Подготовка к сочинению-описанию «Зимнее утро в лесу» 




Скачать 19,98 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПодготовка к сочинению-описанию «Зимнее утро в лесу» 
Дата конвертации08.03.2013
Размер19,98 Kb.
ТипДокументы
 
 
Подготовка к сочинению-описанию «Зимнее утро в лесу» 
5 класс 
 
Цель:  Научить  составлять  текст-описание  с  использованием  средств 
выразительности: эпитетов, метафор, олицетворений;  показать роль деталей 
в  художественном  описании;  закрепить  знания  по  лексике,  умение 
использовать  синонимы  в  контексте,  определять  оттенки  лексического 
значения;    обосновывать  выбор  необходимого  слова;  воспитывать 
потребность самостоятельной работы над художественным словом. 
 
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер 
 
Методы работы: беседа по вопросам в форме игры. 
 
Ход урока 
 
1.Организационный момент. 
  
Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Что это значит? 
Как  еще  можно  сказать?  Каким  синонимом  можно  заменить  слово  
необычный? 
Запись  в  тетрадях.  Необычный  –  особенный,  замечательный, 
чудесный, волшебный, сказочный, дивный, диковинный, удивительный. 
Учитель.  Итак,  урок  наш  мы  попытаемся  сделать  сказочным, 
волшебным. Вы будете волшебниками. У волшебника – волшебная палочка, 
а у вас волшебная ручка, которая будет записывать волшебные слова. 
Для  этого  вам  надо  знать  стили  языка,  выразительные  средства 
художественного стиля, лексическое значение слова, синонимы, переносное 
значение слова. 
Уметь  подбирать  средства  художественной  выразительности  и 
использовать  их  в  предложении.  Последовательно  строить  предложения  и 
обосновывать свой выбор, следить за повторами слов в предложении. 
 
Скажите, вот это сочинение написал волшебник? 
 
Наступила  зима.  В  лесу  стало  красиво.  На  деревьях  и на  земле  лежит 
белый снег. Зимой я люблю кататься на лыжах. 
-Заинтересовало ли вас это сочинение? Нет? А почему?  
-Чтобы  разобраться  в  этом,  послушаем,  как  описывают  волшебницу 
зиму мастера художественного слова – писатели и поэты. 
Чтение детьми отрывков, рассказов, стихотворений, упр. 383, 345, 331, 
328. 
- Так почему же сочинение, которое я прочитала, не интересно? 

Нет выразительных слов.  
-Итак, что же мы будем описывать? Назовите предметы, явления 
природы, которые мы будем описывать. 
Дети. Лес, березы, сосны, снег, утро. 
Запись слов в тетрадь. 
Учитель
. Но эти слова еще «мертвые», их надо оживить. 
В каком стиле нам предстоит написать сочинение? 
Особенности художественного стиля.  
(Эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения). 
Учитель. Подберите эпитеты к записанным словам. 
Сказочный зимний лес, белоствольные березки, снег пушистый, раннее 
утро. 
Выполним  упражнение,  которое  станет  заготовкой  для  написания 
сочинения.  Составьте  словосочетания,  соединив  слова,  подходящие  по 
смыслу.  
На доске: 
 
Туман                                              нетронутый 
Белизна                                           жемчужный 
Дуновение                                      пышный 
Тишина                                           легкий 
Одеяние                                          волшебный 
 
Запись в тетрадях 
Жемчужный туман, нетронутая белизна, легкое дуновение, волшебная 
тишина, пышнее одеяние. 
 
Начинаем писать наше сочинение.  Используя олицетворения, опишите 
состояние зимнего леса ранним утром. 
 
Зимний лес еще спит. 
-Теперь опишем березки. Какие они? 
Трудно. Тогда посмотрите на предложение-подсказку. 
 
--------------березки(исчезли, спрятались, растаяли, растворились) в ------
------------тумане --------------утра. 
Белоствольные березки растворились в жемчужном тумане раннего 
утра. 
-Почему мы использовали сказуемое  растворились? 
-Как вы думаете, белый цвет – теплый или холодный? Почему? 
-Как можно описать  холод зимнего утра? 
-Что чувствуют деревья зимой? 
-Вспомните, какие чувства испытываете вы, лежа под теплым одеялом? 
(Под одеялом так уютно, что не хочется вставать, еще бы чуть-чуть 
понежиться). 

-  Расскажите,  что  происходит  в  лесу?  Если  вам  трудно,  то 
воспользуйтесь  предложением-подсказкой  и  обоснуйте  выбор  слов, 
предложенных в скобках, пропуски заполните определениями, эпитетами. 
(Молчаливые,  старушки,  …)  сосны  (зябко,  недовольно,  тяжело 
…)купаются  в  -----------,-----------    шубки.  (Дремлет,  ежится,  от  …, 
прячется…) ---------------старый пень, подоткнув под себя ------------, ------------
- одеяло. 
 
-Проверьте, нет ли неоправданных повторов. 
-Прочитаем вслух. 
-Какие художественные средства помогли нам не только раскрасить, но 
и оживить нашу картину. 
-Теперь попробуем писать звуки пробуждающего леса. 
-Выберите из предложенных слов те, которые наиболее соответствуют 
состоянию  природы  в  данный  момент:  умиротворение,  шум,  сон,  шелест, 
тишина, завывание, безмятежность(спокойствие). 
 
Ничто не (нарушать, тревожить, беспокоить) ------------тишину -----------
----  утра.  Лишь  иногда  -----------дуновение  ветерка  ------------(нарушать, 
тревожить, беспокоить) ---------------сон -----------------леса. 
 
-Проверьте, есть ли повторяющиеся слова.  
-И все-таки, как бы ни был сладок сон, наступает пробуждение. 
-Какая часть речи поможет нам показать начавшееся движение в 
природе? 
-Нам предстоит поймать момент пробуждения. Вспомните, отчего вы 
сами просыпаетесь утром? 
Дети. Будильник зазвенел, мама разбудила. 
-А лес кто будит?      (Солнце). 
-Как солнце будит лес? 
-Какой прием мы будем использовать?  (Олицетворение). 
-Если затрудняетесь, используйте предложение-подсказку.  
 
Но  вот  -----------лучи  зимнего  солнца  (робко,  бережно,  осторожно) 
коснулись  объятой  сном  земли,  и  (что  вдруг  произошло?)  От  их  ---------- 
прикосновения  на  нетронутой  белизне  -------------,  -----------------  снега  вдруг 
(заиграли, вспыхнули, заискрились) ------------огоньки. 
-Какое  еще  движение,  может  быть,  едва  уловимое,  вы  заметите  и 
опишите? (Птица вспорхнула, качнулась ветка, вздохнула сосна).  
Продолжите 
ваше 
описание. 
Воспользуйтесь 
предложением-
подсказкой.  
 
На ---------------заснеженную ветку сосны (вспорхнула, взгромоздилась, 
уселась, взлетела) птица, и (потревоженное, разбуженное) дерево --------------

тряхнуло  (шубой,  макушкой,  рукавом).  В  воздухе  -----------    --------------
снежинки. 
 
-Обоснуйте выбор слов, предложенных в скобках. 
-Теперь прочитаем сочинение целиком. 
 
Зимнее утро в лесу. 
 
Зимний  лес  еще  спит.  Белоствольные  березки  растворились  в 
жемчужном  тумане  раннего  утра.  Зябко  кутаются  в  свои  зимние  шубки 
молчаливые  сосны.  Дремлет  старый  пень,  подоткнув  под  себя  мягкое 
снежное одеяло.  
Ничто  не  нарушает  волшебную  тишину  зимнего  леса.  Лишь  иногда 
дуновение ветра тревожит сладкий сон молчаливого леса.  
Но  вот  первые  лучи  зимнего  солнца  робко  коснулись  объятой    сном 
земли,  и  от  их  легкого,  чудесного  прикосновения  на  нетронутой  белизне 
пушистого,  легкого  снега  вдруг  заискрились  веселые  огоньки.  На 
заснеженную ветку сосны взлетела птица, потревоженное дерево недовольно 
тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали сверкающие снежинки. 
 
Вот  какое  замечательное  сочинение  у  нас  получилось.  Нелегко 
подбирать выразительные средства языка, но без них не было бы сочинение 
художественным.  Наше  сочинение  еще  не  закончилось,  я  прошу  дописать 
его.  Солнце  не  только  разбудило  деревья,  птиц,  но  и  других  животных. 
Опишите  их  поведение.  Кого  вы  еще  увидели.  А  что  говорят  разбуженные 
солнцем снежинки? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подготовка к сочинению-описанию «Зимнее утро в лесу»  iconПодготовка к сочинению- описанию местности в публицистическом стиле. (Слайд №1)
Тема: подготовка к сочинению- описанию местности в публицистическом стиле. (Слайд №1)

Подготовка к сочинению-описанию «Зимнее утро в лесу»  iconПодготовка к сочинению – описанию предмета или интерьера по личным впечатлениям в 6 классе
...

Подготовка к сочинению-описанию «Зимнее утро в лесу»  iconТема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Шишкина «Рожь»
Цель: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать...

Подготовка к сочинению-описанию «Зимнее утро в лесу»  iconМетодические рекомендации для учителя
Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники»)

Подготовка к сочинению-описанию «Зимнее утро в лесу»  iconТема урока: «Зимнее утро – мажорное настроение»
Цель урока: Ознакомление учащихся с пейзажной лирикой («Зимнее утро») с историей создания стихотворения, показать связь состояния...

Подготовка к сочинению-описанию «Зимнее утро в лесу»  iconУрока-презентации по русскому языку в 9 классе. Тема: «Подготовка к гиа. Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
Тема: «Подготовка к гиа. Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

Подготовка к сочинению-описанию «Зимнее утро в лесу»  iconОбучение сочинению-описанию по картине
Тема урока: Сочинение- описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Подготовка к сочинению-описанию «Зимнее утро в лесу»  iconУрок по развитию речи Слова, обозначающие цвет
Цель: подготовить детей к домашнему сочинению-описанию «Букеты полевых цветов на картине «Натюрморт. Полевые цветы» Александра Михайловича...

Подготовка к сочинению-описанию «Зимнее утро в лесу»  iconЗимняя рыбалка снасти для ловли и снаряжение
В зимнее воскресное утро тысячи людей, одержимых страстью к рыбалке, покидают свои

Подготовка к сочинению-описанию «Зимнее утро в лесу»  icon   Морозное зимнее утро в одном  крупном  американском  городе.  Полторы 
Точно в 9: 00 молодой чело-  век поднимается на подиум и предлагает начать заседание. 

Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница