Основ ам использования информационно-коммуникационных технологий




НазваниеОснов ам использования информационно-коммуникационных технологий
страница1/24
Дата конвертации12.12.2012
Размер3.55 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Министерство финансов Республики Узбекистан

Учебный центр по подготовке, переподготовке работников финансовых органов и финансово-учетных подразделений

бюджетных организаций

Раздаточные материалы по курсу

«Основам использования информационно-коммуникационных технологий»

Ташкент 2012 год.

Настоящий раздаточный материал разработан во исполнения приказа Министерства финансов Республики Узбекистан от 11 июня 2012 года №56 «О мерах по подготовке и проведению аттестации работников центрального аппарата Министерства финансов по использованию в работе компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий».

Собранные в данном сборнике материалы соответствуют требованиям для овладевания необходимых навыков по минимальному уровню компьютерной грамотности.

При формировании раздаточного материала по данному сборнику была использована информация по различным информационным источникам, таких как «Норма Хамкор», «Лекс Уз» и другие источники.

Основы использования информационно-коммуникационных технологий

ОГЛАВЛЕНИЕ





  1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


В соответствии со статьей 29 Конституции Республики Узбекистан (N 725-XII, 08.12.1992 г.) каждый обладает правом беспрепятственно искать, получать, исследовать, распространять, использовать и хранить информацию.

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от источников и формы их представления.

конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством1;

Доступ к информации может быть ограничен только в соответствии с законом и в целях защиты прав и свобод человека, основ конституционного строя, нравственных ценностей общества, духовного, культурного и научного потенциала, обеспечения безопасности страны.

Основными принципами свободы информации являются открытость и гласность, общедоступность и достоверность.

Информация должна быть открытой и гласной, за исключением конфиденциальной.

Гарантии свободы информации

Государство защищает право каждого на поиск, получение, исследование, распространение, использование и хранение информации. Не допускается ограничение права на информацию в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

Органы государственной власти и управления, органы самоуправления граждан, общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации и должностные лица обязаны в установленном законодательством порядке обеспечивать каждому возможность ознакомления с информацией, затрагивающей его права, свободы и законные интересы, создавать доступные информационные ресурсы, осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

В Республике Узбекистан цензура и монополизация информации не допускаются.

Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы использования информационных технологий

Основными нормативные правовые акты, регулирующие вопросы использования информационных технологий являются следующие:

1. Конституция Республики Узбекистан(N 725-XII, 08.12.1992 г.);

2. Закон об информатизации (N 560-II, 11.12.2003 г.);

3. Закон Республики Узбекистан о принципах и гарантиях свободы информации (N 439 –П, 12.12.2002);

4. Закон Республики Узбекистан об электронной цифровой подписи (N 562-II, 11.12.2003 г.)

5. Указ Президента Республики Узбекистан о дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно – коммуникационных технологий (N УП-3080);

6. Постановление Президента Республики Узбекистан о мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий (NПП-1730, 21.03.2012 г.);

7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан о мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий(N 200, 06.06.2002 г.);

8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “О мерах по созданию условий для дальнейшего развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на местах(N 24, 01.02.2012 г.);

Нормативные правовые акты в области обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов

В соответствии статьей 8 Конституции Республики Узбекистан(N 725-XII, 08.12.1992 г.), все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы.

Каждый имеет право непосредственно либо через своих представителей обращаться с письменным или устным запросом на получение информации.

Согласно статьей 6 Закона Республики Узбекистан о принципах и гарантиях своды информации(N 439-П, 12.12.2002 г.), органы государственной власти и управления, органы самоуправления граждан, общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации обязаны передавать средствам массовой информации сообщения о событиях, фактах, явлениях и процессах, представляющих интерес для общества, в порядке, установленном законодательством.

Информационной системой государственного органа является организационно упорядоченная совокупность государственных информационных ресурсов, информационных технологий и средств связи, позволяющая осуществлять сбор, хранение, поиск, обработку и пользование информацией.

Информационные системы государственных органов должны создаваться на основании следующих принципов:

доступность, достоверность, полнота и своевременность предоставления информации;

конфиденциальность - обеспечение разграничения доступа к информационным ресурсам информационной системы в пределах предоставленных пользователям полномочий;

открытость - возможность интегрирования с другими информационными системами и национальной информационной системой;

масштабируемость - возможность дальнейшего расширения функциональных возможностей информационных систем путем добавления в их состав программно-аппаратных средств, модернизации и др.;

защищенность - обеспечение сохранности и целостности информационных ресурсов, входящих в состав информационных систем.

Информационные системы государственных органов должны обеспечивать:

гарантированный и безопасный доступ к общедоступным государственным информационным ресурсам;

возможность поиска, сбора, обработки и хранения государственных информационных ресурсов;

возможность предоставления государственным органам доступа к локальным и глобальным информационным ресурсам;

надежность функционирования и устойчивость к программно-аппаратным сбоям, включая случаи некорректной работы пользователей;

оперативный и безопасный обмен данными между пользователями;

возможность дальнейшего расширения путем модернизации аппаратных и программных средств, наращивания системы новыми компонентами;

другие функции, связанные с основным направлением деятельности государственных органов.

Каждый имеет право непосредственно либо через своих представителей обращаться с письменным или устным запросом на получение информации.

В письменном запросе должны содержаться имя, отчество, фамилия, адрес обращающегося (для юридического лица - его реквизиты) и наименование запрашиваемой информации или ее характер. Запросы подлежат регистрации в установленном порядке.

Ответ на письменный запрос должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее тридцати дней с даты получения запроса, если иное не установлено законодательством.

Ответ на устный запрос должен быть дан по возможности незамедлительно.

В случае невозможности предоставления запрашиваемой информации в срок, предусмотренный в частях третьей и четвертой настоящей статьи, обратившемуся за ее получением направляется уведомление об отсрочке.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации не должна превышать двух месяцев с даты подачи запроса. Уведомление об отсрочке направляется лицу, обратившемуся за информацией, в недельный срок с даты получения запроса.

В уведомлении об отсрочке должны быть указаны:

- причины, по которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена вовремя;

- дата, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация.

В случае если орган или должностное лицо не обладают запрашиваемой информацией, они обязаны в срок не более пяти дней с даты получения запроса сообщить об этом лицу, обратившемуся за информацией.

За предоставление информации может взиматься плата в установленном порядке.

Конфиденциальность информации

В соответствии статьей 10 Закона Республики Узбекистан о принципах и гарантиях свободы информации(N 439 –П, 12.12.2002 г.), отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, если она является конфиденциальной или в результате ее раскрытия может быть причинен ущерб правам и законным интересам личности, интересам общества и государства.

Уведомление об отказе в предоставлении запрашиваемой информации направляется обратившемуся с запросом лицу в пятидневный срок с даты его получения.

В уведомлении об отказе должна быть указана причина, по которой запрашиваемая информация не может быть предоставлена.

Собственник, владелец конфиденциальной информации обязан уведомлять лиц, запрашивающих информацию, о действующих ограничениях доступа к этой информации.

Лица, которым неправомерно отказано в предоставлении информации, а также лица, получившие на свой запрос недостоверную информацию, имеют право на возмещение причиненного им материального ущерба или компенсацию морального вреда в установленном законом порядке.

К конфиденциальной информации не относятся:

- акты законодательства, о правах и свободах граждан, порядке их реализации, а также устанавливающие правовой статус органов государственной власти и управления, органов самоуправления граждан, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций;

- сведения об экологической, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической, чрезвычайной ситуациях и другая информация, необходимая для обеспечения безопасности населения, населенных пунктов, производственных объектов и коммуникаций;

- сведения, имеющиеся в открытых фондах библиотек, архивов и информационных систем юридических лиц, функционирующих на территории Республики Узбекистан.

Информация должна быть общедоступной и достоверной. Искажение и фальсификация информации запрещаются. Средства массовой информации несут совместно с источником и автором информации ответственность за достоверность распространяемой информации в установленном законом порядке.

Отказ собственника, владельца информации в доступе к ней может быть обжалован в суд.

Государственная тайна.

В соответствии Закона Республики Узбекистан «О защите государственных секретов» (07.05.1993 г., № 5), государственными секретами Республики Узбекистан являются особой важности, совершенно секретные и секретные военные, политические, экономические, научно-технические и иные сведения, охраняемые государством и ограничиваемые специальными перечнями.

Государственные секреты Республики Узбекистан подразделяются на государственную, военную и служебную тайну.

Государственную тайну составляют сведения, разглашение которых, может оказать отрицательное воздействие на качественное состояние военно-экономического потенциала республики или повлечь другие тяжкие последствия для обороноспособности, государственной безопасности, экономических и политических интересов Республики Узбекистан.

Военную тайну составляют сведения военного характера, разглашение которых может повлечь тяжкие последствия для обороноспособности, государственной безопасности и Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Служебную тайну составляют сведения в области науки, техники, производства и управления, разглашение которых может нанести ущерб интересам Республики Узбекистан2.

В статье 5 настоящего Закона утверждается, что засекречивание и рассекречивание информации производится в соответствии с Законом о защите государственных секретов(N 848 – XII, 07.05.1993 г.), Положением о порядке определения и установления степени секретности сведений и Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию в Республике Узбекистан, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Государственные органы обеспечения защиты государственных секретов, определяемые Президентом Республики Узбекистан, вправе засекречивать и рассекречивать информацию, являющуюся собственностью юридических и физических лиц Республики Узбекистан.

Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, отдельные граждане, располагающие сведениями, содержащими государственные секреты, для решения вопроса о необходимости их засекречивания должны обращаться в органы обеспечения защиты государственных секретов.

Не может быть отнесена к государственным секретам информация, засекречивание которой создает угрозу личной безопасности граждан.

Собственники информации вправе обжаловать в суде неправомерные действия по засекречиванию или рассекречиванию информации.

Система защиты государственных секретов, включающая в себя порядок засекречивания, допуска и связанные с ним ограничения, а также порядок обращения с государственными секретами определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Прекращение или лишение допуска не освобождает гражданина Республики Узбекистан от обязанностей неразглашения известных ему государственных секретов.

Гражданин Республики Узбекистан, работающий или работавший со сведениями, составляющими государственную или военную тайну, может быть, с его письменного согласия, ограничен в правах до истечения срока секретности, но не более чем на 5 лет.

Защита государственных секретов - обязанность всех располагающих ими государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений, а также должностных лиц и граждан Республики Узбекистан. Проведение каких-либо работ с использованием государственных секретов осуществляется только после принятия мер по их защите.

Ответственность за сохранность государственных секретов возлагается на руководителей государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и объединений.

За разглашение государственных секретов, утрату документов и изделий, их содержащих, или неправомерное засекречивание информации виновные привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРАСТВЕННЫХ ОРГАНАХ

Перспективы развитие ИКТ в Узбекистане

По вопросам развития информационно-коммуникационных технологий в отраслях и сферах экономики:

определение приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в отраслях и сферах экономики в соответствии со стратегией социально-экономического развития страны и современными международными тенденциями;

обеспечение реализации государственной политики по вопросам информатизации, функционирования и развития информационных систем в отраслях и сферах экономики;

разработка предложений по дальнейшему развитию информационных систем и ресурсов, рынка информационных технологий и услуг, совершенствованию структуры управления, модернизации и техническому перевооружению информационных систем и сетей в отраслях и сферах экономики, созданию условий для привлечения в данные сферы иностранных инвестиций и технологий;

анализ хода внедрения информационно-коммуникационных технологий в отраслях и сферах экономики, их взаимоувязанного и сбалансированного развития в соответствии с международными стандартами и требованиями;

выработка и реализация действенных и эффективных механизмов по ликвидации неравенства в использовании и развитии информационно-коммуникационных технологий между различными отраслями экономики и стимулированию развития информатизации в сельской местности;

организация и контроль за исполнением законов Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, решений Кабинета Министров по вопросам информатизации, информационных систем в отраслях и сферах экономики;

организация работы по разработке системы критериев и анализ состояния дел по развитию информационно-коммуникационных технологий в отраслях и сферах экономики, в системе управления, банковской и финансовой системах, в крупных производственных предприятиях;

координация деятельности органов хозяйственного управления и предприятий по вопросам информатизации, функционирования и развития информационных систем;

подготовка предложений по стимулированию и организации широкого использования информационно-коммуникационных технологий в финансовом, банковском и страховом секторах, он-лайновых платежных системах, развитию электронной коммерции;

мониторинг, анализ и подготовка предложений по дальнейшему внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферы предпринимательства, производства, науки и образования, финансов, медицины, информационных и банковских услуг, транспорта, создание условий для широкого доступа различных слоев населения к современным компьютерным и информационным системам;

выработка предложений по созданию эффективного механизма стимулирования развития отечественного производства качественных программных продуктов и их экспорта, организации разработки и производства компьютерной техники и комплектующих изделий к ней, созданию свободных научных и технологических зон;

мониторинг состояния подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для сферы информационных систем, разработка предложений по обеспечению потребности отраслей и сфер экономики в высококвалифицированных специалистах в области информационно-коммуникационных технологий;

организация международного сотрудничества в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в отраслях и сферах экономики, разработка предложений по расширению взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и зарубежными странами;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Основ ам использования информационно-коммуникационных технологий iconПроект «Информатизация системы образования» моу «Гимназия»
Направления деятельности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Основ ам использования информационно-коммуникационных технологий iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе
Диапазон использования икт в воспитательном процессе очень широк. Рассмотрим области применения икт на практике
Основ ам использования информационно-коммуникационных технологий iconМфц, график работы, телефон горячей линии, схема проезда, новости; 
Типовое  портальное  решение  для  мфц  на  платформе  Microsoft  использования информационно-коммуникационных технологий. 
Основ ам использования информационно-коммуникационных технологий icon«Формирование информационно коммуникационной культуры педагога»
Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, для создания единой информационной...
Основ ам использования информационно-коммуникационных технологий iconРуководство по оценке информационно- коммуникационных технологий (икт) В 
Информационно-коммуникационные  технологии  (икт)  могут  значительно  расширить  возможности  обучения  для 
Основ ам использования информационно-коммуникационных технологий iconПравительство астраханской области распоряжение
В целях формирования базы данных для мониторинга использования информационно-коммуникационных технологий в исполнительных органах...
Основ ам использования информационно-коммуникационных технологий iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

Основ ам использования информационно-коммуникационных технологий iconМодели организации учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов
Эор будем понимать описание способов построения образовательного процесса в зависимости от факторов, связанных с наличием и спецификой...
Основ ам использования информационно-коммуникационных технологий iconC углубленным изучением отдельных предметов Статья Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения
Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационно-коммуникационных технологий во все...
Основ ам использования информационно-коммуникационных технологий iconСтандарт основного общего образования по информатике и икт изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница