Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников




Скачать 244.36 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников
Дата конвертации03.03.2013
Размер244.36 Kb.
ТипМетодические рекомендации





Приложение № 2

к письму департамента образования и науки Краснодарского края

от __________ № _________


Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников
Комфортная непринужденная обстановка, уютная атмосфера, использование современных методик с опорой на классические основы педагогики помогут родителям осознать творческую природу процесса воспитания, решить задачи коррекции внутрисемейных отношений, улучшить отношения с детьми.
Задачи работы дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) по взаимодействию с родителями

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника

  • Объединить усилия для развития и воспитания детей

  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки

  • Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей

  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях


Принципы взаимодействия с родителями

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строиться вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией ДОУ модель взаимодействия с семьей останется «Модель на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм обращения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельно проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодиться человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество.

5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание.

Как правило, родители – люди очень занятые и зачастую им бывает совершенно некогда побеседовать с воспитателями, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка. Выручает нас в этом случае наглядная информация.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Задача педагога научиться подавать информацию так, чтобы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей. Но не стоит забывать о важности преподнесения информации. Ведь однообразные, стандартные уголки, папки-передвижки уже не могут привлечь внимание родителей. Поэтому прежде чем размещать информацию, нужно тщательно продумать ее содержание и оформление.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о деятельности дошкольного учреждения.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Информация, размещаемая на стендах, в папках, информационных листках, должна удовлетворять нескольким требованиям: она должна быть конкретна, доступна, кратка, эстетична и безопасна.

Конкретность. Если это советы психолога, то они должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития. В каждой возрастной группе, в раздевалках, на столиках могут быть предложены для родителей консультационные папки, которые они могут взять на один вечер домой или почитать тут же, если приходится по какой-либо причине ждать ребенка. Но это должна быть не 1 большая и толстая папка с ассорти из информации по всем вопросам. Лучше, если папок будет несколько, и у каждой – отчетливое, напечатанное название. Например: «Здоровье детей», «Подготовка к школе», «Советы психолога», «Как интересно провести время дома», «Советуют специалисты» и т.д.

Следует обратить внимание на эстетичность оформления папки. Если компьютера в ДОУ нет, то, наверное, кто-нибудь из родителей имеет доступ к нему и не откажется помочь. В этом случае у воспитателя есть гарантия того, что хотя бы один из родителей представленный материал прочтет.

Доступность. При отборе информационного материала следует учитывать, что родители – люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал не должен содержать специальной терминологии – достаточно изложить простыми и короткими предложениями.

Краткость. Традиционные уголки для родителей, папки–передвижки необходимо оформлять необычно, чтобы родители останавливали свой взгляд на них. Оформление должно соответствовать названию группы, выдержано в едином сюжете, стиле. В оформлении необходимо использовать разнообразные материалы: паралон, пенопласт, пластик, ткань, оракал и т.д.

Эстетичность и безопасность. Основные требования к оформлению наглядной информации. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.

Помощь старшего воспитателя заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей для оформления материала для родителей. Такой материал может сосредотачиваться в методическом кабинете. Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить использование его воспитателями.

Тексты необходимо помещать в специальные кармашки из оргстекла, пластика. Информация дается крупным печатным шрифтом на цветной бумаге, тема выделяется цветом и размером.

Предлагаем обратить внимание на выносную наглядную информацию.

В преддверии летнего оздоровительного периода актуально размещение родительских уголков на участках, верандах, при входе в детский сад.

Тематика статей должна соответствовать летнему периоду:

  • «Секреты безопасного отпуска»;

  • «Как оказать первую помощь при тепловом ударе, укусах»;

  • «Сделайте вместе с детьми»;

  • «Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопасности»;

  • «Секреты хорошего аппетита».

Уголки для родителей могут отличаться тем, что информацию в окошках можно забирать домой (это игры и стихи с пальчиками, игры на внимание, на развитие памяти, артикуляционные гимнастики и т.д.), т.е. рекомендации, советы учителя-логопеда, дефектолога, педагога-психолога и др. специалистов. Особенно это хорошо для коррекционных групп.

Фотоуголок «С вашими детьми работают». В этот уголок, оригинально оформленный в виде солнышка, цветочной полянки, в искрах салюта, помещены фотографии с именами, отчествами, фамилиями тех педагогов, специалистов, медиков, которые работают с детьми этой группы. Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми, и это облегчает общение родителей с педагогами.

Оформление уголков детского творчества: рисунков, поделок, коллективных работ совместной деятельности педагога с детьми. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке, который располагается в крыше дома, в руках Веселого Карандаша. Работы по рисованию и аппликации могут быть выставлены все или частично. Для показа рисунков по рисованию и аппликации можно использовать не только выставки, но и полочки с конвертами на каждого ребенка. Работы по лепке и конструированию можно разместить на полочках сказочного домика, лесенке избушки, фартуке Лисы-Патрикеевны.

На стенде при входе в детский сад целесообразно размещать рекомендации по организации питания детей дома, в поездках, на отдыхе.

В уголках «Питание и воспитание», «Будьте здоровы» и др. размещается следующая информация:

  • основные принципы рационального питания,

  • меню диеты при заболеваниях ЖКТ, пищевой аллергии,

  • правила детского питания,

  • график выдачи пищи с пищеблока,

  • общее меню (для групп раннего и дошкольного возраста),

  • рекомендуемые объемы порций для детей;

  • как организовать рациональное питание дома

  • и другие советы и консультации для родителей и сотрудников ДОУ.

Информационная работа с родителями начинается сразу же, как только они первый раз переступают порог дошкольного учреждения. Это визитная карточка ДОУ. На ней необходимо дать наиболее полную информацию о дошкольном учреждении
Информационный стенд для родителей «Визитная карточка детско­го сада» в холле, на котором представлены следующие сведения:

• лицензия на осуществление образовательной деятельности;

• фамилия, имя, отчество заведующего, часы приема родителей;

  • наименование и телефон вышестоящей организации;

  • направления деятельности детского сада: краткая характеристи­ка групп,

программ, перечень дополнительных услуг;

  • информация о кадрах;

  • дипломы и грамоты детского сада;

  • созданные условия по направлениям

  • перспективы работы


Информационные стенды в группах
Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомст­ва родителей с планами работы на ближайшее время, распростране­ния педагогических знаний.

Варианты оформления этих стендов сегодня неограниченны. Профессионалы предлагают свои услуги по их изготовлению и оформлению. Выбор формы и названия такого стенда остается за воспитателем: «Заботливым роди­телям», «Взрослым о детях», «Для вас, родители» и т.д.

На стенде могут быть представлены:

  • фамилии, имена и отчества всех педагогов, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребенке;

  • режим дня;

  • расписание занятий;

  • план мероприятий на месяц;

  • объявления;

  • условия проведения конкурсов;

  • меню на день;

  • словарь добрых слов и выражений;

  • адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству.

Важные моменты:

  • все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

  • содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родитель­ский интерес к этой информации быстро пропадет;

  • оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, кар­тинки-символы);

  • содержание предлагаемого материала должно быть действитель­но интересно большинству родителей.

Информация, подбираемая для родителей должна быть интересной, краткой (выборка главных мыслей), актуальной для данной группы, без нравоучений.

Должна подаваться в качестве грамотного и своевременного совета. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Например: «Рады сообщить вам!», «Наши успехи», «Музыкально-поэтический уголок».

Рубрика «Вести с занятий» знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь.

Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать: «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Что делать, если ребенок дерется». Привычные названия такие как «Меню» заменить на такие как: «Вести из столовой», «Смак», «За обе щечки». А обыденное название «Сетка занятий» - на «Наш день», «С утра до вечера», «Вот как мы живем», «С понедельника до пятницы», «Чем мы занимались», «Наши дела».

В информационных уголках обязательно должна присутствовать рубрика «Благодарим». Благодарность тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек. Не рекомендуется перечислять сразу много фамилий, лучше по одной и с указанием конкретного вклада (за участие в конкурсе игрушек, стихов, в подготовке к родительскому собранию, в расчистке снега и сооружении построек, покраске оборудования). Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения.

Информацию в уголках для родителей необходимо менять каждый месяц, но для того, чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми.

Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению. Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, русской комнаты или игрушечного магазина.

Уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала, создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, тюлей и штор на окнах, чистоты и порядка.

Буклеты, листовки, памятки

Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информа­цию лично, может ознакомиться с ней в удобное время.

В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада, например по художественно-эстетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фотографии детей и педагогов, стихотворения о детском саде, например:

Зацветают яблони каждый год в саду.
Ну а в нашей «Яблоньке» все дети на виду,
Словно наливные яблочки, растут,
Расцветают, дружат, весело живут.
Есть хореография в садике у нас,
Вам покажут дети в танцах высший класс!
Могут по-английски что-нибудь сказать,
А на математике лучше всех считать.
Здесь программы и игрушки,
Танцы, праздники, подружки,
Рисование, театр,

Не скучают тут ребята.

Листовкиэто короткая информация о конкретном меропри­ятии, например о проведении конкурса, приглашение на откры­тое занятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание роди­телей.

Памятки познакомят родителей со сводом определенных пра­вил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребенка к детскому саду.
Журнал для родителей
Достаточно удобная форма работы. Ро­дители имеют возможность взять журнал домой, прочитать, провести тест, позаниматься с ребенком, используя рекомендации педагогов. Материал для журналов готовится заранее, поскольку тематика его очевидна и прогнозируема. В течение учебного года оптимально вы­пустить 6 номеров, в которые обязательно нужно включить допол­нительный материал, связанный с теми или иными мероприятиями, проходящими в образовательном учреждении (Новый год, 8 Марта, День пожилого человека, репортаж с прогулки и т. д.). Журнал должен иметь постоянное название, содержание и редколлегию. В него также должны быть включены материалы не только для родителей, но и для детей.
Внутренняя газета детского сада
Газета (заочная школа профессиональных родителей). Каждый выпуск направлен на решение одной группы задач. Газета – это возможность быстро отреагировать на острые вопросы родителей. Педагогу нужно заранее разработать макет газеты, чтобы затем можно было оперативно вклеивать необходимые материалы.

Многие детские сады сегодня самостоятельно выпускают внутрен­ние газеты. Газета посвящается определенной теме, например здо­ровью детей, игровой деятельности, обучению грамоте, развитию творческих способностей и т.д.В газете есть постоянные рубрики:

  • взрослым о детях;

  • консультации специалиста;

  • детские новости;

  • наши победители (о результатах конкурсов);

  • говорят малыши;

  • наши достижения (об успехах детского сада).

Выпуск газеты требует серьезной работы творческой группы педагогов детского сада, определенных материально-технических затрат. Газета должна выходить регулярно (еженедельно, ежемесячно, поквартально).
Стенгазета
Для многих детских садов на сегодня это не представляется воз­можным. Но коллективу сада по силам организовать выпуск тема­тических стенгазет, которые помогут привлечь внимание родителей к вопросам воспитания. Оформление стенгазет должно быть ярким, эстетичным, с рисунками, детскими фотографиями. Можно выпус­тить стенгазету специально к родительскому собранию, празднику, по результатам конкурса, мероприятия.

Например, можно оформить тематическую стенгазету по резуль­татам анализа заболеваемости детей в детском саду под названием «Малыши-крепыши». На нескольких листах ватмана — фотографии детей разных групп, которые болеют меньше всех. Каждая фотогра­фия подписана. В центре — веселое стихотворение:

Мы рады вам представить команду крепышей! Здесь мальчики и девочки всех деток здоровей! Наш садик посещают, не пропустив ни дня. Желаем всем здоровья, задора и огня!

Такой способ привлечения внимания родителей к вопросам закаливания будет гораздо эффективнее сухой статистики и гра­фиков.
Творческие объявления
Объявления постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей можно подойти творчески, тем самым, повысив уро­вень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами.

Объявления-приглашения

На субботник по благоустройству территории детского сада:

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Приглашаем на субботник:

Дорог каждый нам работник!

Инвентарь мы закупили,

Всех вокруг оповестили.

Есть лопаты, грабли, краска —

Сделаем из сада сказку!

Если дружно все возьмемся,

Очень быстро приберемся!

  • На осенний праздник:

Мы приглашаем всех на бал

В нарядный музыкальный зал.

Там будут шутки, будет смех,

Осенний вальс, стихи, успех,

Для вас родные малыши

Споют и спляшут от души.

  • О проведении Дня открытых дверей

Спешите, спешите, спешите скорей!

Проводим для вас День открытых дверей!

Вы к нам приходите, на нас поглядите,

С собой привести не забудьте друзей!

Мы будем для вас детский сад представлять!

Покажем, как можем учить и играть.

Откроем вам двери и сердце в придачу,

Поверьте, общение будет удачным!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

Наряду с наглядной информацией для родителей необходимо проводить и другие формы работы с ними. Обычным объявлением родителей на родительское собрание не заманить, а вот приглашения, изготовленные руками детей, не оставляют пап и мам равнодушными. Так же можно приглашать родителей на музыкальные сказки, утренники, вечерние посиделки.

Родительские собрания - одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями во многих детских садах. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. Но сегодня детские дошколь­ные учреждения пересматривают формы и содержание родитель­ских собраний.

Для того чтобы интересно провести собрание для родителей, можно использовать видеоматериал, фоторепортажи «Один день из жизни группы», «Как мы встречали весну», «Наши успехи и достижения», фотоальбомы, которые соответствуют теме мероприятия. Родителям очень интересно наблюдать за детьми в детском коллективе, за их взаимоотношениями. После таких собраний, родители охотнее идут на контакт с педагогами, прислушиваются к их советам, а в итоге больше доверяют дошкольному учреждению.

1. Родительское собрание должно быть основательно подготов­лено. За две недели до собрания вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты и времени его проведения, под­готовить для родителей буклеты с кратким содержанием собрания. Серьезно продумать все организационные моменты: от расстанов­ки мебели до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчики, а педагогов и администра­цию — на обычные. Общение должно проходить на одном уровне,

  1. Предложить родителям подготовить выступление на определенную тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, старшего воспитателя, педагогов, работающих с детьми, чтобы при­дать мероприятию значимость; установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.

  2. Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании — активные участники и партне­ры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями.

  3. Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспи­тания.

  4. Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов соб­рания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребенка.

В ходе собрания обсуждаются интересные темы, предлагаются не­стандартные решения сложных вопросов. Мягкое освещение, му­зыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают ро­дителям откровенно говорить о проблемах.

Вручение дипломов, медалей, памятных лент «Самой дружной семье», благодарственные письма на предприятия и другие методы поощрения родителей - мощный стимул активизации родителей
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

1. Анкетирование родителей по теме собрания.

Анкеты раздают за две недели до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

2. В подготовке собрания дети - главные участники. Они изготавли­вают приглашения в виде игрушек, конструкций, аппликаций с ис­пользованием бросового и природного материалов и вручают их ро­дителям.

Изготовление:

приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.

Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родите­лей принимали участие дети.

Приглашения раздаются за неделю до собрания.

Как изготовить приглашения?

Из картона вырезать по шаблону березовый листок, цветок,
клубнику, яблоко и т.д., придать желаемый цвет и фактуру,
дополнить украшением. Это могут быть:

  • божья коровка (половинка скорлупы грецкого ореха, раскрашенная гуашью под божью коровку);

  • бабочка, изготовленная из цветной бумаги в технике оригами;

  • грибок, сделанный из пластика (пробки, контейнер от киндер-сюрприза).

Для родителей детей младшей группы приглашения изготавли­вают дети старших групп, но малыши тоже принимают участие: готовят отдельные детали, дорисовывают.
памяток с советами.

Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

плакатов.
3. Подготовка конкурсов по теме собрания.

В конкурсах участвуют дети и родители.

4. Подготовка выставок по теме собрания.

Все работы выставляются до начала собрания. Педагог знакомит родителей с детскими работами. Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.

  1. Запись на магнитофон ответов детей.




  1. Приглашение сказочного героя.


7. Проведение заседания родительского комитета (за месяц до со­брания), на которое вынести следующие вопросы:

а) распределение обязанностей по подготовке собрания.
Назначаются ответственные за:

  • музыкальное оформление;

  • организацию конкурсов;

  • проведение рейдов проверки;

  • оформление группы и столов.

На столах для родителей, расставленных по кругу: карточки с име­нами, отчествами родителей, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, записные книжки, а также карандаши, детские ра­боты.

На столе педагога: магнитофон, настольная лампа или подсвеч­ник со свечами, материалы для проведения собрания.

б) подбор оборудования и материалов для собрания.

Продолжительность собрания - 1 час

(40 минут - с родителями и 20 минут — с участием детей).
ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ В ДОУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
СЕМИНАРЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Цель семинара и консультации – повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и интересы, например путем анкетирования. Консультации и семинары могут проводиться фронтально для группы родителей, которых заинтересовал тот или иной вопрос, или индивидуально. Их цель – помочь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребенка.

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
КОНКУРСЫ И ПРОЕКТЫ
Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаи­модействие детского сада с семьями воспитанников, активизиро­вать педагогическое общение родителей с детьми. Важным момен­том проведения конкурсов является соревновательный дух, кото­рый помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Содержание конкурсов может быть разным. В каждом детском саду имеется свой опыт их проведения. Это могут быть традицион­ные конкурсы или соответствующие тематике плана работы. При подготовке конкурса необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победи­телей. Необходимо заранее ознакомить родителей с положениями конкурса, дать достаточное количество времени на его подготовку.

Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представле­ны родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др.

Эта интересная форма работы помогает родителям группы лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспи­тания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

Объявление о проведении конкурса вывешивается заранее в вес­тибюле группы. Дополнительно каждая семья получает листовку с условиями конкурса.

Предлагаем некоторые практические материалы для проведения конкурсов и проектов.
Положение конкурса на лучший родительский уголок в группе

Сроки проведения: с … по….

Место проведения: вестибюли групп.
Участники: все возрастные группы.

Состав жюри: заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, председатель родительского комитета ДОУ.
Параметры оценки родительских уголков:

  1. Эстетичность оформления информации.

  2. Оригинальность оформления информации.

  3. Актуальность предлагаемой информации.

  4. Педагогическая ценность содержания информации

  5. Доступность информации для родителей.

  6. Частота обновления информации.

  7. Наличие обратной связи. (Почта педагогу-психологу, вопрос – ответ, почтовый ящик.)


Подведение итогов: на педагогическом совете.

Награждение победителей.

  • 1-е место: набор настольно-печатных игр.

  • 2-е место: детская художественная литература.

• 3-е место: игрушки.

КОНФЕРЕНЦИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Пример. Конференция для мам "Поговорим о маме".

1. Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.

2. Обыгрывание ситуаций — конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ
Они являются дополнением к словесной информации для родителей: рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета:

1. Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.

2. Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

3. Подведение итогов анкетирования.

4. Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

5. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

6. Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.
ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.

Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АНКЕТИРОВАНИИ
Анкетирование — одна из активных форм получения и обме­на информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотно­шения с ребенком и др.

Анкетирование давно и прочно вошло в работу почти каждого детского сада, ведь у такой формы взаимодействия с родителями есть очевидные плюсы:

  • быстрое получение информации по какой-либо проблеме;

  • достоверность информации;

  • возможность охватить всех родителей.

Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об особенностях ребенка, о готовности родителей взаимодей­ствовать с педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.

В анкете обязательно должны присутствовать:

  • вежливое обращение к родителям;

  • краткое вступление с обозначением цели анкетирования;

  • вопросы, при необходимости варианты ответов на них;

  • благодарность за взаимодействие в конце анкеты


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- «Работа детского сада с семьей», Осипова Л.Е. – М.: «Издательство Скрипторий 20003», 2009
- Журнал "Управление дошкольным учреждением", приложение "Работа с родителями в ДОУ".
- «Организация построения предметно-образовательного пространства в ДОУ, отвечающего современным требованиям дошкольного образования» методическое пособие для педагогов, авторы-составители: Лубенникова Ю.А., Черная О.А., 2008г
- «Воспитываем вместе» пособие для педагогов ДОУ по организации родительских собраний, Н.М. Метенова / М.: 2007г.
- «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие для воспитателей ДОК»/Н.В. Микляева. – М.:Айрис-пресс, 2006


Похожие:

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников iconУроки семьи и семейных ценностей Проведение в образовательных учреждениях «Уроков семьи и семейных ценностей» (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников iconМетодические рекомендации к «Энциклопедии независимости» (Сборник материалов из опыта работы оу округа). М.: Омц сзуо, 2009. Под общей редакцией Туруновой Т. М
Методические рекомендации призваны помочь сотрудникам образовательных учреждений в использовании «Энциклопедии независимости» для...
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников iconМетодические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, профсоюзных работников, организаторов и работников...
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников iconМетодические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений
Вашему вниманию также предлагается информация об особенностях психического развития подростков и рекомендации по активизации их познавательной...
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников iconМетодические рекомендации по организации работы образовательных учреждений Пензенской области с компаниями-менторами при реализации проекта «Обучение через предпринимательство»
В современном быстро меняющемся мире актуальными становятся такие качества человека, как предприимчивость, инициативность и самостоятельность....
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников iconМетодические рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников iconМетодические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников iconМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение црр «Детский сад №77 «Зоренька» общеразвивающего вида» Великого Новгорода «Организация развивающих
Методические рекомендации предназначены оказать методическую помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений в организации...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница