Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра «Автомобили»




Скачать 481.23 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра «Автомобили»
страница1/4
Дата конвертации30.12.2012
Размер481.23 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Автомобили»


Губарев А.В., Уланов А.Г.
Дисциплина: Конструирование и расчет автомобилей

Сборник описаний лабораторных работ для подготовки дипломированных бакалавров по направлению

190100 «Наземные транспортные системы»

и специалистов по направлению

190201 «Автомобиле- и тракторостроение»

Челябинск

2011

2

Конструирование и расчет автомобилей: методические указания к лабораторным

работам / Губарев А.В., Уланов А.Г. – Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2011. – 31с.

Содержат девять лабораторных работ по разделу дисциплины «Конструирование и расчет автомобилей», которые предусматривают изучение конструкции, работы, неисправностей и регулировок узлов и агрегатов шасси автотранспортных средств.

Предназначены для бакалавров по направлению 190100 «Наземные транспортные системы» и специалистов по направлению 190201 «Автомобиле- и тракторостроение» дневной и заочной форм обучения.

Табл. 16. Библиография: 6 назв.

3

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Конструирование и расчет автомобилей» является составной частью дисциплин «Конструкция автомобилей и тракторов», «Испытания автомобилей», «Теория автомобилей», «САПР в автомобиле- и тракторостроении», «Ремонтная технология автомобилей».

Целью лабораторных занятий является изучение устройства и принципа работы узлов шасси автомобиля. Перед каждым занятием студент должен ознакомиться с устройством и работой изучаемых узлов и агрегатов. В конце занятий отчет о выполненной лабораторной работе студент представляет на проверку преподавателю. В дальнейшем отчеты оформляются на листах формата А4, необходимые схемы и рисунки вычерчивают аккуратно от руки карандашом. По каждой из лабораторных работ студент составляет отчет, который представляет на защиту преподавателю на следующем занятии.

При защите выполненных лабораторных работ студент должен дать ответ на каждый из контрольных вопросов, рассказать об особенностях конструкций автомобилей и заполнить таблицу данных.

Приступая к выполнению всего цикла лабораторных работ, студенты проходят инструктаж по технике безопасности и правилам пожарной безопасности с отметкой о прохождении в специальном журнале.

4

Лабораторная работа № 1

СЦЕПЛЕНИЕ

Цель работы: изучить устройство, работу и регулировки сцеплений автотранспортных средств.

Оборудование и наглядные пособия: узлы и детали сцеплений, комплекты плакатов, набор инструментов, учебная литература, карты или слайды программированного контроля знаний.

Литература: [1, с. 109 – 120, 4, с. 187 – 199].

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Работа заключается в изучении устройства и принципа действия сцепления, особенностей конструкции основных узлов и деталей сцеплений легковых и грузовых автомобилей. При выполнении работы необходимо изучить следующие вопросы:

l. Tип сцепления, принципиальная схема, тип привода выключения сцепления, способ передачи крутящего момента oт двигателя на первичный вал коробки передач, основные требования к сцеплению.

2. Ведущие детали: маховик двигателя, нажимной или нажимные диски, кожух сцепления, материал деталей, способ передачи крутящего момента между ведущими деталями.

3. Ведомые детали: ведомый или ведомые диски, их назначение. Конструкция, способ установки на ведущем валу коробки передач, исполнение основных элементов ведомого диска – фрикционные накладки, назначение, требования, материал, крепление их к диску, величина предельного износа: гаситель крутильных колебаний – назначение, тип, устройство демпфера и его элементов.

4. Гидромуфты: устройство, принцип работы, насосное и турбинные колеса, количество лопаток насосного и турбинного колес, способ подачи жидкости в рабочую полость, преимущества и недостатки.

5. Детали включения: пружины, их тип, материал, установка в механизме сцепления.

6. Детали выключения: рычаги, точки крепления рычагов, лепестки при диафрагменной пружине, устройство, принцип работы.

7. Привод выключения сцепления: тип, принципиальная схема, гидравлический привод-педаль, главный цилиндр, рабочий цилиндр, шток, вилка, выжимной подшипник; усилители – пневматический, механический (сервопружина); соотношение плеч педали и вилки; размещение регулировочных элементов; жидкость в гидравлическом приводе; уход за гидравлическим приводом.

8. Последовательность разборки и порядок сборки сцепления на автомобиле; способ удаления изношенных накладок с ведомого диска; регулировки при сборке и в процессе эксплуатации; неисправности – сцепление «буксует», сцепление «ведет» и способ их устранения; регулировка свободного хода педали.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. На узлах и деталях изучить общее устройство фрикционного сцепления.

2. Используя узлы, детали, плакаты, учебники, изучить принципиальные схемы и особенности конструкции сцепления легковых и большегрузных автомобилей. По указанию преподавателя начертить эскиз одной из схем сцепления.

3. На стендах сцепления выполнить одну из перечисленных работ:
5

− определить зазор между дисками сцепления в разомкнутом состоянии;

– определить передаточное число привода управления сцеплением;

– отрегулировать свободный ход педали сцепления.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ

В отчете необходимо привести:

1. Кинематическую схему сцепления изучаемой модели автомобиля со спецификацией по форме:


Номер позиции по схеме

Название узла (детали)


Количество

Материал детали



























2. Таблицу данных по форме:


Данные по параметрам сцеплений

Модель автомобиля

Тип сцепления




Тип привода




Наличие и тип усилителя




Наличие и тип гасителя крутильных колебаний




Тип и место установки нажимных пружин




Величина зазора между рычагами и выжимным

подшипником




Чем передается крутящий момент с кожуха на нажимной диск?




Чем регулируется свободный ход педали?





3. Краткое описание работы сцепления или отдельного узла. По согласованию с преподавателем модели автомобилей в таблице могут быть изменены.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назначение и требования к сцеплению.

2. Какие детали сцепления являются ведущими?

3. Через какие детали передается крутящий момент с кожуха на нажимной диск в сцеплении изучаемой модели автомобиля?

4. Назначение и работа гасителя крутильных колебаний ведомого диска.

5. Назовите типы приводов выключения сцеплений и объясните работу одного из них.

6. Какие типы усилителей применяются в приводе выключения сцепления и в чем их особенности?

7. Какие детали механизма сцепления позволяют обеспечить плавность включения сцепления при трогании с места?

8. Какие способы крепления фрикционных накладок к ведомому диску вам известны?

9. В чем причины неисправности – сцепление «буксует»?

10. В чем причины неисправности – сцепление «ведет»?

11. Каков порядок монтажа сцепления на автомобиле?

12. Как выполняется регулировка свободного хода педали в приводе

выключения сцепления?

6

13. Как обеспечивается равномерный зазор между ведущими и ведомыми деталями в двухдисковом сцеплении?

14. Уход за сцеплением и приводом выключения.

15. На чем основан принцип действия сцепления?

16. В какой момент при движении автомобиля необходимо выключать сцепление?

17. Какие пружины применяются в механизме включения сцепления?

18. Как влияет износ накладок ведомого диска на величину зазора между рычагами и подшипником муфты?

19. 3а счет чего отходит ведомый диск от ведущих при выключенном сцеплении?

20. Чем регулируется установка рычагов в одной плоскости у изучаемой модели автомобиля?

21. Каково назначение радиальных прорезей в ведомом диске?

22. Как влияет интенсивность охлаждения на работоспособность сцепления?

23. Есть ли связь между свободным ходом педали и зазором между выжимным подшипником и рычагами?

24. Как предохраняются диски сцеплений от попадания на них смазки?

7

Лабораторная работа № 2

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Цель работы: изучить конструкцию и работу автомобильных коробок передач (КП) и вопросы по уходу за ними.

Оборудование и наглядные пособия: разрезанные коробки передач, узлы и детали, комплект плакатов, учебная литература и слайды программированного контроля знаний.

Литература: [1, с. 120 – 148; 4, с. 199 – 214].

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Работа заключается в изучении кинематических схем коробок передач, устройства и принципа действия, особенностей конструкции основных узлов. При выполнении работы необходимо изучить следующие вопросы:

1. Тип коробок передач, кинематические схемы, назначение и требования, место установки в трансмиссии, крепление к раме или к кузову.

2. Классификация: по способу изменения передаточного числа – ступенчатые, бесступенчатые, комбинированные; по способу преобразования крутящего момента – механические, гидравлические, комбинированные.

3. Классификация ступенчатых коробок: по числу ступеней переднего хода – трех-, четырех-, пятиступенчатые; по типу зацепления шестерен – постоянного зацепления и непостоянного; по конструкции шестерен – прямозубые, косозубые; по числу ходов переключения – двух-, трехходовые;

по типу системы смазки – разбрызгиванием, под давлением, комбинированные; по способу управления – ручное, автоматическое, комбинированное.

4. Картер: материал, крепление к раме, назначение боковых отверстий, какие коробки передач имеют эти отверстия.

5. Валы: количество и взаимное расположение валов; способы фиксации валов от осевого смещения; установка шестерен – на шлицах, втулках, подшипниках, изготовлены как одно целое с ним; валик заднего хода, место его установки; подшипники.

6. Шестерни: число шестерен; форма зуба – прямозубые, косозубые, шевронные; тип зацепления; способ смазки сопряжения вал – шестерня; установка на валах; материал.

7. Синхронизатор: назначение, тип, устройство – ступица, муфта, элементы блокировки (блокирующие кольца, блокирующие пальцы), фиксирующие пальцы, сухари, пружины, форма зуба блокирующих колец, чем перемещаются элементы синхронизатора при включении передач, принцип работы.

8. Механизм управления: ползуны, вилки, рычаг; установка всех деталей механизма управления в крышке коробки; назначение, устройство фиксаторов замков, ограничителей; принцип работы.

9. Детали привода спидометра – шестерни и их передаточное число.

10. Смазка: тип, принцип работы, масла; расположение заливного и выпускного отверстий; уплотнение разъемов; сальники; заливка масла и контроль уровня.

11. Неисправности коробки передач, способы устранения неисправностей, уход в период эксплуатации.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. На разрезанных коробках, узлах и деталях изучить общее устройство и принцип
8

работы коробки передач.

2. Используя агрегаты, узлы, детали, плакаты и учебную литературу, изучить принципиальные схемы и особенности конструкции двух- и трехвальных коробок передач. По указанию преподавателя сделать эскиз кинематической схемы коробки передач.

3. На стендах выполнить одну из перечисленных работ:

– разобрать коробку передач на узлы;

– определить передаточные числа низшей и высшей передач;

– разобрать и собрать механизм управления в крышке коробки;

– собрать коробку передач.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ

В отчёте необходимо привести:

1. Кинематическую схему коробки передач изучаемой модели автомобиля со спецификацией по следующей форме:


Номер позиции по схеме

Название узла (детали)


Количество

Материал детали




























2. Таблицу данных по форме:


Данные по коробке передач

Модель автомобиля

Тип КП (количество валов, ходов, ступеней)




Количество синхронизаторов и на какие передачи




Детали блокировки синхронизатора




Передаточные числа в КП:

– первая передача;

– высшая передача;

– передача заднего хода





3. Краткое описание работы коробки передач, включая работу синхронизатора и механизма управления.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назначение и требования к коробке передач.

2. Классификация коробок передач.

3. В чем принципиальная разница между устройством коробок передач переднеприводных автомобилей и с классической компоновкой?

4. Каковы преимущества и недостатки двухвальной и трехвальной коробок передач?

5. На каких передачах колесом передается максимальный и минимальный крутящие моменты?

6. Как определяется передаточное число передачи в трехвальной коробке?

7. Какими деталями обеспечивается включение заднего хода?

8. В чем конструктивные отличия синхронизаторов коробок передач автомобилей?

9. Какие функции выполняет синхронизатор?

9

10. Как практически обеспечивается переключение передач без синхронизатора?

11. Что означает термин «детали блокировки синхронизатора» и с помощью каких деталей осуществляется блокировка в коробках передач автомобилей?

12. В чем преимущества и недостатки прямозубых и кривозубых шестерен?

13. В каком зацеплении находятся шестерни синхронизированной коробки передач?

14. Какими деталями обеспечивается включение и выключение передач?

15. Как установлены шестерни на вторичном ряду?

16. Обязательно ли наличие прямой передачи в трехвальной и двухвальной коробках?

17. Как изменится тяговая сила на колесах, если увеличить частоту вращения ведомого вала?

18. Какова максимальная частота вращения ведомого вала?

19. Как достигается включение различных передач и какой механизм для этого используют?

20. Чем обеспечивается невозможность включения одновременно нескольких передач?

21. Каково назначение фиксаторов в механизме управления?

22. Назначение и устройство предохранителей (ограничителей)?

23. От какого вала приводится в работу спидометр?

24. Как смазываются детали коробки передач?

25. Отличительные особенности смазки деталей в коробках автомобилей.

26. Как залить и проконтролировать уровень масла?

27. Какие неисправности коробок и их внешние признаки вы можете назвать?

28. Типы подшипников и уплотнение валов.

29. Масла, применяемые для смазки коробок, и периодичность их смены.

30. Возможно ли соединение коробки передач с коробкой отбора мощности?

31. Каков порядок демонтажа и монтажа коробки передач?

10

Лабораторная работа № 3
  1   2   3   4

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра «Автомобили» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Факультет экономики, управления, права
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра «Автомобили» iconФедеральное агентство по образованию российской федерации воронежский государственный университет
Упражнения  6
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра «Автомобили» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Санкт-петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра «Автомобили» iconМинистерство образования и науки российской федерации южно-уральский государственный университет положение
Настоящее положение о производственном экологическом контроле в Южно-Уральском государственном университете (далее – Положение) разработано...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра «Автомобили» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ санкт-Петербургский Государственный Университет
2. Оптимальные нормы микроклимата для помещений с вдт и пэвм (СанПиН 2 542-96) 70
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра «Автомобили» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Одобрено на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм», протокол №10 от 27 мая 2009 г
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра «Автомобили» iconПравительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. №186 Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)"
Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, федеральное государственное бюджетное учреждение...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра «Автомобили» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное учреждение государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра «Автомобили» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ санкт-Петербургский Государственный Университет
Наука и информационные технологии содержат множество проблем, которые решаются различными группами учёных и разработчиков. Производство...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра «Автомобили» icon«Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» Кафедра экономики
А. Г. Буймов – Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница