Первый школьный месяц адаптация




Скачать 112.55 Kb.
НазваниеПервый школьный месяц адаптация
Дата конвертации31.12.2012
Размер112.55 Kb.
ТипДокументы
ПЕРВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ МЕСЯЦ – АДАПТАЦИЯ

Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме – это и есть физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.

Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» ли «острой адаптацией». Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своим систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Адаптация в целом длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу 1 четверти худеют, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.

Именно в течение 1 четверти число обучающихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16 %, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

РЕЖИМ? РЕЖИМ!

Продленка для первоклассника – мера настолько вынужденная, что даже говорить о ней тяжело. Если есть хоть малейшая возможность, постарайтесь избежать ее.

После школы первокласснику желательно поспать днем. Домашние задания – те самые, которых по закону в первом классе не должны задавать! – вечером перед сном готовить не следует. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется 2 пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.

Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям 7 лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока. По данным исследований, первоклассник недосыпает полтора-два часа. Говорить о хорошем физическом состоянии ребенка, который не бывает на воздухе, не двигается, ест когда попало и что попало, и сидит за письменным столом или компьютером в течение нескольких часов, а потом 2-3 часа у телевизора, не приходится.

С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым.

Но если родители не хотят быть готовым к тому, что любимое чадо станет хворым и болезненным, что тогда? Тогда все просто, что даже и напоминать-то неловко. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю гимнастику и прогулки, где должны быть именно подвижные игры. Запишите ребенка в бассейн, приучите к совместным пробежкам, к прогулкам перед сном – все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Ребенок волнуется

Поговорим немного о настроении ребенка перед 1 сентября и в первые школьные дни. Чаще всего он волнуется. А чем это плохо? Дело в том, что волнение бывает двоякое. Одно помогает, снимает все негативное эмоции, дает лишние силы и приподнятое настроение. Так ребенок может всю ночь не спать, «помогать вам» подшивать его брюки к первому сентября, а утром встать довольным, бодрым, и веселым. А другое? Ну а другое, наоборот, совершенно обессиливает, и человек встает разбитый и усталый. И что же тут хитрого? Об этом все родители знают по себе. В том-то и дело, что есть то, чего взрослые по себе не знают. Особенности детской психики таковы, что измученный волнением, переутомленный ребенок может казаться бодрым и свежим целый день, а вечером, откуда ни возьмись – слезы, крик, отчаянье… Что случилось? Вечером – ничего. Это он переволновался прошлой ночью и утром.

Последние дни перед 1 сентября и начало учебы – трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, даже истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника тем не менее откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу - не хочу, буду - не буду, пойду - не пойду. Чистоплотная девочка запросто может перестать умываться на ночь, а вот грязнуля, наоборот, вдруг начинает мыться «по утрам и вечером», а вот и в середине дня. С полутора лет дитя пользуется горшком, сбоев никогда не было, а тут еженощно мокрая постель. Как вариант – не заснуть вечером, ни с колыбелькой, ни под любимую тихую музыку, ни на ручках у папы. Лежит до 12, до часа, сам измучился и всех измучил, но не спит. Или так: любимых котлет не хочу, мороженое уберите, от него меня тошнит – подайте рыбы, которую раньше терпеть не мог. И еще рыбы. И наутро не забудьте рыбу поджарить. Что такое? Заболел? Да, заболел. Волнением. А бывает и иначе.

- Наш-то какой ответственный! Утром вскочит, постель заправит, умоется и в школу за полчаса до уроков бежит. Вот уж не знали, не гадали, что такой серьезный у нас вырос.

- А наша доченька! Ранец сложит, форму на плечики повесит, ровно в девять засыпает. А раньше неряшка была, и в кровать вечером не загнать. Что школа-то с девчушкой сделала!

Хорошо ли это? Удобно – да. Конечно, со стороны кажется, что ребенок все обдумал и решил вставать рано, чтобы его не будили родители, но детям семи-восьми лет такое поведение несвойственно. Просто у вашего ребенка сильный стресс. Такое случается сплошь и рядом. Кто-то из родителей заметит, взволнуется, а кто-то не обратит внимания. И что делать родителям? Не дать стрессу стать дистрессом. Стресс – любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. Стресс может быть и физиологическим – например, холодное обливание, оно стимулирует организм. Голод в течение определенного периода – стресс, при котором тело избавляется от шлаков и мощно оздоравливается. Но за границами адаптивных возможностей организма стресс начинает разрушать его, делается дистрессом. Длительный голод приводит к истощению и смерти, длительный холод к болезни вплоть до той же смерти. Длительное нервное напряжение – к нервным болезням, срывам, оно калечит психику, ранит душу. Понятно, что серьезные жизненные перемены – стресс для всякого человека: и взрослого, и ребенка. Ребеночек еще маленький, ему они даются тяжелее. Мы с вами уже переживали столько потерь, столько неприятностей и перемен в жизни, что новые воспринимаем притуплено. Ремонт? Да, ужас, но практика показывает, что он скоро закончится, вещи встанут по местам и жизнь войдет в свое русло. А ребенок не имеет опыта проживания перемен и потерь. Душа у него нежнее. Переезд на новую квартиру с большой красивой детской – вызвать любые непредвиденные ощущения от болей в животе непонятной врачам этиологии до бессонницы. А поступление в школу? Это тоже стресс, да еще какой! На стресс ребенок выдает некую реакцию. И от того, что скажем и что сделаем в ответ мы, родители, зависит, будет ли успокаиваться душа маленького человека, возвращаться потихоньку на круги своя – или этот стресс забьется в угол, как зверек, остается в душе на всю оставшуюся жизнь болью. Причина боли давно забудется, и проявляться она станет в самых неожиданных, самых непредсказуемых ситуациях.

Вот дитя начинает грубить, хамить, проявлять агрессивность, чего за ним раньше никогда не замечалось. Мать растеряна и обижена: - Гордый стал, не подступись! Я, говорит, теперь школьник, ты мне, говорит, не указ. Я, теперь учительницу только слушаю. Если мама даст себе волю обидеться, начнет ставить на своем и решать вопрос: «кто кого?», ничего доброго в ответ ребенок от мамы не услышит: - Ты как с матерью разговариваешь? Ишь, разошелся! Да нет, не разошелся. Наоборот, вполне возможно, что бессознательно бьется как рыба, выброшенная на берег, пытаясь вновь оказаться в спасительной воде. Вернуться туда, где он был маленьким, где папа-мама заключали в себе весь мир, где любили и наказывали за простые, понятные вещи и был понятен и определен статус каждого в семье. Назад, в детство! Но не тут-то было! Вместо понимания родители поймают эту бедную, выброшенную на берег рыбку, посыплют солью, обваляют в муке и зажарят. Проще всего начать эскалацию наказаний. Ты как? А я тебя вот эдак. Ты в ответ еще и вот что удумал? Так я тебе… Конца такой борьбе не бывает. Как не бывает в ней и победителей. Проигрывают все. Так что же, дорогой Психолог, получается, если ребенок хулиганит, дерзит, его по головке за это гладить? – Нет, отчего же. Просто нужно видеть разницу между вразумлениями и бессмысленными тираническими наказаниями. Можно сказать: - Мне неприятно, когда ты кричишь. Постарайся успокоиться, и я с удовольствием поговорю с тобой. Или – Когда ты кричишь, мне очень трудно говорить с тобой, я слышу звук, но не понимаю, что ты хочешь сказать. Давай попробуем успокоиться и поговорить тихо.

Получается, что любые неадекватные состояния ребенка в начале учебного года – это не каприз или поведение, подлежащее пресечению, а что-то вроде болезни. За отношения отвечает всегда старший. Вот и постараемся уходить от конфликтов любой ценой. Отнесемся к новоиспеченному первокласснику как к другу, у которого сейчас в жизни трудный период.

Так как же ему помочь?

- Не будем раздражаться сами, ставить каждое лыко в строку. Чего-то не заметим, пропустим мимо ушей, что-то обратим в добрую шутку, обнимем лишний раз, поцелуем. Есть такая притча. Подходит сосед к старухе и спрашивает: «У тебя столько детей, внуков, правнуков. И все к тебе за советом ходят, все тебя любят. Как тебе это удается?» Отвечает она: «Да старая я очень – немножко неменька, немножко слепенька, немножко глухенька». Давайте и мы так попробуем!

- Станем заниматься с ребенком тем, что ему интересно. Только не нужно «отдыхать» вместе у компьютера – это дополнительная нагрузка на напряженную сейчас нервную систему ребенка. Да и буйные игры «в войнушку» с папой ограничим пока десятью-пятнадцатью минутами. Словом, потише, поспокойнее, поинтереснее.

- Не забудем о водных процедурах и нелекарственных успокаивающих средствах. За семь лет вы изучили своего ребенка и прекрасно знаете, что надо для успокоения, теплое молоко на ночь, теплый душ, мамин или папин массаж, пусть и не профессионального.

- И еще – никогда не спрашивайте ребенка, как он себя вел в школе! Вопрос о поведении усиливает напряженность.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

«КОПУШ» И «ЖИВЧИКОВ»

«Медленный» ребенок.

Следует особо сказать о детях, которых зовут копушами. Они медленно едят, медленно одеваются, они все делают медленно. Для такого ребенка первое время в школе – сильнейший стресс и испытание. Потому что школьная система ориентирована на некий единый темп, в котором работает весь класс. А копуша не в состоянии попасть в этот темп. Поэтому он оказывается между молотом и наковальней – нервничает и из-за чужого для него темпа, перегружающего его нервную систему, и из-за того, что не в состоянии попасть в этот темп. Немудрено, если такой ребенок при всесторонней готовности к школе начнет совершать неадекватные поступки, настолько велико его напряжение. Если медлительного ребенка посадить рядом с быстрым учеником в надежде, что тот подтянет копушу. Происходит же с точностью до наоборот. Медленный ребенок еще больше замедляется! На эту тему проводилось много исследований, и все они подтверждают – насильно ускорить копушу невозможно. Присутствие рядом быстрого товарища становится для него дополнительным стрессом. Ускорить копуш никак нельзя. Можно говорить лишь о комфортности их существования, но не о комфортности учителя или родителей. Копуши – неизбежный источник стресса для окружающих. И задача взрослых – снять не собственный стресс от лицезрения их неспешности (что невозможно), а стресс детей.

Что же делать? Да, в общем-то сделать можно мало что. Главное – постараться не превратить ребенка в невротика. Родителям будет легче, если они поймут, что против природы они бессильны. Зато – хорошая новость! – с созреванием нервной системы их детка будет потихоньку ускоряться. Заметно это станет годам к 14, не раньше. Что можно еще предпринять, - это озаботиться, чтобы ваша «черепашка» выучила некий алгоритм действий; тогда его энергия не станет уходить в долгие размышления на тему: а где тут лежит ручка? Или что делать с затупившимся карандашом? У быстрого, активного ребенка связи в мозгу образуются быстро – такова его физиология. Он два раза протянул руку за карандашом, и его рука уже алгоритмизировалась, сама знает, куда тянуться, где лежит карандаш. Эта тема не требует раздумий. А у копуши такие связи тоже образуются, но медленно. И он стоит, как сороконожка, раздумывающая, где сейчас ее 13 нога, когда вот эта 4 делает шаг вперед? Такое поведение – вовсе не недостаток внимания, как часто думают взрослые, а естественно низкая скорость образования связей в мозгу. У копуши всегда уходит больше времени абсолютно на все.

Что значит выучить алгоритм? Это значит, что в первые недели в первом классе выучить, например, таблицу сложения наизусть. Тогда ему не придется всякий раз думать, сколько будет четыре плюс семь, он будет выдавать результат автоматически. Но разве не все первоклассники должны выучить эту таблицу? – Должны-то все, но не всем это настолько нужно. Ребенок с нормальным темпом и сам запомнит эти цифры, без специального заучивания. Посчитает несколько раз, и результат заложится в его мозгу автоматически. А «медленному» нужно это выучить.

То же самое с чтением. Копуша не может работать под таймер, читать на скорость. Физически не в состоянии. Его скорость чтения в норме ниже. Однако понятно, что медленный , но много и с интересом читающий ребенок будет читать быстрее, чем быстрый, но книги не любящий. В этом копуша может на первых порах дать фору многим соученикам. Дело в том, что техника чтения, как давно уже доказано, - это процесс узнавания слов. Узнавания – мгновенного!

Быстрый ребенок

С быстрыми, активными детьми, «живчиками» проблем на порядок меньше, чем с копушами. Школа именно для них, для холериков и сангвиников. Плохо в ней, скорее всего, будет при прочих равных условиях меланхоликам и флегматикам, не приспособлена для них школа, ничего не поделаешь! С активным первоклассником, казалось бы, все отлично. Быстро понял, быстро сделал. Но дальше-то чем ему заняться? По подсчетам психологов, в среднем ученик начальной школы работает на уроке в течение 15 минут. А остальные 30 на что уходят? Загадка. Так вот, у нашего живчика на активную работу на уроке уйдет не 15 минут, а 5-7. Остальное его время нужно как-то занять. Надо объяснить первокласснику: - Если ты уже все сделал, а другие ребята еще не закончили, то ты можешь:

- проверить сделанное (рассказать ему, как),

- почитать учебник,

- поднять руку и сказать, что закончил,

- попросить еще задание.

Если ребенок ведет себя плохо – крутится, вскакивает, отвлекает одноклассников – то с вероятностью 90% он сам этого не замечает. Чтобы этот живчик изменил свое поведение, его нужно – не наказать, а заставить услышать взрослого и запомнить услышанное. Потому что активное дитя мгновенно забывает сказанное. Как говорится, в одно ухо влетает, из другого вылетает. И чтобы он научился замечать свое поведение, а затем изменять его, приходится придумывать дополнительные вешки. А всяческие окрики, наказания, увещевания, подкупы – не работают…- И вы считаете, что это реально? – Зависит от ребенка и от вешек, от их соответствия друг другу.

Приведем пример. Девочка месяц приносила замечания за то, что крутилась на уроках. Мама попросила ее, как только учительница сделает замечание, ставить палочку в тетрадке. Конечно, она забывала, путалась. Но мама терпеливо напоминала ей…. Нет, не чтобы не вертелась, а чтобы девочка научилась ставить палочки. Маме было неважно, сколько их, - важно было просто донести их до дома. А потом с ней стали играть: «Вчера было десять палочек. А сможешь сегодня девять?» Не существенно, получилось или не получилось. Задача в том, чтобы она просто об этом помнила и училась контролировать себя, чтобы не получить больше девяти замечаний. Еще месяц – и ребенок научился вести себя так, чтобы ей не делали замечаний. Этот пример хорош своим подходом – не взрослые наказывают вертлявого несносного ребенка, а сам ребенок, как зрелый взрослый человек, учится изменять свое поведение.

Что делать с нашим быстрым первоклашкой дома? Если дитя интеллектуально развито, грузите его посильнее. Он не должен пребывать в праздности. Такие дети обычно делают уроки за 15, и далее им решительно нечем заняться. В кружок его, или пусть решает шахматные задачи, или помогает маме с бабушкой, лишь бы руки и голова были заняты!

Но бывает и так, что ребенок очень активный, а интеллект у него не блестящий. Обычный, нормальный ребенок, звезд с неба не хватает. Просто быстрый. Такой ребенок сделает уроки минут за 15, родители глядь-поглядь, а там сплошные ошибки и неправильности. Что делать? Сразу же оставьте надежду, что егоза сможет просидеть над тетрадкой час кряду. Не сможет. Нет у него такой природный возможности. Но вот делать уроки Дробно, минут по 15, с перерывами – может. Организовать такую работу дело родителей. Посидел минут 15, расслабился, активно или пассивно – и снова за уроки.

Но не переусердствуйте с отдыхом, это должно быть именно переменки. Важно, чтобы ваш ребенок знал: сейчас время делать уроки. Я делаю уроки. А это – переменка. Короткая. Не давайте ему превращать переменку в капитальный отдых. Именно в вашем случае, как никогда, уместно напоминание, что «кончил дело – гуляй смело». Не раньше!

Пускай только радостью отзовется в вашем сердце 1 сентября, когда ребенок впервые станет школьником. И еще много-много сентябрей.

Пусть Ваши дети будут счастливы!!!

Похожие:

Первый школьный месяц адаптация iconПервый школьный месяц адаптация физиологическая адаптация
Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией». Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на...
Первый школьный месяц адаптация iconКончаются летние отпуска. Мамам надо идти на работу, а детям в детский сад. Первый месяц после летнего перерыва для всех детей, а особенно для вновь
Кончаются летние отпуска. Мамам надо идти на работу, а детям в детский сад. Первый месяц после летнего перерыва для всех детей,...
Первый школьный месяц адаптация iconЗдоровые первоклашки: первый школьный год без болезней и стрессов
Первый раз в первый класс и родители каждый день с нетерпением и волнением ожидают своего первоклашку. Спрашивают о пройденном, о...
Первый школьный месяц адаптация iconБудь моя воля, я бы сделал заразным здоровье,  
Младший  школьный  возраст  - один из  важнейших этапов в жизни  ребенка. Адаптация к 
Первый школьный месяц адаптация iconСценарий праздника для 1 класса день знаний: «первый раз в первый класс!»
Дорогие ребята, у каждого в жизни бывает первый школьный праздник. Вот такой праздник сегодня у нас. И называется он день знаний...
Первый школьный месяц адаптация iconАдаптация первоклассников через интеграцию элементов игр и упражнений для детей с затруднениями в общении
Актуальность данной темы обусловлена тем, что ребенок, приходя «в первый раз в первый класс», ощущает чувство дискомфорта, эмоционального...
Первый школьный месяц адаптация iconУч. Дорогие ребята, вот и наступил первый день осени. По доброй традиции после летних каникул для всех учеников нашей страны начинается новый учебный год. О его
Для всех учеников это праздник, а для вас – втройне, потому что год учебный – первый, день учебный – первый, звонок школьный – первый....
Первый школьный месяц адаптация iconАдаптация первоклассников
В первый раз дети идут в школу с удовольствием. Однако поддерживать положительное отношение бывает очень непросто
Первый школьный месяц адаптация iconУспешен ли он там будет?
Почему нас часто так пугает это "первый раз в первый класс" ? Потому что мы напрямую связываем школу с началом взрослости, с первым...
Первый школьный месяц адаптация iconЕще не растворились в воздухе звуки взма
Вместе первый месяц жизни   4
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница