Современный менеджмент: проблемы и перспективы тезисы докладов научно-практической конференции 16 апреля 2009 г. Санкт-Петербург 2009




НазваниеСовременный менеджмент: проблемы и перспективы тезисы докладов научно-практической конференции 16 апреля 2009 г. Санкт-Петербург 2009
страница1/53
Дата конвертации12.12.2012
Размер6.62 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»



СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Тезисы докладов научно-практической

конференции
16 апреля 2009 г.

Санкт-Петербург

2009

УДК 658.56

ББК 65.050

С56

Одобрено к изданию научно-техническим советом СПбГИЭУ
Отпечатано с оригинал-макета, представленного редколлегией
Современный менеджмент: проблемы и перспективы: тезисы докладов науч.-практ. конф. 16 апреля 2009 г./ Ред. кол.: В.И.Малюк (отв. ред.) и др. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. - 399 с.
Сборник научных трудов 4-ой научно-практической конференции посвящается актуальным проблемам теории организации и современного менеджмента в России и в странах ближайшего зарубежья. Тематика сборника материалов конференции касается разнообразных сторон менеджмента организации и экономического развития страны. Экономика страны в настоящее время находится в состоянии подъема, однако это только начало её возрождения. Авторы, предложенных материалов, обобщили накопленный опыт и вынесли его на обсуждение участников конференции. Ими обозначены основные проблемы развития отечественных организаций в производственной сфере, сфере услуг и образования, проблемы развития промышленного комплекса страны. Рассматриваются задачи придания их развитию инновационного характера, что крайне важно для приобретения конкурентоспособности, в том числе, и на мировых рынках.

Издание предназначено для преподавателей высшей школы, аспирантов, руководителей организаций, специалистов в области управления организацией.
Редакционная коллегия:

д-р экон. наук, проф. В.И. Малюк (отв.ред., СПбГИЭУ), д-р экон. наук, проф. Б.М. Генкин (чл. редкол., СПбГИЭУ), д-р экон. наук, проф. А.Н. Цветков (чл. редкол., СПбГИЭУ), канд. экон. наук, проф. П.Д. Шимко (чл. редкол., СПбГИЭУ), докт. экон. наук, проф. А.Г. Будрин (чл. редкол., СПбГИЭУ), докт. экон. наук, проф. Л.Г. Симкина (чл. редкол., СПбГИЭУ).

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Цветков А.Н.

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет
Сравнительный анализ интеллектуальности, инновационности и инновативности России на рубеже ХХ и ХХI веков
Успешность перехода национальной экономики на инновационный путь развития связан с адекватной оценкой возможностей страны в инновационной сфере. Возможности или инновационный потенциал нации связан с имеющимися условиями для самостоятельного создания или концентрации новшеств, обладающих значительными преобразующими воздействиями в технологической сфере и в сфере потребления, а также большим коммерческим потенциалом, позволяющим сформировать национальные бренды.

Кроме умения создавать новшества необходимо обладать экономической компетентностью, позволяющей успешно реализовывать эти новшества или осуществлять инновации.

И, наконец, для успешного осуществления инноваций необходима их социальная поддержка, стремление всего общества к инновациям, восприятие инноваций как позитивных процессов, обеспечивающих процветание нации и благосостояние всех ее граждан.

Для структурирования статистической оценки состояния национальных инновационных систем целесообразно воспользоваться очень интересной инновационной моделью, предложенной петербургским исследователем Л.Е.Товстых [4]. В соответствии с этой моделью современная организация, позиционирующая себя как организация новой экономики, должна обладать тремя инновационными характеристиками: интеллектуальностью, инновационностью, инновативностью.

Интеллектуальностью следует считать способность производить научные и технологические результаты прикладного характера.

Под инновационностью понимается способность широко внедрять и коммерциализировать эти результаты.

Инновативность – это способность воспринимать инновации как позитивные процессы, понимание необходимости инноваций как движителя развития общества и готовность мириться с некоторыми беспокойствами, которые доставляют социуму перманентные процессы практической реализации новшеств.

Организации, обладающие этими характеристиками в достаточной степени могут быть отнесены к организациям новой экономики. В модели Л.Е.Товстых есть еще и четвертая характеристика – инвестиционная привлекательность (модель четырех «И»), но она может трактоваться как результирующая от первых трех.

Если перенести эту модель на макроуровень, то в принципе национальная экономика, которая претендует на инновационный путь развития, должна описываться теми же характеристиками. Действительно, инновационно ориентированная экономика должна обладать интеллектуальностью, либо за счет собственного (национального, финансируемого государством и бизнесом) научного сообщества, либо за счет приобретения интеллектуальных продуктов иностранного авторства.

Как показывает опыт развития нашей страны в советский период, одной интеллектуальности для того, чтобы национальная экономика считалась экономикой инновационного типа не достаточно: и наука по численности была первой в мире, и научные результаты мирового уровня имелись в наличии, но внедрение новшеств оставалось на протяжении десятилетий неразрешимой проблемой, с которой не могли справиться ни партийные, ни советские органы управления. Очевидно, что в советской модели развития не учитывались такие характеристики, как инновационность и инновативность.

На характеристиках модели Л.Е.Товстых можно построить анализ инновационных перспектив или состояния дел в инновационной сфере на основе отечественной и международной статистики. В этом случае анализ будет в большей степени соответствовать критерию комплексности.

Любая оценка или анализ стоят чего-либо только тогда, когда имеется внятная база для сравнения, когда обеспечивается сопоставимость показателей. Поэтому на формировании базы для сравнения необходимо остановиться особо.

В политическом аспекте наша страна всегда позиционирует себя как значительная сила, с которой нельзя не считаться. Иными словами, несмотря на имеющуюся инфраструктурную и социальную отсталость, Россия всегда стремилась в «клуб» высокоразвитых стран, в так называемую «семерку», куда, как известно, входят США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония.

Страны «большой семерки» традиционно были неким паттерном, образцом и эталоном. Уровень материального благосостояния жителей этих стран является следствием успехов в реализации технологических достижений, поэтому целесообразно в качестве базы для сравнения инновационной результативности использовать именно эти страны.

Своеобразным продолжением или «шлейфом» большой семерки являются страны ОЭСР, куда в настоящее время входит 30 стран, уровень развития которых считается достаточно высоким. К этой группе относятся такие страны как Мексика и Турция, масштабы экономик которых сопоставимы с масштабами экономики России. Сопоставимы также и социальные условия этих стран и России (качество институтов, положение с правами человека, показатели продолжительности жизни, детской смертности и т.п.). Мексика и Турция - среднеразвитые страны, которые в отличие от России, входят в ОЭСР, что является определенным признанием со стороны мирового сообщества в лице, прежде всего, той же ОЭСР. Вхождение этих стран в ОЭСР является своеобразным вызовом для России, у которой к Турции всегда было снисходительное отношение (как результат в основном победоносных русско-турецких войн XVIII –XIX веков).

С другой стороны, Россия входит в неформальную группу стран, характеризующихся большими масштабами национальных экономик и демонстрирующих высокие темпы развития. Это так называемая группа БРИК: Бразилия, Россия, Индия, Китай.

Западные аналитики иногда говорят, что за БРИК будущее. Китай долгое время считался «прилежным учеником» России (тогда СССР), а после ухудшения отношений в 50-60-е годы ХХ века вызывал у россиян в основном иронию, как ученик, отвергнувший заботу учителя и решивший всего добиться сам. Интересно посмотреть, как выглядит «учитель» на фоне «ученика».

Имеет ли смысл в данном контексте сравнивать инновационное состояние России и некоторых малых стран, не сопоставимых ни по масштабам экономики, ни по уровню материальных и социальных условий жизни?

С этой позиции интересно посмотреть, как в инновационном смысле выглядит страна, сравнительно недавно утратившая «национальное величие», что в некоторой степени произошло и с Россией после распада СССР. Такой страной является Австрия как осколок великой Австро-Венгерской Империи, которая в начале ХХ века по масштабам экономики была вполне сопоставима с Российской Империей того же периода. Как выглядит в настоящее время Россия (большой, но все-таки «осколок» великой империи СССР) на фоне современной Австрии с точки зрения инновационности развития национальной экономики?

Можно с достаточной долей уверенности сказать, что на фоне России все страны СНГ в инновационном плане выглядят слабее. А как выглядят в этом смысле «осколки» Российской Империи, например, Финляндия? Северный сосед, в прошлом – провинция Российской Империи, страна, экономика которой в течение нескольких десятилетий ориентировалась на огромный рынок великого «южного соседа» - СССР (России). Интересно, не деградировала ли у нее от этого интеллектуальность-инновационность-инновативность?

И, наконец, такой важный фактор как господствующая религия. Греция - единственная православная страна в ОЭСР. Целесообразно сравнить ее по параметрам «интеллектуальность-инновационность-инновативность» с великой православной страной Россией.

В табл. 1 приводится база для сравнения инновационных характеристик, которая представляется автору статьи наиболее адекватной.

Сравнение инновационных характеристик выполнено на основе отечественной и международной статистики [1,2,3], в разрезе имеющихся статистических данных.

Таблица 1

База для сравнения инновационных характеристик России

Страна

Основание для включения в сопоставительный список

США

Принадлежность к G-7

Великобритания

Принадлежность к G-7

Германия

Принадлежность к G-7

Франция

Принадлежность к G-7

Италия

Принадлежность к G-7

Канада

Принадлежность к G-7

Япония

Принадлежность к G-7

Греция

Страна с самым высоким уровнем жизни среди православных стран

Мексика

Принадлежность к ОЭСР

Турция

Принадлежность к ОЭСР

Китай

Продолжительное «ученичество» у России. Принадлежность к БРИК

Индия

Сопоставимость по размерам. Принадлежность к БРИК

Бразилия

Сопоставимость по размерам. Принадлежность к БРИК

Финляндия

Ближайший сосед, в прошлом – провинция России

Австрия

Страна среднеевропейского уровня, сравнительно недавно потерявшая «величие»


В табл. 2 приводятся сравнительные данные об уровне образования населения в странах, принятых в качестве базы сравнения. Из таблицы видно, что Россия по уровню образованности населения занимает достойное место: по доле взрослого населения, имеющего образование не ниже среднего наша страна делит первое место с США, а по доле взрослого населения, имеющего высшее и послевузовское образование занимает почетное второе место после тех же США. Вместе с тем оп количеству зарубежных студентов, обучающихся в российских вузах страна занимает третье место с конца списка (по некоторым странам, в которых ситуация, скорее всего, еще хуже – Мексике, Китаю, Индии и Бразилии – отсутствуют статистические данные), и это при том, что в число иностранных студентов включаются студенты из стран СНГ, как правило, этнические русские. Такой уровень показателей позволяет сделать выводы о том, что население в России достаточно образованное, для того, чтобы совершать технологические прорывы и идти по инновационному пути развития, но качество образования оставляет желать лучшего, поскольку не привлекает значительного количества студентов в российские учебные заведения. Это обстоятельство связано также с тем, что в России достаточно тяжелые условия проживания (низкий уровень бытовой культуры, социальных условий, климат и т.п.).

Таблица 2

Уровень образования населения; косвенно: качество образования

Страна

Доля взрослого населения, имеющего высшее и послевузовское образование, %

Доля взрослого населения, имеющего образование не ниже среднего (общего) полного (МСКО 3),%

Удельный вес иностранных студентов, %

США

29,7

90,8

3,4

Великобритания

20,3

65,1

16,2

Германия

14,7

83,9

11,2

Франция

14,3

65,3

11,0

Италия

10,8

48,2

2,0

Канада

22,2

84,3

10,6

Япония

21,0

84,0

2,9

Россия

24,5

90,8

1,0

Греция

14,2

56,2

2,4

Мексика

14,4

22,6

нд

Турция

9,1

26,1

0,8

Китай

нд

нд

нд

Индия

нд

нд

нд

Бразилия

нд

нд

нд

Финляндия

17,1

77,6

2,6

Австрия

9,2

80,2

14,1

Корея

22,0

74,4

0,3

Источник: Индикаторы образования: 2007. Статистический сборник. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007. – 176 с
В табл. 3. приводятся статистические данные (2004-2005 годы) по странам, принятым автором данной статьи за базу для сравнения. Некоторые показатели рассчитаны автором как удельные и относительные. Приведенные в табл. 3 данные позволяют сделать выводы о состоянии интеллектуальности и инновационности национальной экономики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

Похожие:

Современный менеджмент: проблемы и перспективы тезисы докладов научно-практической конференции 16 апреля 2009 г. Санкт-Петербург 2009 iconСборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции 12-13 ноября 2009 г. Самара 2009
Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции. Самара, 12  13 ноября 2009 г.  Самара:...
Современный менеджмент: проблемы и перспективы тезисы докладов научно-практической конференции 16 апреля 2009 г. Санкт-Петербург 2009 iconИтоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей итоговой научно-практической конференции 26-27 февраля 2009 г
История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции...
Современный менеджмент: проблемы и перспективы тезисы докладов научно-практической конференции 16 апреля 2009 г. Санкт-Петербург 2009 iconВ сборнике собраны материалы, отражающие степень заинтересованности студентов по самым актуальным проблемам современности. Авторы, принявшие участие в
Интеллектуальный ресурс – 2009 : сборник докладов 4-й межвузовской студенческой научно-практической конференции. – В 2-х ч. Ч. –...
Современный менеджмент: проблемы и перспективы тезисы докладов научно-практической конференции 16 апреля 2009 г. Санкт-Петербург 2009 icon9 сентября 2009 года Санкт-Петербург
Напоминаем Вам, что началась подготовка к восьмой международной студенческой конференции по связям с общественностью The Baltic pr...
Современный менеджмент: проблемы и перспективы тезисы докладов научно-практической конференции 16 апреля 2009 г. Санкт-Петербург 2009 iconIx научно-практической конференции
В сборник включены тексты докладов, сообщений, выступлений участников IX научно-практической конференции, прошедшей на базе факультета...
Современный менеджмент: проблемы и перспективы тезисы докладов научно-практической конференции 16 апреля 2009 г. Санкт-Петербург 2009 iconViii научно-практической конференции
В сборник включены тексты докладов, сообщений, выступлений участников VIII научно-практической конференции, прошедшей на базе факультета...
Современный менеджмент: проблемы и перспективы тезисы докладов научно-практической конференции 16 апреля 2009 г. Санкт-Петербург 2009 iconКонференция «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюрколо- гии». Организаторами конференции выступили Фонд им.
Материалы  Первой  Международной  молодежной  научно-практической  конференции   Современные 
Современный менеджмент: проблемы и перспективы тезисы докладов научно-практической конференции 16 апреля 2009 г. Санкт-Петербург 2009 iconКультура. Образование. Право материалы международной научно-практической конференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 г.) Екатеринбург 2009
Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар науч практ конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. Гоу впо «Рос гос проф пед...
Современный менеджмент: проблемы и перспективы тезисы докладов научно-практической конференции 16 апреля 2009 г. Санкт-Петербург 2009 iconМеждународной конференции Десятого юбилейного международного форума «Высокие технологии XXI века» 23 апреля 2009 года Часть I москва мгту им. Н. Э. Баумана 2009
Апреля 2009 года. Часть I/ Под ред. И. Б. Федорова и А. Н. Тихонова – М.: Мгту им. Н. Э. Баумана, 2009. – 172 с
Современный менеджмент: проблемы и перспективы тезисы докладов научно-практической конференции 16 апреля 2009 г. Санкт-Петербург 2009 iconДальнем  Востоке  и  некоторые  актуальные  вопросы  первичной  медико
Материалы iii научно-практической конференции «Семейная медицина: проблемы и перспективы» 
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница