Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми




Скачать 195.16 Kb.
НазваниеОбщение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми
Дата конвертации09.03.2013
Размер195.16 Kb.
ТипДокументы

ВВЕДЕНИЕ


Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая - межиндивидуальная - функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей.

Существуют печальные примеры, которые показывают, к чему приводит, если много и с любовью не говорить с ребенком. Родившись глухим, ребенок становится немым, если его дефект не сразу обнаружен. В ответ на свои капризы, плач или крик он не слышит ответа и перестает вообще реагировать. Но если чаще нежно брать такого ребенка на руки, улыбаясь и нежно поглаживая, можно спасти его от полной духовной изоляции.
СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Aнализ поведения детей раннего возраста показывает - ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт или результат деятельности и средства ее осуществления (действия и операции).

Исходя из этого, предметом общения как деятельности является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.

Первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка - это потребность в другом человеке.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА

 

Несмотря на то, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из наиболее сложных изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и те же стадии.

К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова; примерно в два года он говорит двух - трехсловными предложениями; к четырем годам дети оказываются в состоянии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые.
Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже довольно богатый опыт познания окружающей действительности с помощью органов чувств. У них сложились более или менее определенные  представления о своих родителях, о пище, об окружающей обстановке об игрушках. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается сделать не так уж много: связать имеющиеся у него образы с теми или иными сочетаниями звуков, неоднократно произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов.
Из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, дети поначалу усваивают далеко не все, а лишь отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в их восприятии. В дальнейшем по мере накопления опыта использования данного слова дети постепенно усваивают более глубокий, обобщенный смысл понятия, отделяя существенное от несущественного в отображенных в нем признаках.
Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. В это время дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух - трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро.

Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.
Тем не менее примерно до 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря.
С 11 месяцев начинается также переход от дофонемной к фонемной речи, и этот процесс продолжается на втором, третьем и даже на четвертом году жизни. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Постепенное развитие грамматической структуры речи приводит к тому, что к трем годам ребенок овладевает практически почти всеми падежами и может с помощью служебных слов строить сложные предложения. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания со стороны ребенка и речи другого человека.


На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок не всегда удовлетворяется услышанным; он непременно хочет запомнить название и самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного. В начале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими собой какую-либо целую, законченную мысль. Такие слова-предложения возникают и называются почти всегда в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание.
В начальный период усвоения речи ребенок годовалого возраста реагирует на слова как на ситуацию в целом. Для него слово чаще всего связывается с обстановкой, а не с отдельными представляющим ми ее предметами. Внимательно наблюдая за действиями взрослого, произносящего слова, ребенок воспринимает мимику и жесты, реагируя на них, улавливая по ним смысл того, что говорит взрослый человек. В начале обучения речи ребенок реагирует на слова примерно так же, как на них реагируют высшие животные.
Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни.

К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком.
После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять собственную активность в речевом общении и сам спрашивает названия окружающих его предметов. Вначале он пользуется языком мимики, жестов и пантомимики для постановки подобного рода вопросов, часто просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, что его интересует, и ждет от взрослого названия соответствующего предмета или явления. Затем к жесту добавляется вопрос ребенка.
Любопытно, что ребенок, уже слышавший ранее название какого-либо предмета, иногда повторно обращается к взрослому с соответствующим вопросом, касающимся его. Если взрослый неправильно называет уже знакомый ребенку предмет, то ребенок не довольствуется таким ответом и повторяет свой вопрос до тех пор, пока не получит на него правильный ответ.
Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке.
До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи.

К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300,а к трехлетнему возрасту—1200—1500.
Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют. Знакомясь с новыми предметами, дети прежде всего стараются определить их функции, задавая взрослому вопрос: «Как это называется?» В ответ на такой вопрос взрослый обычно не только называет предмет, но и показывает ребенку, как им правильно пользоваться.
После интонационного оформления голосовых реакций ребенка начинается процесс становления фонематического слуха. Он в основном завершается к двум годам, когда ребёнок уже может различать слова, отличающиеся друг от друга всего лишь одной фонемой. Дальнейшее развитие процесса овладения речью включает ряд аспектов: семантический, морфологический, синтаксический.
В усвоении грамматики ребенком раннего возраста наблюдаются следующие закономерности. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 2 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде.

Второй период, включающий промежуток времени от 2 до 3 лет, представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения.
Развитие семантической функции в детской речи связано с определением смысла слов, его дифференциацией, уточнением и приобретением словами обобщенных значений, которые с ними связываются в языке. Существует продолжительный этап речевого развития, когда в речи ребенка появляются многозначные слова. Их количество относительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка, употребляемого между одним и тремя годами жизни. Далее происходит распад многозначных слов и приобретение устойчивости их значениями. Это связано с началом обобщения признаков предметов и их фиксацией в словесных значениях. Основаниями для обобщений служат различные признаки предметов.
Определенные ступени развития словесных обобщений можно наметить в возрасте от одного года до начала второго полугодия второго года жизни. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам. На второй ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в какой предметы используются в детской игре. Третья ступень характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу и зависимые от ситуационного, функционального использования данных предметов.
Особую линию в речевом развитии представляет та, которая связана с использованием речи как средства общения, управления поведением других людей и саморегуляцией. Ребенок в возрасте примерно от 2,5 до 3 лет еще не в состоянии следовать сложной речевой инструкции взрослого, особенно тогда, когда в нее включается требование выбора одного действия из нескольких альтернативных. Только к 3,5 годам, а иногда к 4 годам у детей формируется сложная реакция выбора под действием речевой инструкции.
Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых предложений. Начиная с этого возраста появляются первые признаки эгоцентрической речи, на специфике, функциях и судьбе которой мы остановимся в дальнейшем.
Двухлетние дети понимают и общие вопросы, требующие ответа «да» или «нет», и специальные вопросы, начинающиеся со слов «где», «кто», «что». Они также верно отвечают на вопросы «почему» и «зачем». Как же усваивается язык и формируется речь ребенка с точки зрения психологических механизмов этого сложного процесса? Предполагают, что тремя основными путями усвоения языка и индивидуального развития речи являются следующие: подражание, образование условнорефлекторных ассоциаций, постановка и опытная проверка.
Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, но особенно фонетики и грамматики. Этот механизм включается в действие сразу же, как только у ребенка появляются первые признаки соответствующей способности. Но подражание — это только начальный этап речевого развития. Без следующих двух этапов он не в состоянии привести к большим успехам в усвоении.
Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении речи выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что некоторые родители в течение длительного времени в начальный период освоения ребенком речи сознательно не пользуются системой значимых для ребенка поощрений. Это особенно заметно в тех редких семьях, где мать и другие окружающие ребенка взрослые люди вообще мало уделяют времени общению с детьми, а также там, где дети в значительной мере лишены такого внимания.
Идея о формулировке и проверке гипотез как механизме усвоения речи лучше всего подтверждается многочисленными фактами активного использования речи детьми и детского словотворчества. Взятая сама по себе, она, однако, слишком интеллектуализирует процесс развития речи у детей раннего возраста. Скорее всего дело обстоит так, что речевое развитие в этом возрасте объясняется сочетанием и сложным взаимодействием всех трех рассмотренных механизмов научения.
МЕТОДИКА
РАЗВИТИЕ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ОТ

ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ
После года ребенок все быстрее и быстрее начинает устанавливать связь между словом и соответствующим предметом, действием, явлением, качеством. Ребенок понимает комбинации слов, т.е. фразы, к полутора годам часто понимает и не обращенную к нему непосредственную речь.

Ребенок после года понимает речь взрослого и в том случае, если она не обращена прямо, непосредственно к нему.

В связи с интенсивным развитием речи во втором полугодии второго года у детей развиваются и меняют свой характер психические функции: память, восприятие и др. Благодаря этому с ними можно говорить не только о том, что они в момент разговора видят или сами делают, но и о том, что было в их недавнем опыте или что часто повторяется в их жизни и им хорошо знакомо. Например, рассматривая с детьми картинку, на которой изображены играющие в саду дети, можно рассказать, где они живут, как провели день до прихода в сад (встали, умылись, позавтракали), хотя это на картинке не изображено.

В связи с развитием способности к обобщению, ребенок после года уже понимает разнообразные вопросы, о чем можно судить по его ответам.
РАЗВИТИЕ ПОДРАЖАНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЬЮ
При правильном воспитании на первом году жизни дети первого полугодия второго года много и разнообразно лепечут, часто обращаются к взрослому, дополняя жестами и мимикой те звуки, которые они произносят.

Запас слов у них ещё очень ограничен. Говорят дети в этом возрасте отдельными словами, легкими для их произношения, т.е. состоящими из отдельных звуков, слогов, повторных слогов. Для ранней стадии речи маленького ребенка характерна многозначность одного и того же слова. Он связывает слово не с конкретным предметом или действием, а со всей обстановкой, во время которой происходил «показ с называнием», с ближайшими предметами, которые были невольно в поле его зрения в то время, когда ему называли то или иное слово, иногда со всеми действиями и ощущениями, испытанными в момент названия. Так слово «а-а», помимо просьбы на горшок, может обозначать сам горшок, лужу, мокрые штанишки т.п. Иногда ребенок разные предметы обозначает одним и тем же словом, так как ему бросается в глаза, что то и другое одного цвета ( например ведро или чайник окрашенный в один цвет) или то и другое пушистое (кошка и меховая шапка).

Часто один и тот же звук, но сказанный с разным выражением и сопровождаемый разными жестами, означает совсем разные вещи «а……а….» - с усилением, как бы негодуя, говорит ребенок и показывает на мальчика, который залез на столик с ногами. И это же «а», но сказанное отрывисто, с другой интонацией, с выражением восхищения, он повторяет, глядя на взрослого, когда хочет обратить внимание на что-нибудь интересное, новое.

Ребенок первого полугодия второго года подражает только легким, доступным для его произношения звукам и слогам, коротким словам, состоящим из повторных слогов. Открытые слоги, т.е. кончающиеся гласной, детям легче произнести, чем закрытые.

После такой стадии развития речи, когда ребенок много понимает, быстро усваивает значение новых слов и легко подражает взрослому, наступает перелом в развитии пользования речью, ребенок сразу начинает много говорить и к двум годам говорит короткими фразами. Речь в этом возрасте становится основным средством общения с окружающими взрослыми, хотя надо отметить, что и в этом возрасте ребенок охотно говорит лишь с близкими, хорошо знакомыми людьми.

Если в свое время ребенок много упражнялся в произношении различных звуков, много лепетал и речь его на первом и втором году развивалась правильно, то в два года он говорит достаточно отчетливо. При задержке речи дети обычно говорят не внятно, искажают слова и располагают очень бедным запасом слов.

На втором году жизни дети учатся понимать вопросы взрослого и отвечать на них. Очень рано, даже в конце первого года, дети понимают вопросы, на которые следуют всегда одни и те же ответы в виде определенного движения, а несколько позднее и в виде определенных звуков. Например, на вопрос « Как ты маму любишь?» ребенок обнимает маму за шею, «Как птичка летает?» - поднимает руку вверх. Несколько позднее дети могут отвечать и более сложными движениями, изображать как кошечка умывается.

Когда мы спрашиваем ребенка «Что это?», ответ может быть различным в зависимости от того, на что мы указываем, так же когда мы спрашиваем « Кому дать?», «Куда ты идешь?» ответ словами «спать», «кушать», «гулять».

Умение ответить, руководствуясь и заданным вопросом и той или иной ситуацией, теми или иными условиями говорит о значительном сдвиге в развитии речи ребенка. Вначале вопрос является сигналом к определенному, всегда к одному и тому же ответу, а после полутора лет, когда ребенок легко подражает взрослому и хорошо понимает речь, мы можем подвести его к пониманию разнообразных вопросов.
Обязательный разговор взрослого с ребенком с самых

первых дней его жизни 

Особенное значение имеет речь мамы. Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная.

Но наиболее благоприятные условия восприятия и развития речи детей раннего возраста создаются при сочетании семейного и социального воспитания.

Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.

Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.

Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.

Рассказывание - один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения.

Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходим, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать.

Рассматривание картинок - хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.

Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей старших возрастов протекают молча, про себя.

Обыгрывание игрушек - очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.

Дети, со слов взрослых, способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое ими. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.

Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, также важный способ развития детской речи. Особенно успешно они запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют, поют.

Чтение детям книжек, также является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.

Ознакомление детей с окружающим миром также способствует развитию речи и мышления детей. Важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит три основных этапа:

Подготовительный этап (довербальное развитие общения);

Этап возникновения речи;

Этап развития речевого общения.

1. Довербальный этап охватывает первый год жизни ребенка. Выяснено, что на этом этапе у ребенка формируются две формы общения:

а) Ситуативно-личностное, где содержание потребности детей в общении сводится к нужде во внимании взрослых.

б) Ситуативно-деловое, где содержание потребности детей в общении обогощается новым видом деятельности - предметной манипуляцией.

Наблюдения за общением матери и ребенка позволили нам сделать вывод: так как от рождения слух ребенка не приспособлен к тонкому различению речевых звуков, то эта способность развивается только в общении со взрослыми. На данном этапе ребенок еще не понимает значения обращенных к нему слов, но он четко улавливает интонацию. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у ребенка яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции, в т.ч. развитие речи.

2. Этап возникновения речи охватывает обычно период от конца первого года до второй половины второго года. На этом этапе возникает понимание речи взрослых и появляются первые вербализации.

Очень важное значение имеет индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка. Дети усваивают объект и его словесное обозначение в связи друг с другом. Это этап активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Здесь положительную роль играют эмоциональные контакты, голосовые контакты, а также контакты в ходе совместных действий.

Исследования показали, что помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста испытывает нужду еще и в сотрудничестве взрослого. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Только такого рода сотрудничество приводит к более раннему возникновению и развитию речи.

3. Этап развития речевого общения. Этот этап охватывает период от появления первых слов и до конца дошкольного возраста. Здесь происходит изменение содержания речевого общения, перестраивается его форма - она становится внеситуативно - личностной, т.к. общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности. Дети этого возраста очень нуждаются во взаимопонимании и сопереживании взрослого, т.к. совпадение мнений и оценок сильно повышает самооценку ребенка.

Овладение речью делает возможным первые шаги ребенка к произвольному поведению - оно начинает управляться не только зримой ситуацией, но и словами взрослого.

Развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое количество слов и узнавать названия многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение активных слов в решающей степени зависит от степени общения со взрослым. Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребенка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов и названий запоминает ребенок, а следовательно развивается его активный словарный запас.

Интенсивность общения взрослого с ребенком приводит к более раннему развитию речи, а также повышает коммуникативные характеристики ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение.

  2. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

  3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

  4. РАЗВИТИЕ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

  5. РАЗВИТИЕ ПОДРАЖАНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЬЮ

  6. Обязательный разговор взрослого с ребенком с самых первых дней его жизни 

  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА


  1. В.А. Петрова «Методика занятий по развитию речи» Москва., 1965г.

  2. В.В. Гербова, А.И. Максакова « Развитие речи в первой младшей группе» М., 1986г.

  3. В.В. Гербова, Р.Г. Казакова «Воспитание и развитие детей раннего возраста» 1981г.

Похожие:

Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми icon1. сущность развития речи ребенка в раннем детстве
Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение...
Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми iconОдним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет это годы бурного психического и физического развития ребёнка
Первые семь лет это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны...
Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми iconРабота специалиста-дефектолога с семьей воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития
Кого развития, имеет цель оказать квалифицированную поддержку родителям; помочь близким взрослым создать комфортную для развития...
Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми iconТипы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста
Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также с типом родительского воспитания и воспитания в дошкольном образовательном...
Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми iconГотовимся К егэ и гиа  
Психологическая  поддержка  –  это  один  из  важнейших  факторов,  определяющих 
Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми icon12 советов родителям будущих первоклассников
И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное...
Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми iconРазвитие ребенка от рождения до семи лет: возрастные нормы психического развития детей
Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны...
Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми iconКак научить ребенка быть вежливым
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому...
Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми iconМетодические рекомендации для педагогов, работающих с одаренными детьми. Составитель: Алексеенко Н. В
Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение...
Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми iconНормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Ребенок живо интересуется всем, что происходит
Ребенок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в общение со взрослыми, с увлечением играет самостоятельно...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница