В условиях внедрения фгт  Купреева Л. Н.,  заместитель заведующего  мбдоу дс № 43, с/п  Лучик 




Скачать 38.54 Kb.
PDF просмотр
НазваниеВ условиях внедрения фгт  Купреева Л. Н.,  заместитель заведующего  мбдоу дс № 43, с/п  Лучик 
Дата конвертации02.01.2014
Размер38.54 Kb.
ТипДокументы
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ  
в условиях внедрения ФГТ 
Купреева Л.Н., 
заместитель заведующего 
МБДОУ ДС № 43, с/п «Лучик 
 
Учитывая, федеральные государственные  требования мы знаем, что родители являются 
полноправными участниками образовательного процесса. 
Для  реализации  федеральных  государственных  требований,  мы  в  текущем  году 
обозначили следующую годовую задачу: 
  обеспечение  наиболее  оптимальных  путей  взаимодействия  с  семьями  воспитанников  с 
целью повышения родительской компетенции в вопросах воспитания и образования. 
Нужно  отметить,  что  вопрос  взаимодействия  с  семьёй  являлся  приоритетным  для 
коллектива в течении многих лет. Отрабатывали интересные формы проведения родительских 
собраний, гостиных, использовали традиционные и проективные методики для изучения семьи, 
вели  мониторинг,  из  нетрадиционных  форм  наибольшей  популярностью  пользовались 
различные  информационные  рубрики:  «Наша  жизнь  за  день»,  «Наши  успехи»,  «Мои 
пожелания».  Для  выявления  наиболее  эффективных  форм  взаимодействия,  педагогами 
Колмогорцевой З.И., 
Ашировой А.Ф. 
проведены 
педагогические 
исследования 
по 
вышеобозначенной проблеме, свои педагогические наработки они неоднократно представляли 
педагогическому сообществу. 
Освещать все формы работы, применяемые в ДОУ не имеет смысла т.к. я повторюсь, все 
вы в практике работы задействуете очень много интересных подходов, форм и методов в работе 
с семьёй. Остановлюсь лишь на трёх формах работы, наибольшим образом, характеризующих 
участие  родителей  в  образовательном  пространстве  детского  сада  и  повышения  их 
компетентности в вопросах воспитания, образования и коррекции. 
Итак,  одной  из  форм  взаимодействия  с  родителями  по  повышению  родительской 
компетенции  является  работа  в  едином  информационно-образовательном  пространстве. 
Использование  инновационных  информационных  технологий  в  ДОУ,  позволяет  создать 
условия  для  организации,  разработки  содержания  и  реализации  дистанционного  общения  как 
одного из путей повышения психолого-педагогической компетенции родителей.  
Разработка  сайта  в  ДОУ  выступает  в  качестве  эффективного  механизма  регуляции 
сотрудничества  педагогического  коллектива  с  родителями  в  практике  социально-делового  и 
психолого-педагогического партнёрства. 
Организация  дистанционной  формы  сотрудничества  педагогов  и  родителей 
обеспечивает: 
  большую открытость, информативность родителей, привлекательность ДОУ; 
  адресную психолого-педагогическую и лечебно-коррекционную поддержку семей; 
  повышает воспитательную культуру родителей; 


  на  уровне  нашего  структурного  подразделения  –  обеспечение  обратной  связи  между 
участниками образовательного процесса (родителями и педагогами).  
Структура  и  содержание  сайта  позволяют  в  рамках  психолого-педагогического 
сопровождения семьи, реализовывать  следующие направления деятельности: информационно-
просветительскую,  мотивационно-стимулирующую,  организационную,  консультативную  и 
научно-исследовательскую,  дающую  представление  родителям  о  проводимой  в  детском  саду 
работе.  Содержание  сайта,  безусловно,  предусматривает  повышение  родительской 
компетенции и нацеливает их на сотрудничество. 
Главная  страница  позволяет  ориентировать  родителей  в  его  структуре  и  содержании, 
новостях и событиях детского сада, в том числе требующих активного  участия родителей как 
партнёров педагогического коллектива в воспитании, обучении и развитии дошкольников. 
На  главной  странице  опубликовано  приветствие,  являющееся  для  родителей  не  только 
информационным, но и мотивационно-стимулирующим их активность. 
На сайте родители могут: 
  узнать последние новости детского сада; 
  получить информацию о группах; 
  посмотреть видеоматериалы о жизни детей в детском саду; 
  получить  дистанционные  консультации  специалистов:  учителя-дефектолога,  учителя-
логопеда, врача офтальмолога; 
  посетить фотогалерею.  
Информационно-просветительская  работа  с  родителями  реализуется  через  модули 
сайта: 
  «Педагогическое общение» 
  «Заботливым родителям» 
  «Наши воспитанники» 
Мотивационно-стимулирующая работа с родителями направлена на привлечение их к 
участию в жизнедеятельности детского сада в целом. 
Консультативная работа с родителями реализуется через модули сайта: 
  «Зрение и дети»; 
  «Луч. Логопед»; 
  «Страница учителя-дефектолога». 
Советы  специалистов  содержат  научно  и  методически  обоснованную  информацию,  по 
стилю  изложения  доступны  пониманию  всех  родителей,  участвующих  в  системе 
дистанционного сопровождения. 
Для 
более 
продуктивной 
работы, 
безусловно, 
необходимо 
интерактивное 
взаимодействие,  первые  шаги  в  этом  направлении    уже  есть.  Сайт  активно  посещают,  на 
сегодняшний день зарегистрировано свыше 35000 посещений, среди них более 50% - родители. 


Гости  оставляют  отзывы,  среди  них  пожелания  продуктивной  творческой  работы, 
высказывания о работе и содержании сайта, слова благодарности. 
Таким  образом,  включение  родителей  в  открытое  информационно-образовательное 
пространство приводит к позитивному изменению всех участников педагогического процесса: 
ребёнка, педагогического коллектива, самих родителей. 
Открытость  сетевого  взаимодействия  в  значительной  мере  помогает  установить 
педагогическому  коллективу  партнёрские  взаимоотношения,  у  родителей  формируется 
потребность  в  получении  новых  знаний,  новой  целенаправленной  информации,  которая 
является для них актуальной. 
Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические 
знания,  необходимые  для  воспитания  ребёнка.  Новый  тип  взаимодействия  детского  сада  и 
семьи,  использование  новых  форм  работы  является  решающим  условием  обновления 
содержания  образования  и  системы  работы  в  целом,  на  что  нас  нацеливают  федеральные 
образовательные требования. Необходимо осуществлять постоянный поиск во взаимодействии 
с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и 
активного  вовлечения  родителей  в  жизнь  детского  сада,  участие  их  в  развивающей 
образовательной работе с детьми. 
Именно  на  этом  направлении  работы  –  участие  родителей  в  образовательном  процессе 
детского сада, мне хочется остановиться. 
В  соответствии  с  комплексно-тематическим  принципом  построения  образовательного 
процесса 
федеральные 
государственные 
требования 
предлагают 
для 
мотивации 
образовательной  деятельности  не  набор  отдельных  игровых  приёмов,  а  усвоение 
образовательного  материала  в  процессе  подготовки  и  проведения  каких-либо  значимых  и 
интересных для дошкольников событий. В коррекционном образовании традиционно сложился 
тематический подход к организации планирования. Такой подход является благоприятным для 
привлечения  родителей  к  образовательному  процессу.  Свою  работу  начали  с  того,  что  изучая 
тему  недели,  просили  родителей  подобрать  информационный  материал,  провести 
предварительную работу в виде наблюдений или чтения книг, поиграть в дидактические игры в 
качестве закрепления материала. Предлагая задания родителям, мы преследовали две цели: дать 
детям более прочные знания, а также заинтересовать родителей своей работой. 
Постепенно  родители  стали  более  активно  включаться  в  процесс,  они  поняли  на 
практике  не  только  смысл  «погружения  в  тему»,  но  сами  стали  вносить  в  нашу  работу 
интересные идеи, домашние разработки: в виде макетов, фотоколлажей, зарисовок, сочиненных 
рассказов.  Итогом  недели,  как  правило,  является  продуктивная  деятельность,  вернее  её 
результаты. На выставках появляются работы детей, выполненные в разных техниках, помимо 
продуктов  изобразительной  деятельности,  дети  с  воспитателями  оформляют  книжки, 
фотовыставки, макеты.  


Каждая  группа  подходит  к  итогам  недели  творчески.  В  подготовительной  к  школе 
группе  тема  недели,  как  правило,  заканчивается  презентацией  совместных  работ.  На 
презентацию  приглашаются  заместитель  заведующего,  родители,  педагоги,  гости  (дети  и 
воспитатели  из  других  групп).  Каждый  рассказывает  о  своей  творческой  работе;  из  чего 
сделана,  кто  помогал,  какой  информационный  смысл  она  несёт.  В  старшей  группе  итогом 
недели является фотогазета, где также видна степень участия каждого, в том числе и родителей, 
в изготовлении поделки, либо макета. Педагоги средней группы больше нацелены на развитие 
литературных способностей, результатом её работы  являются оформленные рассказы детей.  
Специально  организованное  включение  семьи  в  педагогический  процесс  благотворно 
сказывается  на  микроклимате  учреждения  в  целом.  Родители,  понимая,  что  все  это  в  итоге 
нацелено на образование детей, видя нашу профессиональную заинтересованность, становятся 
более открытыми, у них появляется не только чувство доверия к педагогам ДОУ, но и желание 
дальше  представлять  свою  семью  позитивно,  обогащаясь  и  приобретая  опыт  социальных 
отношений.  Другим  примером,  когда  простое  участие  родителей  перешло  в  качественно  иное 
состояние «потребность участвовать» является реализация проектов ДОУ. Нужно отметить, что 
используя  «метод  проектов»,  как  инновационную  технологию,  мы  не  только  обогатили  и 
расширили социальное партнерство детского сада и семьи, но и в значительной мере повысили 
родительскую компетентность. 
Таких совместных проектов было много: 
  «Любимый город» 
  «Осенний вернисаж» 
  «Найди фронтовика»  
  «Народы Урала» 
  «Не рубите деревца» 
  «День рождения куклы» 
  «Аленькому цветочку – 150» 
  «Здоровые дети живут на планете» 
  «Моя семья» 
  «Я – коллекционер» 
 
Нужно  отметить,  что  двигаясь  дальше  от  проекта  к  проекту,  мы  постепенно 
вырабатываем  очень  важное  качество  у  детей  и  родителей,  так  необходимое  им  в  школе  – 
чувство  ответственности.  Ведь  именно  федеральные  государственные  требования  и  основная 
общеобразовательная  программа  нацеливают  нас  на  ответственные  и  взаимозависимые 
отношения.  
В качестве примера, уже реализованные проекты: «Герб моей семьи», «Наш оберег». 
Данная работа требовала большой подготовки родителей, изучения вопроса, творческого 
подхода  к  изготовлению  герба  и  оберега.  Проект  показал  не  только  творческие  способности 
семей, но и их ответственность. В старшей группе десять семей, все участвовали, каждая семья 
предложила  свой  вариант.  В  содержании  заключительной  части  родители  представляли 
музыкальное или литературное творчество. Однако мы больше радовались за те семьи, которые 
в начале нашего пути были в «группе риска», вся та работа, которая велась в течение последних 


лет, смогла положительным образом повлиять на их компетентность, данную группу семей мы 
смогли повернуть к ребёнку, мотивировать на самообразование, повысить свой статус, изучая 
опыт других семей.  
Конечно для того, чтобы вывести родителей на новый уровень отношений, при котором 
они  смогли  бы  раскрыть  свой  компетентностный  потенциал,  либо  обрести  его  во  многом 
зависит  от  их  психологического  настроя,  который  возникает  в  процессе  повседневных 
контактов  между  воспитателями  и  родителями.  Этот  настрой  определяется  индивидуальным 
подходом к самим родителям, тем, как учитываются особенности личности родителей и степень 
их заинтересованности в воспитании ребёнка. 
Одним из вариантов ведения открытого диалога, а также привлечения родителей ДОУ к 
участию  в  образовательном  процессе  является  работа  семейных  клубов.  Это  ещё  одна  из 
наиболее  эффективных  форм  взаимодействия.  Такая  форма  способствует  эмоциональному 
сближению воспитателей, детей и родителей, обеспечивает большую открытость в общении. 
Сценарии заседаний семейного клуба различны по тематике: 
  «Мой ребёнок самый, самый» 
  «Если хочешь быть здоров» 
  «Здоровье с пелёнок» 
  «Красный, жёлтый, зелёный» 
  «Рождественские колядки» и др. 
  «Зимняя сказка» 
 
В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остаётся в 
стороне,  почти  каждый  принимает  активное  участие,  делясь  интересными  наблюдениями, 
высказывая дельные советы. 
На подготовительном этапе большое значение имеет взаимодействие всех специалистов 
ДОУ,  так  как  сотрудничество  специалистов  помогает  воспитателю  определить  тематику 
предстоящей  детско-родительской  встречи,  составить  сценарий.  Тема  сообщается  заранее, 
печатаются приглашения и предлагаемые домашние задания (совместные проекты, творческие 
работы). 
Заседания  семейного  клуба  состоят  из  нескольких  частей:  приветствие,  домашнее 
задание,  видеопросмотр  из  жизни  группы  на  заданную  тематику,  открытый  диалог, 
динамические  паузы,  совместная  творческая  работа  детей  родителей.  В  зависимости  от 
тематики,  это  может  быть  импровизированный  показ  известной  сказки,  где  роли 
распределяются  «по ходу»  или могут быть элементы спортивного состязания  «Кто сильней», 
«Кто  ловчей».  В  конце  обязательно  проводится  рефлексия.  Для  педагогов,  проводящих 
заседание  детско-родительского  клуба  важна  обратная  связь  –  оценка  их  деятельности.  В 
процессе  совместного  участия  в  такой  деятельности  (совместного  творчества),  у  детей 
возникает чувство единения  с мамой и папой, сопричастности, ощущение заинтересованности 
взрослого  делами  ребёнка,  снимается давление авторитета  родителей.  На  таких  встречах  дети 


проявляют  себя  активно,  самостоятельно,  им  хочется,  чтобы  родители  увидели  их  успехи  и 
достижения. 
Проводимые,  таким  образом,  мероприятия  способствуют  значительному  повышению 
уровня психолого-педагогической компетенции, обогащают детско-родительские отношения. 
Родители  –  самые  дорогие  и  близкие  люди!  Они  видят,  что  дети  гордятся  ими,  им 
хочется  вместе  с  ними  танцевать,  петь  песни,  играть.  Пройдут  годы,  дети  забудут  песни, 
которые  звучали  на  празднике,  но  в  своей  памяти  они  навсегда  сохранят  тепло  общения, 
радость сопереживания.  
В.А.  Сухомлинский  сказал:  «Дети  –  это  счастье,  созданное  нашим  трудом.  Занятия, 
встречи  с  детьми,  конечно,  требуют  душевных  сил,  времени,  труда.  Но,  ведь  и  мы  счастливы 
тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». 


Похожие:

В условиях внедрения фгт  Купреева Л. Н.,  заместитель заведующего  мбдоу дс № 43, с/п  Лучик  iconК организации взаимодействия семьи и доу   в условиях внедрения фгт 
«От  того,  как  прошло  детство,  кто вёл ребенка  за  руку  в  детские  годы,  что  вошло  в  его  разум  и  сердце  из окружающего  мира  -...
В условиях внедрения фгт  Купреева Л. Н.,  заместитель заведующего  мбдоу дс № 43, с/п  Лучик  iconЭлектронная газета (интерактивное образование по фгт в доу)
Фгт выступает Комарова – зав кафедрой эстетического воспитания мгопу им. М. А. Шолохова
В условиях внедрения фгт  Купреева Л. Н.,  заместитель заведующего  мбдоу дс № 43, с/п  Лучик  iconСеминар практикум: «Формирование у старших дошкольников правил пожарной безопасности на улице и в доме через организацию развивающих и дидактических занятий»
Ответственный: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Прусенко Л. А
В условиях внедрения фгт  Купреева Л. Н.,  заместитель заведующего  мбдоу дс № 43, с/п  Лучик  iconПроблемы правового регулирования расчетов посредством
Внуков Николай Александрович, заместитель заведующего кафедрой конституционного и муниципального права Орловской региональной академии...
В условиях внедрения фгт  Купреева Л. Н.,  заместитель заведующего  мбдоу дс № 43, с/п  Лучик  iconПлан проведения: Теоретические аспекты организации динамического часа. Значение. Варианты. Просмотр динамического часа в старшей группе
Заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе Злобенко Марина Петровна
В условиях внедрения фгт  Купреева Л. Н.,  заместитель заведующего  мбдоу дс № 43, с/п  Лучик  iconВыступление заместителя заведующего сп «Россияночка» Дегтяревой И. В. на  совещании заместителей заведующих мбдоу Озерского городского округа  30. 03. 2012 года  в актовом зале Управлении образования администрации Озерского  городского округа. 
Н. М. Аксарина в связи с данной темой всегда приводит один и тот же пример. Садовник, 
В условиях внедрения фгт  Купреева Л. Н.,  заместитель заведующего  мбдоу дс № 43, с/п  Лучик  iconАвтор: Попова Ирина Вячеславовна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе первой квалификационной категории мадоу «Детский сад №74», г. Березники
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Первая проблема при поступлении ребенка...
В условиях внедрения фгт  Купреева Л. Н.,  заместитель заведующего  мбдоу дс № 43, с/п  Лучик  iconЭкологическое воспитание в условиях внедрения фгос
Горобцова Галина Степановна() учитель физики муниципального бюджетного образовательного учреждения лицей №1 г Пролетарска
В условиях внедрения фгт  Купреева Л. Н.,  заместитель заведующего  мбдоу дс № 43, с/п  Лучик  iconМбдоу №30 г. Павлово Здравствуй, милая картошка
Цель: закрепить знания о картошке, условиях выращивания этого овоща, его вкусовых качествах и способах приготовления
В условиях внедрения фгт  Купреева Л. Н.,  заместитель заведующего  мбдоу дс № 43, с/п  Лучик  iconЗаместитель директора по увр мбоу сош №12 Первые результаты внедрения фгос ноо: плюсы и минусы
...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница