А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010




НазваниеА. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010
страница1/8
Климович А В
Дата конвертации01.04.2013
Размер0.86 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»


Кафедра философии

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ

ПО ФИЛОСОФИИ

для студентов всех специальностей университета
дневной и заочной форм обучения

Брест 2010

УДК 1(091)(07)

ББК 83.3(0)

Авторы-составители:
Кандидат философских наук, доцент

Климович А.В.
Кандидат философских наук, доцент

Перевалова Л.В.
Кандидат философских наук, профессор

Степанович В.А.
Рецензент

Кандидат философских наук, доцент

Варич В.Н.

Печатается по решению редакционно-издательского Совета БрГУ им. А.С.Пушкина
Тематический глоссарий по философии: для студентов всех специальностей университета / сост. А.В. Климович, Л.В. Перевалова, В.А. Степанович – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С.Пушкина. 2010. – с.
Тематический глоссарий, разработанный в соответствии с учебной программой для высших учебных заведений, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь (регистрационный № ТД – СГ. 010/ тип.), раскрывает смысловое содержание основных понятий и терминов, наиболее употребляющихся в процессе изучения конкретных тем курса «Философия». Предназначен для студентов всех специальностей университета.


Издательство БрГУ

им. А.С.Пушкина, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………....………...4

Философия как социокультурный феномен…………………..………….5

Философия Древнего Востока……………………………………..………8

Древнегреческая философия ………………………………………...…..10

Философия средневековья……………………………………………….13

Философия эпохи Возрождения………………………………………....14

Философия Нового времени и эпохи Просвещения……………………15

Немецкая классическая философия…………………………………...…16

Философия марксизма……………………………………………………18

Современная философия ………………………………………………..19

Философия и национальное самосознание ……………………………..23

– Русская философия……………………………………………..23

– Философская мысль Беларуси ………………………………..25

Метафизика и онтология………………………………………………....26

Философская антропология……………………………………………....31

Философия сознания……………………………………………………...35

Философия познания……………………………………………………...37

Наука и её социокультурный статус……………………………………..41

Философия природы…………………………………………………..….45

Природа социальной реальности………………………………………...47

Общество как саморазвивающаяся система………………………...…..48

Философия политики и права……………………………………………50

Философия культуры……………………………………………………..53

ПРЕДИСЛОВИЕ
Разработка тематического глоссария по философии обусловлена рядом весьма существенных причин. Прежде всего, в настоящее время возникла необходимость в перестройке всей организации философского образования, изменения способов усвоения философских знаний студентами. Выполнению этой задачи и способствует тематический глоссарий, который помогает студентам овладеть философской терминологией – совокупностью средств и наименований, применяемых в преподавании курса «Философия».

Составители глоссария предприняли попытку представить смысловое содержание основных понятий и терминов, наиболее употребляемых в процессе изучения конкретных тем философского курса.

Формулировки и определения понятий, содержащиеся в тематическом глоссарии, заимствованы из разнообразной справочной литературы, в ряде случаев уточнены, а в некоторых случаях сформулированы авторами-составителями.

Тематический глоссарий по философии разработан в соответствии с типовой учебной программой для высших учебных заведений, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г. (регистрационный № ТД – СГ. 010/ тип.)

В процессе работы над тематическим глоссарием авторами была использована справочная литература:

1. Современный философский словарь / Под. ред. В.Е. Кемерова. – М., 1996. – 602 с.

2. Современная западная философия: словарь / сост. : Малахов В.С., Филатов В.П. – М. : Политиздат. 1991. – 414 с.

3.Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. – 840 с.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Абсолютный – характеристика вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который «самодостаточен», не зависит ни от чего другого, содержит в себе всё существующее и творит его. В религиозной философии – Бог, в других течениях – абсолютное «Я», абсолютный дух (мировой разум), воля, интуиция. В более широком смысле абсолютный означает безусловный.

Аксиология – философское учение о природе ценностей, их связях между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, живых организмов, мифических существ.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек находится в центре мира и является его высшей целью.

Бытие – всё существующее как единая целостность. Эта философская категория обозначает реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.

Витализм – учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной невозможности сведения жизненных процессов к силам и законам неорганической природы, о наличии в живых системах особой «жизненной силы».

Волюнтаризм – философское направление, в котором воля рассматривается в качестве первоосновы всего сущего. В более узком смысле – это характеристика социально-политической практики, не считающейся с общественно-историческими законами и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц.

Гипостазирование – приписывание отвлечённым понятиям самостоятельного существования.

Диалектика – первоначально: искусство вести спор, беседу; в настоящее время – учение о развитии и взаимосвязи всех явлений действительности.

Догматизм – абсолютизация устойчивости и неизменности выводов, полученных в ходе познавательной деятельности.

Дуализм – философское направление, полагавшее, что в основе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное.

Закон – внутренние, устойчивые, необходимые, существенные, повторяющиеся связи между предметами, процессами.

Идеализм – философское направление, признающее в качестве первичного духовное начало (сознание).

Идеализм объективный – направление идеализма, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала.

Идеализм субъективный – направление идеализма, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.

Интуитивизм – методологический принцип внутреннего единства бытия (реальности, жизни) и сознания, предполагающий непосредственное проникновение, переживание этого единства в качестве основания философского мышления.

Иррационализм – направление в философии, которое ограничивает или отрицает возможности человеческого разума в процессе познания, считая основой мироздания нечто иноприродное разуму, возможно, недоступное ему.

Концепция – основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения.

Материализм – философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание – вторичным.

Метафизика – ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще. В современной философии чаще всего понимается как противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей.

Метод – приём, средство, способ познания.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации.

Мистицизм – религиозно-философская концепция, допускающая возможность непосредственного знания каким-либо человеком познаваемых им оригиналов (трансцендентных сущностей или феноменов) путём прямого пребывания в них его души.

Мифология – возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки научных знаний, эстетического мироощущения.

Натурфилософия – философия природы, первая форма философии, в которой предметом осмысления был космос. Содержание понятия изменялось по мере исторического развития форм философии.

Наука – сфера деятельности человека, связанная с выработкой и теоретической систематизацией объективных знаний о действительности.

Объективный мир – реальность во всех её проявлениях, существующая независимо от сознания человека.

Панлогизм – философское учение, согласно которому всё в мире является осуществлением разума, подчинено его логическим законам.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир.

Персонализм – философская позиция, полагающая личность и личностное существование основным предметом философии и главной проблемой истории и культуры.

Плюрализм (лат. pluralis – множественный) – наличие множества несводимых друг к другу начал. Он отличается от монизма, пытающегося объяснить многообразие мира, исходя из одного начала. Примером плюрализма может служить философия Лейбница, согласно которой мир состоит из неделимых монад (духовных атомов), по природе своей индивидуальных и автономных, активных и самодостаточных.

Принцип – основа, первоначало, руководящая идея, основное правило поведения и деятельности; то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний; в логическом смысле центральное понятие, основание системы знания, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения данной системы на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Рациовитализм – философское учение, согласно которому разум и жизнь едины.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Релятивизм (лат. relativus – относительный) – отражение принципиальной изменчивости знания, его утверждений и выводов, а также фиксация достаточно сложного акта мышления, допускающего быстрый переход от одного доминирующего звена в познании к другому.

Ригоризм – безусловность выполнения повелений, требований, правил, принципов; строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мышлении, исключающее какие-либо компромиссы, учёт других принципов, отличных от исходного.

Сайентизм – философская концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества (в системе производства, культуры, идейной сфере, в решении социальных проблем).

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, намеренное выдавание лжи за истину. Софистика абсолютизирует принцип релятивизма в познавательном процессе.

Теология – богословие, учение о Боге, систематизация вероучения определённой религии.

Теория – система взглядов, представлений, идей, целью которой является объяснение какого-либо явления; высшая форма организации знания, которая даёт целостное представление о существенных, закономерных связях какой-либо области действительности, выступающей объектом изучения.

Фатализм – учение о предопределённом порядке вещей, о подчинённости человека всесильной судьбе, о предзаданности общественной истории, о предустановленной гармонии мира.

Философия – наука об универсальных законах и принципах бытия; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Эклектика – соединение в единое целое противоположностей произвольно, в отличие от диалектики, в которой противоположности возникают из одной сущности, взаимно обусловливая друг друга.

Эмпиризм – философское учение, утверждающее, что всё знание приобретается из опыта.

Эсхатология – представление о конце мира и связанных с ним возмездиях.

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Боддхисатва (санскр. «существо, стремящееся к просветлению») – в буддийской мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достигающий состояния Будды.

Брахман (Атман) в древнеиндийской философии понятие, обозначающее первопричину и первооснову бытия. Атман – это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман – безличный духовный абсолют, из которого происходит всё остальное. Брахман и Атман совпадают, так как Атман – это самосознание Брахмана.

Буддизм – древнеиндийское религиозно-философское учение. Его основателем считается индийский принц Сиддхартха из рода Гаутама (560 – 480 гг. до н.э.) Именно он был назван Буддой, т.е. «Просветлённым». Исходный принцип буддизма заключается в утверждении, что мир (в том числе и человек) находится в постоянном круговороте изменений и перерождений.

Вайшешика – древнеиндийская натуралистическая школа. При объяснении действительности для вайшешики первоначальное значение имели категории «субстанция» и «атом». Это первая школа атомизма.

Восьмеричный путь – в буддизме открытый и проповедуемый Буддой «срединный путь» жизни, ведущий к освобождению от страдания и просветлению. Разворачивается в восемь этапов: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация.

Дао – в древнекитайской философии – естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляет основу мира.

Даосизм – направление древнекитайской философии, основателем которого является Лао-Цзы (V век до н.э.). Он разработал принцип «дао» как всеобщий закон и источник происхождения мира. «Дао» регулирует изменения, происходящие в природе и обществе, и указывает путь, направление, согласно которому они должны осуществляться.

Дхарма – понятие древнеиндийской философии, обозначающее первоначально бога закона и правосудия, затем сам закон. Нерадивое исполнение закона, например, влекло за собой рождение в более низкой варне, а то и в теле животного или растения. Старательное же исполнение дхармы служило рождению в более высокой варне. Так действовал закон возмездия или карма.

Дэ – в философии даосизма опредмеченное, конкретное проявление дао в вещах и поведении человека.

Жэнь – понятие древнекитайской философии, обозначающее человеколюбие.

Инь и Ян – основные космологические категории китайской мифологии и философии. Инь – земное начало, Ян – небесное. Их дуализм и взаимослияние объясняют сущность всех мировых процессов, человеческой жизни и принципов истинного познания и разумного действия. Инь и Ян выступают упорядочивающими началами предмирового хаоса.

Карма – понятие древнеиндийской философии, обозначающее закон возмездия.

Конфуцианство – древнекитайское учение, основателем которого является Конфуций (552-479 до н.э.). Основа его учения – проблема взаимоотношений человека и общества. Этико–религиозная система Конфуция предлагала рационалистические предписания для организации жизни человека в обществе и нормировала его поведение. Конфуция интересовала не столько проблема истины, сколько проблема морального блага. Он полагал, что знание является личным достоянием, которое открывается и проверяется в человеческих поступках. Его теория познания подчинена нравственно-социальным целям.

Ли – понятие древнекитайской философии, обозначающее ритуал.

Майя – понятие древнеиндийской философии, обозначающее иллюзорность материального мира.

Нирвана (исчезновение, прекращение существования) – понятие философии буддизма, обозначающее состояние угасания, затухания сознания, остывания страстей и желаний.

Самадха – понятие древнеиндийской школы йоги, обозначающее состояние полной интроверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений в сосредоточенности.

Сансара – понятие древнеиндийской философии, обозначающее странствие души по различным телам, в принципе не имевшее конца.

У-вэй – в древнекитайской философии принцип невмешательства или недеяния, это одно из главных требований дао по отношению к человеку.

Ци – мельчайшая телесная частица, появляющаяся в результате опредмечивания дао. Лёгкие, светлые частицы ци образуют мужское начало Ян, а тяжёлые, тёмные – женское начало Инь. Сочетание этих частиц порождает, по учению даосов, всё сущее в мире. Пройдя цикл своего развития, каждая вещь «возвращается к своему корню», т.е. снова распадается на первоначальные частицы.

Чарвака-локаята – древнейшее индийское философское материалистическое учение, отрицающее существование другого мира, кроме материального.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010 iconЭкономическая теория
Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения
А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010 iconМетодические разработки к лекции для студентов  всех специальностей дневной и заочной форм обучения 
Б877   Тамбовская область в годы Великой отечественной войны : метод. разработки к лекции / В. Е. Бре
А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010 iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ vba составитель Яменко Ольга Петровна, учитель информатики
Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно-заочной...
А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010 iconОформление пояснительных записок
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения университета
А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010 iconПрограмма для студентов дневной и заочной форм обучения для специальности 1­25 01 07  «Экономика и управление на предприя­ тии»

А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010 iconПрактические задания по философии для студентов всех специальностей
Практические (семинарские) занятия — это разнообразные формы деятельности студентов по освоению различных проблем философского познания,...
А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010 iconФедеральное государственное образовательное учреждение   высшего профессионального образования 
Учебное  издание  для  студентов  всех  специальностей  всех  форм  обучения.  М.: 
А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010 iconИстория семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения
История семьи: Пособие по изучению и составлению родословной. Учебное пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения....
А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010 iconВарианты контрольных работ по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» для студентов II курса всех специальностей, студентов бакалавриата по
Теория вероятностей и математическая статистика. Учебно-методическое пособие для студентов II курса всех специальностей, бакалавров...
А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010 iconПротокол № раздел I. Общие проблемы философии науки
...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница