Пособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение Учитель химии моу «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области




НазваниеПособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение Учитель химии моу «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области
страница1/7
Дата конвертации17.01.2013
Размер0.78 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
Пособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение

Учитель химии МОУ «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области, Серпуховского района Бульбас Нина Александровна

Предисловие
Дорогие ребята! Вы уже в 8 классе учились по электронному учебнику и знаете, как им пользоваться. В этом году мы с вами продолжим работу с электронным учебником по химии для 9-го класса. В данном электронном пособии имеются сведения о строении, свойствах веществ, даны иллюстрации; включены видеосюжеты опытов, характеризующих свойства веществ, их получение; интерактивные упражнения; после изучения урока и темы даны для выполнения и проверки своих знаний упражнения.

Чтобы хорошо знать химию, необходимо изучить не только этот электронный учебник, но и основной учебник.

Работать по электронному учебнику необходимо после выполнения задания по печатному тексту учебника и соблюдать последовательность, предложенную в данном методическом пособии.

Напоминаем, как работать с электронным пособием:

Включите компьютер и откройте электронное пособие. Перед Вами главное меню курса «Химия-9». В пункте «Содержание» Вы можете найти список уроков данного электронного учебника. Пункт «Примечания» позволяет просмотреть и изменить примечания, сделанные ранее. Перейти к месту урока, где Вы остановились ранее, можно с помощью пункта «Закладки». «Поиск» позволяет найти нужную информацию, используя ключевые слова. Результаты Ваших занятий отражены в пункте меню «Результаты» (знак равенства). При наведении курсора в правую или левую часть экрана вы увидите высвечивающиеся стрелки, которые помогают перелистывать страницы учебника вперёд и назад.

Наведите курсор на пункт меню «Содержание» и щелкните левой кнопкой мыши, перед Вами откроется окно с содержанием всех уроков курса. Содержание курса разбито на главы и уроки, которые обозначены цифрами. Открыв нужный урок, Вы можете просмотреть его разделы и упражнения.

После выбора урока в верхнем правом углу окна высветится панель, с помощью которой можно:

- Сделать примечания

- Познакомиться с биографией известных учёных-химиков

- Создать закладку страницы, на которой вы остановились

- Просмотреть иллюстрации курса (все или выборочно)

- С помощью значка, похожего на решётку, Вы можете посмотреть интерактивную таблицу химических элементов, с помощью которой, выбрав какой-либо химический элемент, Вы можете быстро просмотреть все основные его характеристики, а с помощью вкладок вверху окна сведения не только о нём, но и его соединениях.

- Посмотреть коллекцию моделей атомов и молекул данного пособия

В нижней части окна на панели слева направо находится:

- Номер текущего урока и число уроков данной темы

- Квадратное окно, в котором можно обозначить номер нужного вам урока

- Номер текущей страницы и число страниц в данном уроке

- Ряд всех страниц урока, в котором текущая страница выделена серым цветом, а страница с данными для запоминания и с упражнениями соответственно подчёркнуты розовой и жёлтой чертой.

Чтобы хорошо усвоить материал, нужно читать текст урока, затем открыть последовательно активные значки, имеющиеся в данном уроке, посмотреть и послушать анимационные ролики, ключевые фразы. Интерактивные задания направлены на закрепление изученного материала. Их результаты не сохраняются. Если вы с заданием справились верно, то появится значок (галочка). Значит можно идти далее.

Эксперименты можно посмотреть, а можно заодно и познакомиться с их описанием.

Следует вести запись химического уравнения.

В конце урока имеются упражнения для отработки полученных во время урока знаний. Результаты выполнения упражнений можно посмотреть сразу, они отражаются на главной странице.

Желаем успешного освоения курса химии 9 класса!

Тема « Электролитическая диссоциация»

Занятие 1. Электролитическая диссоциация

На этом занятии Вы узнаете, почему растворы некоторых веществ проводят электрический ток, познакомитесь с процессом растворения веществ с различным типом химической связи, какую роль при этом играют молекулы воды, сильными и слабыми электролитами, качественной характеристикой электролитической диссоциации – степенью диссоциации.

Повторите строение молекулы воды, образование диполя.

Запомните: 1). Частицами кристалла могут быть молекулы или ионы.

2). Молекулы воды ослабляют связи между частицами в кристаллах примерно в 81 раз; в результате затрачивается энергия – эндотермический процесс.

3). Молекулы воды могут образовывать с ионами временные связи, при этом выделяется энергия – экзотермический процесс.

4). Распад кристалла на ионы называется диссоциацией. Если в растворе появились ионы – заряженные частицы, то раствор может проводить электрический ток.

5). Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток, называются электролитами. Это растворимые соли, основания (щелочи) и кислоты.

Неэлектролиты – простые вещества, оксиды, нерастворимые в воде соли, основания, кислоты и органические вещества, они не проводят электрический ток.

Работа с компьютером:

  1. Запустите урок № 1, на стр. 2. посмотрите эксперимент «Изучение электрической проводимости веществ», выполните интерактивные упражнения.

  2. Изучите материал на стр. 3 – 4, познакомьтесь с биографиями И.А. Каблукова и С.А. Аррениуса – основоположниками теории электролитической диссоциации.

  3. Откройте стр. 5, посмотрите опыт «Растворение солей», обратите внимание на строение иона хлора.

  4. На стр. 6 изучите процесс диссоциации хлороводорода, просмотрев видеоролик «Диссоциация хлороводорода».

  5. Откройте стр. 7, 8. В зависимости от того, как электролит распадается на ионы, их делят на сильные (большая часть молекул распадается на ионы) и слабые (лишь малое число молекул диссоциирует) электролиты. Посмотрите эксперимент «Изучение различий в проводимости». Познакомьтесь с количественной характеристикой электролитической диссоциации – степенью электролитической диссоциации и сильными и слабыми электролитами.

Запомните: электролитическая диссоциация – процесс обратимый для слабых

электролитов.

  1. На стр. 10 - 13 выполните упр. 1 - 5

Основные выводы урока:

- Растворы солей, оснований и кислот проводят электрический ток, они распадаются

на ионы.

- Диссоциация – распад электролита на ионы, сложный процесс и зависит от вида

химической связи, имеющей место в веществе.

- Причина диссоциации электролита в водных растворах – гидратация его молекул,

то есть взаимодействие электролита с молекулами воды и разрыв химической связи в

нем.

Занятие 2. Электролитическая диссоциация кислот

На этом уроке Вы узнаете об электролитах – кислотах, их основности и ступенчатой диссоциации многоосновных кислот.

Подготовка дома:

Повторите состав и названия кислот, их классификацию.

Вспомните правила составления формул кислот.

Работа с компьютером:

  1. Запустите урок № 2. Изучите материал на стр. 2 – 6.

  2. Запишите и запомните уравнение диссоциации кислот на стр. 6. Запомните: Диссоциация многоосновных кислот идет в несколько ступеней, в которых происходит отщепление по одному катиону водорода в каждой.

  3. Запишите и запомните выводы на стр. 7.

  4. Выполните упр. на стр. 8 – 10.

  5. Изучите свойства серной, азотной и орто-фосфорной кислот для этого используйте рубрику «Информация о веществах» на стр. 2, 4, 5.

Основные выводы урока:

- Кислоты – электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы

кислотного остатка: HnR = nH+ + Rn- (R – кислотный остаток).

- Многоосновные кислоты диссоциируют в несколько ступеней.

- Химические свойства кислот обусловлены наличием катионов водорода в них.

Занятии 3. Электролитическая диссоциация оснований

На этом занятии Вы, продолжая знакомство со сложными веществами, узнаете о кислотности оснований, многокислотных основаниях, их ступенчатой диссоциации.

Подготовка дома:

Вспомните состав и названия оснований, их классификацию.

Повторите правила составления формул оснований.

Работа с компьютером:

  1. Запустите урок № 3, стр. 2. Посмотрите эксперимент « «Изучение электрической проводимости растворов щелочей».

  2. На стр. 3 рассмотрите на основе видеоролика диссоциацию гидроксида натрия и запишите уравнение.

  3. На стр. 4, 5 выполните интерактивные задания. Обратите внимание на

ступенчатую диссоциацию гидроксида кальция из рубрики «Это интересно».

  1. На стр. 6 обратите внимание на химические связи в молекулах оснований.

  2. Выпишите и запомните уравнение диссоциации оснований и основные выводы со стр. 7, 8. Запомни: При ступенчатой диссоциации многокислотных оснований происходит отщепление одного аниона гидроксогруппы в каждой.

  3. Потренируйтесь, выполняя упр. на стр. 9, 13

7. Изучите свойства оснований, используя рубрику «Информация о веществах» на

стр. 3, 4, 5 на примере гидроксида натрия, гидроксида калия, гидроксида кальция.

Основные выводы урока:

- Основания – электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и гидроксид-

анионы: Me(OH)n = Men+ + n OH-.

- Общие свойства оснований обусловлены наличием в них гидроксид-анионов.

- Многокислотные основания диссоциируют в несколько ступеней.

Занятий 4. Водородный показатель – рН

На данном занятии Вы познакомитесь с понятием водородный показатель и его определение в растворов.

Подготовка дома:

Изменение окраски индикаторов в различных средах.

Работа с компьютером:

  1. Запустите урок № 4. Посмотрите лабораторный опыт на стр. 2, выполните его вместе с лаборантом или учителем, затем выполните интерактивное упр.

  2. Изучите материал стр. 3, 4, 5, выпишите основное в тетрадь.

  3. На стр. 6 посмотрите лабораторный опыт «Определение рН растворов» и определите с помощью универсальной бумажки рН выданных Вам растворов, используя при этом шкалу значений рН на стр. 5.

  4. Обратите на интересные факты из рубрики «Это интересно».

  5. Выполните упр. на стр. 8 – 11.

Основные выводы урока:

– Изменение цвета индикатора вызывается ионами водорода Н+ и гидроксид-иона-

ми ОН-.

- Растворы кислот имеют кислую реакцию.

- Вода имеет нейтральную реакцию.

- Растворы щелочей имеют щелочную реакцию.

- Значение рН – это мера кислотности или основности раствора.

Занятие 5. «Электролитическая диссоциация солей»

На этом уроке Вы продолжите знакомство с солями как со сложными веществами, изучите их свойства, классификацию и диссоциацию в растворах.

Подготовка дома:

Повторите правила составления формул солей по степеням окисления металла и кислотного остатка.

Работа с компьютером:

  1. Запустите урок № 5, откройте стр. 2. Изучите строение хлоридов натрия и калия, сульфата меди (II), их свойства из рубрики «Информация о веществах».

  2. На стр. 3 посмотрите эксперимент «Изучение электрической проводимости растворов солей». Повторите классификацию солей, воспользуйтесь рубрикой «Это интересно». Изучите свойства сульфата магния (рубрика «Информация о веществах»). Выполните интерактивное упр.

  3. Выполните упр. на стр. 6 - 11

Основные выводы урока:

- Соли имеют кристаллическую структуру, построенную из катионов металлов и

анионов кислотных остатков.

- Соли – электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы

кислотного остатка: MemRn = mMen+ + nRm- .

- Водные растворы солей проводят электрический ток.

- Свойства солей в растворах обусловлены наличием в них этих ионов.

Занятие 6. Реакции в растворах электролитов. Растворимость кислот,

оснований и солей в воде

На данном уроке Вы познакомитесь с химическими реакциями, которые протекают между электролитами. Так как растворы электролитов содержат ионы, поэтому реакции в растворах – это реакции между ионами.

Подготовка дома:

Повторите диссоциацию оснований, кислот и солей.

Работа с компьютером:

  1. Запустите урок № 6, стр. 2, 3, обратите внимание на интересные факты рубрики «Это интересно». Уравнения реакций запишите в тетрадь. Запомните: Реакции между ионами называются ионными, а уравнения, которыми описывают эти реакции – ионными.

  2. На стр. 4 посмотрите опыт «Реакция между гидроксидом калия и серной кислотой». Вместе с учителем или лаборантом проделайте реакцию между соляной кислотой и гидроксидом натрия, что общего между ними. Выполните интерактивное упр. Реакции между кислотой и основанием называются реакциями нейтрализации.

  3. На стр. 5 изучите реакцию осаждения сульфата бария (видеоролик « Осаждение сульфата бария»). Из рубрик «Информация о веществах» получите сведения о хлориде и сульфате бария. Уравнения реакции запишите в тетрадь.

  4. Откройте стр. 6, 7 и посмотрите опыт « Взаимодействие карбоната натрия и серной кислоты». Вместе с лаборантом или учителем проведите реакцию между сульфитом натрия и соляной кислотой. Уравнения реакций запишите в тетрадь. Сведения о свойствах карбоната и сульфата натрия получите из рубрики «Информация о веществах». Выполните интерактивное задание. В рубрике «Это интересно» выясните условия протекания реакций ионного обмена до конца.

  5. Выполните упр. на стр. 8 – 11

6. Запустите урок № 7. стр. 2 четыре видеосюжета дадут Вам представление о

нахождении воды в природе. Из рубрики «Повторение» вспомните условия

повышения растворимости веществ, посмотрев видеоролик «Влияние высоких

температур на растворение». Вспомните свойства воды (рубрика «Информация о

веществах»). Посмотрите опыт «Изучение растворимости солей». Выполните

интерактивное упр.

7. На стр. 3, 4 и в учебнике рассмотрите таблицу «Растворимости гидроксидов и

солей в воде» (при комнатной температуре). На стр. 3 выполните интерактивное

упр.

  1. Откройте стр. 5 посмотрите лабораторный опыт «Осаждение нерастворимых

солей». Выполните интерактивное задание. Информацию о свойствах карбоната

меди (II), хлориде серебра и сульфиде свинца (II) Вы получите из рубрики

«Информация о веществах»

  1. Повторите свойства основных классов неорганических веществ, используя

сведения на стр. 6.

9. Выполните упр. на стр. 8 - 11

Основные выводы урока:

- Реакции в растворах обусловлены взаимодействием противоположно заряженных

ионов.

- Реакции в растворах электролитов заключаются в обмене ионами, содержащимися в

растворе.

- Реакции между ионами – ионные реакции.

- Уравнения, описывающие ионные реакции, – ионные уравнения.

- Сущность реакций ионного обмена выражается сокращенным ионным уравнением.

- Реакции ионного обмена доходят до конца: если:

а) в результате реакции образуется осадок;

б) вещество уходит из раствора в виде газа;

в) в результате реакции образуется малодиссоциирующее вещество, например,

вода.

- Все вещества делятся на растворимые, малорастворимые и нерастворимые.

Занятие 7. Самостоятельная работа «Проверьте свои знания по теме

«Электролитическая диссоциация» (подготовка к контрольной

работе)

Откройте урок № 8 и выполните все 25 упражнений.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Пособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение Учитель химии моу «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области icon«Неорганическая химия»
Учитель химии, биологии моу «Средняя общеобразовательная школа №2» высшей квалификационной категории
Пособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение Учитель химии моу «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области iconПрограмма элективного курса для учащихся 11-го класса по теме: «Химия вредных привычек»
Учителя химии моу«Урмарская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. Е. Егорова» Ивановой Натальи Ивановны
Пособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение Учитель химии моу «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области iconО б разовательная программа мбоу «Руновская основная общеобразовательная школа» Каширского района Московской области на 2012 2013 учебный год
««Руновская основная общеобразовательная школа» Каширского района Московской области»
Пособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение Учитель химии моу «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области iconМоу «Туровская основная общеобразовательная школа» Классный Дерягина Е. В
Цель занятия: помочь детям понять, зачем нужно учиться, какую роль играет образование в жизни человека
Пособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение Учитель химии моу «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области iconПлан воспитательной работы моу «Основная общеобразовательная школа с Куликовка Вольского района Саратовской области» на 2011-2012 учебный год
Моу «Основная общеобразовательная школа с Куликовка Вольского района Саратовской области»
Пособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение Учитель химии моу «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области iconПлан-конспект урока «Нахождение площади прямоугольника»
Исаева Ирина Николаевна, учитель начальных классов моу «Основная общеобразовательная школа с. Успенка Пугачевского района Саратовской...
Пособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение Учитель химии моу «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области iconУчебнику М. Баранова, Т,Ладыженской и др. Тема урока
Моу «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов. «Центр образования» города Серпухова Московской...
Пособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение Учитель химии моу «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году российской космонавтики «Первый после Ю. А. Гагарина» (для учащихся 5-9-х классов)
Работу учитель физики моу «Основная школа с. Хлебновка» Балаковского района Саратовской области Щукарева Татьяна Александровна
Пособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение Учитель химии моу «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области icon«Слова, отвечающие на вопрос кто? что?»
Моу раменская средняя общеобразовательная школа №5, г. Раменское Московской области
Пособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение Учитель химии моу «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области iconПрограмма воспитания культуры толерантного поведения учащихся «мир-миру»
Автор программы: Пенкина Л. В., воспитатель группы продленного дня, учитель химии, мкоу «Сергинская средняя общеобразовательная школа»...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница