Исследование соматопространственных ощущений. Показ частей своего тела и тела человека, сидящего напротив Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив.




НазваниеИсследование соматопространственных ощущений. Показ частей своего тела и тела человека, сидящего напротив Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив.
страница1/4
В П Канакиной
Дата конвертации10.03.2013
Размер0.76 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3   4
В основу разработанной методики исследования вербальных и невербальных психических функций у учащихся 4-х классов общеобразовательных школ с целью изучения влияния разных видов дисграфии на усвоение грамматических правил легли материалы, представленные в работах следующих авторов: Дубровиной И.В., Прищеповой И.В., Калягина В.А. и Овчинниковой Т.С., Истратовой О.Н., Тикуновой Л.И., Горецкого В.Г. и В.П. Канакиной, Рамзаевой Т.Г. [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Методика включает разделы, направленные на изучение у школьников особенностей развития сенсомоторных, высших психических (памяти, внимания, мышления) функций, самоконтроля и самокоррекции в деятельности, эмоционально-волевой сферы, особенностей речевого развития (как письменной, так и устной речи), языковых операций.

При подборе материала заданий методики учитывался возраст детей, требования школьной программы на момент проводимого исследования. В работе использовались методы, приемы и материалы логопедического, нейропсихологического и психологического обследования.
Исследование сенсомоторного развития школьников.

Серия 1. Исследование соматопространственных ощущений.

1.1. Показ частей своего тела и тела человека, сидящего напротив

Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив.

Инструкция: 1. «Покажи свою правую руку (ногу, глаз, ухо)», «Покажи глаз-нос, ухо-бровь, глаз-нос-ухо»; 2. «Покажи мою (логопеда) правую руку (ногу, глаз, ухо)», «Покажи мою левую ногу (бровь, ухо и т. д.)».

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – правильное, замедленное выполнение;

3 балла – выполнение задания с небольшим количеством ошибок (2-3), которые ребёнок замечает самостоятельно;

2 балла – выполнение задания с большим количеством ошибок, которые ребёнок замечает самостоятельно;

1 балл – не справляется с заданием.
1. 2. Проба Хэда на отражённые действия

Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив, в окружающем пространстве.

Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб, отраженных на рис. 5.




Инструкция:

1 вариант: «Когда я подниму правую руку, ты поднимешь свою правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую».

2 вариант: «Подними правую руку, покажи левый глаз, правую бровь», «Возьми правой рукой левое ухо», «Покажи левой рукой правую бровь», «Положи правую руку на левую ногу» и т. д.

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – правильное, замедленное выполнение;

3 балла – выполнение задания с небольшим количеством ошибок (2-3), которые ребёнок замечает самостоятельно;

2 балла – выполнение задания с большим количеством ошибок, которые ребёнок замечает самостоятельно;

1 балл – не справляется с заданием.
Серия 2. Исследование зрительно-пространственного восприятия, пространственных представлений.

2.1 Исследование цветового и предметного гнозиса

2.1.1. Подбор картинки к цветовому фону

Цель: изучение цветового гнозиса, аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование: квадраты разных цветов, картинки с изображением предметов соответствующих квадратам цветов.

Инструкция: «Посмотри на картинки, лежащие перед тобой, и выбери среди них те, на которых изображения только красного (желтого, синего и др.) цвета, и положи их на красный (желтый, синий и др.) квадрат».

2.1.2. Предъявление цветных фигур

Цель: изучение способности ребенка различать цвета.

Оборудование: квадраты основных цветов (желтый, красный, зеленый, синий, белый, черный) и их оттенков.

Инструкция: «Покажи жёлтый квадрат (оранжевый, зелёный, красный, синий, белый, голубой, серый, чёрный….)».

2.1.3. Узнавание предметных картинок

Цель: изучение способности ребенка узнавать предмет в простых для восприятия условиях.

Оборудование: 5-7 картинок из лексических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.); альбом оптических проб.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Назови, что здесь нарисовано?»

2.1.4. Узнавание контурных изображений

Цель: изучение способности ребенка узнавать предмет в усложненных для восприятия условиях.

Оборудование: контурные изображения предметов – ножницы, крокодил, гриб, чашка, дом; альбом оптических проб.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картину, назови, что на ней нарисовано?».

2.1.5. Узнавание перечёркнутых изображений

Цель: изучение способности ребенка узнавать предмет в усложненных для восприятия условиях.

Оборудование: альбом оптических проб (изображения предметов, перечеркнутых различными линиями – горизонтальными, вертикальными, волнистыми).

Инструкция: Посмотри внимательно на картинку, назови, что на ней нарисовано?».

2.1.6. Узнавание фигур Поппельрейтера

Цель: изучение способности ребенка узнавать предмет в усложненных для восприятия условиях.

Оборудование: альбом оптических проб (изображения наложенных друг на друга предметов).

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, скажи, что ты на ней увидел?»

2.1.7.Узнавание недорисованных изображений

Цель: изучение способности ребенка узнавать предмет в усложненных для восприятия условиях.

Оборудование: изображения предметов без существенных деталей (слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, чашка без ручки и др.).

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, скажи, что изображено?».
Оценка выполнения:

5 баллов – все ответы правильные;

4 балла – правильно узнаёт и называет цвета, предметы, но при рассмотрении «зашумлённых», наложенных друг на друга изображений сам прибегает к вспомогательным приёмам: обводит контуры пальцами, комментирует предположения словами;

3 балла – самостоятельно справляется только с более лёгкими вариантами заданий (2.1.1. – 2.1.4), прибегает к вспомогательным приёмам только после подсказки экспериментатора, но и тогда в части заданий повышенной трудности (2.1.5 – 2.1.7) делает ошибки;

2 балла – и после организующей помощи экспериментатора задания 2.1.5 – 2.1.7 выполняются с ошибками;

1 балл – не справляется ни с какими заданиями.
2.2. Исследование буквенного и цифрового гнозиса

2.2.1. Узнавание и выбор букв и цифр

Цель: изучение способности ребенка узнавать буквы и цифры в простых для восприятия условиях.

Оборудование: альбом оптических проб; набор карточек с буквами и цифрами.

Инструкция: «Покажи букву (цифру), которую я назову», «Назови букву (цифру), которую я тебе показала», «Найди такую же букву (цифру) среди этих трёх».

2.2.2. Узнавание неправильно написанных букв/цифр

Цель: изучение способности ребенка узнавать буквы и цифры в простых для восприятия условиях.

Оборудование: карточки с правильно и неправильно написанными буквами/цифрами.

Инструкция: «Найди и назови неправильно написанные буквы/цифры».

2.2.3. Узнавание букв и цифр, написанных пунктиром

Цель: изучение способности ребенка узнавать буквы и цифры в затрудненных для восприятия условиях.

Оборудование: карточки с написанными пунктиром буквами и цифрами.

Инструкция: «Внимательно посмотри и назови буквы/цифры».

2.2.4. Узнавание недописанных букв и цифр

Цель: изучение способности ребенка узнавать буквы и цифры в затрудненных для восприятия условиях.

Оборудование: карточки с недописанными буквами и цифрами; альбом оптических проб.

Инструкция: «Внимательно посмотри, узнай и назови буквы/цифры».

2.2.5. Узнавание перечёркнутых букв и цифр

Цель: изучение способности ребенка узнавать буквы и цифры в затрудненных для восприятия условиях.

Оборудование: карточки с перечёркнутыми различными линиями – горизонтальными, вертикальными, волнистыми - буквами и цифрами.

Инструкция: «Назови буквы и цифры, которые ты узнал».

2.2.6. Узнавание наложенных друг на друга букв/цифр

Цель: изучение способности ребенка узнавать буквы и цифры в затрудненных для восприятия условиях.

Оборудование: альбом оптических проб.

Инструкция: «Назови буквы/цифры, которые ты узнал».

2.2.7. Узнавание графически сходных букв

Цель: изучение способности ребенка различать сходные по написанию буквы.

Оборудование: серия карточек с изображением графически сходных букв.

Инструкция: «Назови буквы, которые ты узнал».
Оценка выполнения:

5 баллов – все ответы правильные;

4 балла – правильно узнаёт и называет буквы/цифры, но при рассмотрении их в усложнённых условиях самостоятельно прибегает к вспомогательным приёмам: обводит контуры пальцами, комментирует предположения словами;

3 балла – самостоятельно справляется только с более лёгкими вариантами заданий (2.2.1. – 2.2.2.), прибегает к вспомогательным приёмам только после подсказки экспериментатора, но и тогда в части заданий повышенной трудности (2.2.3 – 2.2.7) делает ошибки; допускает 2 ошибки.

2 балла – после организующей помощи экспериментатора задания повышенной трудности выполняются с 3-4 ошибками;

1 балл – не справляется с заданиями.
2.3. Выполнение копирования.

Графический тест «Эллис».

Цель: определить уровень сформированности зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторной координации ребенка.

Оборудование: карточки с образцом рисунка, лист бумаги и ручка.

Инструкция: «Срисуй то, что видишь. Старайся срисовать точно».

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – в конце ряда замедляется, часто отрывает ручку от бумаги;

3 балла – при сохранной топологической схеме выраженное истощение, нарушение плавности, микрографии и макрографии;

2 балла – утрата топологической схемы в конце графического ряда;

1 балл – отсутствие топологической схемы.
Серия 3. Исследование ручной моторики

3.1. Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»).
Цель: изучение особенностей ручной моторики.

Пробы: сложение 1-го и каждого следующего пальца в кольцо, вытягивание вперёд 2-го и 5-го пальцев («коза»), 2-го и 3-го пальцев («зайчик»), 2-го пальца (указательный жест) и др.

Инструкция и при необходимости демонстрация движения: «Сложи пальцы в кольцо: 1 и 2, 1 и 4, 1 и 3, 1 и 5 (сначала на левой руке, затем на правой). Сложи пальцы в кулак. Вытяни пальцы 2 и 3, 2 и 5, 1 и 5».

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – замедленное выполнение, с предварительным поиском нужной позы;

3 балла – выполнение правильное при наличии синкинезий;

2 балла – формирование позы с помощью второй руки;

1 балл – заданная поза не формируется.
3.2. Исследование динамической организации движений

(«двигательный праксис»)

Цель: изучение особенностей ручной моторики.

Пробы: последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем; 2-м, а затем 5-м пальцем и т. д., и так менять позы несколько раз; поочерёдное прикосновение большим пальцем ко 2-му, 3-му, 4-му, 5-му пальцам (5 серий движений), которые должны проводиться одновременно обеими руками сначала в замедленном темпе (2-3 серии в 5 с), а потом в максимально быстром (5-7 серий движений в 5 с); «кулак-ребро-ладонь» и др..

Инструкция: «На обеих руках одновременно прикоснись по очереди первым пальцем ко 2, 3, 4, 5-му пальцу, и так несколько раз. Сделай: кулак-ребро-ладонь» и др..

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное, четкое выполнение задания;

4 балла – правильное, замедленное выполнение;

3 балла – дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла – явления персевераторности на истощении;

1 балл – выраженная персевераторность движений.

3.3. Исследование графомоторного навыка.

Графическая проба «Забор».

Цель: оценить возможность усвоения двигательной программы при графическом предъявлении образца, ее автоматизации.

Оборудование: карточка с образцом узора («крыша» - «башня»), лист бумаги, ручка.

Инструкция: «Нарисуй как на образце. Старайся не часто отрывать ручку от бумаги».

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – в конце ряда замедляется, часто отрывает ручку от бумаги;

3 балла – при сохранной топологической схеме выраженное истощение, нарушение плавности, микрографии и макрографии;

2 балла – утрата топологической схемы в конце графического ряда;

1 балл – отсутствие топологической схемы.
3.4. Исследование реципрокной координации движений.

Проба Н.И.Озерецкого (воспроизведение двигательного ряда).

Цель: изучение особенностей реципрокной координации.

Процедура: Серии из шести движений (правую кисть сжать-разжать; левую сжать-разжать; обе кисти одновременно сжать и разжать, кулак-ребро-ладонь), демонстрируется испытуемому три раза подряд, затем он воспроизводит столько же раз. При наличии затруднений ошибок демонстрация повторяется (не более трех раз).

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – движения координированные, плавные, но замедленные;

3 балла – дезавтоматизация движений на истощении, нарушение координации ближе к концу выполнения задания;

2 балла – стойкое нарушение координации, изолированность движений; выполнение движения только совместно с экспериментатором;

1 балл – выраженная персевераторность.
Серия 4. Исследование конструктивного праксиса.

4.1. Воспроизведение фигур из палочек по образцу.

Цели: определение уровня сформированности зрительно-пространственных представлений, изучение моторики, оценка доступности конструктивного праксиса.

Оборудование: счетные палочки.

Инструкция и процедура:

1) простое копирование (экспериментатор сидит рядом).

Инструкция: «Посмотри внимательно на фигуру, сложенную из палочек, сделай такую же».

2) копирование с «перешифровкой», «перевертыванием» на 180 градусов (экспериментатор сидит напротив). Это задание должно выполняться после предварительного обучения.

Инструкция: «Посмотри внимательно на мою фигуру, сложи точно такую же».

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – простое копирование выполняет правильно, при выполнении копирования с «перешифровкой» наблюдается замедленный темп;

3 балла – простое копирование выполняет правильно, наблюдается зеркальное выполнение копирования с «перешифровкой»;

2 балла – во всех заданиях, требующих «перешифровки», наблюдаются грубые ошибки;

1 балл – ошибки во всех видах заданий.
4.2. Воспроизведение фигур из палочек по памяти.

Цель: определение уровня сформированности зрительно-пространственных представлений, изучение моторики, оценка доступности конструктивного праксиса, оценка зрительной памяти.

Оборудование: счетные палочки.

Инструкция: «Посмотри внимательно на фигуру и запомни её. Сейчас я её уберу, а ты воспроизведи фигуру по памяти».

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – правильное выполнение в замедленном темпе;

3 балла – выполнение задания с небольшим количеством ошибок (1-2);

2 балла – выполнение задания с большим количеством ошибок;

1 балл – не справляется с заданием.

4.3. Конструирование и реконструирование букв из элементов.

Цели: определение уровня сформированности зрительно-пространственных представлений, изучение сформированности навыков конструирования.

Оборудование: элементы печатных и рукописных букв (И, Б, Р, П, И, Х, Ж, М, Н….), вырезанные из картона.

Инструкция:

1) выполнение задания по образцу: «Сделай точно такую же букву из предложенных элементов».

2) выполнение задания по словесной инструкции: «Выбери из предложенных элементов нужные и сложи из них, пожалуйста, заглавную рукописную букву Б», «Посмотри внимательно на букву Н (заглавная печатная). Как можно из этой буквы сделать букву И (заглавная печатная)?» «Переделай, пожалуйста, букву Ж в Х, П в Н...»

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – правильное выполнение в замедленном темпе;

3 балла – выполнение задания с небольшим количеством ошибок, которые ребёнок самостоятельно исправляет;

2 балла – выполнение задания с большим количеством ошибок;

1 балл – не справляется с заданием.
4.4.Составление фигур из кубиков Кооса.

Цели: определение уровня сформированности зрительно-пространственных представлений, изучение сформированности навыков конструирования, изучение логического мышления.

Оборудование: кубики Кооса, карточки с заданием.

Процедура и инструкция: Сначала идет процесс обучения на тренировочных карточках, только после этого предлагается диагностическое задание. Логопед предъявляет ребёнку карточки, на которых изображены узоры, и разноцветные кубики Косса. Ребёнку нужно сложить из кубиков узоры. «Посмотри внимательно на узоры, которые изображены на карточках. Попробуй сложить их из кубиков».

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – выполнение правильное, но путём проб и ошибок;

3 балла – при правильном выборе кубиков наблюдаются затруднения в их расположении. Используется незначительная организующая помощь логопеда: «Посмотри внимательно, где белые уголки?» или «Этот узор похож на домик (флажок, бабочку и т. д.), ты правильно выбрал кубики, теперь сложи из них домик (флажок, бабочку и т. д.)».

2 балла – принцип действия усваивается после пассивной планирующей помощи (расчленение узора на 2 симметричные части; наложение «сетки», делящей узор на 4 квадрата);

1 балл – невозможность усвоения принципа действия.
Серия 5. Исследование слухомоторной координации.

5.1. Графический диктант.

Цель: определение способности ребенка отобразить графически воспринимаемый на слух ритмический ряд, определение пространственной ориентировки.

Оборудование: лист бумаги в клетку с заранее отмеченной точкой – началом диктанта, карандаш.

Инструкция: «Рисуем узор. Нужно рисовать строго от точки, обозначенной красной ручкой. Слушай внимательно! Начали! Рисуем линию: 2 клеточки вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 2 – вверх, 2 – вправо, 2 – вниз».

Примечание: Далее цикл повторяется. После двух циклов просим ребенка дорисовать узор до конца самостоятельно. (Проверяем уловил ли ребенок алгоритм действий).

Оценка результатов:

5 баллов – правильно воспроизводит программу, дорисовывает узор до конца строки;

4 балла – правильно, но медленно выполняет задание;

3 балла – допускает не более 2-х ошибок при воспроизведении программы, узор дорисовывает;

2 балла – допускает более двух ошибок при воспроизведении программы, при попытке дорисовать узор отмечаются множественные ошибки;

1 балл – не справляется с заданием.
5.2. Выстукивание различных по сложности ритмических групп.

Цель: исследование способности ребенка воспринимать и воспроизводить на слух серии ритмических ударов.

Материал: серии ударов с короткими и длинными промежутками, без акцентирования и с акцентированием (громким и тихим поочередно).

.. .. ..; … .. ..; … … ..;

||…||…||; …|||…|||; ||……|| (с акцентами).

Инструкция: «Послушай, как я постучу и когда я закончу, постучи точно также».

Примечание: руки экспериментатора закрываются экраном (листом бумаги).

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – замедленное выполнение, одна ошибка в серии с акцентированием;

3 балла – 2-3 ошибки в серии с акцентированием;

2 балла – более трех ошибок, появление персевераций ближе к концу выполнения задания;

1 балл – беспорядочное выстукивание, помощь неэффективна.
Серия 6. Исследование зрительно-моторной координации.

6.1. «Повтори движения».

Цель: определение уровня развития зрительно-моторной координации.

Материал: движения: подъем правой руки вверх, руки над головой, приседание, встать на одну ножку, попрыгать на месте.

Инструкция: «Я сейчас буду выполнять движения, а ты должен будешь повторить их».

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – правильное выполнение в замедленном темпе;

3 балла – выполнение задания с единичными ошибками;

2 балла – выполнение задания с 2 - 3 ошибками;

1 балл – не справляется с заданием.
6.2. «Копирование предложения».

Цель: определение уровня развития зрительно-моторной координации.

Материал: предложение из трех слов, написанное письменными буквами русского или иностранного языка.

Инструкция: «Скопируй предложение как можно точнее».

Оценка результатов:

5 баллов – точное воспроизведение образца, соблюдены все пропорции и расстояния между словами;

4 балла – выполнение правильное, но очень медленный темп работы;

3 балла – незначительные нарушения, связанные с расположением фразы по горизонтали, возможно увеличение или уменьшение размеров всей фразы при сохранении пропорций и размеров внутри слов;

2 балла – фраза грубо отличается от образца, нарушение симметрии всей фразы, нарушение элементов всех букв, но при этом сохранено разделение слова;

1 балл – написанное учащимся напоминает волнистую линию, отдаленно похожую на фразу, в рисунке наблюдаются попытки срисовывания букв, но элементы букв не соответствуют образцу, фраза не делится на слова.

6.3. «Мышка ищет сыр»

Цель: определение уровня развития зрительно-моторной координации.

Оборудование: карточка с изображением лабиринта, карандаш.

Инструкция: «Возьми карандаш и помоги мышке добраться до куска сыра, отметив карандашом ее путь».

Примечание: ребенок не должен «выходить» за границы поля. Если ученик ошибается в выборе пути, это свидетельствует о низком распределении внимания (он заранее не продумал, не проследил глазами, как проложить путь). Задание на время – 30 сек.

Оценка выполнения:

5 баллов – справляется с заданием за меньшее количество времени, ни разу не ошибившись в выборе пути, не «выходя» за границы поля;

4 балла – правильно, но медленно выполняет задание;

3 балла – справляется с заданием строго за отведенное время, несколько раз ошибается в выборе пути, не «выходит» за границы поля;

2 балла – справляется с заданием за большее количество времени, много раз ошибается в выборе пути, часто «выходит» за границы поля;

1 балл – не справляется с заданием.

Серия 7 . Состояние моторики артикуляционного аппарата
7.1.Исследование кинестетической организации движений органов артикуляторного аппарата.

Цель: изучение особенностей речевой моторики.

Материал: комплекс артикуляторных упражнений.

Для губ: «улыбка»; «трубочка»; поднять верхнюю губу вверх; опустить нижнюю губу вниз; оскал.

Для языка: высунуть язык и удержать его по средней линии; «жало»/«иголочка»; «лопатка»; широкий язык на верхнюю/нижнюю губу; поднять/опустить кончик языка за верхние/нижние резцы; «чашечка»; пощёлкать языком, присасывая его к твёрдому нёбу так, чтобы натягивалась подъязычная связка.

Для нижней челюсти: широко открыть – закрыть рот.

Процедура и инструкция:

1. По образцу – «Посмотри, как делаю я и повтори».

2. По речевой инструкции – «Поцокай язычком, пожалуйста, как лошадка» или «Высуни язычок и попытайся его ровно удержать».

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – выполнение правильное, но замедленное, с предварительным поиском нужной позы;

3 балла – выполнение правильное при наличии синкинезий;

2 балла – формирование позы при помощи рук;

1 балл – заданная поза не формируется.

7.2. Исследование кинетической организации движений органов артикуляторного аппарата.

Цель: изучение особенностей речевой моторики.

Материал: комплекс артикуляторных упражнений.

Для губ: «улыбка» - «трубочка» - покой; поднять вверх верхнюю губу – опустить вниз нижнюю губу – опустить вниз верхнюю губу – поднять вверх нижнюю губу.

Для языка: попеременно «лопатка» – «иголочка»; открыть рот – показать широкий язык – поднять его на верхнюю губу – опустить на нижнюю – убрать в рот – закрыть рот («качели»); открыть рот – показать узкий язык – коснуться узким языком правого, левого уголков рта – убрать язык в рот – закрыть рот («маятник»); открыть рот – узким языком провести вкруговую по верхней и нижней губе по часовой стрелке, затем в обратном направлении – убрать язык в рот – закрыть рот («вкусное варенье»).

Для нижней челюсти: попеременно открыть – закрыть рот; подвигать челюстью в разные стороны.

Для мягкого нёба: отрывисто на твёрдой атаке голоса при широко открытом рте произнести звук А; широко открыть рот и зевнуть; открыть рот – положить язык на нижнюю губу – покашлять с открытым ртом и с языком на нижней губе.

Процедура и инструкция:

1. По образцу – «Посмотри, как делаю я и повтори».

2. По речевой инструкции – «Попеременно закрывай и открывай рот» и т. д.

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – выполнение правильное, но несколько в замедленном темпе;

3 балла – дезавтоматизация движений ближе к концу выполнения задания;

2 балла – явления персевераторности ближе к концу выполнения задания;

1 балл – выраженная персевераторность движений.

Исследование интеллектуальных функций,

личностных особенностей.

Серия 1. Исследование зрительной памяти.

1.1. «Запомни картинку»

Цель: определение объема зрительной памяти.

Материал: сюжетная картинка «Лето».



Инструкция: «Рассмотри внимательно всю картинку. Постарайся запомнить ее».

Процедура: картина показывается в течение 20 секунд. После чего эталон убирается и ребенку задаются вопросы:

А) Какое время года изображено на картинке?

Б) Сколько там нарисовано человек?

В) Что происходит здесь? (Указывается левый нижний угол, там нарисован пруд.)

Г) Что находится в пруду и рядом с ним?

Д) Какие еще животные и растения есть на картинке?

Е) Кто чем занимается?

Ж) Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Ребенок отмечает крестиком на чистом листе бумаги.)

Оценка выполнения:

5 баллов – подробное описание увиденного на картинке;

4 балла – описывает увиденное правильно, но долго вспоминает;

3 балла – наблюдается неточность воспроизведения запоминаемого, помощь эффективна;

2 балла – много ошибок, несмотря на организующую помощь логопеда;

1 балл – описание картинки не соответствует действительности, помощь неэффективна, отказ от выполнения задания.
1.2. Запоминание ряда букв.

Цель: изучение объема механической зрительной памяти.

Оборудование: карточки с напечатанными на них сериями строчных и прописных букв: а) А, И, П, В, Л, Д, У, Щ; б) п, ы, р, п, ц, о, и, д, х; в) А, ы, Ч, Ц, л, Л, З, ж; касса букв.

Инструкция: «Посмотри внимательно на ряд букв, запомни его. Отбери в кассе нужные буквы и поставь их в правильной последовательности».

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное и быстрое выполнение заданий;

4 балла – отдельные ошибки проявляются в пропусках или перестановках букв, исправляются после указания логопеда;

3 балла – многочисленные пропуски, перестановки букв, однако привлечение к ним внимания экспериментатором приводит к верному решению;

2 балла – стойкие ошибки, подсказка логопеда позволяет исправить лишь отдельные из них;

1 балл – единичные правильные воспроизведения букв.
Серия 2. Исследование слуховой памяти.

2.1. «10 слов».

Цель: исследование объема смысловой кратковременной и долговременной слухоречевой памяти, скорости запоминания.

Материал: серия из 10 слов, которые последовательно предъявляются учащемуся в устной форме.

Процедура и инструкция.

1-ое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»

2-ое объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их – и те, которые уже назвал, и те которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке».

Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Логопед просто говорит: «Еще раз».

Примерно спустя 20-30 минут, взрослый снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Примечание: заполняется протокол обследования. Если ученик называет какие-либо лишние слова, логопед обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, - ставит крестик и под ними. В случае, если ребенок пытается вставлять в процесс опыта какие-либо реплики, логопед его останавливает. Никаких разговоров во время этого обследования допускать нельзя.

Количество повторений

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Гриб

Игла

Мед

1































2































3































4































5































Через час

































































Оценка выполнения:

5 баллов – непосредственное воспроизведение 10 слов, отсроченное – 8-10;

4 балла – непосредственное воспроизведение 8-9 слов, отсроченное – 6-8;

3 балла – неравномерность воспроизведения слов, 6-7 слов, отсроченное – 5-6 слов, единичные вплетения близких по смыслу слов;

2 балла – неравномерность воспроизведения с тенденцией к его уменьшению, до 6 слов, отсроченное воспроизведение – не менее 5, много посторонних слов;

1 балл – непосредственное воспроизведение менее 5 слов, отсроченное – 2-4, много посторонних слов при обоих типах воспроизведения.
2.2. Запоминание и воспроизведение предложений.

Цель: изучение кратковременной слухоречевой памяти.

Речевой материал – предложения: Вечером мы смотрели интересный фильм. Ранней весной на проталинах зазеленеет нежная травка. Аисты кормят своих птенцов мелкой рыбешкой, лягушками и жуками.

Процедура и инструкция: «Внимательно послушай и повтори каждое предложение».

Оценка результатов:

5 баллов – правильное воспроизведение предложений;

4 балла – отдельные пропуски или перестановки второстепенных членов предложения;

3 балла – аналогичные затруднения при воспроизведении всех предложений;

2 балла – сокращение структуры предложений, а также изменение грамматической соотнесенности форм слов;

1 балл – изменение структуры предложений, замены слов по звуковому сходству, нарушение смысла высказывания.
2.3. Запоминание двух рядов слов.

Цель: изучение объема ассоциативной и механической памяти.

Оборудование и материал: два столбика слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.
Первый столбик: Второй столбик:

кукла - играть жук - кресло

курица - яйцо компас - клей

ножницы - резать колокольчик - стрела

лошадь - сани синица - сестра

книга - учитель лейка - трамвай

бабочка - муха ботинки - самовар

щетка - зубы спичка - графин

снег - зима шляпа - пчела

корова - молоко рыба - пожар

лампа - вечер пила - яичница
Процедура: Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор медленно зачитывает испытуемому десять пар слов первого столбика. После этого экспериментатор называет начальные слова, а ученик должен назвать соответствующее парное слово. Аналогично со вторым столбиком.

Оценка выполнения:

  1. Оценка объема ассоциативной памяти:

5 баллов – воспроизведение всех слов;

4 балла – воспроизведение 8-9 слов;

3 балла – воспроизведение 6-7 слов;

2 балла – воспроизведение 5 слов;

1 балл – воспроизводит менее 5 слов.

  1. Оценка объема механической памяти:

5 баллов – воспроизведение всех слов;

4 балла – воспроизведение 7-9 слов;

3 балла – воспроизведение 5-6 слов;

2 балла – воспроизведение 3-4 слов;

1 балл – не справляется с заданием.

Серия 3. Исследование зрительного внимания.

3.1. Методика «Найди отличия».

Цель: определение уровня концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Оборудование: две похожие сюжетные картинки, часы.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Чем одна отличается от другой?»

Примечание: время выполнения задания – 1,5 минуты.

Оценка:

5 баллов – находит и показывает все 9 отличий за отведенное время;

4 балла – за отведенное время самостоятельно находит и показывает 7-8 отличий;

3 балла – за отведенное время находит и показывает 6-7 отличий;

2 балла – за отведенное время находит и показывает 3-5 отличий;

1 балл – не справляется с заданием.

3.2. «Переплетенные линии».

Цель: исследование концентрации и устойчивости внимания.

Оборудование: бланк с изображенными переплетенными линиями, часы.

c:\users\сережа\desktop\20100516_202433.jpg

Процедура: испытуемому дают бланк, на котором изображены перепутанные линии и предлагают проследить линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии 1. Испытуемый должен записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, надо прослеживать линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.

Примечание: время выполнения всего задания не более пяти минут.

Оценка выполнения:

5 баллов – правильное выполнения задания за отведенное время;

4 балла – за отведенное время определяет правильный конец 7-9 линий;

3 балла – за отведенное время определяет правильный конец 5-6 линий;

2 балла – за отведенное время определяет правильный конец 3-4 линий;

1 балл – не справляется с заданием;
3.3. Поиск слов среди букв.

Цель: оценка избирательности внимания.

Материал: бланк, содержащий текст из 525 букв и 25 слов.

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьъхэьгчяфактьукэкзаментрочягщ

щгцкпроыуроргусарбеюкорабльентоджебьамхоккейтруицыфцуйгфхт

телевизорболджщзчюэлгщьбпамятьшогхеюждргщхэнздвасилек

йцукенгизшхъролдлюбовьвафыбавфырплосдспектакльячсимтьбюн

бюерадостььвуфциеждлоррпнародшлджьхэшщгиернкуыфйшрепортажэк

ждорлафвюефбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьюдшщглоджин

эпрплаваниедтлжэзбьтрдшщжнпркывкомедияшлдкуйфпортфельйфрлнь

ячвтлджэхьгфтасенрассказчикигшдщнруцтргшчтлроснованиязхжьб

щдэркенаопрукгвсмтрбиографияялжвдлжлжфылдвждлажыопроалопр
Процедура и инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Твоя задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова».

Оценка результатов:

5 баллов – находит 24-25 слов;

4 балла – находит 20-23 слова;

3 балла – находит 17-19 слов;

2 балла – находит 13-16 слов;

1 балл – менее 13 слов.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование соматопространственных ощущений. Показ частей своего тела и тела человека, сидящего напротив Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив. iconВопросы экологии духовной жизни человека
Бытие человека на Земле определяется, как правило, качеством здоровья физического тела. И человек, как может, старается поддержать,...

Исследование соматопространственных ощущений. Показ частей своего тела и тела человека, сидящего напротив Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив. iconПрограмма «Здоровье» муниципального образовательного учреждения «Синекинчерская основная общеобразовательная школа»
Знание своего тела. Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы и их предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие...

Исследование соматопространственных ощущений. Показ частей своего тела и тела человека, сидящего напротив Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив. iconЗаболевания, связанные с нарушением функций гипофиза
Стг, рост тела резко увеличивается, развивается гигантизм. В тех случаях, когда повышенное выделение гормона роста происходит у взрослого...

Исследование соматопространственных ощущений. Показ частей своего тела и тела человека, сидящего напротив Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив. iconИзучение вращательного движения с помощью маятника обербека цель работы
Изучение характеристик вращательного движения твердого тела. Применение основного закона динамики вращательного движения для определения...

Исследование соматопространственных ощущений. Показ частей своего тела и тела человека, сидящего напротив Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив. icon1 год обучения. Дата проведения: начало декабря 2012 Цель занятия
Дать учащемуся необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать танцем, дать возможность почувствовать радость от ощущения...

Исследование соматопространственных ощущений. Показ частей своего тела и тела человека, сидящего напротив Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив. iconЛитература
В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды....

Исследование соматопространственных ощущений. Показ частей своего тела и тела человека, сидящего напротив Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив. iconГоловной мозг человека  головной мозг человека, 
Головной мозг – симметричная структура, как и большинство других частей тела. При 

Исследование соматопространственных ощущений. Показ частей своего тела и тела человека, сидящего напротив Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив. icon1. Упражнения для развития мелком моторики и снятия мышечного напряжения кисти рук
Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную...

Исследование соматопространственных ощущений. Показ частей своего тела и тела человека, сидящего напротив Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив. iconОкунитесь в мир роскоши Cutrin Premium!
Кожа головы имеет ту же структуру, что и кожа других частей тела человека. Cutrin 

Исследование соматопространственных ощущений. Показ частей своего тела и тела человека, сидящего напротив Цель: изучение способности ребенка ориентироваться в собственном теле и теле человека, сидящего напротив. icon  Ответы на здания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2011-2012 учебного года по обществознанию
Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет»

Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница