!

В марте 1958г. Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров.

Мы с вами сейчас увидели, как после смерти Сталина борьба за власть протекала по такому же сценарию, что и в 1942г. после смерти В.И.Ленина.

Почему?

Учащиеся могут предложить варианты ответов …

Вывод: ни в Уставе КПСС, ни в Конституции СССР не существовало механизма переизбрания или назначения на высшие государственные и партийные должности.

К 1958г. борьба за власть завершилась.

Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров,

т.е. руководитель правящей партии и государства.
Вопрос. Насколько демократично Н.С.Хрущев пришел к власти?
2. XX съезд КПСС. Критика культа личности Сталина.

Еще до съезда руководство предприняло шаги по осуждению культа личности Сталина:

- первая волна реабилитации;

- попытки перераспределения полномочий ЦК и государственных органов;

- прекращено «дело врачей».

25.02.1956г. Н.С.Хрущев выступил с докладом перед делегатами XX съезда партии, в котором прозвучала критика в адрес Сталина, приводились примеры беззакония сталинского режима, осуждался «культ личности».

Вопрос классу: Какие бы вы обвинения предъявили вы Сталину?

Работа в группах. Игра «Лото».

Предлагается каждой группе набор событий, определить, к какому периоду истории, какие события относятся?

Обвинения

Исторические события

1 гр. Довоенный период

2 гр. События военного времени

3 гр. Послевоенный период

1. Убийство С.М.Кирова

2. Расстрел Рыкова и Бухарина

3. Создание лагерей «специального режима»

4. Голод 1932г.

5. «Дело врачей»

6. «Ленинградское дело»

7. Поражение советской армии в 1941-1942г.г.

8. Департация народов Кавказа, немцев Поволжья

9. Раскулачивание

10. Репрессии высшего руководства Советской армии

Никита Сергеевич считал, что достаточно очистить социальное общество от сталинских злоупотреблений, и партийное руководство поведет народ по пути к коммунизму.

Возложив вину за репрессии на Сталина, Берию, Ежова ,автор в докладе не ставил вопрос о демонтаже самой тоталитарной системы, которая по природе своей могла держаться только на силе и страхе.

Тем самым был снят вопрос о вине высшего партийного руководства в злоупотреблениях против своего народа, в том числе и вине самого Н.С.Хрущева.

XX съезд положил начало широкой реабилитации, но не все категории невинно осужденных были реабилитированы. Не коснулась она миллионов раскулаченных и высланных из своих деревень крестьян, которые сопротивлялись коллективизации, деятелей партии, осужденных в 20-е-30-е г.г., некоторых жертв войны и т.д.

Желая облагородить и очеловечить социализм, Никита Сергеевич способствовал изменению законодательной базы, улучшению содержания заключенных. Были обновлены «Основы уголовного законодательства», упразднено понятие «враг народа», запрещено применять насилие во время следствия, обязательным условием было присутствие обвиняемого и его адвоката на судебном процессе.

Хрущев избирает путь умеренной либерализации и столь же умеренных репрессий (не затрагивающих высший партийный и государственный аппарат).

Работа по таблице.

Политические реформы Н.С.Хрущева.

На XXI съезде КПСС (январь-февраль 1959г.) был сделан вывод о полной и окончательной победе социализма и переходе к развернутому строительству коммунизма.

Вывод: все эти начинания, в случае их реализации, способствовали бы повышению открытости общества.

Теоретическое обоснование и конкретные этапы построения коммунизма к 1980г. были закреплены в новой Программе КПСС, принятой в 1961г. на XXII съезде.

Программа нацеливала советское общество на решение трех задач (запись на доске и в тетради):

  1. Построение материально- технической базы коммунизма.

Это означает: полную электрификацию страны и совершенствование на этой основе техники, технологии и организации общественного производства во всех отраслях народного хозяйства. Соединение науки с производством, высокий культурно-технический уровень производства.

  1. Переход к коммунистическому самоуправлению.

Всенародное развертывание и совершенствование социалистической демократии.

Государство диктатуры пролетариата превратится в общенародное, а с победой коммунизма – отомрет.

  1. Формирование нового человека, всестороннее развитие личности.

(«Моральный кодекс строителя коммунизма» на каждой парте. Работа с документом. Учащиеся перечисляют те моральные качества, которыми должен быть наделен человек коммунистического общества)

Материалы XXII съезда КПСС, М., 1962г.

По решению XXII съезда КПСС в 1962-1964г.г. Н.С.Хрущев ставит целью выработать новую Конституцию СССР, рассчитанную на переходный период к коммунизму.

Этот документ должен был закрепить ряд новых положений:

  1. перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное;

  2. расширение прав союзных республик;

  3. возможность существования мелкой индивидуальной собственности в переходный период.

Но работа над основным законом была прекращена в октябре 1964г. после отстранения Н.С.Хрущева от руководства партией и страной.

На XX съезде партии Н.С.Хрущев выступил с критикой культа личности Сталина, обличил его в принятии решений, нанесших вред многим людям, сам много сделал для улучшения жизни народа, определил пути построения коммунизма.

В чем же причины отстранения его от власти? (просмотр фрагмента кинофильма «Серые волки»)

Закрепление. Обсуждение проблемных заданий с использованием записей учащихся в тетрадях.
Вопросы.

  1. Какова роль Н.С.Хрущева в демократизации политической системы?

  2. В чем причина отстранения его от власти?


Вывод. Борьба за власть. Сравнить.
Берию отстранили от власти, расстреляв его. Хрущева отстранили на Пленуме ЦК путем голосования. В середине 50-х годов он настойчиво боролся за власть. Через 10 лет он отказался от борьбы.
Почему? (зачитать отрывок из воспоминаний Н.С.Хрущева о том, что он отказывается от борьбы за власть) Н.С.Хрущев «Материалы к биографии», М., 1989г., стр.281-282
Учащиеся вместе с учителем делают вывод: изменения, произошедшие в стране по инициативе Н.С.Хрущева , снятие его со всех постов, отправление на пенсию – это и есть элемент демократии.

На следующем уроке мы продолжим изучение изменений, которые произошли в стране и обществе.

Задание на дом. §40. Попробуйте продолжить обсуждение этих вопросов с современниками тех событий, с вашими бабушками, дедушками, знакомыми.
Урок «Кто они – шестидесятники?»
Цель урока: показать роль творческой интеллигенции конца 50-х – начала 60-х годов в зарождении институтов гражданского общества, демократизации советской системы.

Обратить внимание учащихся, как, влияя на общественное сознание через творчество и личный пример, они показывали возможности демократизации системы не насильственным, реформаторским путем.

Урок проводится на основе использования мультимедийных технологий в конференц – классе.
Вступительное слово учителя.

Шестидесятники, многие из тех, кого мы так называем, сами причисляют себя к «детям XX съезда».

Они принадлежат к поколению, выросшему при социализме. В своей массе они были убеждены в справедливости советской системы.

Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, но это надежды на весенние перемены в стране.

Под «оттепелью» понимается особое духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны.

Попытки режима поставить под контроль не только публичное, но и частное поведение каждого человека, наталкивались на сопротивление людей, думающих и поступающих вопреки предписанным стандартам.

Перемены, которые последовали после смерти Сталина и XX съезда партии, творческая интеллигенция восприняла как начало обновления социалистической системы и попыталась сделать как можно больше для очеловечивания всей общественной жизни.
Задание классу( по вариантам)

Давайте вместе подумаем:

  1. В чем их несогласие с теми порядками, которые существовали в стране (против чего они выступали)?

  2. Как они вели борьбу, как отстаивали идеи демократического социализма?

Для того, чтобы более предметно ответить на эти вопросы, надо хотя бы кратко познакомиться с деятельностью тех, кого называют шестидесятниками.

С этой целью ребята подготовили о некоторых из них проектные работы и познакомят нас с ними.
Приступаем к работе.

Открыли тетради, записали свой вопрос. В виде развернутого плана, знакомясь с проектами и опираясь на знания, полученные ранее, записать ответ, поделиться своими мыслями.

К концу урока тетради свои вы должны сдать. Используя памятку по оценке своих знаний и работы на уроке, поставьте себе отметку за урок. Я с уважением отнесусь к вашему мнению и выставлю эту отметку в журнал.

Сегодня, вспоминая времена «оттепели», А.Вознесенский скажет: «Попытка сказать правду о жизни и искусстве клеймилась как очернительство, с особенной злобой воспринималась эстетическая новизна, - и добавит. - Мы были тощие. И уже тогда ничего не боялись…»
Со своим проектом о творчестве А.Вознесенского

нас познакомит Милехин Саша.

«Оттепель» после метели

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели

И потемнели снега…

Скоро проснуться деревья

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья

В трубы весны затрубят.

Так характеризовал то время Н.Заболоцкий.
Следующий проект о Б.Ш.Окуджаве

представит Четкарев Коля.
Б.Окуджава был первым, кто обратился к конкретному человеку от своего «Я» и заговорил с ним о таких общечеловеческих ценностях, как долг, достоинство, дружба, любовь к матери, женщине, Родине. Он писал и под гитару исполнял свои стихи, так родилась бардовская песня.

(Звучит песня Б.Окуджавы «Возьмемся за руки друзья»)
Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А.И.Солженицына.

С.Я.Маршак по этому поводу скажет:

«Я всегда говорил, надо терпеливо, старательно, умело раскладывать костер. Огонь упадет с неба. Солженицын, что теперь ни говори, был тогда для нас именно вот этим огнем, упавшим с неба»
Свой проект представляет Нагорнова Евгения.
Он был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц, космотологии, «отцом» водородной бомбы.

Он изобрел это грозное оружие для укрепления могущества своей Родины, но впоследствии, усомнится, а сможет ли советское правительство быть гарантом мира, обладая таким оружием.

Он себя не причислял к шестидесятникам, но именно в начале 60-х годов А.Д.Сахаров решительно встал в ряды борцов за мир, прогресс и права человека.
Проектная работа Гатиятулиной Алины.
Работа с классом.

Мы познакомились сейчас с судьбами и творчеством только некоторых, кто называл себя «детьми XX съезда».

Пожалуйста, кто готов ответить по первому вопросу: против чего выступали шестидесятники, с какими порядками в стране они были не согласны?

Второй вопрос. Как они вели борьбу, как отстаивали идеи демократического социализма?

Мы прикоснулись к творчеству, а через него и к гражданской позиции только некоторых, кого называют «шестидесятниками».

Увидели, как, руководствуясь собственными представлениями о правильном социализме, они отстаивали свободу мысли, творчества, боролись за право быть свободными гражданами своей страны.

Их мысли становились достоянием общества, это усиливало оппозиционные настроения. Росло и разочарование в возможности демократизации тоталитарной системы. Идея заставить режим считаться с им же принятыми правовыми актами и прежде всего с Конституцией СССР, стала основой зарождения в середине 60-х г.г. (т.е. в начале брежневского правления) правозащитного движения.

Культивируемая шестидесятниками непопулярность идеи насильственного революционного свержения коммунистической диктатуры, непринятие вооруженных методов борьбы создали предпосылки для цивилизованного реформистского демонтажа тоталитарной системы.

Сегодня нет уже СССР, мы живем в демократической России, но не будь их во времена «оттепели», вероятно, издержки переходного периода были бы куда более серьезные, если бы не облагораживающие нравственную атмосферу усилия А.Вознесенского, Б.Окуджавы, А.Солженицына, А.Д.Сахарова и их друзей- единомышленников.
Спасибо за урок.

Каждый сейчас попытайтесь оценить свою работу на уроке:

  1. Какую работу вы проделали при подготовке к уроку?

  2. Что нового вы узнали, какими своими мыслями и знаниями поделились на уроке?

  3. С учетом подготовки к уроку и проделанной работы на уроке поставьте каждый себе оценку за урок. Сдайте свои тетради

Похожие:

Урок «Борьба Хрущева за власть. Ссср в 1953-середине 60-х годов» iconЕршалаим. Евангельские сюжеты 
Антирелигиозная  пропаганда  в  ссср  к  середине 1920-х  годов  приобрела  государственный  масштаб. 
Урок «Борьба Хрущева за власть. Ссср в 1953-середине 60-х годов» iconЛекции групповых занятий для 8 групп. Передача информации. История Интернет
В середине 50х годов СССР запустил первый искусственный спутник Земли. В условиях «холодной» войны это был «жестокий удар» по боеспособности...
Урок «Борьба Хрущева за власть. Ссср в 1953-середине 60-х годов» iconТема урока. Тип урока
Формы проявления влияния: сила, власть, авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей....
Урок «Борьба Хрущева за власть. Ссср в 1953-середине 60-х годов» iconРепрессии в СССР в 1953 г. (По материалам надзорных производств прокуратуры ссср)
В нем содержалась информация о раскрытии органами государственной безопасности «террористической группы врачей, ставивших своей целью,...
Урок «Борьба Хрущева за власть. Ссср в 1953-середине 60-х годов» iconГосударственный комитет совета министров СССР по делам строительства госстрой СССР
Снип iii-18-75 “Металлические конструкции” разработана проектным институтом Промстальконструкция Минмонтажспецстроя СССР и цниипроектстальконструкция...
Урок «Борьба Хрущева за власть. Ссср в 1953-середине 60-х годов» iconУрок в 11 классе: «Образование ссср»
Цель: выяснить причины и определить значение образования СССР. Раскрыть альтернативные варианты национального государства
Урок «Борьба Хрущева за власть. Ссср в 1953-середине 60-х годов» iconУтверждены Постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1976 г. N 229 строительные нормы и правила котельные установки
Сантехпроект Госстроя СССР при участии институтов внипиэнергопром Минэнерго ссср, цкти им. И. И. Ползунова Минэнергомаша, Теплопроект...
Урок «Борьба Хрущева за власть. Ссср в 1953-середине 60-х годов» iconПриказ от 9 апреля 1987 г. N 228 о введении в действие положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной
Госкомспортом ссср, вцспс, Минпросом СССР и Госпрофобром СССР по согласованию с Минздравом ссср, спортивным комитетом Минобороны...
Урок «Борьба Хрущева за власть. Ссср в 1953-середине 60-х годов» icon-
Н. Хрущева, Л. Брежнева и М. Горбачева, когда внутренние враги нашего народа размывали фундамент государства и создавали основы для...
Урок «Борьба Хрущева за власть. Ссср в 1953-середине 60-х годов» iconСтроительные нормы и правила
Госстроя ссср; Горьковского инженерно-строительного института им. Чкалова Государственного комитета СССР по народному образованию;...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница