Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением




Скачать 357.9 Kb.
НазваниеГендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением
страница1/3
Маркова Светлана Викторовна
Дата конвертации02.01.2014
Размер357.9 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ __________________________________________________________________

На правах рукописи

Маркова Светлана Викторовна

Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением

Специальность 19.00.06 – юридическая психология

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2012

Работа выполнена на кафедре нейро- и патопсихологии
Московского городского психолого-педагогического университета

Научный руководитель:

Ениколопов Сергей Николаевич, кандидат психологических наук,

профессор, заведующий кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии МГППУ

Официальные оппоненты:

Дозорцева Елена Георгиевна,

доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦССП им. В.П. Сербского
Хломов Кирилл Даниилович,

кандидат психологических наук, руководитель Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток»

Ведущая организация:

ФГКОУ ВПО Санкт-Петербургский университет МВД России

Защита состоится «19» апреля 2012 г. в 14:30 часов на заседании диссертационного совета ДМ 203.002.05 при Академии управления МВД России по адресу: 125171 г. Москва ул. З. и А. Космодемьянских, д.8., в ауд. 404-406.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления МВД России по адресу: 125171 г. Москва ул. З. и А. Космодемьянских, д.8.

Автореферат разослан «_15_»_марта__2012 г.



Ученый секретарь объединенного

диссертационного совета ДМ 203.002.05 Стурова М.П.

доктор педагогических наук, профессор

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Подростковый возраст – это период не только глобальных перестроек ранее сложившихся психологических структур, но и закладки основы сознательного поведения, возникновения новообразований, проявления общей направленности в формировании нравственных представлений и социальных установок. Являясь одним из видов отклоняющегося поведения, агрессивное поведение в подростковом возрасте нередко принимает враждебную форму. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Происходящие в современном обществе кризисные процессы негативно влияют на людей всех возрастных категорий, порождая озлобленность, тревожность и насилие. Подростки, живущие в сложном, по своему содержанию, мире, возможно, больше других возрастных категорий страдают от происходящих в обществе процессов. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. Замечено, что в последние годы количество преступлений, совершенных девочками подросткового возраста, значительно выросло (Berger, 1989; Hennington, Hughes, Cavell and Thompson, 1998; Similarly, Burman, Tisdall and Brown, 1998). В 2009 году каждое девятнадцатое (5,3%) оконченное расследованием преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии (статистика МВД России за январь-ноябрь 2011 года).

На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на подростков. Рост межличностных и межгрупповых конфликтов, популярность отдельных неформальных группировок, культивирующих нетерпимость в обществе, еще сильнее усугубляют ситуацию. Кроме того, все чаще семья не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В этих условиях анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста особенно актуален. За последние десятилетия было проведено множество исследований, изучавших с самых разных точек зрения проявляющееся агрессивное поведение. В большинстве исследований выявляются и описываются уровни агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания (Patterson, Reid and Dishion, 1992; Scarr, Phillips and McCartney, 1990; Eron, Huesmann, 1984; Farrington, 1989; Olweus, 1980; Rothbaum and Weisz, 1994; Kuppens et al., 2009; Murray-Close and Ostrov, 2009), модели агрессивного поведения на телеэкране (Cantor, 2000; Murray, 1997; Singer et al., 1998; Huesmann et al., 2003; Coyne et al., 2010; Villiani, 2001; Huesmann and Kirwil, 2007) или со стороны сверстников (Farrington L. Berkowitz and West, 1982; Cairns, Neckerman, Gest and Gariepy, 1988; Haskins, 1985, Raine, 1993), уровень фрустрации (Berkowitz, 2008), импульсивности (Campbell and Muncer, 2009; Raine et al., 2006; Ostrov and Godlecki, 2009), предвзятая атрибуция враждебности (Bailey and Ostrov, 2008; Crick et al., 2002; Godleski and Ostrov, 2010), гендерные различия (Archer, 1988; Maccoby and Jacklin, 1980; Eagly and Steffen, 1986, Hinshaw and Anderson, 1996; Crick and Grotpeter, 1995; Archer and Coyne, 2005; Verona and Curtin, 2006). Вместе с растущим осознанием того факта, что в предыдущих исследованиях агрессии не уделялось должного внимания аспектам женской агрессии, возник интерес к изучению женской агрессии как особого явления. Поскольку становится все очевиднее, что формы женской агрессии могут отличаться от мужских способов выражения агрессии, изучение гендерных различий агрессивного поведения по праву претендует на признание в качестве актуального направления исследований.

Цель исследования - определить гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением.

Для достижения поставленной в исследовании цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить литературу, посвященную особенностям подросткового возраста, гендерным различиям и проблемам агрессии.

2. Исследовать структуру агрессии подростков 15-17 лет, особенности полоролевой идентичности у старших подростков, провести исследование склонности к девиантному поведению и перфекционизма у старших подростков, обучающихся в обычной школе, специальной школе для девиантных подростков и кадетском корпусе.

3. Изучить связь между агрессивными, аутоагрессивными проявлениями с полоролевой идентичностью, уровнем перфекционизма и склонностью к девиантному поведению у юношей и девушек 15-17 лет, обучающихся в массовой общеобразовательной школе, специальной школе для девиантных подростков и кадетском корпусе.

4. Исследовать связь особенностей полоролевой идентичности с уровнем перфекционизма и склонностью к девиантным поступкам у старших подростков, обучающихся в обычной школе, специальной школе для девиантных подростков и кадетском корпусе.

5. Изучить связь между уровнем перфекционизма и склонностью к девиантному поведению у подростков 15-17 лет, обучающихся в обычной школе, специальной школе для девиантных подростков и кадетском корпусе.

Объект исследования - агрессивное и аутоагрессивное поведение у старших подростков, обучающихся в обычной школе, специальной школе для девиантных подростков и кадетском корпусе.

Предмет исследования - гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением.

Гипотезы исследования - агрессивное поведение у мальчиков 15-17 лет встречается чаще, чем у девочек того же возраста и отличается по структуре; мальчики и девочки, имеющие высокий уровень агрессии, имеют высокий уровень маскулинности, склонность к девиантному поведению и крайние степени выраженности перфекционизма.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Юноши 15-17 лет, без деления на разные возрастные категории, имеют схожий с девушками той же возрастной группы уровень выраженности агрессивных проявлений, но отличную структуру; юноши опережают девушек в выраженности маскулинности и общей склонности к девиантному поведению и перфекционизму.

  2. В рамках отдельных возрастных категорий гендерные различия не выражены. Подростки 15 лет обоих полов опережают 16-ти и 17-летних как в уровне выраженности агрессивных проявлений, так и в склонности к девиантному поведению. Подростки 17-ти лет имеют более высокий уровень выраженности перфекционизма, что справедливо как для юношей, так и для девушек.

  3. Подростки, обучающиеся в специальной школе для детей с девиантным поведением, имеют более высокий уровень агрессии, повышенную склонность к отклоняющемуся поведению, повышенный уровень маскулинности и минимальные значения по уровню выраженности перфекционизма, чем подростки из кадетского корпуса и общеобразовательной школы.

  4. Юноши, обучающиеся в специальной школе для подростков с девиантным поведением, имеют менее выраженный уровень перфекционизма, чем юноши из общеобразовательной школы и кадетского корпуса. Напротив, девушки, обучающиеся в специальной школе для подростков с девиантным поведением, превосходят своих сверстниц из общеобразовательной школы и кадетского корпуса в выраженности фемининности и агрессивных проявлений, уступая девушкам из общеобразовательной школы в выраженности перфекционизма.

  5. Юноши с аутоагрессивным поведением имеют более выраженный, в сравнении с аутоагрессивными девушками, уровень перфекционизма и склонности к отклоняющемуся поведению. Кроме того, для них характерен повышенный уровень склонности к отклоняющемуся поведению по сравнению с юношами, не имеющими склонности к аутоагрессивному поведению. Аутоагрессивные девушки превосходят девушек, не склонных к аутоагрессивному поведению, по уровню выраженности агрессивных проявлений и фемининности.

Методологическая основа исследования: основные теории и концепции подросткового возраста; отечественные и зарубежные подходы к изучению агрессивного поведения у подростков, гендерных различий и перфекционизма. Были использованы положения концепций подросткового возраста различных авторов, таких как: Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, и других; исследований агрессивного поведения (К. Андерсон, А. Бандура, Д.И. Фельдштейн, А. Басс, Х.Хекхаузен, К. Андерсон, Д. Ричардсон, С.Берковиц, А.А.Реан, О.И. Шляхтина, С.Н. Ениколопов), основ гендерного анализа (Ш. Берн, К. Бьерквист, Р. Бреннон, X. Джин, А. Игли, Д. Кандиоти, Г. Коои, К. Лагерспетц, и др.), исследований перфекционизма (Г.Л. Флетт, П.Л. Хьюитт, Р.О. Фрост, Б.Дж. Кокс, М.В. Эннс).

Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, анкетирование учителей и воспитателей, методика исследования девиантности А.Н. Орла, опросник Басса-Перри, опросник МиФ, опросник, выявляющий уровень перфекционизма (Почти совершенная шкала Слэйни).

Научная новизна исследования заключается в определении связи агрессивного и аутоагрессивного поведения и перфекционизма; определении связи полоролевой идентичности и перфекционизма; определении связи склонности к девиантному поведению и перфекционизма; определении гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков; выделении паттерна, характерного для аутоагрессивных подростков изучаемой группы, заключающегося в повышенном уровне аутоагрессии, повышенной склонности к преодолению норм и крайне низкий волевой контроль поведения.

Теоретическая значимость состоит в уточнении особенностей гендерных различий агрессивного поведения у старших подростков; выявлении связи между агрессивным и аутоагрессивным поведением, склонностью к девиантному поведению, полоролевой идентичностью и уровнем выраженности перфекционизма; уточнении положения о связи агрессивного и аутоагрессивного поведения и склонности к девиантному поведению; уточнении положения о связи высокого уровня агрессии и высокого уровня маскулинности как у мальчиков, так и у девочек; выявлении паттерна проявлений, характерных для аутоагрессивных подростков изучаемой группы.

Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы психологами и педагогами для углубления представлений об особенностях агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков, его связи со склонностью к отклоняющемуся поведению, полоролевой идентичностью и перфекционизмом, для дальнейшего использования полученных данных при разработке мер профилактики агрессивного и девиантного поведения и выработке продуктивной стратегии работы в общеобразовательных и специализированных образовательных учреждениях; апробированная методика, выявляющая уровень перфекционизма, может быть использована для получения более полной информации о личностных особенностях испытуемых на разных возрастных этапах.

Экспериментальная база исследования: исследование проведено в ГОУ Московский морской кадетский корпус им. Героев Севастополя № 1700, ГБОУ специальная школа №2, ГБОУ СОШ №674. Общее число испытуемых: 454 человек. Из них девушек: 210 человек; юношей:  244 человек. Аутоагрессивных подростков: 19 человек. Из них девушек: 13 человек, юношей: 6 человек.

Структура и объем диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и приложения, библиографического списка, включающего 193 источника, из них 129 – на английском языке, и приложения. Материалы диссертационного исследования изложены на 174 страницах. Работа содержит 15 таблиц и 19 графиков.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность изучаемой проблемы, формулируются гипотеза, цели, задачи исследования. Обозначается теоретическая и методологическая основы исследования, определяется его научная новизна и практическое значение.

В главе I проведено теоретическое обобщение данных из отечественных и зарубежных источников по проблемам изучения особенностей подросткового возраста, агрессивного поведения у подростков и гендерных различий. В параграфе 1.1 излагаются гипотезы, мнения и теоретические взгляды на особенности подросткового возраста таких ученых как: Л.С. Выготский, С. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Г. Гецер, В. Штерн, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л. И. Божович. Раскрывается специфика подросткового возраста, особенностей развития психических познавательных процессов, эмоциональной и мотивационной сфер, самооценки и взаимоотношений с окружающими. Определение агрессии и классификации видов агрессии приводятся в параграфе 1.2, где отмечается, что, не смотря на значительные разногласия относительно определений агрессии (агрессивного поведения), большинство специалистов в области социальных наук понимают под агрессией форму поведения, нацеленную на оскорбления или причинение вреда другому живому существу (С.Н. Ениколопов, 2001). Кроме того, отдельное внимание уделено рассмотрению феномена аутоагрессии. Акцентируется внимание на проблеме изучения аутоагрессии в психологии, отмечается, что аутоагрессивное поведение обладает значительным разнообразием форм проявления. В общем случае, аутоагрессивное поведение рассматривается как вариант агрессивного, при котором субъект и объект действия совпадают (С.Н. Ениколопов, 2001). За последние десятилетия было проведено множество исследований, изучавших с самых разных точек зрения проявляющееся агрессивное поведение. В большинстве исследований выявляются и описываются уровни агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания (Patterson, Reid and Dishion, 1992; McCord, 1986; Scarr, Phillips and McCartney, 1990; Eron , Huesmann, 1984; Lefkowitz, 1977; Widom, 1989; Farrington, 1989; Olweus, 1980; Rothbaum and Weisz, 1994; Kuppens et al., 2009; Murray-Close and Ostrov, 2009) , модели агрессивного поведения на телеэкране (Cantor, 2000; Murray, 1997; Singer et al., 1998; Huesmann, Eron, Lefkowitz and Walder, 1984; Grusec, 1972, Villiani, 2001; Coyne et al., 2010; Villiani, 2001; Huesmann and Kirwil, 2007) или со стороны сверстников (Farrington, Berkowitz and West, 1982; Cairns, Neckerman, Gest and Gariepy, 1988; Dodge, 1983; Haskins, 1985, Raine, 1993), уровень фрустрации (Berkowitz, 2008), импульсивности (Campbell and Muncer, 2009; Raine et al., 2006; Ostrov and Godlecki, 2009), предвзятая атрибуция враждебности (Bailey and Ostrov, 2008; Crick et al., 2002; Godleski and Ostrov, 2010), гендерные различия (Archer, 1988; Maccoby and Jacklin, 1980; Eagly and Steffen, 1986, Hinshaw and Anderson, 1996; Archer and Coyne, 2005; Verona and Curtin, 2006; Crick and Grotpeter, 1995; Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, И.С. Клецина, Л.П. Репина, Н.А. Челышева). В отечественной психологии изучение агрессии началось сравнительно недавно. Отдельные вопросы психологии агрессивности изучали Н.Д. Левитов, Д.И. Фельдштейн, Ю.М. Антонян, Л.М. Семенюк, Т.Г. Румянцева, С.А. Беличева, И.А. Фурманов, Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, С.Н. Ениколопов, А.К. Осницкий, Е.В. Ольшанская, А.Д. Глоточкин, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко и др. Далее, раскрывается специфика изучения агрессии с позиций следующих теоретических подходов: этологический (К. Лоренц, Е. Торп, Т. Томпсон), психоаналитический (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер), фрустрационный (Д. Доллард, Л. Берковиц, Е. Мак-Нейл) бихевиористский (А. Басс, А. Бандура).

Углубленное рассмотрение психологических особенностей агрессии и аутоагрессии в подростковом возрасте проводится в параграфе 1.3, где анализируются и излагаются данные экспериментальных исследований различных аспектов агрессивного поведения у подростков. Результаты разных исследований дают довольно высокие показатели устойчивости различных форм агрессии на протяжении всего периода развития. Исследования показали, что существуют индивидуальные различия в устойчивости агрессивности, для большинства данное поведение является преходящим и ситуационным. Важное значение имеет возраст появления агрессивного поведения: возникшие в раннем возрасте проявления являются более устойчивыми, хотя, безусловно, тут тоже важно учитывать наличие индивидуальных различий (Farrington 1989b; Stanger et al., 1992; MacDonald and Achenbach, 1999; Hofstra et al., 2000; Achenbach et al., 1995; Ferdinand and Verhulst, 1995). Вопрос о роли социальных и биологических факторов в происхождении агрессии довольно сложен (Cadoret et al., 1995; Mason and Frick, 1994; Rutter, Silberg, O’Connor and Simonoff, 1999). Аналитические обзоры исследований в этой области позволяют заключить, что в агрессивном поведении присутствует существенный генетический компонент, а существенное взаимодействие между биологической уязвимостью и неблагоприятными средовыми факторами обнаруживается в развитии такого поведения (Cadoret et al., 1995; Mason and Frick, 1994; Rutter, Silberg, O’Connor and Simonoff, 1999). Эти наследственные влияния, по-видимому, наиболее сильны в открытых типах агрессии и в случаях агрессии с ранним началом, но были также обнаружены в скрытом агрессивном и оппозиционном поведении (Eaves et al., 1997; Hewitt et al., 1997; Hudziak, Rudiger, Neale, Heath and Todd, 2000; Cates et al., 1993; Coccaro et al., 1997a; Vernon et al., 1999; Yeh et al., 2010).

Ряд существующих исследований посвящены изучению взаимосвязи агрессии с особенностями характера, самооценкой, социальным статусом подростка (А.А. Реан, 1997; Н.Б. Трофимова, 1999; П.А. Ковалев, 1996; Ostrov and Godlecki, 2009; Baker and Bramston, 1997; Murray-Close et al., 2010; Peled and Moretti, 2010; Sprague et al., 2011). Особое внимание в изучении проблем агрессии уделяется роли внутрисемейных отношений и социально-экономического статуса семьи в возникновении агрессивного поведения (Peek et al., 1985; Baron, Richardson, 1994; А.А. Реан, М.Ю. Санникова, 1996; Staub, 1996; Hinshaw and Anderson, 1996; Неthегingtоn and Stanley-Hagan, 1999). Долгое время ученых всех стран волнует вопрос влияния транслируемого в СМИ насилия на подростков. Существуют данные, доказывающие, что телепередачи и фильмы со сценами насилия более популярны среди агрессивных зрителей, чем среди неагрессивных (Cantor, 2000; Anderson and Gentile, 2007; Bushman and Huesman, 2006). Или доказывающие, что на агрессию в первую очередь влияет пол и семейная ситуация развития (Ferguson, San Miguel, and Hartley, 2009). Но также имеется и дос­таточное количество эмпирических доказательств того, что де­монстрация насилия – особенно периодически повторяющаяся демонстрация, которая типична для СМИ – вредна для детей и подростков (Cantor, 2000; Donnerstein et al., 1994; Мurray, 1997; Comstock 2003; Vidal, Clemente, Miguel and Espinosa, Pablo, 2003). В противодействие риск-факторам, существуют и защитные факторы, которые модифицируют, улучшают или изменяют реакцию индивида на опасное воздействие внешней среды, склоняющее его к неадаптивному результа­ту (Jenkins and Smith, 1990; Rae-Grant et al., 1989; Seifer et al., 1992; Tiet et al., 1989; Werner, 1994; Rutter, 1985).

В параграфе 1.4 проанализированы и обобщены данные экспериментальных исследований гендерных различий агрессивного поведения у старших подростков, возрастных различий в проявлении агрессии, особенностей агрессии у девочек. В частности, форм: у девочек отмечаются более высокие уровни реляционной агрессии, чем у мальчиков, и, как показали исследования, для девочек характерны косвенные формы выражения агрессии, в то время как для мальчиков – открытые (Bjorkqvist, Оstеrman and Kaukiainen, 1992; Crick and Grotpeter, 1995; Crick and Bigbee, 1998; Taylor et al., 2000; Verona and Curtin, 2006). Исследования устойчивости агрессивных проявлений на разных возрастных этапах показали примерно равный уровень у младших подростков, но, по мере взросления, картина меняется, обнаруживая большую устойчивость у лиц мужского пола, нежели у женского. При этом, имеющиеся данные убеждают в том, что индивидные, семейные и средовые корреляты агрессии и антисоциального поведения во многом схожи у лиц мужского и женского пола (McGee, Feehan, Villians and Anderson, 1992; П.А. Ковалев, 1996; Л.М. Семенюк, 1996; Silverthorn and Frick, 1999; Webster and Stretton, 1996Ь; Zoccolillo, 1993). Некоторые характеристики структуры семьи оказа­лись связанными с повышенным риском возникновения агрессивного поведения. К этим характеристикам относятся размер семьи, порядок рождения ребен­ка и родительский статус, а в сочетании с дополнительными переменными этот риск усиливается. Эти модифицирующие перемен­ные, по-видимому, включают гендер, социально-экономический статус семьи и порядок рождения ребенка (Webster-Stratton, 1996Ь; Calhoun et al., 1993; Rosenbaum, 1989; Reiss and Roth, 1993). Учитывая, что пубертатный период – это период серьезных изменений, происходящих в организме подростков, необходимо остановиться и на влиянии физических и гормональных преобразований. Физические и гормональные изменения, связанные с пубертатом, влияния более раннего возраста менархе на антисоциальное поведение, не­гативный Я-образ и снижение самооценки, а так­же повышенный уровень антисоциального поведения в подростковой среде, действуя в совокупно­сти, могут направить девушек из группы риска по пути развития антисоциального поведения в пери­од отрочества-юности (Silverthorn and Frick, 1999; Peterson, Sarigiani and Kennedy, 1991; Caspi, Lynam, Moffitt and Silva, 1993; Simmons and Blyth, 1987; Stattin and Magnusson, 1990). Кроме того, рассматриваются гендерные различия аутоагрессивного поведения у подростков. Случаи рецидивов также чаще регистрируются у девочек (Hawton, Fagg and Simkin, 1996; Herpertz, 1995; Winchel and Stanley, 1991; Hawton, Kingsbury, Steinhardt, ]ames and Fagg, 1999; Levenkron, 1998; Strong, 1998; Hyman, 1999; Zila, Farber, 2000; Nichols, 2000; Kiselica, 2001; С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева; Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко, 2006). Гендерные различия достигают максимума в середине периода отро­чества-юности. К началу периода взрослости уро­вень аутоагрессии падает, а половое соотношение распрост­раненности такого поведения приближается к 1:1 (Briere and Gil, 1998; Hawton et аl., 1996).

Исследованиям перфекционизма в отечественной и зарубежной психологии посвящен параграф 1.5. В данном параграфе рассмотрены теории и исследования перфекционизма (Г.Л. Флетт, П.Л. Хьитт, Р.О. Фрост, Б.Дж. Кокс, М.В. Эннс, В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов, Н. Гаранян, А. Холмогорова, Т. Юдеева). Для перфекциониста, по мнению ученых, собственные оценки результатов деятельности неразрывно связаны с представлением о родительских ожиданиях и одобрении или неодобрении. Это – существенная и, возможно, центральная составляющая перфекционизма (Burns, 1980; Hamachek, 1978; Pacht, 1984; Hollender, 1965). Д.Хамачек и другие авторы, исследовавшие перфекционизм, выделили различия между адаптивным и дезадаптивным перфекционизмом (В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов, 2007). В последние 20 лет исследователи стали изучать роль перфекционизма в таких расстройствах как депрессия (Blatt, 1995; Enns, Cox, 1999; Hewitt, Dyck, 1986; Hewitt, Flett, 1990, 1991, 1993), тревожность (Flett, Hewitt, Dyck, D.G., 1989; Stöber, Joorman, 2001), расстройства питания (Ashby, Kottman, Schoen, 1998), личностные расстройства (Hewitt, Flett, 1991; Hewitt, Flett, Blankstein, 1991), хронические боли и другие виды тяжелой дезадаптации (Flett, Hewitt, 1991, 2002; Hewitt, Flett, Blankstein, Dynin, 1994; Flett, Hewitt, Dyck, 1989).

  1   2   3

Похожие:

Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением iconГосударственное специальное учебно воспитательное бюджетное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением Приморская специальная
Государственное специальное учебно – воспитательное бюджетное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Приморская...
Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением iconПрограмма: «Социальная адаптация трудных подростков в обществе». Разработали: социальные педагоги
...
Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением iconУчебно-воспитательное бюджетное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
Самооценка результатов воспитательной деятельности в форме информационно-аналитической справки
Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением icon  к программе Маляр строительный 
Воспитательное учреждение для детей И подростков С девиантным   поведением «орловское специальное профессиональное училище  №1 закрытого типа...
Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением iconРеабилитационная программа направленная на снижение агрессивного поведения детей и подростков с отклонениями в развитии
Подростковый период онтогенеза это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции...
Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением iconДевиантное поведение подростков
Обычно различают девиантное поведение в широком и узком смысле. В широком смысле – это поведение любого человека, отклоняющееся от...
Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением iconВ. Ю. Плеханов Программа социально-психологического тренинга
...
Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением iconКак воздействовать на ребенка с девиантным поведением. (13 пунктов)
Например, теория аномии – по ней, девиация происходит, когда существует разрыв между целями общества и одобренными средствами для...
Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением iconРазработка моделей   профессиональной подготовки И профориентации  детей С девиантным поведением В специальных  учебно-воспитательных учреждениях. 
Модели профессиональной подготовки                                                     
Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением iconЗадачи убедить подростков в важности нравственно-гигиениче­ского поведения; способствовать влиянию на подростков с целью избавления их от негативных стерео­типов поведения
Цель: выявить проблемы здоровья подростка, косвенно или напрямую связанные с модой
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница