Методические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград.




Скачать 425.37 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград.
страница1/3
Хрустова Е А
Дата конвертации05.03.2013
Размер425.37 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области
Государственное специализированное стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

Организация трудовой деятельности молодых инвалидов
Методические рекомендации


г. Волгоград 2011

Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград. 2011.


Авторы-составители:
Хрустова Е.А., специалист по реабилитации инвалидов ГСУ СО ГПВИ «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов»;

Чайкин К.В., зам. директора по медицинской работе ГСУ СО ГПВИ «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

В данном методическом пособии представлена информация об особенностях организации трудовой деятельности молодых инвалидов.

Данные методические рекомендации предназначены для психологов, медицинских работников, специалистов по социальной работе, специалистов учреждений социального обслуживания населения.


© Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области

Введение
Рост числа инвалидов в России за последние годы представляет достаточно масштабный и интенсивный процесс. Только официально признано инвалидами свыше 8 миллионов человек. Если учитывать членов их семей, а также принимать во внимание субинвалидные состояния показателей физического и психического здоровья, проблемы инвалидности в настоящее время затрагивают каждого третьего гражданина. Постарение населения с накоплением ряда хронических патологий, сохранение высокого уровня аварийности в транспортной сфере, быту и на производстве, ухудшение здоровья населения, обусловливающее частоту рождения серьезно больных детей - совокупное действие этих факторов определяет устойчивость тенденции нарастания инвалидности.

Изучение сущности и содержания социально-трудовой реабилитации инвалидов наиболее активно осуществляется в последние 20-30 лет, хотя на протяжении всего XX века различные отрасли научного знания неоднократно обращались к данной проблематике. Обсуждается понятийный аппарат, рассматриваются теоретические и методологические аспекты реабилитации, освещаются технологии социальной, медицинской, трудовой, профессиональной реабилитации инвалидов. Анализ социальных проблем инвалидизации в целом и реабилитации в частности проводился в трудах известных ученых. Они раскрывали проблемы конкретного индивида через призму изучения общества в целом, а также через проблемы повседневного межличностного общения.

Социальная специфика инвалидности заключается в правовых, различными отклонениями здоровья активно включаться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. Поэтому перед государством все острее стоит задача формирования такой социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая бы позволила им полноценно функционировать в обществе на равных с другими его членами.

Одним из приоритетных направлений деятельности Волгоградской областной Администрации совместно с УСЗН АВО является укрепление материально-технической базы социальных учреждений, создание оптимальных условий для проживания, совершенствование форм медико-социальной и трудовой реабилитации престарелых и инвалидов, улучшение качества содержания и ухода. Большое внимание уделяется оснащению учреждений всех типов реабилитационным оборудованием, средствами малой механизации, кресло-колясками, современными средствами ухода за больными.

Реабилитационные мероприятия в условиях домов-интернатов имеют свое специфическое содержание. Их цели и задачи существенно отличаются от таковых в учреждениях здравоохранения. С учетом контингента клиентов в домах-интернатах работа обслуживающего персонала направлена на предотвращение углубления инвалидности, поддержание личностного и социального статуса, повышение уровня адаптации в условиях интерната.

Особое место в решении этой задачи отводится стационарным учреждениям социального обслуживания населения, специфика которых состоит в том, что в них постоянно проживают лица с особой тяжестью состояния здоровья (тяжелыми формами поражения опорно-двигательного аппарата, расстройством психики, ярко выраженной умственной отсталостью и т.д.). Несмотря на расширение области нестационарного обслуживания инвалидов, стационарные учреждения в настоящее время выполняют, и еще долго будут выполнять важную функцию социального устройства инвалидов, которые в существующих условиях не могут существовать самостоятельно.
Специфика работы с молодыми инвалидами в условиях

дома-интерната
Дома-интернаты для больных хронически текущими заболеваниями входят в общую систему психиатрической помощи в стране и одновременно являются учреждениями социальной защиты населения.

Психоневрологические дома-интернаты и дома-интернаты с психоневрологическими отделениями в значительной степени отличаются от психиатрических стационаров системы здравоохранения — как по основным целям и задачам, так и по структуре контингента и всей организации работы и укладу жизни больных. Сюда направляют инвалидов, которые по своему психическому состоянию неспособны жить в семье, в обществе в силу утраты либо недоразвития способностей к самообслуживанию и продуктивному общению. Находящиеся здесь клиенты не лечатся, а «проживают». Здесь практически не существует понятия «выписка». В сущности, люди поступают в эти учреждения, чтобы остаться в них навсегда. Ситуация «проживания» предполагает особую организацию быта больных, который сочетает в себе элементы больничного учреждения, с одной стороны, и общежития, с другой, а также вовлечение больных в трудовую деятельность.

В России около 400 психоневрологических интернатов, и в настоящее время их остро не хватает. В некоторых регионах страны пациенты ждут места в психоневрологическом интернате по несколько месяцев и даже лет. Наиболее многочисленной группой, проживающих в интернатах, являются больные со снижением интеллекта (олигофрения, различного вида деменции), которые составляют более половины всех обитателей психоневрологических интернатов (всего 68,9%).

При этом больные олигофренией — это в основном молодые люди, поступившие в дома-интернаты из детских домов-интернатов для детей с дефектами умственного развития (43%), семей (25%), психиатрических больниц (20,76%) и других учреждений. Причиной поступления больных из детских домов-интернатов является достижение совершеннолетия (18 лет), а в случаях поступления из семьи — невозможность обеспечить уход в домашних условиях. По достижении 18 лет выпускника детского дома-интерната обследует медико-социально-педагогическая комиссия. Если комиссия принимает решение, что молодой человек может проживать самостоятельно, его должны выписать из интерната с предоставлением жилья. Во всех остальных случаях происходит перевод в специализированный дом-интернат.

Самостоятельное проживание человека с недостаточным интеллектуальным развитием, проведшего несколько лет в доме-интернате и не имеющего навыков самостоятельного проживания, невозможно без специальной подготовки и поддержки. Недостаточность реабилитационных программ в детских домах-интернатах и практически полное отсутствие реабилитационных центров пост-интернатного обучения приводит к невозможности реализации права молодых людей на самостоятельную жизнь, обучение и трудоустройство. При этом «умственная отсталость», установленная в детских домах-интернатах, порой связана не столько с реальным снижением интеллектуальных возможностей, сколько с так называемой педагогической запущенностью, отсутствием должного обучения и воспитания в дошкольном и школьном возрасте.

Важнейшим аспектом организации жизни молодых инвалидов является вовлечение их в трудовую деятельность, что регламентируется нормативно-правовыми документами, в которых особо подчеркивается, что вовлечение граждан в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключения врача стационарного учреждения (для инвалидов — в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертизы). Восстановление утраченных трудовых и других социальных навыков возможно только в условиях усиленно рекомендательного, настоятельного и условно принудительного образа действий специалистов учреждения. Помимо объективного фактора, выражающегося в тяжести состояния здоровья лиц, находящихся в домах интернатах, их объединяет другой, не менее важный субъективный фактор — госпитализм. Многолетнее пребывание в условиях относительной социальной изоляции, микросоциального окружения, состоящего преимущественно из больных людей, монотонного быта, однообразие занятий, отсутствие необходимости решать свои житейские проблемы, слабая возможность контроля собственной жизнедеятельности — все это негативным образом сказывается на психологии инвалидов.

Указанные факторы делают крайне важным и необходимым развитие реабилитации в целом и социальной реабилитации в частности, которые бы способствовали преодолению госпитализма, формированию социальных качеств личности, продлению активного образа жизни инвалидов и приближению их статуса к тому состоянию, которое позволит в максимально возможной степени реализовать в отношении них принцип равных возможностей. В домах-интернатах находятся лица, обладающие различной степенью способности к самообслуживанию, неравноценными возможностями к адаптации в новых условиях, и тем более к овладению новыми или к восстановлению прежних навыков.

Специфика работы с молодыми инвалидами в Волгоградском доме-интернате предусматривает разнообразие реабилитационных технологий, начиная от обучения элементарной профессии до восстановления профессиональных навыков и коммуникативных способностей с возможностью последующей интеграции в общество. Для больных олигофренией трудовая деятельность является основной социализирующей формой воздействия, которая не просто «занимает» их, но и служит одним из методов корригирующего воздействия, способствуя развитию у них практических навыков, накоплению социального опыта.

Для создания условий максимальной интеграции в обществе, 2 раза в неделю молодые инвалиды посещают Центр реабилитации инвалидов «Доверие», где проводятся занятия по ЛФК (на тренажерах, адаптивная физкультура) и кружках по интересам, семинары, круглые столы. Регулярно проводятся мероприятия по социокультурной реабилитации инвалидов (музыкотерапия, сказкотерапия, библиотекотерапия, игротерапия): занятия в клубах общения, проводятся групповые встречи, беседы, культурно-массовые и спортивные мероприятия к знаменательным датам, дням рождения, праздникам. Самое главное в работе с инвалидами — помочь раскрыть способность к творческой фантазии и помочь инвалиду раскрыть его внутренний мир. Активно проводится кружковая работа по интересам (лепка, шитьё, рисование, аппликация и т.д.).

Занятия рисованием не ставят целью сделать из инвалидов художников. Они призваны освободить и полностью использовать такие источники энергии, как творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, укреплять природные данные, способности к наблюдению и оценке действительности. Каждое наше занятие строится в зависимости от индивидуальных способностей. С первых занятий даются общие понятия, применяемые в художественном творчестве, умение работать гуашью, цветными мелками, пастелью, правильное пользование палитрой, знание трех основных красок и т.д. Они должны научиться безбоязненно владеть материалом, тем особым способом выражения, который дает живопись, графика. При этом соблюдается принцип свободы, являющийся непременным условием всякого творчества. Наши творческие занятия не могут быть принудительными, они возникают только из интересов воспитанников. Задачи ставятся каждому отдельно в зависимости от его физического и психического состояния, его творческой активности, душевной расположенности на данный момент. Существенным является то, что они рисуют по памяти, представлению, а не с натуры. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы воспитанник становится искренним, у него развивается фантазия и интеллект, дар наблюдателя, терпение и, позднее, вкус. Всем этим будет обеспечен путь к красоте. Ребята, ощущая поддержку и помощь, чувствуют себя более уверенно, ярче раскрывают свои творческие возможности.

Особое внимание уделяется развитию спорта среди молодых инвалидов. Ведётся кружковая работа по различным видам спорта: теннис, волейбол, футбол, лёгкая атлетика. Проводятся турниры по дартсу, шашкам, шахматам, домино.

В процессе целенаправленной коррекционно-воспитательной и реабилитационной деятельности специалистов дома-интерната у молодых инвалидов формируются социально-психологические знания, опыт практического общения, познавательные интересы, навыки соблюдения личной гигиены, навыки безопасности жизнедеятельности.

Вся работа персонала, работающего с молодыми инвалидами направляется на привитие им положительных привычек и умений. С января 2009 года функционирует новое реабилитационное отделение для молодых инвалидов, отбор в которое проходил по основным критериям: активное участие в трудовой и общественной деятельности дома-интерната; участие в культурно-массовой работе; соблюдение режима дня; участие в спортивной деятельности; освоение навыков самообслуживания и общения. В отделении сделан ремонт. Комнаты оснащены необходимой мебелью и техникой. В бытовой комнате установлена электроплита, стиральная машина-автомат, холодильники. В результате проведения комплексной реабилитационной работы, из числа молодых инвалидов, проживающих в молодёжном крыле 12 клиентов полностью овладели навыками самообслуживания, в настоящее время они проживают и проходят дальнейшую реабилитацию в новом отделении. Молодые клиенты самостоятельно готовят себе пищу под контролем персонала, пользуются бытовыми приборами по назначению при помощи воспитателей. Клиенты самостоятельно выполняют операции социально-бытового назначения, без помощи персонала поддерживают порядок в комнатах и общественных местах пребывания, соблюдают режим дня. В дальнейшем планируется расширение отделения реабилитации. Ведётся работа специалистов, направленная на коррекцию недостатков в поведении и познавательной деятельности молодых инвалидов с привитием трудовых навыков и умений, интереса и готовности к труду как к деятельности в целом, так как социально-трудовая реабилитация является основой в работе с этой категорией лиц.

На основе опыта практического общения со здоровым окружением у ребят сформировываются способность к саморегуляции, познавательные интересы, социальное доверие. Наблюдения показывают, что у ребят проживающих в отделении реабилитации наиболее выражена способность личности к жизнедеятельности в обществе, они активнее приспосабливаются к условиям социальной среды. В процессе работы проделанной специалистами у инвалидов восстановились утраченные функции.

Молодые инвалиды принимают активное участие во всех мероприятиях по благоустройству территории дома-интерната: они сажают цветы, белят бордюры, красят лавки и облагораживают места для отдыха. В качестве поощрения инвалиды молодёжного крыла посещают Волгоградский Государственный цирк, организовываются экскурсионные поездки по местам боевой славы. Организовываются выезды на пикник, где молодые инвалиды участвуют в конкурсах, они так же активно участвуют в приготовлении шашлыка, в запекании картофеля на костре. Для дома-интерната очень важно, чтобы молодые инвалиды чувствовали себя полноценными членами общества

В условиях нашего дома-интерната, больные олигофренией составляют значительную часть контингента, организация их трудовой деятельности является одной из важных задач врача, воспитателей и медицинских работников. Основным принципом, которым руководствуются специалисты дома-интерната, является последовательность действий в организации трудовой деятельности молодых инвалидов.

Определение степени интеллектуального дефекта, выявление сопутствующих психопатологических расстройств, анализ соматического состояния больных – всё это составляет содержание первого этапа в организации трудовой деятельности больных олигофренией с формулировкой медицинских показаний к занятию трудом и записью всех этих данных в истории болезни и в индивидуальной карте реабилитации. (Приложение №1)

Следующим этапом является выделение перечня возможных видов труда для данного, конкретного больного и затем назначение определенного вида труда или трудовой операции. В дальнейшем, по мере вовлечения больного в трудовую деятельность и изучения характера её воздействия, врач вносит корректировку в назначении, усложняя или, напротив, облегчая задания. Этот этап растягивается на довольно длительный период, если принимать во внимание весьма ограниченные способности молодых инвалидов к овладению более сложными трудовыми операциями. Следует отметить, что при вовлечении в трудовую деятельность вышеуказанных лиц учитываются в первую очередь их интересы (в том числе полезное воздействие труда на их состояние), а затем – потребности учреждения.

При вовлечении молодых инвалидов в трудовую деятельность особое внимание уделяется лицам, поступившим из детских психоневрологичеких домов-интернатов. При переводе на каждого клиента, который способен участвовать в труде, в детском доме-интернате заполняется «Карта-характеристика молодого инвалида, переведенного в дом-интернат». В соответствии с уровнем сформированности навыков у инвалидов переведенных из детских домов-интернатов строится вся работа по организации трудовой деятельности.
Социально-трудовая реабилитация лиц с умственной

отсталостью в Волгоградском доме-интернате для

престарелых и инвалидов

В Волгоградском доме-интернате для престарелых и инвалидов активно проводится социально-трудовая реабилитация лиц с умственной отсталостью различной степени. Основной задачей применения социально-трудовой реабилитации является выработка у проживающих положительного отношения к труду, привитие им трудовых навыков освоения элементарных профессий, что способствует повышению адаптационных возможностей больных и компенсации дефекта их психики. Основную группу больных составляют проживающие с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в трудовые процессы включено 58 человек, остальные больные в силу осложнений со стороны соматических заболеваний и особенностей поведения не могут заниматься трудотерапией, и с ними проводятся социореабилитационные мероприятия, направленные на привитие им навыков самообслуживания и общения.

Принципы реабилитации психических больных были разработаны Кабановым М.М.: «Реабилитация психических больных представляет собой, прежде всего, их ресоциализацию, восстановление индивидуальной и общественной ценности больных, их личного и социального статуса». В качестве основных им были выдвинуты следующие принципы реабилитации психически больных: разносторонность усилий, единство психосоциальных и биологических методов воздействия и их ступенчатость. В Волгоградском доме-интернате все эти принципы успешно применяются.

Принцип разносторонности усилий. Этот процесс включает психологическую, профессиональную, общественную сферу реабилитации, а также сферы связанные с воспитанием клиента и проведением его досуга. Вовлечению больных с умственной отсталостью в лечебный труд в условиях интерната в немалой степени способствует предварительное обучение навыкам самообслуживания и работе по обслуживанию других больных. Уборка отделений, вынос мусора, помощь в ремонте помещений создают необходимые предпосылки для формирования трудовых навыков. Так в Волгоградском доме-интернате проводится трудовая реабилитация по следующим трудовым специальностям: 34 человека – санитарские обязанности, 15 человек – на подсобном хозяйстве, 3 человека – в швейной мастерской, 5 человек – плотницко-столярные работы, 3 человека помогают слесарю, 15 человек – погрузочно-разгрузочные работы, 20 человек выполняют функции дворников, 45 человек участвуют в различных трудовых мероприятиях, 2 человека состоят на штатных должностях по обслуживанию дома-интерната, работают лифтерами.

Принцип единства психосоциальных и биологических методов воздействия обусловлен тем обстоятельством, что реабилитация представляет собой не только социальную, но и клиническую проблему, так как лечение и реабилитация составляют единый процесс, направленный на стабилизацию психического состояния и улучшение социальной реабилитации инвалидов в обществе. В Волгоградском доме-интернате проводятся комплексные обследования и наблюдения умственно отсталых лиц следующими специалистами: психиатром, неврологом, терапевтом, психологом, врачами, воспитателями, инструкторами по производственному обучению, специалистом по реабилитации инвалидов. Подобный комплексный подход к реабилитации подопечных позволяет более активно включать их в трудовые процессы, успешно адаптировать умственно отсталых проживающих к жизни в доме-интернате и снизить количество обострений основного заболевания.

Принцип ступенчатости прилагаемых усилий проводимых воздействий и мероприятий в доме-интернате подразумевает, что лечебные и психосоциальные воздействия проводятся последовательно, с постепенным переходом от одного реабилитационного воздействия к другому. В доме-интернате больные с умственной отсталостью переводятся от более простых видов труда к более сложным. В этой связи показателен пример больного П.. Проживающий П., 1976 года рождения, находящийся в доме-интернате с 1996 года, поступил из Волгодонского детского дома. При поступлении был способен только к простейшим видам труда. Постепенно, в результате проводимых сотрудниками дома-интерната комплексных социально-реабилитационных мероприятий, проживающий П. стал помогать плотнику, затем стал выполнять вначале простые, а затем и более сложные виды деятельности. В настоящее время проживающий П. устанавливает дверные замки, вешает карнизы, участвует в сборке и изготовлении мебели, т.е. стал практически квалифицированным работником.

Для организации трудовой деятельности молодых инвалидов дом-интернат располагает большими возможностями: имеются ЛТМ (швейная, столярная, слесарная, ремонт инвалидных колясок, ремонт обуви) и подсобное хозяйство (огородничество, садоводство, бахчеводство). Помимо основных баз социально-трудовой реабилитации – ЛТМ и подсобного хозяйства, в интернате широко используются обслуживающие виды труда. При вовлечении молодых инвалидов в трудовые процессы учитывается уровень сформированности работоспособности, параметры которой согласуются с категориями сложности труда, также принимается во внимание степень их самостоятельности в организации действий, наличие специальных знаний (навыков), степень разнообразия условий и средств труда, продолжительность работы. При подборе доступных рабочих операций в соответствии с особенностями работоспособности различают три категории сложности трудовых процессов – высокую, среднюю и низкую.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у молодых инвалидов чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в доме-интернате имеются самые благоприятные условия. Инвалиды привлекаются к повседневному участию в бытовом труде, но не всегда охотно выполняют те или иные обязанности, чтобы заинтересовать их, надо доступно им объяснить значимость предстоящей работы, ее результата. При поступлении в дом-интернат необходимо выявить у молодых инвалидов степень самообслуживания (Приложение №2). Интерес инвалидов к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна. Поручения, даваемые нашим клиентам должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: << Подай! >>, << Подержи! >>, << Принеси! >>, то это отбивает у них охоту трудиться. Поэтому, скажем, столярничая, не только надо просить инвалидов принести какой-либо инструмент, но и учить его, как им пользоваться. Поручая инвалидам то или иное дело, мы должны учитывать его возможности, если задания посильны, они выполняют их с интересом. Многие воспитанники выполняют поручения, требующие выполнения в течение длительного времени и без напоминаний.

С подгруппой молодых инвалидов в составе 5 человек проводился эксперимент, каждому из них я давалось по 3 задания. Если клиент справлялся с заданием, то ему (ей) ставился плюс ( + ) , если нет то он (она) получал минус (-), но встречались и такие ребята, которые наполовину справлялись с заданием, тогда они получали ( +/- ).
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград. iconМетодические рекомендации Волгоград, 2011 Профилактика отказов от новорожденных. Методические рекомендации. Волгоград, 2011. Автор-составитель: Маринцева Н.
Маринцева Н. Г. заместитель директора гбусо «Волгоградский областной центр социальной помощи семье и детям «Семья», руководитель...
Методические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград. iconМетодические рекомендации. Волгоград, 2011 г. Организация профилактических и реабилитационных мероприятий в случаях жестокого обращения с несовершеннолетними. Волгоград, 2011. 61 с
Организация профилактических и реабилитационных мероприятий в случаях жестокого обращения с несовершеннолетними. Волгоград, 2011....
Методические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград. iconКолчина Т. В. Страхи у пожилых людей. Организация психологической помощи. Волгоград. 2011
Методические рекомендации предназначены для психологов, медицинских работников, специалистов по социальной работе, специалистов учреждений...
Методические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград. iconРекомендации по организации деятельности отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Волгоград, июль 2012
Рекомендации по организации деятельности отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Волгоград,...
Методические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград. iconМетодические рекомендации по предоставлению социально-психологических услуг Волгоград, 2012
Методические рекомендации по предоставлению социально-психологических услуг. Волгоград, 2012. – 93 с
Методические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград. iconМетодические рекомендации Волгоград
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград. iconМетодические рекомендации Кокшетау, 2011 Изучение биополимеров в курсе общей биологии. Методические рекомендации. Кокшетау 2011. В брошюре даны рекомендации по изучению белков и нуклеиновых кислот
Изучение биополимеров в курсе общей биологии. Методические рекомендации. – Кокшетау – 2011
Методические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград. iconМетодические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ Для профессии : 260807. 01. Повар, кондитер
Методические рекомендации предназначены для обучающихся гаоу спо тольяттинского колледжа сервисных технологий и предпринимательства....
Методические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград. iconМетодические рекомендации мр 0025-11
Оценка раздражающего действия методом ультразвуковой допплерографии на сосудах хориоаллантоисной оболочки куриного эмбриона ex vivo....
Методические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград. iconМетодические рекомендации по исполнению требований государственного стандарта социального обслуживания населения Волгоградской области «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» Волгоград, 2012
Методические рекомендации по исполнению требований государственного стандарта социального обслуживания населения Волгоградской области...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница