К организации взаимодействия семьи и доу   в условиях внедрения фгт 




Скачать 45.24 Kb.
PDF просмотр
НазваниеК организации взаимодействия семьи и доу   в условиях внедрения фгт 
Дата конвертации23.01.2013
Размер45.24 Kb.
ТипДокументы

Современные подходы 
к организации взаимодействия семьи и ДОУ  
в условиях внедрения ФГТ 
Горбачёва Г.Г., 
заместитель заведующего 
МБДОУ ДС № 43 
г.Озёрск, Челябинская обл. 
 
«От  того,  как  прошло  детство, 
кто вёл ребенка  за  руку  в  детские 
годы,  что  вошло  в  его  разум  и 
сердце  из окружающего  мира  –
 от этого 
в решающей 
степени 
зависит, 
каким человеком станет 
сегодняшний малыш» 
В. А. Сухомлинский 
 
Содержание  основной  программы  включает  совокупность 
образовательных  областей,  которые  обеспечивают  разностороннее 
развитие  детей  с  учётом  их  возраста  по  основным  направлениям  – 
физическому, 
социально-личностному, 
познавательно-речевому 
и 
художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных 
областей  –  развития  речи,  развития  элементарных  математических 
представлений,  рисования,  лепки  и  т.д.  Всё  это  заложено  в 
образовательные  области.  Образовательные  области  введены  для 
поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада 
–  все  они  в  равной  степени  должны  быть  представлены  в 
образовательной программе дошкольного образования. 
В  каждой  образовательной  области  предусматривается  работа  с 
семьёй. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не 
руководство  взрослого,  а  совместная  (партнёрская)  деятельность 
взрослого  и  ребёнка  –  это  наиболее  естественный  и  эффективный 
контекст развития в дошкольном детстве. 
Согласно ФГТ родители могут участвовать в реализации программы, в 
создании  условий  для  полноценного  и  своевременного  развития  ребёнка  в 
дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период  в развитии его 


личности.  Родители  могут  быть  активными  участниками  образовательного 
процесса,  участниками  всех  проектов,  независимо  от  того,  какая 
деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. 
Рассмотрим 
основные 
нормативно-правовые 
документы, 
регулирующие работу с семьёй. 
  Федеральный  закон  «Об  утверждении  федеральной  программы  развития 
образования»  (2000г)  обязывает  работников  дошкольного  образования 
развивать 
разнообразные 
формы 
взаимодействия 
с 
семьями 
воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована 
не  только  на  задания  со  стороны  государства,  но  и  на  общественный 
образовательный  спрос,  на  реальные  потребности  потребителей 
образовательных 
услуг 
(«Концепция 
модернизации 
российского 
образования на период до 2010 года»). 
  Появившийся в 2010 году проект закона РФ «Об образовании» обязывает 
педагогов  и  родителей  стать  не  только  равноправными,  но  и 
равноответственными участниками образовательного процесса
В  основе  новой  концепции  взаимодействия  семьи  и  дошкольного 
учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность 
родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, 
направить,  дополнить  их  воспитательную  деятельность.  Уходит  в  прошлое 
официально  осуществляемая  в  нашей  стране  политика  превращения 
воспитания из семейного в общественное. 
Признание  приоритета  семейного  воспитания  требует  новых 
отношений  семьи  и  дошкольного  учреждения.  Новизна  этих  отношений 
определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». 
Сотрудничество  –  это  общение  «на  равных»,  где  никому  не 
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. 
Взаимодействие  представляет  собой  способ  организации  совместной 
деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и 


с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова 
«взаимодействие»  объясняется  так:  1  –  взаимная  связь  двух  явлений; 
2 - взаимная поддержка. 
Главный  момент  в  контексте  «семья  –  дошкольное  учреждение»  – 
личное  взаимодействие  педагога  и  родителей  по  поводу  трудностей  и 
радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания 
конкретного  ребёнка  в  данной  семье.  Неоценима  помощь  друг  другу  в 
понимании ребёнка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации 
его развития. 
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это 
длительный  процесс,  долгий  и  кропотливый  труд,  требующий  терпеливого, 
неуклонного следования выбранной цели. 
Семья  и  детский  сад  –  два  общественных  института,  которые  стоят  у 
истоков  нашего  будущего,  но  зачастую  не  всегда  им  хватает 
взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. 
Непонимание  между  семьёй  и  детским  садом  всей  тяжестью  ложится 
на  ребёнка.  Не  секрет,  что  многие  родители  интересуются  только  питанием 
ребёнка,  считают,  что  детский  сад  –  место,  где  только  присматривают  за 
детьми,  пока  родители  на  работе.  И  мы,  педагоги,  очень  часто  испытываем 
большие трудности в общении с родителями по этой причине. 
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! 
Как  нелегко  порой  объяснить  родителям,  что  ребёнка  надо  не  только 
накормить  и  красиво  одеть,  но  и  общаться  с  ним,  научить  его  думать, 
размышлять. 
Как изменить такое положение? 
Как заинтересовать родителей в совместной работе? 
Как  создать  единое  пространство  развития  ребёнка  в  семье  и  ДОУ, 
сделать родителей участниками воспитательного процесса? 
Чтобы  ответить  на  все  эти  вопросы  представляем  анализ  работы 
нашего ДОУ по данной проблеме. 


Работу  по  вовлечению  родителей  в  совместную  деятельность  ДОУ 
ведётся по четырем направлениям. 
I. Информационно-аналитическое 
С  целью  изучения  семьи,  выяснения  образовательных  потребностей 
родителей,  установления  контакта  с  её  членами,  для  согласования 
воспитательных  воздействий  на  ребёнка  необходимо  в  первую  очередь 
изучить семью, провести мониторинг. Получив реальную картину, на основе 
собранных  данных,  проанализировав  особенности  структуры  родственных 
связей  каждого  ребёнка,  специфику  семьи  и  семейного  воспитания 
дошкольника, можно выработать тактику общения с каждым родителем. Это 
поможет  лучше  ориентироваться  в  педагогических  потребностях  каждой 
семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 
Нами 
разработан 
критерий 
«Включенность» 
родителей 
в 
образовательный процесс». Сначала этот критерий  отражал количественные 
показатели  присутствия  родителей  на  групповых  мероприятиях:  посещение 
родительских  собраний  и  консультаций;  присутствие  родителей  на  детских 
праздниках,  участие  родителей  в  подготовке  и  проведении  экскурсий, 
тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и 
книг;  посещение  «Дня  открытых  дверей»;  помощь  родителей  в  оснащении 
педагогического процесса. 
Позднее  мы  выделили  качественные  показатели:  инициативность, 
ответственность, 
отношение 
родителей 
к 
продуктам 
совместной 
деятельности детей и взрослых. 
Такой анализ позволил выделить три группы родителей. 
  Родители-лидеры,  которые  умеют  и  с  удовольствием  участвуют  в 
воспитательно-образовательном  процессе,  видят  ценность  любой  работы 
детского учреждения. 
  Родители-исполнители,  которые  принимают  участие  при  условии 
значимой мотивации. 
  Родители – критические наблюдатели. 


Изменение  восприятия  родителей  как  участников  образовательного 
процесса привело к изменению понимания типов семей:  
  активные  участники  педагогического  процесса,  заинтересованные  в 
успешности своих детей; 
  заинтересованные,  но  желающие  решить  проблемы  с  помощью 
специалистов;  
  равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». 
У  нас  появилась  возможность  дифференцированного  подхода  к 
родителям во время проведения совместных мероприятий. 
II.  Познавательное  направление –  это  обогащение  родителей  знаниями  в 
вопросах воспитания детей дошкольного возраста. 
В  нашем  детском  саду  созданы  все  условия  для  организации  единого 
пространства  развития  и  воспитания  ребёнка.  Совместная  работа 
специалистов ДОУ (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, 
инструктор  по  физической  культуре,  музыкальный  руководитель,  старшая 
медицинская  сестра  и  др.)  по  реализации  образовательной  программы 
обеспечивает  педагогическое  сопровождение  семьи  на  всех  этапах 
дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными 
участниками образовательного процесса. 
Исходя  из  цели  всего  учреждения,  мы  сформулировали  следующие 
цели в работе с семьей: 
1.  Создание  условий  для  благоприятного  климата  взаимодействия  с 
родителями. 
2.  Установление доверительных и партнерских отношений с родителями. 
3.  Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. 
Исходя  из  цели,  для  скоординированной  работы  детского  сада  и 
родителей были поставлены следующие задачи: 
1.  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. 
2.  Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников. 


Опираясь на  поставленную цель, в своей работе  используем активные 
формы и методы работы с родителями. 
  посещение семей воспитанников на дому; 
  общие и групповые родительские собрания; 
  консультации; 
  занятия с участием родителей; 
  выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; 
  совместные экскурсии; 
  Дни общения; 
  Дни добрых дел; 
  Дни открытых дверей; 
  участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; 
  оформление фотомонтажей; 
  совместное создание предметно – развивающей среды; 
  утренние приветствия; 
  работа с родительским комитетом группы; 
  беседы с детьми и родителями; 
  тренинги; 
  семинар – практикум; 
  родительские гостиные; 
  телефон Доверия; 
  почта Доверия; 
  семейный вернисаж. 
В  результате  повысился  уровень  воспитательно-образовательной 
деятельности  родителей,  что  способствовало  развитию  их  творческой 
инициативы. 
Родители  стали  активными  участниками  всех  дел  в  группе, 
непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в 
роли игровых партнеров. 


III. Наглядно-информационное направление включает в себя: 
  работа сайта ДОУ; 
  родительские уголки; 
  папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»; 
  семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка»,  «Наша жизнь 
день за днём», «Воспитание со всех сторон»; 
  библиотека-передвижка; 
  фотомонтажи  «Из  жизни  группы»,  «Мы  –  друзья  природы»,  «В  кругу 
семьи»; 
  фотовыставки  «Моя  бабушка  –  лучше  всех»,  «Мама  и  я,  счастливые 
мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья»; 
  семейный  вернисаж  «Лучшая  семья  моя»,  «Семья  –  здоровый  образ 
жизни», «Учись быть папой»; 
  эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришёл»; 
  копилка Добрых дел. 
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для 
того чтобы она была действенной, мы используем рубрики «Чем и как занять 
ребёнка  дома»,  «Спрашивали  –  отвечаем»,  «Говорят  дети»,  «Носики-
курносики»,  «Вырастай-ка»,  «Благодарим»,  «Это  интересно»,  «Поиграем», 
«От  всей  души»,  «Обратите  внимание»,  в  которых  помещаем  практический 
материал,  дающий  возможность  понять,  чем  занимается  ребёнок  в  детском 
саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания 
Активность  родителей  в  создании  фотогазет,  выставок  говорит  о  том, 
что 
эти 
формы 
работы 
являются 
востребованными. 
Наглядно-информационное  направление  даёт  возможность  донести  до 
родителей  любую  информацию  в  доступной  форме,  напомнить  тактично  о 
родительских обязанностях и ответственности. 
IV.  Досуговое  направление  в  работе  с  родителями  оказалось  самым 
привлекательным,  востребованным,  полезным,  но  и  самым  трудным  в 
организации.  Это  объясняется  тем,  что  любое  совместное  мероприятие 


позволяет  родителям  увидеть  изнутри  проблемы  своего  ребёнка,  трудности 
во  взаимоотношениях,  апробировать  разные  подходы,  посмотреть,  как  это 
делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим 
ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. 
Это такие мероприятия: 
  праздники  «День  Матери»,  «А  ну-ка,  бабушки»,  «День  рождения», 
«Лучшая семья моя»; 
  развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»; 
  «Все  профессии  нужны,  все  профессии  важны»  (встреча  с  интересным 
человеком); 
  спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления»; 
  вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»; 
  совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»; 
  выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», 
«Чудо-чадо»; 
  празднование дней рождения (ежемесячно; 
  выставки  семейных  коллекций,  реликвий  «Из  бабушкиного  сундучка», 
«Вот так наряд»; 
  спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»; 
  совместные походы «В мир прекрасного»; 
  экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу». 
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы 
разработали определённый алгоритм подготовки к семейным праздникам: 
  выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; 
  консультации для родителей; 
  составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; 
  распределение ролей взрослых; 
  изготовление пригласительных билетов; 
  подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен); 


  составление памятки-помощницы для родителей и для детей; 
  индивидуальные встречи и консультации; 
  изготовление атрибутов, пособий. 
Проводимая  работа  позволяет  повысить  психолого-педагогическую 
компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. 
Хочется  сказать  об  одном  важном  моменте  в  системе  работы  с 
родителями.  Каждый  человек,  сделав  какую-нибудь  работу,  нуждается  в 
оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. 
«Похвала  полезна  хотя  бы  потому,  что  укрепляет  нас  в 
доброжелательных  измерениях»,  –  писал  Ф.  Ларошфуко.  Я  думаю,  что  это 
актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. 
Воспитание  и  развитие  ребёнка  невозможно  без  участия  родителей. 
Чтобы  они  стали  помощниками  педагога,  творчески  развивались  вместе  с 
детьми,  необходимо  убедить  их  в  том,  что  они  способны  на  это,  что  нет 
увлекательнее  и  благороднее  дела,  чем  учиться  понимать  своего  ребенка,  а 
поняв  его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными  и тогда всё 
получится. 
На  сегодняшний  день  можно  сказать,  что  в  нашем  ДОУ  сложилась 
определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных 
форм  работы  дало  определённые  результаты:  родители  из  «зрителей»  и 
«наблюдателей»  стали  активными  участниками  встреч  и  помощниками 
воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. 
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более 
гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. 
Анализ  совместных  мероприятий  и  анкетирование  родителей 
показывает:  35%  родителей  регулярно  участвуют  в  планировании 
образовательного  процесса,  95%  семей  принимают  активное  участие  в 
организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов. 
Родители  стали  проявлять  искренний  интерес  к  жизни  группы, 
научились  выражать  восхищение  результатами  и  продуктами  детской 

10 
деятельности,  эмоционально  поддерживать  своего  ребёнка.  100%  родителей 
посещают  родительские  собрания,  активно  участвуют  в  праздниках  и 
развлечениях, проектной деятельности. 
По 
результатам 
повторной 
диагностики 
в 
группах 
нет 
родителей-наблюдателей;  на  30%  увеличилось  число  родителей-лидеров; 
до 67% выросло количество родителей-исполнителей. 
Организация  взаимодействия  с  семьёй  –  работа  трудная,  не  имеющая 
готовых  технологий  и  рецептов.  Её  успех  определяется  интуицией, 
инициативой  и  терпением  педагога,  его  умением  стать  профессиональным 
помощником в семье. 
В  результате  проделанной  работы,  использовании  различных  форм  и 
методов  общения  с  родителями,  повысилась  психолого-педагогическая 
грамотность 
родителей; 
повысилась 
культура 
межличностного 
взаимодействия детей в группах. 
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых 
по-своему  даёт  ребёнку  социальный  опыт,  но  только  в  сочетании  друг  с 
другом  они  создают  оптимальные  условия  для  вхождения  маленького 
человека в большой мир. 


Похожие:

К организации взаимодействия семьи и доу   в условиях внедрения фгт  iconЭлектронная газета (интерактивное образование по фгт в доу)
Фгт выступает Комарова – зав кафедрой эстетического воспитания мгопу им. М. А. Шолохова
К организации взаимодействия семьи и доу   в условиях внедрения фгт  iconВ условиях внедрения фгт  Купреева Л. Н.,  заместитель заведующего  мбдоу дс № 43, с/п  Лучик 
Учитывая, федеральные государственные  требования мы знаем, что родители являются 
К организации взаимодействия семьи и доу   в условиях внедрения фгт  iconСоциально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях

К организации взаимодействия семьи и доу   в условиях внедрения фгт  iconПсихологическое сопровождение в реализации фгт к основной общеобразовательной программе доу

К организации взаимодействия семьи и доу   в условиях внедрения фгт  iconОрганизация методической работы с коллективом доу по включению родителей в педагогический про
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы оказали влияние на характер взаимодействия...
К организации взаимодействия семьи и доу   в условиях внедрения фгт  iconТрудовое воспитание в условиях доу и семьи
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно
К организации взаимодействия семьи и доу   в условиях внедрения фгт  iconРодительское собрание – игра «Устами младенца»
Достичь оптимального уровня взаимодействия педагогов и семьи через систему социального партнерства и внедрения эффективных форм работы....
К организации взаимодействия семьи и доу   в условиях внедрения фгт  iconПедсовет «Развитие игровой деятельности в условиях реализации Федеральных государственных требований 0»
Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе доу
К организации взаимодействия семьи и доу   в условиях внедрения фгт  iconЛ. С. Выготский Компетентность осведомленность, знание, информированность
Компетентность педагогических коллективов доу – как условие успешной реализации фгт
К организации взаимодействия семьи и доу   в условиях внедрения фгт  iconПредставление опыта организации интернет-взаимодействия с  родителями и учениками в условиях икт-насыщенной среды  
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской 
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница